№2-843/2011 об устранении нарушений требований пожарной безопасности



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

03 июня 2011 года Комсомольский районный суд г.о. Тольятти Самарской области в составе:

председательствующего судьи: Бугарь Г.А.,

при секретаре: Варламовой О.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании с участием представителя истца помощника прокурора Комсомольского района г. Тольятти Трониной Т.Н., представителя ответчика Захаровой И.В. (действует на основании приказа), представителя мэрии г.о. Тольятти Никифоровой Е.М. (действует по доверенности), представителя 3-го лица Кадейкина С.В., гражданское дело ... по иску прокурора Комсомольского района г. Тольятти в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному образовательному учреждению средней школе № 14, мэрии городского округа Тольятти об устранении нарушений, требований пожарной безопасности.

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Комсомольского района г.о. Тольятти, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с указанным заявлением к ответчикам, мотивируя свои требования тем, что прокуратурой Комсомольского района г. Тольятти была проведена проверка исполнения администрациями образовательных учреждений, расположенных на территории Комсомольского района г.о. Тольятти, требований законодательства о пожарной безопасности, также санитарно-эпидемиологического законодательства.

В ходе проверки установлено, что Прокуратурой Комсомольского района г.Тольятти проведена проверка соблюдения требований федерального законодательства о пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологического законодательства в Муниципальном образовательном учреждении средней общеобразовательной школе № 14 г.о. Тольятти, расположенном на территории Комсомольского района г.Тольятти.

В ходе проверки установлено, что МОУ СШ № 14 не соблюдаются требования пожарной безопасности. Так, согласно предписанию 940/1/1 по устранению требований пожарной безопасности ОГПН Комсомольского района в помещении МОУ СШ № 14, расположенного по адресу: г.Тольятти, ул. Куйбышева,24 выявлены следующие нарушения правил пожарной безопасности: -расстояние между лестничными маршами менее 0,0075 м; приборы отопления в лестничной клетке установлены на расстоянии менее 2.2 метра от уровня пола; в покрытии полов в общем коридоре на 2 этаже использованы строительные материалы с характеристиками пожарной опасности более чем В2, РП2, ДЗ, Т2; не определена категория пожарной опасности помещений складов, расположенных на втором этаже; отсутствует прямая телефонная связь с ближайшим подразделение пожарной охраны или центральным пунктом пожарной связи; план эвакуации в здании не соответствует требованиям; двери лестничных клеток не имеют приспособления для самозакрывания. Названное нарушение правил пожарной безопасности сохраняется длительное время.

Сложившееся положение создает для учащихся, опасные условия нахождения в данном учреждении, установление сроков устранения выявленных нарушений до 3.08.2011, указанных в предписании № 940/1/1 отдела Государственного пожарного надзора г.о. Тольятти не соответствует требованиям безопасности, до указанных сроков вышеназванные нарушения продолжают создавать условия к возникновению пожаров.

Ответчикам известна ситуация, которая сложилась в учреждении, однако действенных мер к устранению нарушений не принимается. Учитывая, что МОУ СШ № 14 г.о. Тольятти является учреждением с пребыванием людей, в том числе несовершеннолетних, указанные нарушения могут привести в случае пожара к необратимым последствиям - массовой гибели или травмированию несовершеннолетних, а также работников учреждения и иных лиц, находящихся в помещениях учреждения, повреждению и уничтожению имущества.

В связи с вступлением в силу с 01.01.2005г. Федерального закона № 122-ФЗ от 22.08.2004г. «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к полномочиям органов местного самоуправления в области пожарной безопасности относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности (редакция ст. 19 ФЗ «О пожарной безопасности»), а также обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий. В связи, с чем обязанности по обеспечению пожарной безопасности должно быть возложено на ответчиков.

В соответствии со ст. 3 «Конвенции о правах ребенка», принятой 20.11.1989, во всех действиях в отношении детей, независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, первоочередное внимание должно уделяться наилучшему обеспечению интересов ребенка.

В соответствии с п.п. 3 п. 3 ст. 32, ст. 51 Закона «Об образовании» на образовательное учреждение возлагается ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса и обязанность создания условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.

Одним из приоритетных интересов Российской Федерации является обеспечение безопасности ее граждан, охрана жизни и здоровья всех лиц, проживающих на территории Российской Федерации. В целях реализации данного интереса Российская Федерация устанавливает обязательные для всех учреждений, организаций, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, расположенных на ее территории, нормы и правила обеспечения безопасности людей.

Обращение прокурора в суд в интересах неопределенного круга лиц обусловлено необходимостью защиты личности и имущества от пожара, направлено на обеспечение пожарной безопасности как одной из важнейших функций государства. На основании изложенного, истец просит обязать администрацию муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 14 г.о. Тольятти и мэрию городского округа Тольятти: устранить нарушения требований федерального законодательства о пожарной безопасности путем совершения следующих действий: установить прямую телефонную связь с ближайшим подразделение пожарной охраны или центральным пунктом пожарной связи; выполнить расстояние между лестничными маршами не менее-0,0075, установить приборы отопления в лестничной клетке на расстоянии не менее 2.2 метра от уровня пола; демонтировать покрытие полов в общем коридоре на 2 этаже использованных строительными материалами с характеристиками пожарной опасности более чем В2, РП2, ДЗ, Т2; определить категорию пожарной опасности помещений складов, расположенных на втором этаже; двери лестничных клеток оборудовать устройствами обеспечивающими их автоматическое закрывание при пожаре; разработать план эвакуации в соответствии с требованиями.

В судебном заседании представитель истца Тронина Т.Н. на иске настаивала, дала пояснения, аналогичные установочной части решения.

В судебном заседании представитель ответчика МОУ СШ № 14 с иском прокурора не согласилась, пояснив, что в настоящее время основная часть нарушений, указанных в предписании устранена. Относительно приборов отопления, которые рекомендовано установить на расстоянии не менее 2,2 метра от уровня пола, полагает, что если установить батареи на указанную высоту, то произойдет прорыв системы отопления школы. Кроме того, полагает, что в случае изменения расстояний между лестничными маршами, может произойти разрушение здания, поскольку школа была построена в 1963 году.

В судебном заседании представитель мэрии г.о. Тольятти заявленные требования не признал в полном объеме, суду пояснил, что выявленные в дошкольном учреждении нарушения касаются несущих конструкций, здание сдано в эксплуатацию в 1963 году, акт приемки здания имеется. На момент сдачи здания в эксплуатацию требования пожарной безопасности совпадали и в настоящее время считает, что изменение расстояния между лестничными маршами может привести к непредвиденным последствиям. Также не согласна с тем, что требования прокурора адресованы к мэрии г.о.Тольятти как к ответчику. Мэрия г.о.Тольятти может оказать помощь МОУ лишь в случае недостаточности средств для устранения недостатков, но считает, что привлекать их в качестве ответчиков для устранения недостатков нецелесообразно.

В судебном заседании представитель 3-го лица – ОГПН г.о. Тольятти и муниципального района Ставропольский не возражал против удовлетворения заявленных требований, дал пояснения, аналогичные установочной части решения, дополнив, что в настоящее время основная часть нарушений администрацией школы устранена.

В судебное заседание представитель 3-го лица Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области в г. Тольятти в судебном заседание не явился, заявленные требования поддерживают в полном объеме.

Суд, выслушав стороны, изучив представленные материалы, пришел к выводу о том, что заявленные требования подлежат частичному удовлетворению, данный вывод суда основан на следующем:

В соответствии со ст. 41 Конституции РФ – каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

В силу ст. 150 ГК РФ жизнь, здоровья и другие нематериальные блага подлежат судебной защите.

В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Поскольку бездействиями ответчиков нарушаются интересы педагогического состава, а также воспитанников детского сада, что ставит под угрозу их безопасность в случае возникновения пожара, суд приходит к выводу о том, что обращение прокурора с заявленными требованиями является законным и обоснованным.

Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между учреждениями, организациями и иными юридическими лицами, независимо от их организационно-правовых форм собственности, - определяются Федеральным законом РФ от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».

Федеральным законом «О пожарной безопасности» определено, что обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства. В статье 1 данного Закона пожарная безопасность определяется как состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.

В соответствии со ст. 37 ФЗ «О пожарной безопасности» № 69-ФЗ от 21.12.1994 года осуществление непосредственного руководства системой пожарной безопасности возложено на руководителей организаций, которые несут ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

Согласно ст. 38 ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества, руководители федеральных органов исполнительной власти, руководители органов местного самоуправления, лица, уполномоченные владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций.

В соответствии с п. 10 Приказа МЧС РФ № 313 от 18.06.2003 года «Об утверждении правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03)» установлено, что собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное исполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.

В соответствии со ст. 51 Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся.

В соответствии с ч. 3 ст. 33 Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение несет в установленном законом порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся во время образовательного процесса.

Судом установлено, что прокуратурой Комсомольского района г. Тольятти была проведена проверка исполнения администрациями образовательных учреждений, расположенных на территории Комсомольского района г.о. Тольятти, требований законодательства о пожарной безопасности, также санитарно-эпидемиологического законодательства.

В ходе проверки установлено, что МОУ СШ № 14, расположенном по адресу: г.о. Тольятти, ул. Куйбышева, 24, не соблюдаются требования пожарной безопасности. В адрес образовательного учреждения 15.08.2008 года вынесено предписание № 1892 по устранению требований пожарной безопасности.

Однако в ходе рассмотрения дела установлено, что до рассмотрения иска по существу устранены большая часть нарушений, что подтверждается соответствующими актами, представленными директором МОУ СШ № 14.

Не устраненными являются следующие нарушения: выполнить расстояние между лестничными маршами не менее-75мм, установить приборы отопления в лестничной клетке на расстоянии не менее 2.2 метра от уровня пола; демонтировать покрытие полов в общем коридоре на 2 этаже использованных строительными материалами с характеристиками пожарной опасности более чем В2, РП2, ДЗ, Т2; двери лестничных клеток оборудовать устройствами обеспечивающими их автоматическое закрывание при пожаре.

Суд считает, что невыполнение данных требований пожарной безопасности и деятельность детского сада в условиях ненадлежащего состояния пожарной безопасности в нем создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью, а поэтому требований истца в этой части подлежат удовлетворению.

Установлено, что ответчику рекомендовано выполнить расстояние между лестничными маршами не менее-75мм, однако, суд приходит к выводу о том, что устранение такого нарушения не входит в компетенцию образовательного учреждения, поскольку в соответствии со ст. 4 ФЗ от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» на существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, положения ФЗ не распространяются, за исключением случаев, если дальнейшая эксплуатация указанных зданий, сооружений и строений приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара. В таких случаях собственник объекта или лицо, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться зданиями, сооружениями и строениями, должны принять меры по приведению системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в соответствие с требованиями ФЗ.

Здание школы № 14, расположенное по адресу: г. Тольятти, ул.Куйбышева,24 построено и введено в эксплуатацию в 1963, с указанного времени в здании располагается образовательное учреждение. Указанные обстоятельства позволяют суду сделать вывод о том, что как здание в целом, так и все лестничные марши соответствовали Строительным нормам и правилам, а также требованиям пожарной безопасности, поскольку при сдаче объекта в эксплуатацию присутствие представителя пожарного надзора.

В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Однако, истцами не предоставлено технического заключения, подтверждающего, что устранение нарушений, связанных с изменением расстояния между лестничными маршами технически возможно, и не приведет к перепланировке здания, в результате которой будут затронуты несущие конструкции (элементы), что в последующем может привести к конструктивному нарушению целостности здания и его разрушению.

При изложенных выше обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что в удовлетворении заявленных требований в этой части следует отказать.

Согласно Уставу учредителем МОУ СШ № 14 г.о. Тольятти является мэрия г.о. Тольятти, учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность несет собственник имущества.

В соответствии с п. 3.4 Устава, финансирование детского сада осуществляется в соответствии с законодательством РФ.

Кроме того, Устав указывает, что МОУ СШ № 14 г.о. Тольятти является юридическим лицом, имеет обособленное имущество, отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, имеет самостоятельный баланс, лицевые счета для учета операций со средствами бюджета городского округа и средствами, полученными от предпринимательской и иной приносящий доход деятельности, детский сад отвечает по своим обязательствам, находящимся в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения несет собственник имущества.

В связи с этим суд не может согласиться с доводами мэрии г.о. Тольятти о том, что обязанность по устранению установленных нарушений и финансирование данных мероприятий должно произвести исключительно учреждение. Положения Устава и нормы закона устанавливают ограниченную ответственность собственника имущества.

В соответствии со ст. 120 ГК РФ, бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам, находящимся в его распоряжении денежными средствами. Собственник имущества несет субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения только при недостаточности указанных денежных средств. Субсидиарная ответственность предполагает в данном случае несение дополнительной обязанности мэрией г.о. Тольятти, в случае недостаточности денежных средств у садика.

В связи с этим, суд приходит к выводу о том, что обязанность по устранению нарушений требований пожарной безопасности должна быть возложена на МОУ СШ № 14 г.о. Тольятти за счет собственных средств учреждения, а в случае недостаточности у него собственных средств обязанность по выделению денежных средств на устранение выявленных нарушений требований пожарной безопасности должна быть возложена на мэрию городского округа Тольятти

На основании изложенного ст. 19 ФЗ «О пожарной безопасности», ст. 32, 51 Закона РФ «Об образовании», ст.ст. 194-197, 441 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление прокурора Комсомольского района г. Тольятти – удовлетворить частично.

Обязать администрацию Муниципального образовательного учреждения среднюю школу № 14 устранить за счет собственных средств нарушения требований федерального законодательства о пожарной безопасности:

-установить приборы отопления в лестничной клетке на расстоянии не менее 2.2 метра от уровня пола;

-демонтировать покрытие полов в общем коридоре на 2 этаже использованных строительными материалами с характеристиками пожарной опасности более чем В2, РП2, ДЗ, Т2;

-двери лестничных клеток оборудовать устройствами обеспечивающими их автоматическое закрывание при пожаре.

В случае недостаточности собственных средств в МОУ СШ № 14 обязать мэрию городского округа Тольятти выделить денежные средства на устранение вышеуказанных нарушений.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Комсомольский районный суд г. Тольятти в течение 10 дней в окончательной форме.

Судья Г.А.Бугарь

Мотивированное решение изготовлено 08.06.2011 г.