РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 01 июня 2011 года Комсомольский районный суд г.о. Тольятти Самарской области в составе: председательствующего судьи: Бугарь Г.А., при секретаре: Варламовой О.М., рассмотрев в открытом судебном заседании с участием представителя истца помощника прокурора Комсомольского района г. Тольятти Трониной Т.Н., представителя ответчика Вершининой Е.В. (действует на основании приказа), представителя мэрии г.о. Тольятти Никифоровой Е.М. (действует по доверенности), представителя 3-го лица Иванова Ю.И., гражданское дело ... по иску прокурора Комсомольского района г. Тольятти в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному дошкольному образовательному учреждению – детскому саду № 138 «Дубравушка», мэрии городского округа Тольятти об устранении нарушений, требований пожарной безопасности и обязании устранить нарушения санитарно эпидемиологического законодательства. УСТАНОВИЛ: Прокурор Комсомольского района г.о. Тольятти, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с указанным заявлением к ответчикам, мотивируя свои требования тем, что прокуратурой Комсомольского района г. Тольятти была проведена проверка исполнения администрациями образовательных учреждений, расположенных на территории Комсомольского района г.о. Тольятти, требований законодательства о пожарной безопасности, также санитарно-эпидемиологического законодательства. В ходе проверки установлено, что МДОУ детском саде № 138 «Дубравушка» не соблюдаются требования пожарной безопасности. Так, согласно предписанию 1100/1/ от 17.09.10 по устранению требований пожарной безопасности ОГПН Комсомольского района в помещении МДОУ детском саде № 138 «Дубравушка», расположенном по адресу: г.Тольятти, ул. Полевая, 20 выявлены следующие нарушения правил пожарной безопасности: в тамбуре эвакуационного выхода из пищеблока допущено устройство вешалки для одежды, а также хранение инвентаря, предметов мебели; распорядительным документом не установлен соответствующий пожарной опасности противопожарный режим, в том числе порядок уборки горючих отходов и пыли; не очищены воздуховоды естественной вентиляции от горючих отложений; практические занятия по отработке плана эвакуации должны проводиться не реже одного раза в полугодие; план эвакуации не соответствует требованиям ГОСТ Р. 12.2.143-2002; допускается фиксирование устройств для самозакрывания дверей в открытом положении; двери противодымной защиты отделяющие коридоры от лестничных клеток не В связи с вступлением в силу с 01.01.2005г. Федерального закона № 122-ФЗ от 22.08.2004г. «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к полномочиям органов местного самоуправления в области пожарной безопасности относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности (редакция ст. 19 ФЗ «О пожарной безопасности»), а также обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий. В связи, с чем обязанности по обеспечению пожарной безопасности должно быть возложено на ответчиков. В ходе проверки специалистом Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области в городе Тольятти в МДОУ детском саде № 138 «Дубравушка» выявлены нарушения «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений, СанПин 2.4.1.1249-03», утверждённых Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 26.03.2003 года № 24: учреждение обязали провести озеленение территории в соответствии с установленными требованиями; установить недостающее оборудование на игровые площадки и общую физкультурную площадку на территории в соответствии с установленными требованиями; В соответствии со ст. 3 «Конвенции о правах ребенка», принятой 20.11.1989, во всех действиях в отношении детей, независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, первоочередное внимание должно уделяться наилучшему обеспечению интересов ребенка. Обращение прокурора в суд в интересах неопределенного круга лиц обусловлено необходимостью защиты личности и имущества от пожара, направлено на обеспечение пожарной безопасности как одной из важнейших функций государства; в целях обеспечения благоприятных условий его жизнедеятельности, при которых отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека. Истец просит обязать администрацию муниципального дошкольного образовательного учреждения дополнительного образования детского сада комбинированного вида № 138 «Дубравушка» г.о. Тольятти и мэрию городского округа Тольятти устранить нарушения требований федерального законодательства о пожарной безопасности путем совершения следующих действий: в тамбуре эвакуационного выхода из пищеблока устранить устройство вешалки для одежды, а также запретить хранение инвентаря, предметов мебели; установить распорядительным документом соответствующий пожарной опасности противопожарный режим, в том числе порядок уборки горючих отходов и пыли; очистить воздуховоды естественной вентиляции от горючих отложений; проводить практические занятия по отработке плана эвакуации не реже одного раза в полугодие; привести план эвакуации в соответствии с требованиями ГОСТ Р. 12.2.143-2002; устранить фиксирование устройств для самозакрывания дверей в открытом положении; обеспечить двери противодымной защиты отделяющие коридоры от лестничных клеток уплотнителями в притворах; устранить покрытие полов в общих коридорах на путях эвакуации горючими В судебном заседании представитель истца Тронина Т.Н. заявленные требования поддержала, дала пояснения, аналогичные установочной части решения, дополнив, что обращение прокурора в суд в интересах неопределенного круга лиц вызвано необходимостью защиты личности и имущества от пожара, направлено на обеспечение пожарной безопасности как одной из важнейших функций государства; в целях обеспечения благоприятных условий его жизнедеятельности, при которых отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека. В судебном заседании представитель ответчика МДОУ детский сад № 138 «Дубравушка» заявленные требования признала, частично и суду пояснила, что в соответствии с частью 4 статьи 4 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» на существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, положения Технического регламента не распространяются. Между тем, в тексте искового заявления делается вывод о наличии угрозы возникновения пожара, жизни и здоровью людей вследствие воздействия опасных факторов, по всей видимости на основании оценки сделанной специалистом ОНД, и таким образом на данных объектах должны выполнятся нормы пожарной безопасности определенные ФЗ-123, при этом требования вышеуказанного закона обязательны для исполнения при: проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, техническом перевооружении, изменении функционального назначения, техническом обслуживании, эксплуатации и утилизации объектов защиты (п.2 ФЗ-123). Тем не менее, по данному предписанию их учреждением уже проведена определенная работа, многие нарушения устранены или находятся в работе, в частности: в тамбуре эвакуационного выхода из пищеблока допущено устройство вешалки для одежды, а также хранение инвентаря, предметов мебели, нарушение ППБ 01-03, п. 53 -устранено. С тамбура эвакуационного выхода из пищеблока все посторонние предметы убраны, имеется акт выполненных работ от 20.05.2011г., а так же фото Распорядительным документом установлен соответствующий пожарной опасности противопожарный режим, в том числе порядок уборки горючих отходов и пыли, нарушение ППБ 01-03, п. 15 - устранено. Распорядительным документом, приказ заведующей детского сада № 138 от 01.03.2011 года, установлен соответствующий противопожарный режим. Горючих отходов и пыли в здании детского сада не образовывается, так как это не производственный объект. Копия Приказа № 16/1 от 01.03.2011г. - прилагается. Не очищены воздуховоды естественной и приточно-вытяжной вентиляции от горючих отложений, нарушение ППБ 01-03, п. 78 - устранено. Воздуховоды очищены представителем ООО ПКФ «Торгтехника» акт № б/н от 03.03.2011 года. Копии Приказа № 16/2 от 01.03.2011г., Акта выполненных работ от 03.03.2011г. - прилагаются. Практические занятия по отработке плана эвакуации должны проводиться не реже одного раза в полугодие, нарушение ППБ 101-89, п. 1.4 - устранено. Практические занятия по отработке плана эвакуации проводятся 1 раз в полугодие. Копии Приказа № 75 от 22.09.2010г., Приказа № 43 от 19.05.2011г., копии Актов проведения тренировок от 28.09.2010г. и от 20.05.2011г. - прилагаются. Нарушение в виде несоответствия плана эвакуации требованиям ГОСТ Р. 12.2.143-2002, нарушение ППБ 01-03 п.З, ППБ 101-89 п.1.4 в настоящее время устранены. Планы эвакуации в детском саду имеются. Согласно ППБ 01-03 « п. 16. В зданиях и сооружениях (кроме жилых домов) при единовременном нахождении на этаже более 10 человек должны быть разработаны и на видных местах вывешены планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара...», а в садике план имеется. План эвакуации согласно ГОСТ Р 12.2.143-2002 заказан в ООО «На всякий пожарный». Копия договора № 19 от 20.05.2011г. - прилагается. Допускается фиксирование устройств для самозакрывания дверей в открытом положении, нарушение указанное ППБ 01-03 п.34 в настоящее время так же устранено. Доводчики отрегулированы. Копии Приказа № 16/3 от 01.03.2011г., Акт выполненных работ от 20.05.2011г. прилагаются. ППБ 01-03 п.З в настоящее время устранен, двери противодымной защиты отделяющие коридоры от лестничных клеток обеспечены уплотнениями в притворах, уплотнители установлены, имеется копии Приказа № 16/3 от 01.03.2011г., акт выполненных работ от 20.05.2011г.,а так же фото – прилагаются В настоящее время ведутся работы по устранению нарушения в виде покрытие пола в общих коридорах на путях эвакуации горючими материалами (линолеумом), однако, данное требование не правомочно т.к. п. 53 ППБ-01-03 не запрещает применять для устройстваполов горючие материалы в том числе линолеумом (п.53. При эксплуатации эвакуационных путей и выходов запрещается: применять горючие материалы для отделки, облицовки и окраски стен и потолков, а также ступеней и лестничных площадок на путях эвакуации (кроме зданий V степени огнестойкости);). Согласно материалам селекторного совещания МЧС России по вопросу применения Федерального закон от 22.07.2009 года № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности*" от 11.06.2009 года сказано: «. ..при проведении сезонных ремонтных работ объектах любого назначения, предусматривающих замену напольных покрытий, не запрещается использование материалов, соответствующих требованиям ранее действующих нормативных документов в области пожарной безопасности». По проекту в детском саду на полу используется линолеум. Для покрытия полов керамогранитом заключен договор № 4 от 04.05.2011г. с ООО «КВ-Сервкс». Копия договора № 4 от 04.05.2011г. - прилагается. Отделка стен музыкального зала выполнена из горючих материалов (масляная краска), что является нарушением п1Б 01-03 п.З, СНиП 2.08.02* п. 1.88, для устранения нарушения работы ведутся. Данное здание построено в 1979 году, реконструкция и капитальный ремонт здания не производились, соответственно на данное здание распространяется СНиП П-А.5-70 "Противопожарные нормы проектирования зданий и сооружений", а не СНиП 2.08.02-89*. В части касающейся окраски стен музыкального зала масляной краской, Приказом Федерального агентства по техническому контролю и метрологии от 30 апреля 2009 г. N 1573 установлен перечень национальных стандартов и сводов правил, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона « Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». Раздел 7. Материалы строительные, ковровые покрытия устанавливает в том числе перечень красок требующих обязательной сертификации. Среди данных кодов ОКП нет красок, эмалей, лаков, в том числе и масляных, за исключением кода 231430 (красок, лаков, эмалей, грунтовок и шпатлевок нитроэпоксидных). Так же хотелось бы отметить что, водоэмульсионные краски могут быть опасней масляных. Например ВА-27А - является легковоспламеняющейся жидкостью, при этом в данном конкретном случае подтверждения о горючести либо негорючести или классах по краскам масляным в сухом нанесенном виде представителями прокуратуры и ОНД не представлены. В настоящее время отделка стен музыкального зала демонтирована. Фото прилагается. Поручни и ограждения в здании сада не отвечают следующим требованиям: высота Аналогичное положение предусмотрено статьей 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, а именно: акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. То есть все технические и проектные решения, принятые до вступления в силу Технического регламента должны, приниматься и выполняться. Иначе могут возникнуть негативные последствия, вплоть до остановки строительства. Копия письма прилагается. Установлена лестница 3-го типа на расстоянии мене 1 м. от оконных проемов, В детском саду применяется местная вытяжная вентиляция {местная вытяжная вентиляция удаляет воздух от определённых мест с наибольшей концентрацией вредных примесей в воздухе. Примером такой местной вытяжной вентиляции может быть вытяжка на кухне), а не приточно-вытяжная. В СНиП 41-01-2003 сказано «п. 12.4. Для зданий и помещений, оборудованных автоматическими установками пожаротушения или автоматической пожарной сигнализацией, следует предусматривать автоматическое блокирование электроприемников систем воздушного отопления» Так как в детском саду не приточно-вытяжная вытяжка и нет систем воздушного отопления, то блокировка не требуется. Не выполнены на воздуховодах систем общеобменной вентиляции, воздушного отопления и кондиционирования противопожарные клапана в целях предотвращения проникания в помещения продуктов горения (дыма) во время пожара. Противопожарные клапаны следует устанавливать в противопожарной преграде или непосредственно у преграды с любой стороны, или за ее пределами, обеспечивая на участке воздуховода от преграды до клапана предел огнестойкости преграды, нарушение ППБ 01-03 п. 3; СНиП 41-01-2003 п. 7.11.1 полагает, что данное замечание необоснованно. Здание детского сада построено в 1979 году, принято 25.12.84г. актом № 97 государственной приемочной комиссией, в том числе и представителем противопожарной службы. Реконструкция и капитальный ремонт здания не производились, соответственно на данное здание распространяется СНИП И-33-75 "Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха", а не СНиП 41-01-2003. В детском саду применяется местная вытяжная вентиляция (местная вытяжная вентиляция удаляет воздух от определённых мест с наибольшей концентрацией вредных примесей в воздухе. Примером такой местной вытяжной вентиляции может быть вытяжка на кухне), а не приточно-вытяжная. В СНиП 41-01-2003 сказано «п.7.11.2 Установку обратных клапанов следует предусматривать для защиты от перетекания вредных веществ 1-го и 2-го классов опасности (при неработающей вентиляции) из одних помещений в другие, размещенные на разных этажах, если расход наружного воздуха в этих помещениях определен из условия ассимиляции вредных веществ» Так как в детском саду вытяжная местная вентиляция, то установка клапанов не требуется. В предписании указано, что не выполнено в пределах одного пожарного отсека условия прокладки, а также пределы огнестойкости транзитных воздуховодов на всем протяжении от места пересечения противопожарной преграды (стены, перегородки, перекрытия) обслуживания помещения до помещения для вентиляционного оборудования в соответствии с таблицей 2 СНиП 41-01-2003 (через коридор), нарушение: ППБ 01-03 п. 3; СНиП 41-01-2003 п. 7.11.8, однако, она считает, что указанное нарушение является необоснованным, поскольку при приеме здания в эксплуатацию присутствовал представитель противопожарной службы. Реконструкция и капитальный ремонт здания не производились, соответственно на данное здание распространяется СНиП И-33-75 "Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха", а не СНиП 41-01-2003. В соответствии со статьей 54 Конституции Российской Федерации закон, устанавливающий или отягощающий ответственность, обратной силы не имеет. Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось нарушением. По общему для всех отраслей права принципу закон действует в отношении будущего, с момента его вступления в силу и не имеет обратной силы. Аналогичное положение предусмотрено статьей 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, а именно: акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. То есть все технические и проектные решения, принятые до вступления в силу-Технического регламента должны, приниматься и выполняться. Иначе могут возникнуть негативные последствия, вплоть до остановки строительства. Само по себе перечисление в исковом заявлении допущенных противопожарных нарушений не является доказательством наличия реальной угрозы жизни и безопасности людей. Величиной, отделяющей мнимую угрозу от реальной, является величина допустимого индивидуального риска, равного 10 в минус шестой степени (одна миллионная в год на человека), установленная в ст. 79 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». В МДОУ детский сад № 138 организацией ООО «Центр оценки рисков» выполнена оценка пожарного риска, которая составила 0,59 умноженное на 10 в минус шестой степени в год на человека. Оценка пожарного риска - это проведение соответствующих расчетов, и доказывание с помощью этих расчетов, что риск соответствует или не соответствует тем назначениям, которые установлены техническим регламентом. То есть, пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных Техническим регламентом пожарной безопасности, то есть здание детского сада соответствует требованиям пожарной безопасности. Кроме того, в предписании указано, что необходимо провести озеленение территории в соответствии с установленными требованиями п.2.1.14, в настоящее время указанный пункт предписания выполнен. Так же установлено недостающее оборудование на игровые площадки и общую физкультурную площадку на территории в соответствии с установленными требованиями п.2.1.13; 2.1.1.15 СанПиН 2.4.1.1249-03. С 1 октября 2010 года введены в действие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях», Постановление № 91 от 22 июля 2010 г. С момента введения СанПиН 2.4.1.2660-10 считать утратившими силу санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.1249-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных учреждениях», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ, первого заместителя Министра здравоохранения РФ от 26.03.2003 № 24 (зарегистрированы в Минюсте России 08.04.2003, регистрационный номер 4392). В судебном заседании представитель мэрии г.о. Тольятти заявленные требования не признала в полном объеме, суду пояснила, что выявленные в дошкольном учреждении нарушения касаются несущих конструкций, здание сдано в эксплуатацию в 1979 году, акт приемки здания имеется. На момент сдачи здания в эксплуатацию требования пожарной безопасности совпадали и в настоящее время считает, что расширение дверных проемов может привести к непредвиденным последствиям. Также не согласна с тем, что требования прокурора адресованы к мэрии г.о.Тольятти как к ответчику. Мэрия г.о.Тольятти может оказать помощь МДОУ лишь в случае недостаточности средств для устранения недостатков, но считает, что привлекать их в качестве ответчиков для устранения недостатков нецелесообразно. В судебном заседании представитель 3-го лица – ОГПН г.о. Тольятти и муниципального района Ставропольский не возражал против удовлетворения заявленных требований, дал пояснения, аналогичные установочной части решения, дополнив, что садику неоднократно выдавались предписания об устранении выявленных недостатков. Однако предписания не выполнены в полном объеме до настоящего времени. В судебное заседание представитель 3-го лица Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области в г. Тольятти в судебном заседание не явился, заявленные требования поддерживают в полном объеме. Суд, выслушав стороны, изучив представленные материалы, пришел к выводу о том, что заявленные требования подлежат частичному удовлетворению, данный вывод суда основан на следующем: В соответствии со ст. 41 Конституции РФ – каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. В силу ст. 150 ГК РФ жизнь, здоровья и другие нематериальные блага подлежат судебной защите. В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Поскольку бездействиями ответчиков нарушаются интересы педагогического состава, а также воспитанников детского сада, что ставит под угрозу их безопасность в случае возникновения пожара, суд приходит к выводу о том, что обращение прокурора с заявленными требованиями является законным и обоснованным. Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между учреждениями, организациями и иными юридическими лицами, независимо от их организационно-правовых форм собственности, - определяются Федеральным законом РФ от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности». Федеральным законом «О пожарной безопасности» определено, что обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства. В статье 1 данного Закона пожарная безопасность определяется как состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. В соответствии со ст. 37 ФЗ «О пожарной безопасности» № 69-ФЗ от 21.12.1994 года осуществление непосредственного руководства системой пожарной безопасности возложено на руководителей организаций, которые несут ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности. Согласно ст. 38 ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества, руководители федеральных органов исполнительной власти, руководители органов местного самоуправления, лица, уполномоченные владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций. В соответствии с п. 10 Приказа МЧС РФ № 313 от 18.06.2003 года «Об утверждении правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03)» установлено, что собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное исполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору. В соответствии со ст. 51 Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся. В соответствии с ч. 3 ст. 33 Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение несет в установленном законом порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся во время образовательного процесса. Судом установлено, что прокуратурой Комсомольского района г. Тольятти была проведена проверка исполнения администрациями образовательных учреждений, расположенных на территории Комсомольского района г.о. Тольятти, требований законодательства о пожарной безопасности, также санитарно-эпидемиологического законодательства. В ходе проверки установлено, что МДОУ детский сад № 138 «Дубравушка», расположенном по адресу: г.о. Тольятти, ул. Полевая, 20, не соблюдаются требования пожарной безопасности. В адрес детского учреждения 17.09.2010 г. вынесено предписание № 1100/1/1от17.09.2010 по устранению требований пожарной безопасности (л.д.8-13). Однако в ходе рассмотрения дела установлено, что до рассмотрения иска по существу устранены большая часть нарушений, что подтверждается соответствующими актами, представленными директором МДОУ детский сад №138 Дубравушка.. Неустраненными являются следующие нарушения: - привести план эвакуации в соответствии с требованиями ГОСТ Р12.2.143-2002 - устранить покрытие полов в общих коридорах на путях эвакуации горючими - устранить отделку музыкального зала горючими материалами (масляной краской ); - произвести установку поручней и ограждений в здании сада не менее 1,2 м.; Суд считает, что невыполнение данных требований пожарной безопасности и деятельность детского сада в условиях ненадлежащего состояния пожарной безопасности в нем создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью, а поэтому требования истца в этой части подлежат удовлетворению. Установлено, что ответчику необходимо увеличить ширину всех дверей эвакуационных выходов в свету не менее 1,2 м. (по факту 0,8 м.), установить вторые рассредоточенные эвакуационные выходы из групп «Малинка» и «Земляничка»; установить лестницы 3-го типа на расстоянии менее 1 м. от оконных проемов; выполнить блокировку систем вещания (СОУЭ) и приточно-вытяжной вентиляции с автоматической пожарной сигнализацией; выполнить на воздуховодах систем общеобменной вентиляции, воздушного Суд приходит к выводу о том, что устранение такого нарушения как ширина всех эвакуационных выходов в свету менее 1,2 м. (п. 3 ППБ 01.03, п. 6.27 СНиП 21-01-97) не входит в компетенцию администрации дошкольного учреждения, поскольку в соответствии со ст. 4 ФЗ от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» на существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, положения ФЗ не распространяются, за исключением случаев, если дальнейшая эксплуатация указанных зданий, сооружений и строений приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара. В таких случаях собственник объекта или лицо, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться зданиями, сооружениями и строениями, должны принять меры по приведению системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в соответствие с требованиями ФЗ. Здание МДОУ д/с № 138 «Дубравушка», расположенное по адресу: г. Тольятти, ул. Полевая, 20, построено и введено в эксплуатацию в 1979 г., что подтверждается актом приемки здания (сооружения) государственной комиссией № 97. С указанного времени в здании располагается детское дошкольное учреждение. Указанные обстоятельства позволяют суду сделать вывод о том, что как здание в целом, так и все дверные проемы соответствовали Строительным нормам и правилам, а также требованиям пожарной безопасности, поскольку при сдаче объекта в эксплуатацию присутствие представителя пожарного надзора. В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Однако, истцами не предоставлено технического заключения, подтверждающего, что устранение нарушений, связанных с изменение ширины эвакуационных проемов, технически возможно, и не приведет к перепланировке здания, в результате которой будут затронуты несущие конструкции (элементы), что в последующем может привести к конструктивному нарушению целостности здания и его разрушению. При изложенных выше обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что в удовлетворении заявленных требований в этой части следует отказать. Также в ходе проверки специалистом Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области в городе Тольятти в МДОУ детском саде № 138 «Дубравушка» выявлены нарушения «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений, СанПин 2.4.1.1249-03», утверждённых Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 26.03.2003 года № 24: учреждение обязали провести озеленение территории в соответствии с установленными требованиями; установить недостающее оборудование на игровые площадки и общую физкультурную площадку на территории в соответствии с установленными требованиями; В соответствии со ст. 3 «Конвенции о правах ребенка», принятой 20.11.1989, во всех действиях в отношении детей, независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, первоочередное внимание должно уделяться наилучшему обеспечению интересов ребенка. В соответствии с требованиями ст. 11, 24, 28, 51 ФЗ от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг. При эксплуатации помещений, зданий должны осуществляться санитарно-противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ. В судебном заседании установлено, что указанные нарушения устранены, а поэтому в удовлетворении заявленных требований следует отказать. Согласно Уставу учредителем МДОУ детский сад № 138 «Дубравушка» г.о. Тольятти является мэрия г.о. Тольятти, учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность несет собственник имущества. В соответствии с п. 3.4 Устава, финансирование детского сада осуществляется в соответствии с законодательством РФ. Кроме того, Устав указывает, что МДОУ детский сад № 138 «Дубравушка» г.о. Тольятти является юридическим лицом, имеет обособленное имущество, отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, имеет самостоятельный баланс, лицевые счета для учета операций со средствами бюджета городского округа и средствами, полученными от предпринимательской и иной приносящий доход деятельности, детский сад отвечает по своим обязательствам, находящимся в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения несет собственник имущества. В связи с этим суд не может согласиться с доводами мэрии г.о. Тольятти о том, что обязанность по устранению установленных нарушений и финансирование данных мероприятий должно произвести исключительно учреждение. Положения Устава и нормы закона устанавливают ограниченную ответственность собственника имущества. В соответствии со ст. 120 ГК РФ, бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам, находящимся в его распоряжении денежными средствами. Собственник имущества несет субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения только при недостаточности указанных денежных средств. Субсидиарная ответственность предполагает в данном случае несение дополнительной обязанности мэрией г.о. Тольятти, в случае недостаточности денежных средств у садика. В связи с этим, суд приходит к выводу о том, что обязанность по устранению нарушений требований пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологических требований должна быть возложена на МДОУ детский сад № 138 «Дубравушка» г.о. Тольятти за счет собственных средств учреждения, а в случае недостаточности у него собственных средств обязанность по выделению денежных средств на устранение выявленных нарушений требований пожарной безопасности должна быть возложена на мэрию городского округа Тольятти На основании изложенного ст. 19 ФЗ «О пожарной безопасности», ст. 32, 51 Закона РФ «Об образовании», ст.ст. 194-197, 441 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковое заявление прокурора Комсомольского района г. Тольятти – удовлетворить частично. Обязать администрацию Муниципального дошкольного образовательного учреждения – детского сада комбинированного вида № 138 «Дубравушка» устранить за счет собственных средств нарушения требований федерального законодательства о пожарной безопасности, указанные в предписании № 1100/14/1/1 17.09.2011 года, а именно: - Привести план эвакуации в соответствие с требованиями ГОСТ Р12.2.143-2002. -произвести установку поручней и ограждений в здании сада в соответствии со следующим требованиями: высота ограждений лестниц, используемых детьми должна быть менее 1.2м -устранить покрытие полов в общих коридорах на путях эвакуации, поскольку они выполнены горючими материалами. - заменить отделку стен музыкального зала, поскольку они также отделаны горючими материалами. В случае недостаточности собственных средств в МДОУ детский сад № 138 «Дубравушка» мэрию городского округа Тольятти выделить денежные средства на устранение вышеуказанных нарушений. Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Комсомольский районный суд г. Тольятти в течение 10 дней в окончательной форме. Судья Г.А.Бугарь Мотивированное решение изготовлено 06.06.2011 г.
обеспечены уплотнителями в притворах; покрытие полов в общих коридорах на путях эвакуации отделано горючими материалами (линолиум); отделка стен музыкального зала выполнена из горючих материалов (масляная краска), поручни и ограждения в здании сада не отвечают следующим требованиям: высота ограждений лестниц, используемых детьми, должна быть менее 1,2 м.; на остекленных дверях не предусмотрены защитные решетки до высоты не менее 1,2 м.; -выполнить ширину всех дверей эвакуационных выходов в свету не менее 1,2 м. (по факту 0,8 м.); -помещения различных классов функциональной пожарной опасности не разделены между собой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости: в помещении прачечной не установлена противопожарная дверь; в физкультурном зале, дымовые пожарные извещатели не оборудованы защитной конструкцией от возможных механических повреждений; в здании не предусмотрена прямая телефонная связь, с ближайшим подразделением пожарной охраны; отсутствуют вторые рассредоточенные эвакуационные выходы из групп «Малинка» и «Земляничка»; установлена лестница 3-го типа на расстоянии менее 1 м. от оконных проемов; не выполнена блокировка систем вещания (СОУЭ) и приточно-вытяжной вентиляции с автоматической пожарной сигнализацией; не выполнены на воздуховодах систем общеобменной вентиляции, воздушного отопления и кондиционирования противопожарные клапана в целях предотвращения проникновения в помещения продуктов горения (дыма) во время пожара, противопожарные клапаны следует устанавливать в противопожарной преграде или непосредственно у преграды с любой стороны, или за ее пределами, обеспечивая на участке воздуховода от преграды до клапана предел огнестойкости преграды; не выполнено в пределах одного пожарного отсека условия прокладки, а также пределы огнестойкости транзитных воздуховодов на всем протяжении от места пресечения противопожарной преграды (стены, перегородки, перекрытия) обслуживания помещения до помещения для вентиляционного оборудования в соответствии с таблицей 2 СНиП 41-01-2003 (через коридор); Названное нарушение правил пожарной безопасности сохраняется длительное время. Сложившееся положение создает для учащихся, педагогов и других лиц опасные условия нахождения в данном учреждении. Ответчикам известна ситуация, которая сложилась в учреждении, однако действенных мер к устранению нарушений не принимается. Учитывая, что МДОУ детский сад № 138 «Дубравушка» является учреждением с пребыванием людей, в том числе несовершеннолетних, указанные нарушения могут привести в случае пожара к необратимым последствиям - массовой гибели или травмированию несовершеннолетних, а также работников учреждения и иных лиц, находящихся в помещениях учреждения, повреждению и уничтожению имущества.
материалами (линолиум); устранить отделку стен музыкального зала горючими материалами (масляная краска); произвести установку поручней и ограждений в здании сада в соответствии со следующими требованиями высота ограждений лестниц, используемых детьми, должна быть менее 1,2 м.; установить на остекленных дверях защитные решетки до высоты не менее 1,2 м.; выполнить ширину всех дверей эвакуационных выходов в свету не менее 1,2 м. (по факту 0,8 м.), установить в помещении прачечной противопожарную дверь; оборудовать в физкультурном зале защитной конструкцией от возможных механических повреждений дымовые пожарные извещатели; установить в здании прямую телефонную связь, с ближайшим подразделением пожарной охраны; установить вторые рассредоточенные эвакуационные выходы из групп «Малинка» и «Земляничка»; устранить установку лестницы 3-го типа на расстоянии менее 1 м. от оконных проемов; выполнить блокировку систем вещания (СОУЭ) и приточно-вытяжной вентиляции с автоматической пожарной сигнализацией; выполнить на воздуховодах систем общеобменной вентиляции, воздушного
отопления и кондиционирования противопожарные клапана в целях предотвращения проникновения в помещения продуктов горения (дыма) во время пожара, противопожарные клапаны следует устанавливать в противопожарной преграде или непосредственно у преграды с любой стороны, или за ее пределами, обеспечивая на участке воздуховода от преграды до клапана предел огнестойкости преграды; выполнить условия прокладки, а также пределы огнестойкости транзитных воздуховодов на всем протяжении от места пресечения противопожарной преграды (стены, перегородки, перекрытия) обслуживания помещения до помещения для вентиляционного оборудования; устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства путем совершения следующих действий: провести озеленение территории в соответствии с установленными требованиями; установить недостающее оборудование на игровые площадки и общую физкультурную площадку на территории в соответствии с установленными требованиями.
ограждений лестниц, используемых детьми, должна быть не менее 1.2 м., нарушение ППБ
01-03 п.З; СНиП 2.08.02-89* п.1.92* - считает необоснованным. В п.1.92* СНиП 2.08.02-98* говорится, что поручни и ограждения в зданиях дошкольных учреждений и на этажах школ и учебных корпусов школ-интернатов, где расположены помещения для первых классов, должны отвечать следующим требованиям: высота ограждений лестниц, используемых детьми, должна быть не менее 1,2 м. Данные требования соблюдены в нашем учреждении, о чем свидетельствуют предъявленные фотографии и расчеты. На остекленных дверях не предусмотрены защитные решетки до высоты не менее 1,2
м., нарушение ППБ 01-03 п.З; СНиП 2.08.02-89* п. 1.136 - устранено. Данное здание
построено в 1979 году, реконструкция и капитальный ремонт здания не производились,
соответственно на данное здание распространяется СНиП П-А.5-70 "Противопожарные
нормы проектирования зданий и сооружений", а не СНиП 2.08.02-89*. Стекла на дверях заменили небьющимся материалом (ДВП). Копии Приказа № 16/3 от 01.03.2011г., Акт выполненных работ от 20.05.2011г. прилагаются. В предписании указано, что необходимо выполнить ширину всех дверей эвакуационных выходов в свету не менее 1,2 м. (по
факту - 0,8 м.), нарушение п.З ППБ 01-03, СНиП 21-01-97* п.6.27. Она полагает, что выполнение данного мероприятия носит конструктивный характер и не входит в
компетенцию администрации детского сада. Данное здание построено в 1979 году, реконструкция и капитальный ремонт здания не производились, соответственно на данное здание распространяется СНиП П-А.5-70 "Противопожарные нормы проектирования зданий и сооружений", а не СНиП 21-01-97*, где сказано 4.2. Суммарная ширина маршей лестничных клеток в зависимости от числа людей, находящихся на наиболее населенном этаже, кроме первого, а также ширина дверей, коридоров или проходов на путях эвакуации во всех этажах должны приниматься из расчета не менее 0,6 м на 100 человек, за исключением случаев, указанных в соответствующих главах СНиП. Минимальная ширина эвакуационных дверей должна быть 0,8 м.», что соответствует прежним нормам. Копия письма прилагается. Помещения различных классов функциональной пожарной опасности не разделены между собой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости: в помещении прачечной не установлена противопожарная дверь, нарушение ППБ 01-03
п.З; СНиП 21-01-97* п.7.4. - устранено. Данное здание построено в 1979 году,
реконструкция и капитальный ремонт здания не производились, соответственно на данное
здание распространяется СНиП П-А.5-70 "Противопожарные нормы проектирования
зданий и сооружений", а не СНиП 21-01-97*. Заключен договор № 1-070 от 04.05.2011 г. с
ООО «Таймер» по установке противопожарной двери в прачечной. Копии документов
прилагаются. В физкультурном зале, дымовые пожарные извещатели не оборудованы защитной конструкцией от возможных механических повреждений, нарушение ППБ 01-03 п.З ППБ 88-01 п. 12.25. - устранено. Установлена защита на дымовые пожарные извещатели от возможных механических повреждений. Копии Приказа № 16/3 от 01.03.2011г., Акты выполненных работ от 20.05.2011г., фото- прилагаются. В здании не предусмотрена прямая телефонная связь с ближайшим подразделением пожарной охраны, нарушение ППБ 01-03 п.39 - устранено. 19.05.2011 года организация ООО «Окта-Электроникс сервис» установила прямую телефонную связь с ЕДДС. Копия Акта выполненных работ прилагается. Отсутствуют вторые рассредоточенные эвакуационные выходы их групп «Малинка» и «Земляничка», нарушение п.З ППБ 01-03, СНиП 21-01-97* п.6.12*. Считает, что выполнение данного мероприятия носит конструктивный характер и не входит в компетенцию администрации детского сада. Данное здание построено в 1979 году, принято 25.12.84г. акт №97 государственной приемочной комиссией, в том числе ипредставителем противопожарной службы. Реконструкция и капитальный ремонт здания не производились, соответственно на данное здание распространяется СНиП II- А.5-70 «Противопожарные нормы проектирования зданий и сооружений», а не СНиП 21-01-97*. В соответствии со статьей 54 Конституции Российской Федерации закон, устанавливающий или отягощающий ответственность, обратной силы не имеет. Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось нарушением. По общему для всех отраслей права принципу закон действует в отношении будущего, с момента его вступления в силу и не имеет обратной силы.
нарушение п.З ППБ 01-03, СНиП 21-01-97* п. 6.30*. Они считают, что выполнение
данного мероприятия носит конструктивный характер и не входит в компетенцию администрации детского сада. Данное здание построено в 1979 году, принято 25.12.1984 года акт № 97 государственной приемочной комиссией, в том числе и представителем противопожарной службы, Реконструкция и капитальный ремонт здания не производились, соответственно на данное. здание распространяется СНип II А.5-70 «Противопожарные нормы проектирования зданий и сооружений», а не СНиП 21-01-97*, где сказано «4.9. Наружные пожарные лестницы, предназначенные для эвакуации людей, должны сообщаться с помещениями через площадки или балконы, устраиваемые на уровне эвакуационных выходов, и иметь ограждения высотой не менее 0,8 м. Угол уклона и ширина наружных пожарных лестниц устанавливаются в соответствующих главах СНиП. Допускается использование таких лестниц в качестве вторых эвакуационных выходов из зданий, сооружений и помещений, за исключением случаев, регламентируемых соответствующими главами СНиП.» и про расстояние от оконных проемов ничего не сказано. Копия письма прилагается. Не выполнена блокировка систем оповещения (СОУЭ) и приточно – вытяжной вентиляции с автоматической пожарной сигнализацией, нарушение п.З ППБ 01-03; п. 13.1 НПБ 88-01; п.1.1.8. РД 009-01-96; п12.4 СНиП 41-01-2003. Она полагает, что выполнение данного мероприятия не входит в компетенцию администрации детского сада. Данное здание построено в 1979 году, принято 25.12.84г. актом № 97 государственной приемочной комиссией, в том числе и представителем противопожарной службы. Реконструкция и капитальный ремонт здания не производились, соответственно на данное здание распространяется СНИП И-33-75 "Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха", а не СНиП 41-01-2003.
материалами (линолиумом);
отопления и кондиционирования противопожарные клапана в целях предотвращения проникновения в помещения продуктов горения (дыма) во время пожара, противопожарные клапаны следует устанавливать в противопожарной преграде или непосредственно у преграды с любой стороны, или за ее пределами, обеспечивая на участке воздуховода от преграды до клапана предел огнестойкости преграды; выполнить условия прокладки, а также пределы огнестойкости транзитных воздуховодов на всем протяжении от места пресечения противопожарной преграды (стены, перегородки, перекрытия) обслуживания помещения до помещения для вентиляционного оборудования.