Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 21 июля 2011г. Комсомольский районный суд г.Тольятти в составе председательствующего Головачевой О.В., при секретаре Бузыцковой К.А., с участием представителя истца Блиновой О.Ю., представителя ответчика Мильхерт Е.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело ... по исковому заявлению П. к Т., третьему лицу М. о запрете деятельности юридического лица, у с т а н о в и л : П. обратился в суд с исковым заявлением о запрете деятельности юридического лица Т.. В судебном заседании представитель прокуратуры исковые требования поддержал, показал, что П. была проведена проверка, в результате которой установлен факт оказания Т. услуг неопределенному кругу лиц в виде предоставления игрового оборудования, на котором под видом лотереи проводится азартная игра. Указанные услуги Т. предоставляет на игровом оборудовании, расположенном в помещениях по адресам: г.о. Тольятти, ....; г.о. Тольятти, ....; г.о. Тольятти, .... ....; г.о. Тольятти, .... 03.01.2011г. Т. заключило с М., являющимся организатором Всероссийской негосударственной комбинированной лотереи Л., договор комиссии ... от 03.01.2011г. на распространение лотерейных билетов данной лотереи. Граждане желающие получить услугу, проходят анкетирование и вносят плату за участие в лотерее, гражданин выбирает конкретное оборудование, установленное в зале, с помощью которого он намерен участвовать в лотерее. Участнику лотереи выдается документ с указанием номера выбранного оборудования и количества денежного эквивалента приобретенных лотерейных билетов. В лотерейное оборудование вносится информация о приобретенных билетах. На оборудовании участник посредством визуализации следит за процессом розыгрыша своей лотереи. После фактического начала участником розыгрыша бестиражной части лотереи, выданный ему ранее документ заменяется на лотерейную квитанцию с указанием номеров лотерейных билетов. При завершении участия в бестиражной части лотереи участник на основании лотерейной квитанции получает выигрыш в бестиражной части лотереи и непосредственно сам лотерейный билет для возможности участия в тиражной части лотереи. Прокурор просит суд признать незаконными действия Т. по размещению игровых автоматов в нежилых помещениях, расположенных по адресу: г.о. Тольятти, ....; г.о. Тольятти, ....; г.о. Тольятти, ....; г.о. Тольятти, ...., незаконной; прекратить деятельность по предоставлению услуг по организации и проведению азартных игр с использованием игрового оборудования (лотерейных терминалов) Т. в указанных нежилых помещениях. Представитель ответчика, явившийся в судебное заседание, с заявленными требованиями не согласился, пояснил, что истцом не предоставлено доказательств того, кем проводилась проверка, что именно установлено в результате проверки и какое процессуальное решение принято в отношении проверяемого субъекта хозяйственной деятельности. В соответствии со ст. 5 ФЗ РФ № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» организация и проведение игровой деятельности вне игровых зон на территории Российской Федерации запрещена. Ответчик Т. организацией и проведением игорной деятельности на территории Комсомольского р-на г.Тольятти не занимается. ... между М. .... и Т. .... заключен договор комиссии ..., согласно которого Оператор принимает на себя обязательства по распространению лотерейных билетов Всероссийской негосударственной комбинированной лотереи «Л., проводимой на основании Разрешения, выданного Ф. государственный регистрационный номер ..., разрешение от 22.06.2010 г. ..., среди участников лотереи, приему лотерейных ставок, выплате, передаче и предоставлении выигрышей. Законом разрешено использование лотерейного оборудования при проведении других видов лотерей. Лотерейное оборудование подлежит обязательному подтверждению соответствия требованиям, установленным техническим регламентом на лотерейное оборудование. Технический регламент на лотерейное оборудование. До настоящего времени Постановление о техническом регламенте Правительством РФ не принято. Закон №214-ФЗ не содержит каких-либо запретительных норм для хозяйствующего субъекта по использованию лотерейного оборудования при проведении комбинированной лотереи до момента принятия Технического регламента на лотерейное оборудование. В соответствии с требованиями ст. ст. 1и 2 ГК РФ хозяйствующий субъект имеет право на организацию любой деятельности, которая не запрещена законом. В соответствии с условиями Договора аренды оборудования ... от 03.01.2011 г., заключенного между А. .... и Т. ...., арендатор Т. принял в аренду лотерейное оборудование с комплектом эксплутационной необходимой документации. Арендодатель А. вместе с передаваемым в аренду оборудованием передал арендатору эксплутационные документы. Утверждение, что игровые автоматы, используемые Т. отличаются от игровых автоматов отсутствием купюроприемников, поскольку внутри корпуса находится устройство, которое случайным образом определяет выигрыш является голословным, поскольку истцом не представлены экспертные заключения, подтверждающие такое заявление. По внешнему виду лотерейного терминала, невозможно определить какие именно электронные прошивки внутри аппарата обеспечивают процесс его работы. Суд, выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, приходит к следующему. В соответствии с ч. 1 ст.1 ФЗ от 29.12.2006г. № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр на территории РФ и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ» в целях зашиты нравственности, прав и законных интересов граждан им установлены ограничения деятельности по организации и проведению азартных игр и пари. Согласно ч.6 ст.16 ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр на территории РФ и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ» деятельность игорных заведений, не отвечающих установленным требованиям, должна быть прекращена до 01.07.2009г.. Несоблюдением установленных федеральным и региональным законодательством ограничений по организации и проведению азартных игр ответчик нарушает законные интересы государства и неопределенного круга лиц, а также посягает на общественную нравственность посредством создания условий для вовлечения в азартные игры несовершеннолетних. Из материалов дела следует, что 25.01.2011г. П. совместно с О. была проведена проверка деятельности юридического лица Т. на предмет законности по осуществлению деятельности о предоставлении услуг по организации и проведению азартных игр, в результате которой установлен факт оказания Т. услуг неопределенному кругу лиц в виде предоставления игрового оборудования, на котором под видом лотереи проводится азартная игра. Указанные услуги Т. предоставляет на игровом оборудовании, расположенном в помещениях по адресам: г.о. Тольятти, ....; г.о. Тольятти, ....; г.о. Тольятти, ....; г.о. Тольятти, ..... В ходе проверки установлено, что в лотерейном клубе Т. под прикрытием эмуляции игры на лотерейном автомате, фактически осуществляется незаконная деятельность по проведению азартных игр с использованием игровых автоматов. Осуществление незаконной деятельности подтверждается материалами проверки. Из материалов проверки, проведенной П., следует, что в помещении зданий, расположенных по адресу: г г.о. Тольятти, ....; г.о. Тольятти, ....; г.о. Тольятти, ....; г.о. Тольятти, ...., располагаются клубы, осуществляющие предоставление услуг по розыгрышу негосударственной комбинированной лотереи с использованием лотерейных билетов на основании разрешения, выданного Ф. от 03.01.2011г. организатору лотереи М.. Между Т. и М. имеется договор, согласно которого Т. является оператором лотереи. При розыгрыше лотереи используется лотерейное оборудование, на оборудовании отсутствуют купюроприемники, имеются разработанные и утвержденные условия и правила проведения комбинированной лотереи. Оказание услуг юридическим лицом осуществляется в помещении, являющемся пристройкой к жилому многоэтажному дому. Вход в помещение осуществляется с помощью двери расположенной с лицевой стороны здания-пристройки. В верхней части рыльца имеется вывеска содержащая наименование «З.. Со слов очевидцев установлено, что возле клуба в вечернее время собирается множество автомобилей, граждане посещают заведение, так как двери клуба открыты. В клубе находится более 16 игровых автоматов, отражающих электронные табло с меняющимися изображениями, как во включенном, так и в выключенном состоянии, но имеющее соединение с сетью. Игра на данных аппаратах осуществляется после уплаты денежных средств оператору-кассиру, после чего оператором в программу игрового автомата вносятся баллы на сумму, полученную от участника игры. Игра ведется в порядке, аналогичном игре на игровом автомате и заключается в нажатии кнопок и клавиш. Выигрыш определяется при совпадении определения символов. Приз выдается кассиром из кассы клуба. В соответствии с абз.8 Письма МФ Российской Федерации от 07 апреля 2008 года ... принятым по вопросу определения требований, предъявляемым к лотерейному оборудованию, а также усилению контроля за проведением всероссийских стимулирующих лотерей, игровой автомат без устройства приема и выдачи денежных знаков или их заменителей, при наличии центрального блока управления, содержащего игровую программу, также является игровым автоматом. Понятие игрового автомата, содержащееся в ФЗ от 29.12.2006 года № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые, законодательные акты Российской Федерации» не содержит требования о наличии в игровом автомате устройств для приема и выдачи денежных знаков или их заменителей. Основной необходимой частью игрового автомата, определяющей его функциональную принадлежность к таковым, является центральный блок управления с заложенной игровой программой, определяющей результат игры на нем. Пункты 1, 2 и 3 ст. 7 ФЗ от 11.11.2003 года № 138-ФЗ «О лотереях» (с последующими изменениями) предусматривают, что право на проведение стимулирующей лотереи возникает в случае, если в федеральный орган исполнительней власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления направлено уведомление о проведении стимулирующей лотереи в порядке, предусмотренном настоящей статьей. Уведомление о проведении стимулирующей лотереи должно содержать указание на срок, способ, территорию ее проведения и организатора такой лотереи, а также наименование товара (услуги), с реализацией которого непосредственно связано проведение стимулирующей лотереи. Кроме того, уведомление о проведении стимулирующей лотереи с приложением документов должно быть направлено организатором стимулирующей лотереи в указанный в ч. 1 настоящей статьи соответствующий уполномоченный орган не менее чем за двадцать дней до дня проведения стимулирующей лотереи. Указанный орган в течение 15 дней со дня получения такого уведомления имеет право запретить проведение стимулирующей лотереи по одному из следующих оснований: представление неполного пакета документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом; несоответствия представленных документов требованиям настоящего Федерального закона; представление недостоверных сведений; наличие у организатора лотереи задолженности по уплате налогов и сборов. Срок проведения стимулирующей лотереи не может превышать 12 месяцев. Согласно условий проведения Всероссийской негосударственной комбинированной денежной лотереи Л. от 23.04.2010г. лотерея проводимая является комбинированной и проводимой в обычном режиме. Согласно условий комбинированной бестиражной лотереи определение суммы выигрыша или проигрыша каждого участника на «лотерейных терминалах» Т. определяется программой, установленной в аппарате, после нажатия посетителем кнопок автоматов. Поэтапный сбор, обработка информации, а тем более формирование и розыгрыш общего призового фонда не осуществляется. Таким образом, деятельность Т. в лотерейных клубах не относится ни к одному из установленных законом режимов лотерей в зависимости от технологии их проведения и не может считаться лотереей. Осуществляемая ответчиком деятельность соответствует признакам стимулирующей лотереи, установленных ст. 3 ч.3 ФЗ от 11.11.2003г. №138-ФЗ «О лотереях» право на участие не связано с внесением платы и её призовой фонд формируется за счет организатора лотереи. Согласно ст. 3 ч.3 названного закона, проведение стимулирующих лотерей с помощью механических, электрических, электронных или иных технических устройств, используемых для определения выигрышей, призов и (или) подарков, в том числе в денежных и натуральных показателях, запрещено. Аналогичное положение содержится в ч.3 ст. 9 ФЗ №138-ФЗ «О лотереях». Согласно ст. 1 ФЗ от 29.12.2006 года № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые, законодательные акты Российской Федерации» определены правовые основы государственного регулирования деятельности по организации и проведению азартных игр. Согласно ст. 9 названного закона на территории РФ созданы четыре игорных зоны на территориях субъектов Российской Федерации: Алтайский край, Приморский край, Калининградская область и Ростовская область, к которым Самарская область не относится. Фактически Т. изменил способ и порядок проведения азартной игры: денежные средства заменены на лотерейные билеты, вместе с тем, существо и цель игры остались неизменными. Т. предоставляя неопределенному кругу лиц услуги по участию в денежной комбинированной лотерее допустил нарушение запрета деятельности залов (клубов) игровых автоматов на территории Самарской области, допустил нарушение законодательства о лотереях. Представленная совокупность доказательств позволяет суду сделать вывод о том, что Т. в нежилых помещениях, расположенном по адресу: г.о. Тольятти, ....; г.о. Тольятти, ....; г.о. Тольятти, ....; г.о. Тольятти, ...., осуществляется деятельность по организации и проведению азартных игр. Об этом свидетельствует наличие действующих игровых аппаратов в помещении клуба со следами их эксплуатации, закрытый режим работы клуба, ограниченный доступ посетителей. Доказательствами того, что Т. осуществляет игровую деятельность, запрещенную законом под видом лотереи, является то, что для игры используются игровые автоматы, в которых вместо купюроприемника установлена лотерейная плата, на монитор вводятся баллы, соответствующие сумме денег, внесенной игроком; в центральный блок управления заложена игровая программа, определяющая результат игры на нем; выигрыш не определяется на стадии изготовления лотереи, а устройством, находящимся внутри оборудования, и выпадает случайно; выигрыш определяется не организатором лотереи, а самим оборудованием. Согласно ч.1 ст.1 ФЗ от 29.12.2006г. № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ», допускается установление ограничений осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр в целях защиты нравственности, прав и законных интересов граждан. Правило п.1 ст.1065 ГК РФ, предусматривающее, что опасность причинения вреда в будущем может служить основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность, является общим и выполняет, прежде всего, превентивную (предупредительную) функцию, обеспечивая охрану прав и интересов граждан и организаций. Пресечение деятельности, создающей угрозу нарушения чужого права, согласно ст. 12 ГК – один из способов защиты гражданских прав. Возможность наступления в будущем вредоносного результата является достаточным основанием для обращения в суд с иском о запрете деятельности, создающей подобную опасность. Требования П. следует признать обоснованными и удовлетворить, поскольку заявленные требования соответствуют нормам материального и процессуального права. Довод ответчика о том, что он самостоятельно, до решения суда прекратил свою деятельность, суд находит несостоятельным. Данное заявление опровергается рапортом П. Блиновой О..Ю., которая 20.07.2011г. в 23 ч. 30 мин. осуществила проверку помещении по ...., и ...., и выявила, что помещение открыто, в помещениях расположены игровые автоматы, которые подключены к сети питания, находятся в рабочем состоянии, в игровом клубе осуществляют игру посетители, в помещении находились представители администрации. Суд приходит к выводу, что размещение игровых автоматов по названным адресам является незаконным с момента их установки, так как указанные игровые автоматы под видом лотереи проводят азартную игру. Заключение Г., по заключению которого сделан вывод о том, что базовое программное обеспечение и его идентификационные признаки ... с серийными номерами ..., ..., соответствует и выполняет функции, заявленные в документации на испытанный ... (л.л.д.209-212), не является основанием для отказа истцу в иске, так как указанное заключение лишь подтверждает соответствие оборудования программному обеспечению, но не отвечает на вопрос о том, что данное оборудование используется для организации и проведения азартных игр, поскольку заявленный вопрос требует правового разрешения и не подтверждает, что это оборудование специально изготовлено и используется для проведения лотереи, и что оно оснащено лотерейными программами. Доказательством того, что под видом лотереи проводятся азартные игры, подтверждается тем, что игровые автоматы, установленные организатором игорного заведения, используются для проведения азартных игр с материальным выигрышем, который определяется случайным образом устройством, находящимся внутри этого игрового оборудования, без участия организатора азартных игр или его работников. Запрещенная законом игра на игровом автомате свидетельствует о том, что эта игра относится к азартной, так как она характеризуется тем, что выигрыш в ней зависит не от искусства играющих, а от случая, совпадения. Игра на заявленных игровых автоматах не может быть расценена как лотерея, так как лотерея – это игра, где до начала игры установлен размер призового фонда, размер выигрышей, в то время как при игре на заявленном оборудовании об этом играющий не осведомлен. В соответствии со ст. 103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. Поскольку истцом заявлен иск искового заявления неимущественного характера, ответчиком является юридическое лицо, с ответчика поделит взысканию госпошлины в сумме 4000 руб. На основании изложенного руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд р е ш и л : Исковое заявление П. удовлетворить. Признать незаконными действия Т. по размещению игровых автоматов в нежилых помещениях, расположенных по адресам: -г.Тольятти, ...., г.Тольятти, -г.Тольятти, ...., -г.Тольятти, на втором этаже по ...., -г.Тольятти, ..... Обязать Т. прекратить деятельность по предоставлению услуг по организации и проведению азартных игр с использованием игрового оборудования (лотерейных терминалов), по адресам: -г.Тольятти, ...., г.Тольятти, -г.Тольятти, ...., -г.Тольятти, на втором этаже по .... -г.Тольятти, ул...... Взыскать с Т. в местный бюджет госпошлину в размере 4000 (четыре тысячи) рублей. Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения через районный суд. Судья: О.В. Головачева. Решение в окончательной форме изготовлено 26.07.2011 года. Судья-