РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 06 июня 2011 года Комсомольский районный суд г.о. Тольятти Самарской области в составе: председательствующего судьи: Бугарь Г.А., при секретаре: Варламовой О.М., рассмотрев в открытом судебном заседании с участием представителя истца помощника прокурора Комсомольского района г. Тольятти Трониной Т.Н., представителей ответчика Грищенко Н.Н., Зубаревой В.Г. (действуют на основании приказа), представителя мэрии г.о. Тольятти Никифоровой Е.М. (действует по доверенности), представителя 3-го лица Гладышева А.А., гражданское дело ... по иску прокурора Комсомольского района г. Тольятти в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному образовательному учреждению средней школе № 85, мэрии городского округа Тольятти об устранении нарушений, требований пожарной безопасности., об устранении нарушений санитарно эпидемиологического законодательства. УСТАНОВИЛ: Прокурор Комсомольского района г.о. Тольятти, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с указанным заявлением к ответчикам, мотивируя свои требования тем, что прокуратурой Комсомольского района г. Тольятти была проведена проверка исполнения администрациями образовательных учреждений, расположенных на территории Комсомольского района г.о. Тольятти, требований законодательства о пожарной безопасности, также санитарно-эпидемиологического законодательства. В ходе проверки установлено, что МОУ СШ № 85 не соблюдаются требования пожарной безопасности. Так, согласно предписанию 985/1/1 по устранению требований пожарной безопасности ОГПН Комсомольскою района в помещении МОУ СШ № 85. расположенного по адресу: г.Тольятти, ул.Энергетиков, 17 выявлены следующие нарушения правил пожарной безопасности: отсутствует прямая телефонная связь с ближайшим подразделение пожарной охраны или центральным пунктом пожарной связи, полы в коридоре перед актовым залом облицованы горючими строительными материалами, на путях эвакуации отсутствуют знаки пожарной безопасности, предназначенные для целей эвакуации, выполненные в соответствии с требованиями п.3.8. НПБ 160-97, требованиям ГОСТ 12..2.143-2009, не организована очистка вентсистем в помещениях от пылемаслянных отложений: план эвакуации в здании не соответствует требованиям. Названное нарушение правил пожарной безопасности сохраняемся длительное время. Сложившееся положение создаем для учащихся, педагогов и друз их лиц опасные условия нахождения в данном учреждении. Установление сроков устранения выявленных нарушений до 05.10.2011 года указано в предписании № 985/1/1 отдела Государственного пожарного надзора г.о. Тольятти не соответствует требованиям безопасности, до указанных сроков вышеназванные нарушения продолжают создавать условия к возникновению пожаров. Ответчикам известна ситуация, которая сложилась в учреждении, однако действенных к устранению нарушений не принимается. Учитывая, что МОУ CШ № 85 г.о. Тольятти является учреждением с пребыванием людей, в том числе несовершеннолетних, указанные нарушения могут привести в случае пожара к необратимым последствиям-массовой гибели или травмированию несовершеннолетних, а также работников учреждения и иных лиц. находящихся в помещениях учреждения, повреждению и уничтожению имущества. В связи с вступлением в силу с 01.0 1.2005г. Федерального закона № 122-ФЗ от 22.08.2004 г. «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Ф"З «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к полномочиям органов местного самоуправления в области пожарной безопасности относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности (редакция ст. 19 ФЗ «О пожарной безопасности»), а также обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий. В связи, с чем, обязанности по обеспечению пожарной безопасности должно быть возложено на ответчиков. В ходе проверки специалистом Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области в городе Тольятти в МОУ CШ № 85 .г.Тольятти выявлены нарушения СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях. Наполняемость в классах не соответствует требованиям (п.2.3. Г): Учащиеся не обеспечены рабочими местами в соответствии с ростом, отсутствует цветовая маркировка мебели (п. 2.4.2.), отсутствует в кабинете химии вытяжной шкаф у наружной стены возле стола преподавателя, не оборудован в кабинетах физики и химии демонстрационный стол пультом управления проектной аппаратурой, подачей воды, электричества, отсутствует в процедурном помещении медицинского пункта медицинский столик со стеклянной крышкой для прививочного инструментария (п. 2.л.22), не своевременно регистрируются поступившие пищевые продукты в журнале бракеража пищевых продуктов (Сан ПиН 2.4.5.2409-08 п. 14.5), не соблюдаются установленные требования по санитарному содержанию кухонного инвентаря и холодильного оборудования (п.5.13. п.5.14 СанПиН В соответствии со ст. 3 «Конвенции о нравах ребенка», принятой 20.11.1989 года во всех действиях в отношении детей, независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, первоочередное внимание должно уделяться наилучшему обеспечению интересов ребенка. В соответствии с требованиями ст. 11. 24. 28. 51 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор. обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг. При эксплуатации помещений, зданий должны осуществляться санитарно-противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации Согласно со ст. 31 Закона к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и округов в области образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений. В соответствии с п.и. 3 и. 3 ст. 32. ст. 51 Закона «Об образовании» на образовательное учреждение возлагается ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательною процесса и обязанность создания условий, гарантирующих охран) и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Одним из приоритетных интересов Российской Федерации является обеспечение безопасности ее граждан, охрана жизни и здоровья всех лиц. проживающих на территории Российской Федерации. В целях реализации данного интереса Российская Федерация устанавливает обязательные для всех учреждений, организаций, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, расположенных на ее территории, нормы и правила обеспечения безопасности людей. Обращение прокурора в суд в интересах неопределенного круга лиц обусловлено необходимостью защиты личности и имущества от пожара, направлено па обеспечение пожарной безопасности как одной из важнейших функций государства в целях обеспечения благоприятных условий его жизнедеятельности и при которых при которых отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека. Истец просит обязать администрацию муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы с углубленным обучением отдельных предметов № 85 г. о. Тольятти и мэрию городского округа Тольятти устранить нарушения требований федерального законодательства о пожарной безопасности путем совершения следующих действий: установить прямую, телефонную связь с ближайшим подразделение пожарной охраны или центральным пунктом пожарной связи, демонтировать полы в коридоре перед актовым залом, на путях эвакуации установить знаки пожарной безопасности, предназначенные для целей эвакуации, выполненные в соответствии с требованиями, организовать очистку вент систем в помещениях от пылемасляных отложений, разработать план эвакуации в соответствии с требованиями. Кроме того, устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства путем совершения следующих действий: привести в соответствие наполняемость в классах, обеспечить учащихся рабочими .местами в соответствии сростом, приобрести в кабинете химии вытяжной шкаф у наружной стены возле стола преподавателя, оборудовать в кабинетах физики и химии демонстрационный стол пультом управления проектной аппарат) рой. подачей воды, -электричества, приобрести в процедурное помещение медицинского пункта медицинский столик со стеклянной крышкой для прививочного инструментария, своевременно регистрировать поступившие пищевые продукты в журнале бракеража пищевых продуктов; соблюдать установленные требования по санитарному содержанию кухонного инвентаря и холодильного оборудования, отремонтировать фрамуги в учебных кабинетах первого, третьего этажей, второго этажа в учебных кабинетах, произвести переоборудование приточной вентиляции над электроплитами в горячем цехе па вытяжную систему вентиляции. В судебном заседании представитель истца Тронина Т.Н. на иске настаивала, дала пояснения, аналогичные установочной части решения. В судебном заседании представитель ответчика МОУ СШ № 85 с иском прокурора не согласилась, пояснив, что в настоящее время основная часть нарушений, указанных в предписании устранена. В настоящее время заключен договор на техническое облуживание холодильного и кухонного оборудования, в медицинском кабинете установлен стеклянный столик, а так же развешены противопожарные знаки. Кроме того, в школе ведется бракеражный журнал готовой продукции. Остальные нарушения в настоящее время не устранены из-за недостатка денежных средств, выделяемых школе из бюджета В судебном заседании представитель мэрии г.о. Тольятти заявленные требования не признала в полном объеме, суду пояснила, что не согласна с тем, что требования прокурора адресованы к мэрии г.о.Тольятти как к ответчику. Мэрия г.о.Тольятти может оказать помощь МОУ лишь в случае недостаточности средств для устранения недостатков, но считает, что привлекать их в качестве ответчиков для устранения недостатков нецелесообразно. В судебном заседании представитель 3-го лица – ОГПН г.о. Тольятти и муниципального района Ставропольский не возражал против удовлетворения заявленных требований, дал пояснения, аналогичные установочной части решения, дополнив, что в настоящее время основная часть нарушений администрацией школы устранена. В судебное заседание представитель 3-го лица Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области в г. Тольятти в судебном заседание не явился, заявленные требования поддерживают в полном объеме. Суд, выслушав стороны, изучив представленные материалы, пришел к выводу о том, что заявленные требования подлежат частичному удовлетворению, данный вывод суда основан на следующем: В соответствии со ст. 41 Конституции РФ – каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. В силу ст. 150 ГК РФ жизнь, здоровья и другие нематериальные блага подлежат судебной защите. В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Поскольку бездействиями ответчиков нарушаются интересы педагогического состава, а также воспитанников детского сада, что ставит под угрозу их безопасность в случае возникновения пожара, суд приходит к выводу о том, что обращение прокурора с заявленными требованиями является законным и обоснованным. Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между учреждениями, организациями и иными юридическими лицами, независимо от их организационно-правовых форм собственности, - определяются Федеральным законом РФ от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности». Федеральным законом «О пожарной безопасности» определено, что обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства. В статье 1 данного Закона пожарная безопасность определяется как состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. В соответствии со ст. 37 ФЗ «О пожарной безопасности» № 69-ФЗ от 21.12.1994 года осуществление непосредственного руководства системой пожарной безопасности возложено на руководителей организаций, которые несут ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности. Согласно ст. 38 ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества, руководители федеральных органов исполнительной власти, руководители органов местного самоуправления, лица, уполномоченные владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций. В соответствии с п. 10 Приказа МЧС РФ № 313 от 18.06.2003 года «Об утверждении правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03)» установлено, что собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное исполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору. В соответствии со ст. 51 Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся. В соответствии с ч. 3 ст. 33 Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение несет в установленном законом порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся во время образовательного процесса. Судом установлено, что прокуратурой Комсомольского района г. Тольятти была проведена проверка исполнения администрациями образовательных учреждений, расположенных на территории Комсомольского района г.о. Тольятти, требований законодательства о пожарной безопасности, также санитарно-эпидемиологического законодательства. В ходе проверки установлено, что МОУ СШ № 85, расположенном по адресу: г.о. Тольятти, ул. Энергетиков, 17, не соблюдаются требования пожарной безопасности. В адрес образовательного учреждения 14.10.2010 года вынесено предписание № 985/1/1 по устранению требований пожарной безопасности. Однако, в ходе рассмотрения дела установлено, что до рассмотрения иска по существу устранены часть нарушений, что подтверждается соответствующими документами, представленными директором МОУ СШ № 85. Не устраненными являются следующие нарушения: установить прямую, телефонную связь с ближайшим подразделение пожарной охраны или центральным пунктом пожарной связи, демонтировать покрытие полов, выполненные горючими материалами разработать план эвакуации в соответствии с требованиями, в связи с чем, суд приходит к выводу о том, что исковые требования в этой части являются обоснованными и подлежащими удовлетворению. Суд считает, что невыполнение данных требований пожарной безопасности и деятельность детского сада в условиях ненадлежащего состояния пожарной безопасности в нем создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью, а поэтому требований истца в этой части подлежат удовлетворению. В соответствии со ст. 3 «Конвенции о правах ребенка», принятой 20.11.1989, во всех действиях в отношении детей, независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, первоочередное внимание должно уделяться наилучшему обеспечению интересов ребенка. В соответствии с требованиями ст. 11, 24, 28, 51 ФЗ от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг. При эксплуатации помещений, зданий должны осуществляться санитарно-противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ. В ходе проверки выявлены нарушения СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию, оборудовании и режиму работы дошкольных образовательных учреждений», что подтверждается предписанием № 18-05/1117 от 26.01.2011 г. В связи с чем, суд считает, что администрация школы обязана устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства путем совершения следующих действий: привести в соответствие наполняемость в классах, обеспечить учащихся рабочими местами в соответствии с ростом, приобрести в кабинете химии вытяжной шкаф у наружной стены возле стола преподавателя, оборудовать в кабинетах физики и химии демонстрационный стол пультом управления проектной аппаратурой. подачей воды, электричества, отремонтировать фрамуги в учебных кабинетах первого, третьего этажей, второго этажа в учебных кабинетах, произвести переоборудование приточной вентиляции над электроплитами в горячем цехе на вытяжную систему вентиляции. Суд считает, что выявленные нарушения ущемляют права и законные интересы воспитанников, следовательно, бездействия администрации средней школы, выразившиеся в не обеспечении требований санитарно-эпидемиологического законодательства, являются незаконными, а поэтому заявленные требования в этой части подлежат удовлетворению. Согласно Уставу учредителем МОУ СШ № 85 г.о. Тольятти является мэрия г.о. Тольятти, учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность несет собственник имущества. В соответствии с п. 3.4 Устава, финансирование школы осуществляется в соответствии с законодательством РФ. Кроме того, Устав указывает, что МОУ СШ № 85г.о. Тольятти является юридическим лицом, имеет обособленное имущество, отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, имеет самостоятельный баланс, лицевые счета для учета операций со средствами бюджета городского округа и средствами, полученными от предпринимательской и иной приносящий доход деятельности, школа отвечает по своим обязательствам, находящимся в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения несет собственник имущества. В связи с этим суд не может согласиться с доводами мэрии г.о. Тольятти о том, что обязанность по устранению установленных нарушений и финансирование данных мероприятий должно произвести исключительно учреждение. Положения Устава и нормы закона устанавливают ограниченную ответственность собственника имущества. В соответствии со ст. 120 ГК РФ, бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам, находящимся в его распоряжении денежными средствами. Собственник имущества несет субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения только при недостаточности указанных денежных средств. Субсидиарная ответственность предполагает в данном случае несение дополнительной обязанности мэрией г.о. Тольятти, в случае недостаточности денежных средств у школы. В связи с этим, суд приходит к выводу о том, что обязанность по устранению нарушений требований пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологического законодательства должна быть возложена на МОУ СШ № 85 г.о. Тольятти за счет собственных средств учреждения, а в случае недостаточности у него собственных средств обязанность по выделению денежных средств на устранение выявленных нарушений требований пожарной безопасности должна быть возложена на мэрию городского округа Тольятти На основании изложенного ст. 19 ФЗ «О пожарной безопасности», ст. 32, 51 Закона РФ «Об образовании», ст.ст. 194-197, 441 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковое заявление прокурора Комсомольского района г. Тольятти – удовлетворить частично. Обязать администрацию Муниципального образовательного учреждения среднюю школу № 85 устранить за счет собственных средств нарушения требований федерального законодательства о пожарной безопасности -установить прямую, телефонную связь с ближайшим подразделение пожарной охраны или центральным пунктом пожарной связи, -демонтировать покрытие полов, выполненные горючими материалами, в коридоре перед актовым залом: - разработать план эвакуации в соответствии с требованиями. Устранить нарушения санитарно эпидемиологического законодательства: -обеспечить учащихся рабочими местами в соответствии с ростом, -приобрести в кабинете химии вытяжной шкаф у наружной стены возле стола преподавателя, оборудовать в кабинетах физики и химии демонстрационный стол пультом управления проектной аппаратурой, подачей воды, электричества, - отремонтировать фрамуги в учебных кабинетах первого, третьего этажей, второго этажа. -произвести переоборудование приточной вентиляции над электроплитами в горячем цехе на вытяжную систему вентиляции. В случае недостаточности собственных средств в МОУ СШ № 85 обязать мэрию городского округа Тольятти выделить денежные средства на устранение вышеуказанных нарушений. Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Комсомольский районный суд г. Тольятти в течение 10 дней в окончательной форме. Судья Г.А.Бугарь Мотивированное решение изготовлено 09.06.2011 г.
2.4.5.2409-08), не функционируют фрамуги в учебных кабинетах первого, третьего этаже, второго этажа в учебных кабинетах (и. 2.5.4.), не произведено переоборудование приточной вентиляции над электроплитами в горячем цехе на вытяжную систему вентиляции ( п.4.5 СП 2.3.6.1079-01 ).