РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 19 мая 2011 года Комсомольский районный суд г.о. Тольятти Самарской области в составе: председательствующего судьи: Казаковой Л.А., при секретаре: Кузнецовой З.М., рассмотрев в открытом судебном заседании с участием представителя истца помощника прокурора Комсомольского района г. Тольятти Роговой О.В., представителя ответчика Майоровой Т.Н. (действует на основании приказа), Куница И.М. (действует на основании распоряжения), представителя мэрии г.о. Тольятти Никифоровой Е.М. (действует по доверенности), представителя 3-го лица Кадейкина С.В., гражданское дело ... по иску прокурора Комсомольского района г. Тольятти в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному дошкольному образовательному учреждению – детскому саду комбинированного вида ... «К», мэрии городского округа Тольятти об устранении выявленных нарушений, УСТАНОВИЛ: Прокурор Комсомольского района г.о. Тольятти, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с указанным заявлением к ответчикам, мотивируя свои требования тем, что прокуратурой Комсомольского района г. Тольятти была проведена проверка исполнения администрациями образовательных учреждений, расположенных на территории Комсомольского района г.о. Тольятти, требований законодательства о пожарной безопасности, также санитарно-эпидемиологического законодательства. В ходе проверки установлено, что МДОУ детском саде ... «К» не соблюдаются требования пожарной безопасности. Так, согласно предписанию от 08.10.2010 г. по устранению требований пожарной безопасности ОГПН Комсомольского района в помещении сада, расположенном по адресу: .... выявлены следующие нарушения: отсутствует указатель пожарного гидранта, указывающий расстояние до водоисточника; световой указатель «Эвакуационный выход» на выходе из помещения группы № 1 находится в неисправном состоянии; места размещения средств пожарной безопасности не обозначены знаками пожарной безопасности; не проводится своевременная перезарядка огнетушителей; в учреждении распорядительным документом не установлен порядок и сроки очистки естественной вентиляции; не очищены воздуховоды естественной вентиляции от горючих отложений; в физкультурном зале, дымовые пожарные извещатели не оборудованы защитной конструкцией от возможных механических повреждений; в покрытии полов в общих коридорах на 1 этаже использованы строительные материалы с характеристиками пожарной опасности более чем В2. РП2, ДЗ, Т2 (линолеум); отсутствует сертифицированная противопожарная дверь с требуемым пределом огнестойкости в помещениях: склада кастелянши (спальня группы № 14); склада методистов (раздевалка группы № 14): помещения архива (2 этаж): склада зав.хоза; отсутствует сертифицированная противопожарная дверь с требуемым пределом огнестойкости на входе в переходе между частями зданий (между основным зданием и помещением бассейна); для окраски стен тамбуров выходов из помещений групповых ячеек (1 этаж) использованы горючие материалы (масляная краска); для облицовки потолка тамбура центрального выхода применены горючие материалы (панели); покрытия пола в общих коридорах на путях эвакуации отделано горючими материалами (линолеум); отделка стен музыкального зала выполнена из горючих материалов (бумажные обои); двери противодымной защиты отделяющие коридоры от лестничных клеток и холлов не обеспечены уплотнениями в притворах (1,2 этаж), и доводчиками (2 этаж); пожарные шкафы не соответствуют требованиям ГОСТ Р 5 I 844-2001; из каждого помещения здания детского дошкольного учреждения, предназначенного для одновременного пребывания более 10 человек, не выполнены вторые рассредоточенные эвакуационные выходы в соответствии с требованиями действующего законодательства; ступени лестничных клеток не очищены от масляной краски, для облицовки стен в лестничных клетках используются горючие строительные материалы; для облицовки стен коридора ведущего в бассейн используется масляная краска; не установлены в проемах перегородок, отделяющих лестничные клетки здания от примыкающих коридоров демонтированные двери, которые необходимо оборудовать приспособлением для самозакрывания и уплотнением в притворах; отсутствует прямая телефонная связь с ближайшим подразделением пожарной охраны или ЕДДС т.о. Тольятти; ширина всех дверей эвакуационных выходов в свету менее 1,2 м; не укомплектованы первичными средствами пожаротушения 1 и 2 этажи здания в соответствии с приложением № 3. Кроме того, специалистом Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области в городе Тольятти в детском саде выявлены нарушения СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения)»: нарушена целостность ограждения территории по периметру (п.3.1); отсутствуют полосы зеленых насаждений по периметру территории; нарушена целостность покрытия кровли восьми теневых навесов и пола в четырех теневых навесах на территории; не работают фрамуги в групповых, спальных комнатах, музыкальном, физкультурном; не предусмотрены условия для сушки верхней одежды и обуви детей, в раздевальных помещениях групп; в группах № 5, 6 для детей раннего возраста не приобретены кровати, имеющие ограждения от пола - 95 см: в группе № 2 для детей раннею возраста не заменены три кровати, не имеющих ограждения от пола - 95 см; не оборудованы детские унитазы закрывающимися кабинами без запоров в группе № 10; не оборудованы ванны для ополаскивания столовой посуды в буфетных помещениях групп гибким шлангом с душевой насадкой; уровни влажности воздуха в группе для детей раннего возраста № 2. подготовительной группе № 8. средней группе № 11 не соответствуют нормируемым показателям; в медицинских книжках сотрудников в возрасте до 35 лет отсутствуют данные о прививках против кори: ... не обследованы 3 сотрудника пищеблока: ... на контактные гельминтозы и кишечные протозоозы. Сложившееся положение создает для детей, воспитателей и других лиц опасные условия нахождения в данном учреждении. Истец просит суд признать бездействия ответчиков, выразившиеся в необеспечении требований пожарной безопасности незаконными, обязав устранить выявленные нарушения. В судебном заседании представитель истца Рогова О.В. заявленные требования поддержала, дала пояснения, аналогичные установочной части решения, дополнив, что обращение прокурора в суд в интересах неопределенного круга лиц вызвано необходимостью защиты личности и имущества от пожара, направлено на обеспечение пожарной безопасности как одной из важнейших функций государства; в целях обеспечения благоприятных условий его жизнедеятельности, при которых отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека. В судебном заседании представители ответчика МДОУ детский сад ... «К» заявленные требования не признали, суду пояснили, что 08.10.2010 г. была проведена проверка МДОУ детского сада ... «К» Отделом ГПН г.о. Тольятти и м.р. Ставропольский и вынесено предписание №1121/1/1 по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности. На данный момент устранены нарушения: приобретен указатель пожарного гидранта, указывающий расстояние до водоисточника; исправлен указатель «Эвакуационный выход» на выходе из помещения группы № 1; места размещения средств пожарной безопасности обозначены знаками пожарной безопасности - приказ от 09.10.2010 г. № 107-од. Проведена перезарядка огнетушителей – товарная накладная № 2171 от 02.12.2010 г., разработан распорядительным документом устанавливающий порядок и сроки очистки естественной вентиляции – приказ от 14.09.2010 г. № 104-од; очищены воздуховоды естественной вентиляции от горючих отложений – акт от 12.10.2010 г.; в физкультурном зале, дымовые пожарные извещатели оборудованы защитой конструкцией от возможных механических повреждений; демонтирована масляная краска используемая для облицовки стен коридора ведущего в бассейн – договор от 15.12.2010 г. № 33-ДП; установили в проемах перегородок, отделяющих лестничные клетки здания от примыкающих коридоров демонтированные двери, и оборудовали их приспособлением для самозакрывания и уплотнением в притворах представлена фотография. Установить прямую телефонную связь (п. 21) с ближайшим подразделением пожарной охраны не предоставляется возможным, из-за отсутствия технической возможностями, о чем указано в письме начальника ГУ «31 ОФПС по Самарской области». Пункты о выполнении вторых рассредоточенных эвакуационных выходов из каждого помещения здания детского дошкольного учреждения, предназначенного для одновременного пребывания более 10 человек, в соответствии с требованиями действующего законодательства и выполнении ширины всех дверей эвакуационных выходов в свету не менее 1,2 м носят характер изменений конструкции здания, а именно увеличение дверных проемов, лестничных маршей и т. д., тогда как в соответствии со ст. 4 ФЗ от 22.07.2008г № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» на уже существующие здания и строения, которые были запроектированы и построены в соответствии с ранее действующими требованиями пожарной безопасности, положения указанного закона не распространяются. Кроме того, ранее подобных требований от контролирующих органов не было. Остальные пункты предписания не выполнены не по зависящим от них обстоятельств. МДОУ детский сад комбинированного вида ... «К» является муниципальной организацией и финансируется за счет бюджета г.о.Тольятти по нормативам. Ими направлялись письма в Департамент образования о дополнительном финансировании для устранения замечаний, но в дополнительном финансировании было отказано. 26.01.2011 г. проведено обследование учреждения Территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области в г. Тольятти и вынесено предписание №18-05/1117. На данный момент п.11,12,13 об обеспечении наличия в медицинских книжках сотрудников в возрасте до 35 лет данных о прививках против кори, вирусного гепатита В, обеспечении направлений в поликлинику для ревакцинации против дифтерии и столбняка, обследовании сотрудников пищеблока на контактные гельминтозы и кишечные протозоозы выполнены в полном объеме. Для выполнения остальных пунктов представления № 18-05/1117 от 26.01.2011 г. Роспотребназдором установлены сроки для исполнения до 01.11.2011 г., 01.08.2012 г. и 01.08.2013 г., поэтому предъявление данных исковых требований прокурором считают преждевременным. Ими частично исполнено требование о восстановлении целостности ограждения территории по периметру своими силами, для полного восстановления ограждения требуются значительные денежные средства. Так же из-за отсутствия финансирования, не возможно обеспечить полосу зеленых насаждений по периметру территории, для этого необходимо высадить кустарники. В настоящее время там растут высокие тополя. Отремонтировать фрамуги в групповых, спальных комнатах, музыкальном и физкультурном зале невозможно, необходимо полностью менять окна. Проветривание в данных помещениях осуществляется путем открывания окон. В условиях сложившейся экономической ситуации сокращено финансирование учреждения. Отсутствуют лимиты по КОСГУ 225 (Доп ЭК 04219) на устранение предписаний надзорных служб, а именно ГПН, Роспотребнадзора. В 2010 г. было выделено 156890 руб., которые были потрачены на первоочередные нужды: установку сертифицированной двери – 19 890 руб.; очистка вентиляционной системы – 12 000 руб.; закупку стройматериалов – 25 000 руб.; ремонт бассейна (покраска стен противопожарной краской и замена линолеума на противопожарный) – 100 000 руб. На 2011 г. выделено 124000 руб. на устранение нарушений выявленных надзорными органами: ремонт теневых навесов – 100000 руб. (ремонтные работы запланированы на 2 квартал 2011 г.); замену сертифицированной двери – 24000 руб. (2 квартал 2011 г.). Администрация МДОУ ежегодно доводит до сведения Департамента образования о предписании надзорных органов и необходимости проведения ремонтных работ. В судебном заседании представитель мэрии г.о. Тольятти заявленные требования не признал в полном объеме, суду пояснил, что согласно представленным в материалы дела документам следует, что 08.09.2009 г. в отношении МДОУ д\с ... государственным инспектором по пожарному надзору г.о. Тольятти и муниципального района Ставропольский, капитаном внутренней службы ... было вынесено предписание № 1704/1/1-11 по устранению нарушений требований пожарной безопасности, которое состояло из 11-ти пунктов. Проверки государственных инспекторов по пожарному надзору могут быть как плановыми, так и внеплановыми. Плановые проверки проводятся не чаще одного раза в три года на основании разрабатываемых органами государственного пожарного надзора в соответствии с их полномочиями ежегодных планов. При осуществлении внепланового мероприятия по надзору проверяется соблюдение тех требований пожарной безопасности, информация о нарушении которых явилась поводом для издания распоряжения о проведении внепланового мероприятия по надзору либо исполнение которых было предписано ранее выданным предписанием по устранению нарушений или по снятию с производства (п. 48 приказа МЧС РФ № 517 от 01.10.2007 г.). Контроль исполнения ранее выданного предписания по устранению нарушений осуществляется в течение срока, установленного предписанием. Однако, в нарушение данного Приказа тем же самым инспектором при внеплановой проверке 08.10.2010 г. вместо проведения проверки по выполнению ранее выданного предписания, фактически была проведена новая проверка с выявлением новых нарушений правил пожарной безопасности и количество нарушенных пунктов увеличилось до 23 штук, что является незаконным, так как плановая проверка при которой могут быть установлены факты нарушения правил пожарной безопасности проводится не чаще одного раза в три года, из чего можно сделать вывод, что данная проверка носит коррупционный характер, а требования об устранении новых нарушений правил пожарной безопасности являются незаконными. Кроме этого, необходимо отметить, что в предписании от 08.10.2010 г. № 1121/1/1 срок устранения нарушения обязательных требований пожарной безопасности установлен до 30.07.2011 г. и прокурором не выяснялся факт возможного устранения нарушений при подачи искового заявления. Кроме этого согласно введению СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений» обновление системы нормативных документов в строительстве происходит не одновременно. Многие из действующих СНиП и других нормативных документов содержат противопожарные требования и правила, основанные на положениях СНиП 2.01.02. Поэтому при введении в действие настоящих норм установлено, что те положения СНиП 2.01.02, на которых основаны требования строительных норм и правил на конкретные виды строительной продукции - здания, сооружения, инженерные системы, конструкции и материалы, продолжают действовать до пересмотра указанных строительных норм и правил. В переходный период в технической документации на эти виды строительной продукции могут быть одновременно приведены пожарно-технические характеристики, регламентируемые как СНиП 2.01.02, так и настоящими нормами. Не исключается возможность использования документов комплекса 21 и настоящих норм для тех видов продукции, нормы на которые были введены в действие ранее. При этом необходимо учитывать, что как система противопожарной защиты зданий и сооружений, основанная на положениях настоящих норм, так и система, основанная на положениях СНиП 2.01.02, должна применяться комплексно для объекта в целом, а не для отдельных его частей или отдельных средств и способов защиты. Необходимо также отметить, что введение новых стандартов на методы определения пожарно-технических показателей строительной продукции в большинстве случаев позволяет компетентным (аккредитованным в Системе сертификации ГОСТ Р) организациям устанавливать эти показатели в соответствии с классификацией, принятой в СНиП 2.01.02. Таким образом, в совокупности с вышеперечисленными нормами считают, что нормы СНиП 21-01-97*. на которые ссылается истец, в данном случае не применимы, т.к. здания детских садов были построены ранее вступления их в действие. В отношении требований по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства, необходимо отметить, что не выполненным осталось лишь 9 нарушений, срок устранения которых установлен в предписании до 2012 и 2013 г.г. Таким образом, возможность устранения нарушений ответчиками не утрачена, а требования по их устранению в иные сроки являются незаконными. При этом, п. 1.3, 1.4, 1.6, 1.9 Уставов, указывают, что МДОУ д/с ... «К» является юридическим лицом, имеет обособленное имущество, отвечает по своим обязательствам находящимся в его распоряжении денежными средствами, имеет самостоятельный баланс, лицевые счета для учета операций со средствами бюджета городского округа и средствами, полученными от предпринимательской и иной приносящий доход деятельности, отвечает по своим обязательствам, находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности субсидиарную ответственность по обязательствам детских садов несет собственник имущества. Отношение мэрии к Учреждению необходимо рассматривать не как органа местного самоуправления, а как учредителя, собственника имущества. Его компетенция по отношению к Учреждению четко регламентирована законом и сводится к созданию Учреждения, утверждению его устава, назначению и освобождению от должности руководителя, передаче имущества в оперативное управление, ликвидации, реорганизации Учреждения. В судебном заседании представитель 3-го лица – ОГПН г.о. Тольятти и муниципального района Ставропольский не возражал против удовлетворения заявленных требований, дал пояснения, аналогичные установочной части решения, дополнив, что садику неоднократно выдавались предписания об устранении выявленных недостатков. Однако предписания не выполнены в полном объеме до настоящего времени. В судебное заседание представитель 3-го лица Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области в г. Тольятти в судебном заседание не явился, заявленные требования поддерживают в полном объеме. Суд, выслушав стороны, изучив представленные материалы, пришел к выводу о том, что заявленные требования подлежат частичному удовлетворению, данный вывод суда основан на следующем: В соответствии со ст. 41 Конституции РФ – каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. В силу ст. 150 ГК РФ жизнь, здоровья и другие нематериальные блага подлежат судебной защите. В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Поскольку бездействиями ответчиков нарушаются интересы педагогического состава, а также воспитанников детского сада, что ставит под угрозу их безопасность в случае возникновения пожара, суд приходит к выводу о том, что обращение прокурора с заявленными требованиями является законным и обоснованным. Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между учреждениями, организациями и иными юридическими лицами, независимо от их организационно-правовых форм собственности, - определяются Федеральным законом РФ от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности». Федеральным законом «О пожарной безопасности» определено, что обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства. В статье 1 данного Закона пожарная безопасность определяется как состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. В соответствии со ст. 37 ФЗ «О пожарной безопасности» № 69-ФЗ от 21.12.1994 года осуществление непосредственного руководства системой пожарной безопасности возложено на руководителей организаций, которые несут ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности. Согласно ст. 38 ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества, руководители федеральных органов исполнительной власти, руководители органов местного самоуправления, лица, уполномоченные владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций. В соответствии с п. 10 Приказа МЧС РФ № 313 от 18.06.2003 года «Об утверждении правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03)» установлено, что собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное исполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору. В соответствии со ст. 51 Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся. В соответствии с ч. 3 ст. 33 Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение несет в установленном законом порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся во время образовательного процесса. Судом установлено, что прокуратурой Комсомольского района г. Тольятти была проведена проверка исполнения администрациями образовательных учреждений, расположенных на территории Комсомольского района г.о. Тольятти, требований законодательства о пожарной безопасности, также санитарно-эпидемиологического законодательства. В ходе проверки установлено, что МДОУ детском саде ... «К» расположенном по адресу: .... не соблюдаются требования пожарной безопасности. В адрес детского учреждения 08.10.2010 г. вынесено предписание № 1121/1/1 по устранению требований пожарной безопасности (л.д. 8-12). Однако в ходе рассмотрения дела установлено, что до рассмотрения иска по существу устранены ряд нарушений, что подтверждается соответствующими актами. Неустраненными являются следующие нарушения: 1. покрытии полов в общих коридорах на 1 этаже строительные материалы с характеристиками пожарной опасности более чем В2, РП2, Д3, Т2 (линолеум) (п. 53 ППБ-01-03). 2. отсутствует сертифицированная противопожарная дверь с требуемым пределом огнестойкости в помещениях: склада кастелянши (спальня группы № 14), склад методистов (раздевалка группы № 14), помещениях архива (2 этаж), склада заведующего хозяйством (п. 5.14 СНиП 21-01-97*). 3. отсутствует сертифицированная противопожарная дверь с требуемым пределом огнестойкости на входе в переходе между частями зданий (между основным зданием и помещением бассейна) (п.р. 1.1,1.4* СНиП 21-01-97*, п. 1.15* СНиП 2.08.02-89*). 4. для окраски стен тамбуров, выходов из помещений групповых ячеек (1 этаж) использованы горючие материалы (масляная краска) (п. 53 ППБ-01-03). 5. для облицовки потолка тамбура центрального входа применены горючие материалы (панели) (п. 53 ППБ-01-03). 6. покрытие пола в общих коридорах на путях эвакуации отделано горючими материалами (линолеум) (п. 53 ППБ-01-03). 7. отделка стен музыкального зала выполнена из горючих материалов (бумажные обои) (п. 53 ППБ-01-03, п. 1.88 СНиП 2.08.02-89*). 8. двери противодымной защиты, отделяющие коридоры от лестничных клеток и холлов не обеспечены уплотнителями в притворах (1, 2 этаж) и доводчиками (2 этаж) (п. 6.18* СНиП 21-01-97*) 9. пожарные шкафы не соответствуют требованиям ГОСТ Р 51844-2001 (п. 5.1 ГОСТ Р 51844-2001). 10. ступени лестничных клеток не очищены от масляной краски (п. 51 ППБ 01-03). 11. для облицовки стен коридора, ведущего в бассейн, используются масляная краска (п. 51 ППБ 01-03). Суд считает, что невыполнение данных требований пожарной безопасности и деятельность детского сада в условиях ненадлежащего состояния пожарной безопасности в нем создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью, а поэтому требований истца в этой части подлежат удовлетворению. Что касается устранения такого нарушения как ширина всех эвакуационных выходов в свету менее 1,2 м. (п. 3 ППБ 01.03, п. 6.27 СНиП 21-01-97) суд исходит из следующего: В соответствии со ст. 4 ФЗ от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» на существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, положения ФЗ не распространяются, за исключением случаев, если дальнейшая эксплуатация указанных зданий, сооружений и строений приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара. В таких случаях собственник объекта или лицо, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться зданиями, сооружениями и строениями, должны принять меры по приведению системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в соответствие с требованиями ФЗ. Здание МДОУ д/с ... «К», расположенное по адресу: .... построено и введено в эксплуатацию в 1978 г., что подтверждается актом приемки здания (сооружения) государственной комиссией № 71 и решением Тольяттинского городского Совета народных депутатов «Об утверждении актов государственной комиссии о приемке в эксплуатацию жилья и соцкультбыты, законченных строительством» № 463/23 от 30.12.1978 г. (л.д. 63-66). С указанного времени в здании располагается детское дошкольное учреждение. Указанные обстоятельства позволяют суду сделать вывод о том, что как здание в целом, так и все дверные проемы соответствовали Строительным нормам и правилам, а также требованиям пожарной безопасности. В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Однако истцами не предоставлено технического заключения, подтверждающего, что устранение нарушений, указанных в п. 6-7, технически возможно, и не приведет к перепланировке здания, в результате которой будут затронуты несущие конструкции (элементы), что в последующем может привести к конструктивному нарушению целостности здания и его разрушению. При изложенных выше обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что в удовлетворении заявленных требований в этой части следует отказать. Что касается устранения такого нарушения как установление прямой телефонной связи с ближайшим подразделением пожарной охраны или ЕДДС г.о. Тольятти (п. 39 ППБ 01.-03), суд исходит из следующего: Истец основывает свои требования в этой части на п. 39 Правил пожарной безопасности, согласно которому организации с массовым пребыванием людей, а также потенциально опасные в пожарном отношении предприятия нефтепереработки, деревообработки, химической промышленности и др. необходимо обеспечивать прямой телефонной связью с ближайшим подразделением пожарной охраны или центральным пунктом пожарной связи населенных пунктов. Данная норма не содержит императивной обязанности организации установления прямой телефонной связи с ближайшим подразделением пожарной охраны или центральным пунктом пожарной связи населенных пунктов, а имеет указание на необходимость обеспечения, так как обеспечение прямой телефонной связи в соответствии с ФЗ «О связи» зависит от наличия технической возможности предоставления доступа к сети телефонной связи. Так согласно ст. 44 Закона РФ «О связи» оператор связи имеет право отказать в заключении договора при отсутствии соответствующей технической возможности. Понятие технической возможности содержится в Правилах оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи. Так техническая возможность предоставления доступа к сети местной телефонной связи - одновременное наличие незадействованной монтированной емкости узла связи, в зоне действия которого запрашивается подключение пользовательского (оконечного) оборудования к сети местной телефонной связи, и незадействованных линий связи, позволяющих сформировать абонентскую линию связи между узлом связи и этим пользовательским (оконечным) оборудованием. Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Однако истцом не представлено доказательств того, что техническая возможность подключения абонентов к этой станции имеется. Как следует из письма заведующей МДОУ д/с ... «К» от 13.10.2010 г., она обращается в адрес начальника ГУ «31 ОФПС по Самарской области» по вопросу оказания содействия в установке прямой телефонной связи с ближайшей пожарной частью (л.д. 25). Однако из письма начальника ГУ «31 ОФПС по Самарской области» от 21.10.2010 г. следует, что организация прямой телефонной связи с ближайшим подразделением пожарной охраны ГУ «31 ОФПС по Самарской области» не возможна в связи с отсутствием технической возможности (л.д. 26). При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что в удовлетворении исковых требований в этой части следует отказать. Также специалистом Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области в городе Тольятти в детском саде выявлены нарушения СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию, оборудовании и режиму работы дошкольных образовательных учреждений». В соответствии со ст. 3 «Конвенции о правах ребенка», принятой 20.11.1989, во всех действиях в отношении детей, независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, первоочередное внимание должно уделяться наилучшему обеспечению интересов ребенка. В соответствии с требованиями ст. 11, 24, 28, 51 ФЗ от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг. При эксплуатации помещений, зданий должны осуществляться санитарно-противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ. В ходе проверки выявлены нарушения СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию, оборудовании и режиму работы дошкольных образовательных учреждений», что подтверждается предписанием № 18-05/1117 от 26.01.2011 г. В судебном заседании установлено, что указанные нарушения устранены, а поэтому в удовлетворении заявленных требований следует отказать. Не устраненным остается следующие нарушения: 1. отсутствуют полосы зеленых насаждений по периметру территории (п. 3.1 СанПиН 2.4.1.2660-10); 2. нарушена целостность покрытия кровли восьми теневых навесов и пола в четырех теневых навесах на территории п. 3.1 СанПиН 2.4.1.2660-10); 3. не работают фрамуги в групповых, спальных комнатах, музыкальном, физкультурном зале (п. 4.13 СанПиН 2.4.1.2660-10); 4. не предусмотрены условия для сушки верхней одежды и обуви детей, в раздевальных помещениях групп (п. 6.2 СанПиН 2.4.1.2660-10); 5. в группах № 5, 6 для детей раннего возраста не приобретены кровати, имеющие ограждения от пола - 95 см: в группе № 2 для детей раннею возраста не заменены три кровати, не имеющих ограждения от пола - 95 см. (п. 6.14 СанПиН 2.4.1.2660-10); 6. не оборудованы детские унитазы закрывающимися кабинами без запоров в группе № 10 (п. 6.18.3 СанПиН 2.4.1.2660-10); 7. не оборудованы ванны для ополаскивания столовой посуды в буфетных помещениях групп гибким шлангом с душевой насадкой (п. 14.6 СанПиН 2.4.1.2660-10); Суд считает, что выявленные нарушения нарушают права и законные интересы воспитанников, следовательно, бездействия администрации детского сада, выразившиеся в необеспечении требований санитарно-эпидемиологического законодательства, являются незаконными, а поэтому заявленные требования в этой части подлежат удовлетворению. Представитель истца считает, что указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что мэрией г.о. Тольятти не организовано выделение достаточных средств на выполнение мероприятий пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологических требований учреждения здравоохранения для несовершеннолетних. Согласно Уставу учредителем МДОУ детский сад ... «К» г.о. Тольятти является мэрия г.о. Тольятти, учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность несет собственник имущества. В соответствии с п. 3.4 Устава, финансирование детского сада осуществляется в соответствии с законодательством РФ. Кроме того, Устав указывает, что МДОУ детский сад ... «К» г.о. Тольятти является юридическим лицом, имеет обособленное имущество, отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, имеет самостоятельный баланс, лицевые счета для учета операций со средствами бюджета городского округа и средствами, полученными от предпринимательской и иной приносящий доход деятельности, детский сад отвечает по своим обязательствам, находящимся в ее распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения несет собственник имущества. В связи с этим суд не может согласиться с доводами мэрии г.о. Тольятти о том, что обязанность по устранению установленных нарушений и финансирование данных мероприятий обязана произвести исключительно учреждение. Положения Устава и нормы закона устанавливают ограниченную ответственность собственника имущества. В соответствии со ст. 120 ГК РФ, бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам, находящимся в его распоряжении денежными средствами. Собственник имущества несет субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения только при недостаточности указанных денежных средств. Субсидиарная ответственность предполагает в данном случае несение дополнительной обязанности мэрией г.о. Тольятти, в случае недостаточности денежных средств у школы. В связи с этим, суд приходит к выводу о том, что обязанность по устранению нарушений требований пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологических требований должна быть возложена на МДОУ детский сад ... «К» г.о. Тольятти за счет собственных средств учреждения, а в случае недостаточности у него собственных средств обязанность по выделению денежных средств на устранение выявленных нарушений требований пожарной безопасности должна быть возложена на мэрию городского округа Тольятти Необоснованными являются ссылки ответчиков о том, что с их стороны отсутствуют бездействия в виде невыполнения требований по устранению выявленных нарушений, так как часть нарушений в настоящее время устранена, кроме того, предписаниями установлен срок их устранения, поскольку сложившееся положение создает для воспитанников, воспитателей и других лиц опасные условия нахождения в образовательном учреждении. Нарушения пожарной безопасности санитарно-эпидемиологических требований выявлялись ранее, ответчикам была известна сложившаяся ситуация, однако действенных мер к устранению нарушений не предпринято до настоящего времени и фактическая их бездеятельность может повлечь трагические последствия. На основании изложенного ст. 19 ФЗ «О пожарной безопасности», ст. 32, 51 Закона РФ «Об образовании», ст.ст. 194-197, 441 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковое заявление прокурора Комсомольского района г. Тольятти – удовлетворить частично. Обязать администрацию Муниципального дошкольного образовательного учреждения – детского сада комбинированного вида ... «К» устранить нарушения требований федерального законодательства о пожарной безопасности, а именно: - демонтировать в покрытии полов в общих коридорах на 1 этаже строительные материалы с характеристиками пожарной опасности более чем В2, РП2, Д3, Т2 (линолеум). - установить сертифицированную противопожарную дверь с требуемым пределом огнестойкости в помещениях: склада кастелянши (спальня группы № 14), склад методистов (раздевалка группы № 14), помещениях архива (2 этаж), склада заведующего хозяйством. - установить сертифицированную противопожарную дверь с требуемым пределом огнестойкости на входе в переходе между частями зданий (между основным зданием и помещением бассейна). - демонтировать горючие материалы, использованные для окраски стен тамбуров, выходов из помещений групповых ячеек (1 этаж). - демонтировать горючие материалы, примененные для облицовки потолка тамбура центрального входа. - демонтировать горючие материалы, используемые для покрытия пола в общих коридорах на путях эвакуации. - демонтировать горючие материалы, используемые для отделки стен музыкального зала. -двери противодымной защиты, отделяющие коридоры от лестничных клеток и холлов обеспечить уплотнителями в притворах (1, 2 этаж) и доводчиками (2 этаж). - пожарные шкафы привести в соответствие с требованиями ГОСТ Р 51844-2001. - из каждого помещения здания детского дошкольного учреждения, предназначенного для одновременного пребывания более 10 человек, выполнить вторые рассредоточенные эвакуационные выходы в соответствиями с требованиями действующего законодательства. - ступени лестничных клеток очистить от масляной краски. - коридор, ведущий в бассейн, очистить от масляной краски. Обязать администрацию Муниципального дошкольного образовательного учреждения – детского сада комбинированного вида ... «К» устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства путем совершения следующих действий: - предусмотреть полосы зеленых насаждений по периметру территории. - восстановить целостность покрытия кровли восьми теневых навесов и пола в четырех теневых навесах на территории. - обеспечить работу фрамуг в групповых, спальных комнатах, музыкальном и физкультурном залах. - предусмотреть условия для сушки верхней одежды и обуви детей, в раздевальных помещениях групп. - в группах № 5, 6 для детей раннего возраста приобрести кровати, имеющие ограждения от пола – 95 см., в группе № 2 для детей раннего возраста заменить три кровати, не имеющие ограждения от пола – 95 см. - оборудовать детские унитазы, закрывающимися кабинами без запоров в группе № 10. - оборудовать ванны для ополаскивания столовой посуды в буфетных помещениях групп гибким шлангом с душевой насадкой. В случае недостаточности собственных средств в МДОУ детский сад ... «К» мэрию городского округа Тольятти выделить денежные средства на устранение вышеуказанных нарушений. Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Комсомольский районный суд г. Тольятти в течение 10 дней в окончательной форме. Судья Казакова Л.А. Решение принято в окончательной форме 24.05.2011 г.