№2-815/2011 об устранении нарушений пожарной безопасности



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 мая 2011 года Комсомольский районный суд г.о. Тольятти Самарской области в составе: председательствующего судьи: Казаковой Л.А., при секретаре: Кузнецовой З.М., рассмотрев в открытом судебном заседании с участием представителя истца помощника прокурора Комсомольского района г. Тольятти Роговой О.В., представителей ответчика ГОУ «Е» Юмашиной Л.М. (действует на основании приказа), представителя Министерства имущественных отношений Самарской области Нестеровой С.В. (действует на основании доверенности), представителя Министерства образования и науки Самарской области Назмеевой Г.Х. (действует на основании доверенности), представителя 3-го лица Кадейкина С.В. (действует на основании доверенности), гражданское дело ... по иску прокурора Комсомольского района г. Тольятти в интересах неопределенного круга лиц к ГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей детский дом-школа «Е» г.о. Тольятти (далее Детский дом-школа «Е Министерству образования и науки Самарской области, Министерству имущественных отношений Самарской области об устранении выявленных нарушений,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Комсомольского района г.о. Тольятти, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с указанным заявлением к ответчикам, мотивируя свои требования тем, что прокуратурой Комсомольского района г. Тольятти была проведена проверка исполнения администрациями образовательных учреждений, расположенных на территории Комсомольского района г.о. Тольятти, требований законодательства о пожарной безопасности, также санитарно-эпидемиологического законодательства.

В ходе проверки установлено, что в Детском доме-школе «Е», расположенном по адресу: .... не соблюдаются требования пожарной безопасности.

В ходе проверки выявлены следующие нарушения: объект не обеспечен прямой телефонной связью с ближайшим подразделением пожарной охраны или ЕДДС ППБ 01-03 п.39; отсутствуют акты испытаний наружных пожарных лестниц, не реже одного раза в пять лет должны подвергаться эксплуатационным испытаниям. ППБ 01 -03 п. 41; деревянные конструкции сценической коробки, а также драпировки не обработаны огнезащитными составами, ППБ 01-03 п.150. ППБ 101-89 п. 5.16; не проведена проверка состояние огнезащитной обработки (пропитки) не реже двух раз в год деревянных стропил и обрешетки кровли. ППБ 01-03 п. 36; огнетушители не имеют порядковый номер, нанесенный на корпус белой краской. ППБ 01-03 прил. 3 п. 16; не вывешены на видных местах таблички с указанием номера телефона вызова пожарной охраны в административных, складских и вспомогательных помещениях. ППБ 01-03 п. 13; не представлены документы, подтверждающие проведение испытаний наружных пожарных лестниц (должны содержаться в исправном состоянии и не реже одного раза в пять лет подвергаться эксплуатационным испытаниям). ППБ 01-03 п.41; не представлены документы, подтверждающие проведение испытаний ограждения на крышах (покрытиях) зданий и сооружений (должны содержаться в исправном состоянии и не реже одного раза в пять лет подвергаться эксплуатационным испытаниям). ППБ 01-03 п.41; не определена категория взрывопожарной и пожарной опасности, а также класс зоны по правилам устройства электроустановок (далее - ПУЭ) для всех производственных и складских помещений которые надлежит обозначать на дверях помещений. ППБ 01-03 п. 33; при использовании аккумуляторных батарей или блоков бесперебойного питания в качестве резервного источника питания электроприемников АПС и СОУЭ, не обеспечивается питание указанных электроприемников в дежурном режиме в течение 24 ч и в режиме «Тревога» не менее 3 ч. (по факту не предоставлена документация подтверждающая работу системы в данных режимах или расчеты с учетом количества приборов и потребляемого напряжения). ППБ 01-03 п. 3; 98; ППБ 88-2001 п.14.3; автоматические установки пожарной сигнализации не соответствуют предоставленному проекту ППБ 01 - 03 п. 3; ППБ 88-01 п.3.1*. 3.2; ППБ 1 10-03 п. 3. п. 7.

В здании прачечной выявлены следующие нарушения: провода соединительных линий СОУЭ проложены не в строительных конструкциях, коробах, каналах из негорючих материалов (по факту короба монтажные из ПВХ или открытая прокладка), при использовании которых должно выполняться требование: время до отказа работы соединительных линий СОУЭ превышает время эвакуации людей из здания (по факту не предоставлена подтверждающая документация) ППБ 01-03 н. 3, ППБ 104-03 п. 3.9; ручной пожарный извещатель установлен не в соответствии с требованиями ППБ 88-01 на высоте 1.5м (по факту 1.45м). ППБ-01-03 п.З. ППБ 88-2001 п.12.41; помещения не обеспечены первичными средствами пожаротушения в соответствии с приложением № 3 (по факту 1 шт. ОП-5). ППБ 01 -03 приложение 3, таблица 1; допускается парковка (стоянка) автотранспорта, на расстоянии ближе 9-ти метров до здания ППБ 01-03 п.З. 23; СНиП 21-01-97* п.8.1; СНиП 2.07.01-89* п.6.39*. СНиП 21-02-99* п.4,6.

Нарушения в корпусе №1 (1, 2, 3 и 4 группы): люк выхода на кровлю выполнен размерами менее 0.6x0.8 м. ППБ 01403 п.3, СНиП 21-01-97*п.8.4*; отсутствует наружное освещение в темное время суток для быстрого нахождения пожарных гидрантов (лампа освещения у крыльца демонтирована). ППБ-01-03 п.27; ширина двери эвакуационного выхода (с северной стороны непосредственно наружу) выполнена в свету менее 1,2м (по факту 1.1 7м). ППБ 01-03 п. 3. п.5 1: СНиП 21-01-97* н. 6.16; ширина двери эвакуационного выхода (из общего коридора в лестничную клетку с северной стороны) выполнена в свету менее 1,2м (по факту 0,97м). ППБ 01-03 п. 3. п.51; СНиП 21-01-97* п. 6.16: провода соединительных линий СОУЭ проложены не в строительных конструкциях, коробах, каналах из негорючих материалов (по факту короба монтажные из ПВХ или открытая прокладка), при использовании которых должно выполняться требование: время до отказа работы соединительных линий СОУЭ превышает время эвакуации людей из здания (по факту не предоставлена подтверждающая документация) ППБ 01-03 п. 3, ППБ 104"-03 п. 3.9; вторая створка двери, разделяющая коридор более 60 метров 1-го этажа, входящая в систему противодымной защиты здания не оборудована устройством для самозакрывания ППБ-01-03; п. 3, 34, ППБ 101-89 п.2.1.11, СНиП 21-01-97* п. 6.18*; вторая створка двери в лестничную клетку с южной стороны, входящая в систему противодымной защиты здания не оборудована устройством для самозакрывания ППБ-01-03 п. 3, 34; ППБ 101-89 п.2.1.11, СНиП 21-01-97* п. 6.18*; ширина двери эвакуационного выхода (со стороны стадиона непосредственно наружу) выполнена в свету менее 1.2м (по факту 1,07м). ППБ 01-03 п. 3. п.51, СНиП 21-01-97*п.6.16; установка пожарной автоматики находится в не исправном состоянии, а именно: сломан ручной пожарный извещатель у двери в лестничную клетку с южной стороны. ППБ-01-03 п.98. п.96; ширина марша лестницы, предназначенной для эвакуации людей с южной стороны выполнена менее 1.35м (по факту 1.07м) ППБ 01-03 п. 3; СНиП 21-01-97* п.6.29; в лестничной клетке с южной стороны допущено размещение оборудования (радиаторы отопления), выступающего из плоскости стен на высоте менее 2,2 м от поверхности проступей и площадок лестниц (по факту 2,01м). ППБ 01-03 п.З. 51, СНиП 21-01-97* п.6.32; ручной пожарный извещатель на 2-м этаже группы №3 установлен не в соответствии с требованиями ППБ 88-01 на высоте 1.5м (по факту 1.55м). ППБ-01-03 п.3, ППБ 88 2001 п.12.41; дверь выхода из коридора 2-го этажа группы № 3 в лестничную клетку, входящая в систему противодымной защиты здания не оборудована устройством для самозакрывания ППБ-01-03 п. 3, 34, ППБ 101-89 п.2.1.11, СНиП 21-0l-97* п. 6.18*; дверь выхода из коридора 3-го этажа группы № 4 в лестничную клетку, входящая в систему противодымной защиты здания, не оборудована устройством для самозакрывания ППБ-01-03 п. 3, 34, ППБ 101-89 п.2.1.11, СНиП 21-01-97* п. 6.18*; ширина двери эвакуационного выхода (из коридора 3-го этажа группы №4 в лестничную клетку) выполнена в свету менее 1.2м (по факту 1.07м). ППЬ 01-03 п. 3. п.51: СНиП 21-01-97* п. 6.16; двери коридора 3-го этажа отделяющие группы № 4 и № 2, входящие в систему противодымной защиты здания не оборудованы устройствами для самозакрывания ППБ-01-03 п.3, 34: ППБ 101-89 п.2.1.11, СНиП 21-01-97* п. 6.18*; Ширина двери эвакуационного выхода (из коридора 3-го этажа группы № 2 в лестничную клетку) выполнена в свету менее 1.2м (по факту 1.05м). ППБ 01-03 п. 3. п.51, СНиП 21-01-97* п. 6.16; ширина марша лестницы, предназначенной для эвакуации людей с северной стороны, выполнена менее 1.35м (но факту 1 м). ППБ 01-03 п.3; СНиП 21-01-97* п.6.29; в лестничной клетке с северной стороны допущено размещение оборудования (радиаторы отопления), выступающею из плоскости стен на высоте менее 2.2 м от поверхности проступей и площадок лестниц (по факту 2м). ППБ 01-03 п.З. 51: СНиП 21-01-97*п.6.32; ширина двери эвакуационного выхода (из коридора 2-го этажа группы №1 в лестничную клетку) выполнена в свету менее 1.2м (но факту 1.05м). ППБ 01-03 п. 3. п.51; СНиП 21-01-97* п. 6.16; двери коридора 2-го этажа отделяющие группы №1 и №3. входящие в систему противодымной защиты здания не оборудованы устройствами для самозакрывания. ППБ-01-03: п. 3. 34: ППБ 101-89 п.2.1.11 СНиП 21-01-97* п. 6.18*.

Нарушения в подвале корпуса № 1: провода соединительных линий СОУЭ проложены не в строительных конструкциях, коробах, каналах из негорючих материалов (по факту короба монтажные из ПВХ или открытая прокладка), при использовании которых должно выполняться требование: время до отказа работы соединительных линий СОУЭ превышает время эвакуации людей из здания (по факту не предоставлена подтверждающая документация). ПИВ 01-03 п.3 ППБ 104-03 п. 3.9; отдельная лестница для сообщения между подвальным и первым этажом (вестибюль с северной стороны) не ограждена противопожарными перегородками 1-го типа с устройством тамбур-шлюза с подпором воздуха при пожаре. ППБ 01-03 п. 3: СНиП 21-01-97* п. 7.23*. Нарушения в административном корпусе: ширина двери эвакуационного выхода (центральный вход) выполнена в свету менее 1.2м (по факту 1.07м). ППБ 01-03 п. 3. п.51: СНиП 21-01-97* и. 6.16; вторые створки дверей при переходе из 1-го корпуса во 2-й. входящие в систему противодымной защиты здания не оборудованы устройствами для самозакрывания. ППЬ-01-03: п. 3. 34; ППБ 101-89 п.2.1.11 СНиП 21-01-97* п. 6.18*; при эксплуатации эвакуационных путей и выходов не обеспечено соблюдение требований нормативных документов по пожарной безопасности, а именно: полы в коридоре у спортивного зала облицованы горючими строительными материалами (линолеум) без сертификата в области ССПБ. имеющим обозначение высокой пожарной опасности менее, чем В2, РП2, ДЗ. 12. ППБ 01-03; п. 3. СНиП 21-01-97* п. 6.25*; под лестничным маршем у спортивного зала допускаемся хранение горючих материалов (хоз.инвентарь). ППБ 01-03; п.40; при смежном расположении приемо-контрольного прибора и приборов управления не соблюдается расстояние между ними, должно быть не менее 50 мм. ППБ 01-03 п.З. ППБ 88-2001 п.12.51; в помещении дежурного персонала, где установлен приемно-контрольный прибор АПС отсутствует аварийное освещение, которое должно включаться автоматически при отключении основного освещения ППБ-01 -03 п.З. НПБ 88 - 2001 п. 12.56; установка пожарной автоматики находится в не исправном состоянии (отключена), а именно: отключена отдельная линия АПС пульт №1 шлейфы №2. №6. №10, №18. ППБ-01-03 п.98. п.96; установка пожарной автоматики находится в не исправном состоянии (отключена), а именно: отключена отдельная линия АПС пульт №2 шлейфы №1. №2. №4. ППБ-01-03 п.98. п.96; установка пожарной автоматики находится в не исправном состоянии (отключена), а именно: отключена отдельная линия АПС пульт №3 шлейфы №4. №6. №10. ППБ-01-03 н.98. п.96; установка пожарной автоматики находится в не исправном состоянии (отключена), а именно: отключена отдельная линия АПС пульт №4 шлейфы №1. №2. №3. №4. №5. №6. №7. №8. №9. №10. №12. №13. №14. №15. №16. ППБ-01-03 п.98. п.96; провода соединительных линий СОУЭ проложены не в строительных конструкциях, коробах, каналах из негорючих материалов (по факту короба монтажные из ПВХ пли 01 крытая прокладка), при использовании которых должно выполняться требование: время до отказа работы соединительных линий СОУЭ превышает время эвакуации людей из здания (по факту не предоставлена подтверждающая документация). ППБ 01-03 п.3, НПБ 104-03 п. 3.9; вторые створки дверей при переходе из административного корпуса во 2-й. входящие в систему противодымной защиты здания не оборудованы устройствами для самозакрывания. ППБ-01-03; п. 3. 34: ППБ 101-89 п.2.1.11 СНиП 21-01-97* п. 6.18*; при переходе из административного корпуса во 2-й в местах пересечения противопожарных стен, перекрытий и ограждающих конструкций различными инженерными и технологическими коммуникациями, а также образовавшиеся отверстия не заделаны строительным раствором или другими негорючими материалами, обеспечивающими требуемый предел огнестойкости и дымо -газонепроницаемость. ППБ 01-03 п. 37. 64; не организована очистка вентиляционной систем в помещениях столовой от пыли, масляных отложений. ППБ 01-03 п.78. п.3; ГОСТ 12.4.021-75* п.3.1.2. 3.2.1. 3.2.7.

Нарушения в корпусе № 2: люк выхода па кровлю выполнен размерами менее 0,6x0,8 м. ППБ 01-05 п.3, СНиП 21-01-97*п.8.4*; ширина двери эвакуационного выхода (из лестничной клетки во двор) выполнена в свету менее 1.2м (по факту 1.14м). ППБ 01-03 п. 3. п.51, СНиП 21-01-97* п. 6.16; ширина марша лестницы, предназначенной для эвакуации людей с северной стороны, выполнена менее 1.35м (по факту 1.06м). ППБ 01-03 п. 3; СНиП 21-01-97* п.6.29 В лестничной клетке допущено размещение оборудования (радиаторы отопления), выступающего из плоскости стен на высоте менее 2,2 м от поверхности проступей и площадок лестниц (по факту 2.07м) ППБ 01-0.3 п.З. 5 1: СНиП 21-01-97* п.6.32; ширина двери эвакуационного выхода (из коридора 3-ю этажа группы №5 в лестничную клетку) выполнена в свету менее 1.2м (по факту 1.06м). ППБ 01-03 п. 3. п.51: СНиП 21-01-97* п. 6.16; запоры на дверях второго эвакуационного выхода из коридора 3-ю этажа группы №5 не обеспечивает людям, находящимся внутри здания (сооружения), возможность свободного открывания запоров изнутри без ключа. ППБ 01-03 п.52 Провода соединительных линий СОУЭ проложены не в строительных конструкциях, коробах, каналах из негорючих материалов (по факту короба монтажные из ПВХ или Открытая прокладка), при использовании которых должно выполняться требование: время до отказа работы соединительных линий СОУЭ превышает время эвакуации людей из здания (по факту не предоставлена подтверждающая документация). ППБ 01-03 п.З: НПБ 1044)3 п. 3.9.

Нарушения в холодном складе: эксплуатация электрических сетей, электроустановок и электротехнических изделий, а также контроль за их техническим состоянием осуществляется с грубыми нарушениями требований нормативных документов по электроэнергетике: соединение жил электропроводов выполнено при помощи скруток. 11111) 01-03 п.57: ПУЭ п.2.1.21; электросветильники, не оборудованы защитными колпаками (плафонами), предусмотренными конструкцией светильников. ППБ 01-03 п. 57. п.60. ПУЭ п. 7.4.33; аппараты (выключатель), предназначенные для отключения электроснабжения склада расположен внутри складскою помещения. ППБ 01-03 п.507.

Нарушения в гаражах: эксплуатация электрических сетей, электроустановок и электротехнических изделий, а также контроль за их техническим состоянием осуществляется с грубыми нарушениями требований нормативных документов по электроэнергетике: соединение жил электропроводов выполнено при помощи скруток. ППБ 01-03 п.57: ПУЭ п.2.1.21; допускается совместное хранение в одной секции с авторезиной других материалов и товаров, независимо от однородности применяемых огнетушащих веществ (помещение склада возле электрощитовой). ППБ 01-03 п.498; допущено хранение деревянных предметов из горючих материалов и т.п. ППБ 01-03 п.359; допущено хранение запаса масла более 5 литров. ППБ 01-03 п.359.

Кроме того, специалистом Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области в городе Тольятти в здании Школы-интерната «Е» по адресу: .... выявлены нарушения СанПиН 2.4.990-00 «Гигиенические требования к устройству, содержанию, организации режима работы в детских домах и школах-интернатах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

В ходе проверки, проведенной 22.03.2011 г.: на земельном участке интерната отсутствует физкультурно-спортивиая зона, зона отдыха, зеленая полоса со стороны улицы шириной 6 м; несвоевременно проводится очистка мусоросборников, мусоросборники переполнены, мусор разбросан вокруг контейнеров; в спальных помещениях для детей школьного возраста размещено по 4-6 воспитанников (особенность проекта); кровати в спальнях с дефектами (оторваны перекладины), не открывающиеся двери в шкафа-купе; в спальных помещениях, спортивном зале нарушена целостность стен, потолков (штукатурка, обои), в спальных помещениях нарушена гигиеническая целостность гигиенического покрытия полов (линолеума), имеются щели между стыками, плинтусами не плотно прилегают к полу и стенам, в некоторых местах отсутствуют; отопительные приборы во всех помещениях не ограждены съемными деревянными решетками; в 5-ой группе во всех помещениях не проведена чистка осветительной арматуры (в плафонах пыль, насекомые); в 5-ой группе в учебной комнате не проведена замена перегоревших ламп, из 8 ламп - 4 неисправны; окна и отопительные приборы в тренажерном зале не оснащены решетками; 16 марта для приготовления салатов используются сырые овощи (морковь, капуста) урожая предыдущего года без тепловой обработки; не в полном объеме оставлена суточная проба, отсутствует бифидок. творожный крем, выданные на ужин 21.03.2011 г..

В ходе проверки, проведенной 24.03.2011 г.: на земельном участке интерната отсутствует физкультурно-спортивная зона, зона отдыха, зеленая полоса со стороны улицы шириной 6 м; в спальных помещениях для детей школьного возраста размещено по 4-6 воспитанников (особенность проекта); местами нарушена целостность гигиенического покрытия стен, потолков (обои, штукатурка, покраска и др.) в жилых помещениях, учебных кабинетах, спортивном зале; местами нарушена целостность гигиенического покрытия полов (линолеум), имеются щели между стыками, плинтуса не плотно подогнаны, местами отсутствуют; отопительные приборы во всех помещениях не ограждены съемными деревянными решетками; окна и отопительные приборы в тренажерном зале не оснащены решетками.

Истец просит суд обязать ответчиков устранить выявленные нарушения требований пожарной безопасности и санитарных правил.

В судебном заседании представитель истца Рогова О.В. заявленные требования поддержала, дала пояснения, аналогичные установочной части решения, дополнив, что обращение прокурора в суд в интересах неопределенного круга лиц обусловлено необходимостью защиты личности и имущества от пожара, направлено на обеспечение пожарной безопасности как одной из важнейших функций государства. Предписаний по устранению выявленных нарушений пожарной безопасности и санитарных правил в отношении Детского дома-школы «Е» не выносилось.

В судебном заседании представитель ответчика Детского дома-школы «Е» заявленные требования не признала в полном объеме, суду пояснила, что она является директором детского дома-школы «Е» г.о. Тольятти с 29.10.2010 г. Основным направлением с первых дней работы является обеспечение безопасности детей и создание нормальных жилищно-бытовых условий проживания. Изучены предыдущие заключения проверок и проведены следующие мероприятия. В связи с отсутствием бюджетных средств, плотником произведен ремонт линолеума в спальных корпусах, заделаны швы и отремонтированы вырванные куски. Во время проверки проверяющие могли это наблюдать. То же с обоями. Ремонт будет осуществлен в июне-августе 2011 г. Отремонтирована комната для самоподготовки в группе № 5. Установлен контроль за качеством уборки помещений и процессом приготовления пищи. Внесены предложения в Тольяттинское управление Министерства образования и науки Самарской области о выделении дополнительных средств на ремонт здания и устранение предписаний ОНД. В марте 2011 г. по заданию прокуратуры Комсомольского района г.о. Тольятти в период с 23.03.2011 г. по 29.03.2011 г. проведена проверка пожарной безопасности. Причем проверка проходила в один день по линии Роспотребнадзора и ОНД. С результатами проверки в полном объеме она ознакомлена не была, и документы никакие у нее не спрашивали. Предписание по результатам проверки не составлялось. Ею было получено определение о назначении места и времени рассмотрения административного дела, где и были отражены все 65 замечаний. 27.04.2011 г. за выявленные нарушения она была подвергнута административному штрафу. Детский дом-школа «Е» в августе 2010 г. был принят комиссионно без замечаний. 26.11.2010 г. экспертным центром «В» проведена проверка учебного заведения, и по результатам представлено заключение № 281 - 2010 о независимой оценке пожарного риска здания. Вывод, что здание соответствует требованиям пожарной безопасности. На основании заключения начальника ОНД г.о. Тольятти и муниципального района Ставропольский, главного государственного инспектора по пожарному надзору подполковника внутренней службы ... можно сказать, что в соответствии с п. 25 Приказа МЧС России № 517 от 01.10.2007 г., в связи с наличием вывода о выполнении условий соответствия объекта защиты обязательным требованием пожарной безопасности, ОНД г.о. Тольятти и муниципального района Ставропольский планирует проведение плановых проверок не ранее, чем через 3 г. По выявленным нарушениям в результате совместной проверки пояснила следующее: пункт 1 исковых требований не соответствует действительности. С основания детского учреждения установлена прямая телефонная связь с подразделением пожарной охраны, ежедневно сдается отчет о количестве воспитанников ночующих в детском доме. Проведены испытания наружных пожарных лестниц - акт обследования № 193-09 на соответствие требованиям НПБ 245-2001. Заключение: на основании результатов проведенных испытаний ООО ЧОП «В» считает возможным использование представленного объекта по назначению. Данный акт действителен до 28.09.2014 г. Деревянные конструкции сценической коробки, а также драпировка не обработаны огнезащитным составом - акт на выполненные огнезащитных работы от 12.06.2010 г. на основании договора № 37 с ООО «С» на огнезащитную обработку деревянных конструкций элементов сцены актового зала площадью 15 кв.м. По замечанию о непредставлении документов о проведении проверки состояния огнезащитной обработки деревянных стропил и обрешетки кровли, проводимой не реже двух раз в год, пояснила, что согласно техническому заданию, огнезащитное покрытие сгораемых конструкций элементов чердачных кровель учреждений должно быть произведено составами, не требующими повторной обработки в течение 5 лет. Имеется акт выполненных работ «Огнезащитное покрытие деревянных конструкций элементов кровли», проведенный ООО ПСК «В» 13.10.2008 г. За выполнение работ оплачено – 503539 руб. 43 коп. Также имеется протокол № 1556 об испытании по контролю качества выполненной огнезащитной обработки деревянных конструкций. Вывод по протоколу: качество поверхностной обработки удовлетворительное. Согласно приказа по учреждению № 34-од от 21.04.2011 г. проведена проверка, с составлением акта проверки огнезащитной обработки деревянных конструкций кровли, от 22.04.2011 г. На огнетушители были нанесены порядковые номера белой краской. Наклеены таблички с указанием номеров телефонов вызова пожарной охраны в административных помещениях, где установлены телефонные аппараты. При проверки с нее не были потребованы многие документы, которые имелись, в том числе имеется заключение № 0046/11-09 центра технического развития средств пожарной безопасности «Пиролайн», что ограждение кровли соответствует требованиям НПБ 245-2001 и следующие испытания ограждения кровли должны производиться в 2014 г. Определена категория взрывопожарной и пожарной опасности согласно НПБ 105-03 категория взрывопожарной безопасности - «Д», но таблички на дверях до настоящего времени не вывешены. Согласно договору № 86 от 20.10.2009 г. с ООО «ВП», а также приложению № 1 к государственному контракту № 125 от 14.08.2009 г. были установлены источники вторичного электропитания резервные ИВЭПР 112-5-1. Помещения доукомплектованы первичными средствами пожаротушения в соответствии с приложением № 3. В соответствии с замечанием о запрете парковки около прачечной в настоящее время допускается остановка для посадки и высадки ближе 9 метров к зданию только двух легковых автомашин и автобуса КПВЗ, принадлежащих Детскому дому-школе «Е». По периметру территории Детского дома-школы «Е» стоят столбы с фонарями наружного освещения. Указатель местонахождения пожарного гидранта выполнен световозвражающей пленкой. Установлена дополнительная наружная лампа у крыльца. Двери эвакуационных выходов с северной стороны и со стороны стадиона двуполые, ширина светового проема 1.2 м. Там были устройства для самозакрывания ограничивающие угол открытия, в настоящее время устройства демонтированы. Отремонтирована установка пожарной автоматики, а именно ручной пожарный извещатель у двери в лестничную клетку с южной стороны – договор с ООО «Таймер» № 2-233 от 24.03.2011 г. По п. 10 имеется рабочий проект «Система пожарной сигнализации оповещения и управления эвакуацией», Заключен договор № 2-233 на техническое обслуживание средств системы пожарной сигнализации от 01.02.2011 г. В помещении дежурного персонала, где установлен приемо-контрольный прибор АПС установлена лампа дежурного освещения модели ЛБ А 3923А. Установку пожарной автоматики отдельные линии АПС пульт 1, 2, 3, 4 отремонтировали. Ширина двери эвакуационного выхода из лестничной клетки во двор имеет углубление под противопожарный ящик, находящийся на стене, не позволяя полностью открывать дверь, ширина светового проема без выемки 1,2 м. По нарушению о невозможности свободного открывания запоров изнутри без ключа на дверях эвакуационных выходов из коридоров пояснила, что если двери будут закрыты без ключа, воспитанники будут свободно уходить ночью. Нужно альтернативное предложение, так как среди воспитанников у них много состоящих на учете в милиции, осужденных. Ключи от дверей находятся у воспитателя и на вахте. В настоящее время не допускается хранение в одной секции с авторезиной других материалов и товаров, а именно авторезина убрана со склада возле электрощитовой. Так же не допускается хранение на складе запаса масла более 5-ти литров. По оставшимся 15 пунктам ведется работа, требующая значительных затрат. Бюджетные средства на капитальный ремонт выделены только со 2 квартала 2011 г. Подготовлены документы на котировки. Ведется работа со спонсорами. По проверке Роспотребнадзора пояснила, что в спальных комнатах проживает от 2 до 6 воспитанников. Санитарные нормы выполняются. Готовится предложение в Министерство образования и науки Самарской области о перепланировке спальных комнат. Но все зависит от выделенных средств. Земельная полоса менее 6 метров, это особенность застройки. Здание не передвинешь. Спортивные площадки будут оборудованы вместе с зоной отдыха до конца этого года, о чем ведутся переговоры с ..., ... и другими организациями. По уборке мусора имеется договор № 2471-11 от 01.01.2011 г. с ... о ежедневной уборке мусоросборников. Время уборки - 12 часов. Так как проверка была до этого времени, мусор был еще не убран. Кровати в спальнях были сломаны утром, воспитанниками - оторвана верхняя перекладина. По заявке воспитателя поломка была устранена плотником в тот же день. В момент проверки плотник выпиливал сломанную деталь кровати. Поломка кроватей - это не массовое явление. Шкафы-купе плотником ремонтируются. Работы очень много. В настоящее время практически все шкафы-купе отремонтированы. Сделаны заявки в Министерство образования и науки на приобретение новых шкафов, кроватей, тумбочек и другой мебели. В целях устранения замечаний: ремонт спальных комнат будет произведен в июне-августе 2011 г., идет поиск подрядной организации на изготовление решеток, все сотрудники детского дома прошли флюорографическое обследование. Изыскиваются средства для прохождения медицинского осмотра. Для чего подготовлена вся документация. Вопрос по пищеблоку взят на строжайший контроль.

В судебном заседании представитель ответчика Министерства имущественных отношений Самарской области, заявленные требования не признала в полном объеме, суду пояснила, что согласно Уставу учредителями Школы-интерната «Е» являются министерство образования и науки Самарской области и министерство имущественных отношений Самарской области. Согласно ст. 16 ФЗ от 26.12.2008 № 294-ФЗ по результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, составляется акт проверки, который должен быть оформлен установленным законодательством образом и предписание об устранении выявленных нарушений, в котором указывается срок, в течение которого, указанные нарушения должны быть устранены. В противоречие изложенному, истцом не было представлено ни одного документа в обоснование заявленных требований, также не представлены доказательства досудебного порядка урегулирования спора. Кроме того, прокурором Комсомольского района г. Тольятти в одном исковом заявлении объединены требования искового производства - об обязании Учреждения провести организационно-хозяйственные мероприятия для устранения нарушений законодательства в сфере пожарной безопасности и в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия и требования, вытекающие из публичных правоотношений - обязание министерства образования и науки Самарской области и министерства имущественных отношений Самарской области провести организационно-хозяйственные мероприятия для устранения нарушений законодательства в сфере пожарной безопасности и в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия в государственном учреждении, что является нарушением п.п. 1 и 2 ст. 120 ГК РФ, согласно которым бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за бюджетным учреждением собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет выделенных собственником имущества бюджетного учреждения средств, а также недвижимого имущества. Собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения. Таким образом, требования прокурора Комсомольского района г. Тольятти в части обязания министерства провести организационно-хозяйственные мероприятия по устранению нарушений пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологического законодательства в здании учреждения являются незаконными, необоснованными. Кроме того, довод прокурора Комсомольского района г. Тольятти о том, что министерство является представителем Самарской области, является необоснованным. Согласно Положению о министерстве имущественных отношений Самарской области, утвержденному постановлением Правительства Самарской области от 20.06.2007 № 79 (далее - Положение), министерство является органом исполнительной власти Самарской области, образованным в целях обеспечения управления и распоряжения собственностью Самарской области. Иного Положением не предусмотрено.

В судебном заседании представитель ответчика Министерства науки и образования Самарской области, заявленные требования не признала в полном объеме, суду пояснила, что прокуратурой в качестве ответчика привлечено Министерство как орган государственной власти. Однако, заявление подано не в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений в соответствии с главой 25 ГПК РФ, а в порядке искового производства, что недопустимо. Согласно ст. 38 Федерального Закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества и руководители организаций. Собственником имущества государственного образовательного учреждения является Самарская область. Полномочиями по реализации политики Самарской области в сфере управления и распоряжения собственностью Самарской области наделено министерство имущественных отношений Самарской области. Нормы права, обязывающие министерство обеспечить требования пожарной и санитарно-эпидемиологической безопасности в учреждении, в иске не указаны. Министерство обязанности по финансированию в пределах предусмотренных ассигнований из областного бюджета, а также переданных средств федерального бюджета капитальных и текущих расходов на образование и науку, осуществление контроля за целевым и эффективным использованием выделенных бюджетных средств, согласно п. 2.2 положения о министерстве, выполняет. Доводы и основания прокурором о невыполнении министерством обязанностей, предусмотренные положением министерства, в заявлении не указываются. Устранение отмеченных нарушений выполняется самим учреждением, как самостоятельным хозяйствующим субъектом, самостоятельным юридическим лицом за счет средств, выделяемых учреждению по смете. Вместе с тем, в отношении учреждения также требования считаем необоснованными по следующим основаниям. Прокуратура не является органом государственной власти уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор и государственный пожарный надзор. В ФЗ от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре РФ» отсутствуют нормы наделяющие прокуратуру полномочиями по проведению государственного санитарно-эпидемиологического надзора и государственного пожарного надзора за соблюдением требований пожарной безопасности. Основополагающим нормативным актом в сфере пожарного надзора является Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», в котором в ст. 6 дан исчерпывающий перечень органов государственного пожарного надзора. Прокуратура в указанный перечень не входит. Прокуратура не правомочна самостоятельно устанавливать юридические факты о соблюдении или нарушении учреждением норм законодательства по обеспечению требований противопожарной и санитарно-эпидемиологической безопасности. Ссылка Прокурора в заявлении на проводимые проверки органами Госпожнадзора и Роспотребнадзора в учреждении, является необоснованной. В соответствии с действующим законодательством, проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора). До настоящего времени ни одного приказа о проведении проверки директор детского дома не получил. Акт проверки также отсутствует. Юридические факты выявления нарушений норм законодательства по обеспечению требований противопожарной и санитарно-эпидемиологической безопасности органами Госпожнадзора и Роспотребнадзора не установлены, соответственно Прокуратурой факты нарушения норм законодательства по обеспечению требований противопожарной и санитарно-эпидемиологической безопасности учреждением в соответствии со ст. 56 ГПК РФ не доказаны. Ряд нарушений, отмеченные в иске, не соответствуют действительности: объект обеспечен прямой телефонной связью, наружные пожарные лестницы подвергнуты эксплуатационным испытаниям, огнезащитная обработка проведена и др., многие нарушения устранены, ряд нарушений в процессе устранения согласно рекомендациям экспертов по независимой оценки пожарного риска. Вместе с тем, по нарушениям конструктивного характера, а именно, увеличение ширины дверей эвакуационных выходов, ширины марша лестниц, необходимо пояснить следующее. Учреждение находится в сложившейся застройке города, в 1964 г. здание было принято в эксплуатацию, были подписаны акты приемки. В п.4 ст. 4 Закона №123-Ф3 от 22.07.2008 установлено, что на существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, положения настоящего Федерального закона не распространяются, за исключением случаев, если дальнейшая эксплуатация указанных зданий, сооружений и строений приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара. В таких случаях собственник объекта или лицо, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться зданиями, сооружениями и строениями, должны принять меры по приведению системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в соответствие с требованиями настоящего Федерального закона. В тоже время, обращаем внимание на следующее. В настоящее время в детском доме имеется расчет пожарных рисков, произведенный экспертной организацией, который подтверждает, что пожарный риск в детском доме не превышает допустимых значений, установленных Федеральным законом от 22.07.2008 № 123-ФЗ, обеспечено выполнение условия соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности, то есть не создает угрозу для жизни и здоровья обучающихся и сотрудников учреждения, как указывает прокурор в заявлении. В здании детского дома обеспечивается требуемый уровень обеспечения пожарной безопасности людей, согласно заключению экспертной организации по независимой оценке пожарного риска объекта здания детского дома, по которому в здании учреждения пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных Федеральным законом от 22.07.2008 № 123-ФЗ.

В судебном заседании представитель 3-го лица – ОГПН г.о. Тольятти и муниципального района Ставропольский не возражал против удовлетворения заявленных требований, дал пояснения, аналогичные установочной части решения дополнив, что по требованию прокуратуры специалист ОНД г.о.Тольятти и м.р. Ставропольский ... выезжал в ГОУ для детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей детский дом – школу «Е». По результатам выезда был составлен протокол прокуратурой Комсомольского района г. Тольятти. Представителем ОНД г.о. Тольятти и м.р. Ставропольский протокол о выявленных нарушениях не составлялся. Прокуратура имеет право при осуществлении своих проверок привлекать специалистов из других органов. Действительно у ответчика была проведена оценка пожарного риска, данная оценка зарегистрирована в ОНД г.о. Тольятти и м.р. Ставропольский, но наличие оценки не говорит о том, что у ответчика не имеется нарушений в области пожарной безопасности. При наличии оценки пожарного риска здание снимается с очередных и плановых проверок на три года. Они предписание и акт проверки не составляли, так как ОНД г.о. Тольятти и м.р. Ставропольский проверку не проводил. При участии в прокурорской проверке специалист ... законом от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ не руководствовался, он руководствовался специализированным законодательством, в том числе СНиП и приказом МЧС РФ № 517 от 1 октября 2007 г. В соответствии с законодательством на объекте где имеется оценка пожарного риска не проводятся плановые и внеплановые проверки в течении трех лет. При проведении специалистом Яньшиным выезда к ответчику, данное положение законодательства они не нарушили, так как не проводили проверку. Аккредитация центров, которые проводят оценку пожарных рисков, проводится в Москве.

В судебное заседание представитель 3-го лица Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области в г. Тольятти в судебном заседание не явился, заявленные требования поддерживают в полном объеме.

Суд, выслушав стороны, изучив представленные материалы, пришел к выводу о том, что в удовлетворении заявленных требований следует отказать, данный вывод суда основан на следующем:

В силу ст. 150 ГК РФ жизнь, здоровья и другие нематериальные блага подлежат судебной защите.

В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между учреждениями, организациями и иными юридическими лицами, независимо от их организационно-правовых форм собственности, - определяются Федеральным законом РФ от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».

Федеральным законом «О пожарной безопасности» определено, что обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства. В статье 1 данного Закона пожарная безопасность определяется как состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.

В соответствии со ст. 51 Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся.

В соответствии с ч. 3 ст. 33 Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение несет в установленном законом порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся во время образовательного процесса.

Судом установлено, что прокуратурой Комсомольского района г. Тольятти была проведена проверка исполнения администрациями образовательных учреждений, расположенных на территории Комсомольского района г.о. Тольятти, требований законодательства о пожарной безопасности, также санитарно-эпидемиологического законодательства.

Статьей 1 ФЗ от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» устанавливаются: порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля; порядок взаимодействия органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при организации и проведении проверок; права и обязанности органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, их должностных лиц при проведении проверок; права и обязанности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, меры по защите их прав и законных интересов.

Статьей 14 указанного ФЗ № 294-ФЗ установлен порядок организации проверки.

Так согласно вышеуказанной статье проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора). Типовая форма распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора) устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ. Проверка может проводиться только должностным лицом или должностными лицами, которые указаны в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора).

Заверенные печатью копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора) вручаются под роспись должностными лицами органа государственного контроля (надзора), проводящими проверку, руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица одновременно с предъявлением служебных удостоверений.

Статья 16 ФЗ № 294-ФЗ устанавливает порядок оформления результатов проверки. Так согласно вышеуказанной статье по результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах. Типовая форма акта проверки устанавливается уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки.

В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Однако истцом не представлено ни приказа о проведении проверок противопожарной и санитарно-эпидемиологической безопасности органами Госпожнадзора и Роспотребнадзора, ни акта, составленного по результатам проверок, ни предписания по устранению выявленных нарушений.

Указанные обстоятельства позволяют суду сделать вывод о том, что проверки противопожарной и санитарно-эпидемиологической безопасности в Детском доме-интернате «Е» проведены с нарушением действующего законодательства.

В подтверждении выявленных нарушений требований пожарной безопасности истец ссылается на постановление о назначении административного наказания ... от 28.04.2011 г., которым директор Детского дома-интерната «Е» Юмашина Л.М. за нарушение требований пожарной безопасности привлечена к административной ответственности в виде штрафа.

Из указанного постановления следует, что в Детском доме-интернат «Е», расположенном по адресу: г.... не соблюдаются требования пожарной безопасности. Данные обстоятельства подтверждаются

Однако в ходе рассмотрения дела установлено, что до рассмотрения иска по существу устранены ряд нарушений, что подтверждается соответствующими актами.

Неустраненными являются следующие нарушения:

1. не определена категория взрывопожарной и пожарной опасности, а также класс зоны по правилам устройства электроустановок для всех производственных и складских помещений которые надлежит обозначать на дверях помещений (ППБ- 01-03 п. 33);

2. при использовании аккумуляторных батарей или блоков бесперебойного питания в качестве резервного источника питания электроприемников АПС и СОУЭ не обеспечивается питание указанных электроприемников в дежурном режиме в течение 24 ч и в режиме «Тревога» не менее 3 ч. (ППБ 01-03 п.3; НПБ 88-2011 п. 14.3)

В прачечной:

4. провода соединительных линий СОУЭ не проложены в строительных конструкциях, коробах, каналах из негорючих материалов (ППБ 01-03 п.3, НПБ 104-03 п. 3.9.).

5. не установлен ручной пожарный извещатель в соответствии с требованиями НПБ 88-01 на высоте 1,5м. (ППБ 01-03 п.3, НПБ 88-2001 п. 12.41);

6. помещения не обеспечены первичными средствами пожаротушения в соответствии с приложением № 3 (ППБ 01-03);

7. допускается парковка (стоянка) автотранспорта, на расстоянии ближе 9-ти метров до здания; в корпусе № 1 (1, 2, 3 и 4 группы) (ППБ 01-03 п.3, СНиП 21-01-97* п. 8.1; СНиП 2.07.01-89* п. 6,39*, СНиП 21-02-99* п. 4.6):

В корпусе № 1 (1, 2, 3 и 4 группы):

8. люк выхода на кровлю выполнен размерами менее 0,6x0.8 м (ППБ 01-03 п.3, СНиП 21-01-97* п. 8.4*);

9. ширина дверей эвакуационного выхода (с северной стороны непосредственно наружу, из общего коридора в лестничную клетку с северной стороны) в свету менее 1.2м. (ППБ 01-03 п.3, п. 51; СНиП 21-01-97* п. 6.16);

10. провода соединительных линий СОУЭ проложены не в строительных конструкциях, коробах, каналах из негорючих материалов (по факту короба монтажные из ПВХ или открытая прокладка), при использовании которых должно выполняться требование: время до отказа работы соединительных линий СОУЭ превышает время эвакуации людей из здания (по факту не предоставлена подтверждающая документация) (ППБ 01-03 п. 3, ППБ 104-03 п. 3.9);

11. вторая створка двери, разделяющая коридор более 60 метров 1-го этажа, входящая в систему противодымной защиты здания не оборудована устройством для самозакрывания (ППБ-01-03; п. 3, 34, ППБ 101-89 п.2.1.11, СНиП 21-01-97* п. 6.18*);

12. вторая створка двери в лестничную клетку с южной стороны, входящая в систему противодымной защиты здания не оборудована устройством для самозакрывания (ППБ-01-03 п. 3, 34; ППБ 101-89 п.2.1.11, СНиП 21-01-97* п. 6.18*);

13. ширина двери эвакуационного выхода (со стороны стадиона непосредственно наружу) выполнена в свету менее 1.2м (по факту 1,07м) (ППБ 01-03 п. 3. п.51, СНиП 21-01-97*п.6.16);

14. ширина марша лестницы, предназначенной для эвакуации людей с южной стороны выполнена менее 1.35м (по факту 1.07м) (ППБ 01-03 п. 3; СНиП 21-01-97* п.6.29);

15. в лестничной клетке с южной стороны допущено размещение оборудования (радиаторы отопления), выступающего из плоскости стен на высоте менее 2,2 м от поверхности проступей и площадок лестниц (по факту 2,01м) (ППБ 01-03 п.З. 51, СНиП 21-01-97* п.6.32);

16. ручной пожарный извещатель на 2-м этаже группы №3 установлен не в соответствии с требованиями ППБ 88-01 на высоте 1.5м (по факту 1.55м) (ППБ-01-03 п.3, ППБ 88 2001 п.12.41);

17. дверь выхода из коридора 2-го этажа группы № 3 в лестничную клетку, входящая в систему противодымной защиты здания не оборудована устройством для самозакрывания (ППБ-01-03 п. 3, 34, ППБ 101-89 п.2.1.11, СНиП 21-0l-97* п. 6.18*);

18. дверь выхода из коридора 3-го этажа группы № 4 в лестничную клетку, входящая в систему противодымной защиты здания, не оборудована устройством для самозакрывания (ППБ-01-03 п. 3, 34, ППБ 101-89 п.2.1.11, СНиП 21-01-97* п. 6.18*);

19. ширина двери эвакуационного выхода (из коридора 3-го этажа группы №4 в лестничную клетку) выполнена в свету менее 1.2м (по факту 1.07м). (ППБ 01-03 п. 3. п.51: СНиП 21-01-97* п. 6.16);

20. двери коридора 3-го этажа, отделяющие группы № 4 и № 2, входящие в систему противодымной защиты здания, не оборудованы устройствами для самозакрывания (ППБ-01-03 п.3, 34: ППБ 101-89 п.2.1.11, СНиП 21-01-97* п. 6.18*);

21. ширина двери эвакуационного выхода (из коридора 3-го этажа группы № 2 в лестничную клетку) выполнена в свету менее 1.2м (по факту 1.05м) (ППБ 01-03 п. 3. п.51, СНиП 21-01-97* п. 6.16);

22. ширина марша лестницы, предназначенной для эвакуации людей с северной стороны, выполнена менее 1.35м (но факту 1 м) (ППБ 01-03 п.3; СНиП 21-01-97* п.6.29);

23. в лестничной клетке с северной стороны допущено размещение оборудования (радиаторы отопления), выступающего из плоскости стен на высоте менее 2.2 м от поверхности проступей и площадок лестниц (по факту 2м) (ППБ 01-03 п.З. 51: СНиП 21-01-97*п.6.32);

24. ширина двери эвакуационного выхода (из коридора 2-го этажа группы №1 в лестничную клетку) выполнена в свету менее 1.2м (но факту 1.05м) (ППБ 01-03 п. 3. п.51; СНиП 21-01-97* п. 6.16);

25. двери коридора 2-го этажа, отделяющие группы №1 и №3, входящие в систему противодымной защиты здания, не оборудованы устройствами для самозакрывания (ППБ-01-03: п. 3. 34, ППБ 101-89 п.2.1.11, СНиП 21-01-97* п. 6.18*).

В подвале корпуса № 1:

26. провода соединительных линий СОУЭ проложены не в строительных конструкциях, коробах, каналах из негорючих материалов (по факту короба монтажные из ПВХ или открытая прокладка), при использовании которых должно выполняться требование: время до отказа работы соединительных линий СОУЭ превышает время эвакуации людей из здания (по факту не предоставлена подтверждающая документация) (ПРБ 01-03 п.3, ППБ 104-03 п. 3.9);

27. отдельная лестница для сообщения между подвальным и первым этажом (вестибюль с северной стороны) не ограждена противопожарными перегородками 1-го типа с устройством тамбур-шлюза с подпором воздуха при пожаре (ППБ 01-03 п. 3, СНиП 21-01-97* п. 7.23*).

В административном корпусе:

28. ширина двери эвакуационного выхода (центральный вход) выполнена в свету менее 1.2м (по факту 1.07м) (ППБ 01-03 п. 3. п.51, СНиП 21-01-97* п. 6.16);

29. вторые створки дверей при переходе из 1-го корпуса во 2-й, входящие в систему противодымной защиты здания, не оборудованы устройствами для самозакрывания (ППБ 01-03 п. 3. 34; ППБ 101-89 п. 2.1.11, СНиП 21-01-97* п. 6.18*);

30. при эксплуатации эвакуационных путей и выходов не обеспечено соблюдение требований нормативных документов по пожарной безопасности (ППБ 01-03; п. 3. СНиП 21-01-97* п. 6.25*);

31. провода соединительных линий СОУЭ проложены не в строительных конструкциях, коробах, каналах из негорючих материалов (по факту короба монтажные из ПВХ пли 01 крытая прокладка), при использовании которых должно выполняться требование: время до отказа работы соединительных линий СОУЭ превышает время эвакуации людей из здания (по факту не предоставлена подтверждающая документация) (ППБ 01-03 п.3, ППБ 104-03 п. 3.9);

32. вторые створки дверей при переходе из административного корпуса во 2-й, входящие в систему противодымной защиты здания, не оборудованы устройствами для самозакрывания (ППБ-01-03 п. 3. 34, ППБ 101-89 п.2.1.11 СНиП 21-01-97* п. 6.18*);

33. не организована очистка вентиляционной систем в помещениях столовой от пыли, масляных отложений (ППБ 01-03 п.78. п.3, ГОСТ 12.4.021-75* п.3.1.2. 3.2.1. 3.2.7).

В корпусе № 2:

34. люк выхода на кровлю выполнен размерами менее 0,6x0,8 м (ППБ 01-05 п.3, СНиП 21-01-97*п.8.4*);

35. ширина двери эвакуационного выхода (из лестничной клетки во двор) выполнена в свету менее 1.2м (по факту 1.14м) (ППБ 01-03 п. 3. п.51, СНиП 21-01-97* п. 6.16);

36. ширина марша лестницы, предназначенной для эвакуации людей с северной стороны, выполнена менее 1.35м (по факту 1.06м) (ППБ 01-03 п. 3; СНиП 21-01-97* п. 6.29);

37. в лестничной клетке допущено размещение оборудования (радиаторы отопления), выступающего из плоскости стен на высоте менее 2,2 м от поверхности проступей и площадок лестниц (по факту 2.07м) (ППБ 01-0.3 п.З. 5 1: СНиП 21-01-97* п. 6.32);

38. ширина двери эвакуационного выхода (из коридора 3-го этажа группы № 5 в лестничную клетку) выполнена в свету менее 1.2м (по факту 1.06м) (ППБ 01-03 п. 3. п.51, СНиП 21-01-97* п. 6.16);

39. запоры на дверях второго эвакуационного выхода из коридора 3-го этажа группы № 5 не обеспечивают людям, находящимся внутри здания (сооружения), возможность свободного открывания запоров изнутри без ключа (ППБ 01-03 п.52);

40. провода соединительных линий СОУЭ проложены не в строительных конструкциях, коробах, каналах из негорючих материалов (по факту короба монтажные из ПВХ или открытая прокладка), при использовании которых должно выполняться требование: время до отказа работы соединительных линий СОУЭ превышает время эвакуации людей из здания (по факту не предоставлена подтверждающая документация) (ППБ 01-03 п.3, НПБ 104-03 п. 3.9).

В холодном складе:

41. эксплуатация электрических сетей, электроустановок и электротехнических изделий, а также контроль за их техническим состоянием осуществляется с грубыми нарушениями требований нормативных документов по электроэнергетике: соединение жил электропроводов выполнено при помощи скруток (ППБ 01-03 п. 57, ПУЭ п.2.1.21);

42. электросветильники, не оборудованы защитными колпаками (плафонами), предусмотренными конструкцией светильников (ППБ 01-03 п. 57. п. 60, ПУЭ п. 7.4.33);

43. аппараты (выключатель), предназначенные для отключения электроснабжения склада, расположены внутри складского помещения (ППБ 01-03 п.507).

В гаражах:

44. эксплуатация электрических сетей, электроустановок и электротехнических изделий, а также контроль за их техническим состоянием осуществляется с грубыми нарушениями требований нормативных документов по электроэнергетике: соединение жил электропроводов выполнено при помощи скруток (ППБ 01-03 п.57, ПУЭ п.2.1.21).

Кроме того, специалистом Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области в городе Тольятти в школе-интернате выявлены нарушения СанПиН 2.4.1.990-00 «Гигиенические требования к устройству, содержанию, организации режима работы в детских домах и школах-интернатах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

В соответствии со ст. 3 «Конвенции о правах ребенка», принятой 20.11.1989, во всех действиях в отношении детей, независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, первоочередное внимание должно уделяться наилучшему обеспечению интересов ребенка.

В соответствии с требованиями ст. 11, 24, 28, 51 ФЗ от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.

При эксплуатации помещений, зданий должны осуществляться санитарно-противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Так в ходе проверки выявлены нарушения санитарно-гигиенических требований, однако в рамках рассмотрения дела установлено, что ряд нарушений в настоящее время устранены.

Не устраненными остаются следующие нарушения:

1.на земельном участке интерната отсутствует физкультурно-спортивиая зона, зона отдыха, зеленая полоса со стороны улицы шириной 6 м.;

2. в спальных помещениях для детей школьного возраста размещено по 4-6 воспитанников (особенность проекта);

3. в спальных помещениях, спортивном зале нарушена целостность стен, целостность гигиенического покрытия полов (линолеума);

4. отопительные приборы во всех помещениях не оборудованы деревянными решетками;

5. отопительные приборы в тренажерном зале не оборудованы решетками.

Из вышеуказанного следует, что ряд требований о проведении организационно-хозяйственных мероприятий для устранения нарушений законодательства в сфере пожарной безопасности и в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия в Детском доме-школе «Единство», предъявленных истцом, связан с устранением нарушений капитального характера, в частности, увеличение ширины дверных и оконных проемов, дверей эвакуационных выходов, лестничных проемов и др. То есть, по сути, устранение нарушений является перепланировкой. Следовательно, требования в этой части могут быть удовлетворены при наличии соответствующей экспертизы и получения надлежащей разрешительной документации.

В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Однако истцами не предоставлено технического заключения, подтверждающего, что устранение выявленных нарушений, технически возможно, и не приведет к перепланировке здания, в результате которой будут затронуты несущие конструкции (элементы), что в последующем может привести к конструктивному нарушению целостности здания и его разрушению.

Кроме того, в соответствии со ст. 4 ФЗ от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» на существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, положения ФЗ не распространяются, за исключением случаев, если дальнейшая эксплуатация указанных зданий, сооружений и строений приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара. В таких случаях собственник объекта или лицо, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться зданиями, сооружениями и строениями, должны принять меры по приведению системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в соответствие с требованиями ФЗ.

Здание Детского дома-интерната «Е», расположенное по адресу: ...., построено и введено в эксплуатацию в 1964 г., что подтверждается решением Исполнительного комитета Ставропольского городского Совета депутатов трудящихся Куйбышевской области № 276 от 14.05.1964 г. .... С указанного времени в здании располагается детское учреждение.

Как следует из заключения о независимой оценке пожарного риска № 281-2010 от 26.11.2010 г., проведенного ООО Экспертным центром ..., в здании Детского дома-интерната «Е» по адресу: .... выполнены условия соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности.

Указанные обстоятельства позволяют суду сделать вывод о том, что как здание в целом, так и все дверные проемы соответствовали Строительным нормам и правилам, а также требованиям пожарной безопасности.

Кроме того, поскольку в судебном заседании установлено, что предписания по устранению нарушений противопожарной и санитарно-эпидемиологической безопасности в адрес Детского дома-интерната «Е» не выносилось, следовательно, сроки для устранений выявленных нарушений не устанавливались.

Рассматривая требования истца об обязании Министерства имущественных отношений по Самарской области и Министерства образования и науки по Самарской области устранить выявленные нарушения, суд исходит из следующего:

В соответствии со ст. 37 ФЗ «О пожарной безопасности» № 69-ФЗ от 21.12.1994 года осуществление непосредственного руководства системой пожарной безопасности возложено на руководителей организаций, которые несут ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

Согласно ст. 38 ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества, руководители федеральных органов исполнительной власти, руководители органов местного самоуправления, лица, уполномоченные владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций.

Как следует из Устава Детского дома-школы «Е», учредителями учреждения являются Самарская область в лице министерства образования и науки Самарской области и министерства имущественных отношений Самарской области (п. 1.4).

Однако в судебном заседании установлено, что ни в адрес министерства образования и науки Самарской области, ни в адрес министерства имущественных отношений Самарской области предписания об устранении выявленных нарушений не выносилось, соответствующие акты проверок ответчикам не направлялись.

Кроме того, согласно Положения «О министерстве образования и науки Самарской области» на министерство образования и науки Самарской области возложены обязанности по «финансированию в пределах предусмотренных ассигнований из областного бюджета, а также переданных средств федерального бюджета капитальных и текущих расходов на образование и науку; осуществление контроля за целевым и эффективным использованием выделенных бюджетных средств».

Положением о министерстве имущественных отношений Самарской области установлено, что министерство является органом исполнительной власти Самарской области, образованным в целях обеспечения управления и распоряжения собственностью Самарской области.

Таким образом, из указанного выше норм следует, что как министерство образования и науки Самарской области, так и министерство имущественных отношений Самарской области не обязаны проводить мероприятия по противопожарной безопасности.

Обязанности по финансированию школы-интерната министерствами выполняет в полном объеме, осуществляя финансирование школы-интерната в пределах выделенных ассигнований из областного бюджета, в размере сумм, указанных в смете расходов школы-интерната.

Следовательно, министерствами в соответствии полномочиями, установленными Положениями, осуществляется финансирование школы-интерната, то есть осуществляются возложенные на него обязанности.

Таким образом, со стороны министерств не было бездействия, в виде невыполнения возложенных на него обязанностей по финансированию, как указано в заявлении прокурора.

Кроме того, на министерства нормативными правовыми актами и Положениями не возложена обязанность по обеспечению требований пожарной безопасности в подведомственных государственных образовательных учреждениях, в том числе, в данной школе-интернате.

Таким образом, поскольку в судебном заседании установлено, что со стороны ответчиком отсутствовало бездействие по выполнению требований пожарной и санитарно-эпидемиологической безопасности, суд приходит к выводу о том, что в удовлетворении заявленных требований прокурору следует отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-197 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении искового заявления прокурору Комсомольского района г. Тольятти, действующему в интересах неопределенного круга лиц, к ГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей детский дом-школа «Е», Министерству образования и науки Самарской области, Министерству имущественных отношений Самарской области об обязании устранить выявленные нарушения требований федерального законодательства о пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологического законодательства – отказать.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Комсомольский районный суд г. Тольятти в течение 10 дней в окончательной форме.

Судья Казакова Л.А.

Решение принято в окончательной форме 30.05.2011 г.