РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 20 сентября 2011 года Комсомольский районный суд г.о. Тольятти Самарской области в составе: председательствующего судьи: Бугарь Г.А., при секретаре: Варламовой О.М., рассмотрев в открытом судебном заседании с участием представителя истца помощника прокурора Комсомольского района г. Тольятти Трониной Т.Н., представителей ответчика директора ГУ Социально реабилитационного центра для граждан пожилого возраста и инвалидов « Тольяттинский» Тагаевой Т.А и юриста Кузьмичевой Д.С, представителя 3-го лица ОГПН г.о.Тольятти - Яньшина М.Г., гражданское дело ... по иску прокурора Комсомольского района г. Тольятти в интересах неопределенного круга лиц к ГУ Социально реабилитационный центр для граждан пожилого возраста и инвалидов «Тольяттинский» об обязании устранить нарушения требований пожарной безопасности. УСТАНОВИЛ: Прокурор Комсомольского района г.о. Тольятти, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с указанным заявлением к ответчикам, мотивируя свои требования тем, что прокуратурой Комсомольского района г. Тольятти была проведена проверка исполнения администрацией Государственного учреждения Самарской области «Социально-реабилитационный центр для граждан пожилого возраста и инвалидов «Тольяттинский», расположенном по адресу: г. Тольятти, ул. Матросова, 19е требований законодательства о пожарной безопасности. В ходе проверки установлено, что государственным учреждением не соблюдаются требования пожарной безопасности. Так, при проверке 19августа 2011г. прокуратурой района и отделом надзорной деятельности г.о. Тольятти и м.р. Ставропольский Главного Управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Самарской области установлены следующие нарушения требований пожарной безопасности: - люк выхода на чердак выполнен не в соответствии с требуемым размером 0,6х 0,8 м. Нарушены ППБ 01-03 п.3, СНиП 21-01-97* п.8.4*; -люк выхода на чердак выполнен не противопожарным 2-го типа, что является нарушением ППБ 01-03 п.3 СНиП 21-01-97* п.8.4 -ширина двери второго эвакуационного выхода из коридора непосредственно наружу выполнена в свету менее 0,8 м. Нарушен п.3,п.51 ППБ 01-03, СНиП 21-01-97* п.6.16 -провода соединительных линий СОУЭ проложены не в строительных конструкциях, коробах, каналах из негорючих материалов (по факту короба монтажные из ПВХ или открытая прокладка), при использовании которых должно выполняться требование: время до отказа работы соединительных линий СОУЭ превышает время эвакуации людей из здания (по факту не представлена подтверждающая документация) Нарушен ППБ 01-03 п.З НПБ 104-03 п.З.9 -в помещении дежурного персонала, где установлен приемно-контрольный прибор АПС, отсутствует аварийное освещение, которое должно включаться автоматически при отключении основного освещения- нарушены ППБ 01-03 п.3НПБ 88-201 п.12.56. -при эксплуатации эвакуационных путей и выходов не обеспечено соблюдение требований нормативных документов по пожарной безопасности, а именно: полы в коридоре облицованы горючими строительными материалами (линолеум) с сертификатом в области ССПБ, имеющим обозначение высокой пожарной опасности более, чем В2, нарушены ППБ 01-03 п.З, СНиП 21-01-97* п.6.25.. -запор на двери второго эвакуационного выхода из коридора непосредственно наружу не обеспечивает гражданам, находящимся внутри здания (сооружения) возможность свободного открывания запоров изнутри без ключа (ППБ 01-03 п.52 В соответствии со ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994г. № 69-ФЗ (ред. от 29.12.2010г.) «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны. 24 августа 2011г. в связи с выявленным нарушением требований пожарной безопасности прокурором района были вынесены постановления о возбуждении административного производства, предусмотренного ст. 20.4 ч.2 и ч.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении директора учреждения Тагаевой Т.А. По результатам проверки прокурором района директору учреждения также было внесено представление 23 августа 2011г. № 07-09-3916-11 об устранении нарушений требований пожарной безопасности. По состоянию на 24.08.2011г. указанное нарушение требований пожарной безопасности не устранено. Выявленные нарушения требований пожарной безопасности влияют на распространение пожара по помещениям, на время оповещения людей о пожаре, затрудняют организацию быстрой эвакуации людей при возникновении пожара и тем самым, создают непосредственную угрозу жизни и здоровью людей, находящихся в помещениях. До устранения вышеназванных нарушений требований пожарной безопасности, продолжают сохраняться условия, могущие привести к возникновению пожаров, угрозе причинения вреда жизни и здоровью людей, уничтожению имущества. ГУ Самарской области «Социально-реабилитационный центр для граждан пожилого возраста и инвалидов «Тольяттинский» является юридическим лицом, учредителями учреждения являются Министерство здравоохранения и социального развития Самарской области и Министерство имущественных отношений Самарской области. Финансирование учреждения производится из областного бюджета, ГУ осуществляет операции по расходованию бюджетных средств в соответствии с бюджетной сметой, подотчетно учредителям. В соответствии с Приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 02.04.2007г. №209 и приказа № 791 от 14.07.2009 г. нежилое помещение по вышеуказанному адресу передано в оперативное управление ГУ Самарской области «Социально-реабилитационный центр для граждан пожилого возраста и инвалидов «Тольяттинский». Имеется свидетельство о регистрации права оперативного управления помещения по адресу: г. Тольятти, ул. Матросова, 19Е (... Статьей 41 Конституции РФ, Федеральным законом РФ «О пожарной безопасности» определено, что обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства. Статьей 1 данного Закона пожарная безопасность определяется как состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. В соответствии со ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994г. № 69-ФЗ (ред. от 29.12.2010г.) «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны В соответствии со ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности в РФ» руководители организаций обязаны осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности. Указанные лица несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности. Обращение прокурора в суд в интересах неопределенного круга лиц обусловлено необходимостью защиты личности и имущества от пожара, направлено на обеспечение пожарной безопасности как одной из важнейших функций государства. Обращение прокурора в Комсомольский районный суд г. Тольятти производится на основании ст. 29 ГПК РФ - по месту предоставления услуг государственным учреждением полустационарного социального обслуживания, предназначенного для оказания оздоровительных, социально-реабилитационных мероприятий инвалидам, гражданам пожилого возраста, частично утратившим способность к самообслуживанию ограничением здоровья. Юридический адрес государственного учреждения: г. Тольятти 445012, ул. Матросова, 19Е. Истец просит суд обязать администрацию Государственного учреждения Самарской области «Социально-реабилитационный центр для граждан пожилого возраста и инвалидов «Тольяттинский устранить нарушения требований федерального законодательства о пожарной безопасности перечисленных в исковом заявлении. В ходе судебного заседания представитель истца Тронина Т.Н., на иске настаивала, дала пояснения, аналогичные установочной части решения, дополнив, что сотрудники ОНД г. Тольятти и м.р. ставропольский привлекались при проведении проверки в качестве специалистов. По результатам проведенной проверки данными сотрудниками были направлены в адрес прокуратуры информационные письма с указанием выявленных нарушений. По требованию прокуратуры района сотрудником ОНД г. Тольятти и м.р. ставропольский были подготовлены данные информационные письма. При проведении проверок прокурор может по личной инициативе привлечь любую организацию в качестве специалиста обладающего специальными познаниями в определенной сфере. Проверку учреждения осуществлял помощник прокурора. На основании ст. 14 ФЗ № 224 определен порядок проверки органов и при проведении данной проверки они выносят предписания, а при проведении проверки по их поручению вынесение предписания не требуется. Представители ответчика ГУ Социально реабилитационный центр для граждан пожилого возраста и инвалидов «Тольяттинский»пояснила, что с данным исковым заявлением они не согласны по следующим основаниям. Согласно акта проверки соблюдения требований пожарной безопасности № 253 от 11.02.2009 г. были выявлены нарушения требований пожарной безопасности, а именно: не выполнен с пределом огнестойкости менее EI 30 люк в чердачное помещение (осн. ППБ 01-03 п.З, СНиП 21-01-97* п. 5.14*) и не выполнен люк на чердак размером 0,6x0,8 м (осн. ППБ 01-03 п.З, СНиП 21-01-97* п. 8.4*). ГУ СО «СРЦ «Тольяттинский» ранее предпринял меры по устранению указанных нарушений требований пожарной безопасности. Были проведены работы по устройству пожарного выхода и чердачного люка: изготовлен чердачный люк металлический с замком 800*1000 мм окрашенный не горючий, что подтверждается локальным ресурсным сметным расчетом № РС-71. Данный люк превышает размеры 0,6><0,8 м. В 2009 году произведены мероприятия по устройству эвакуационного выхода - была установлена дверь с размером 2,1x1,0 м. Увеличить ширину двери не представляется возможным, поскольку это затронет несущие конструкции здания. Следует отметить, что ГУ СО «СРЦ «Тольяттинский» принимает достаточные меры по недопущению нарушений правил пожарной безопасности, но выполнение данного пункта требует проведения реконструкции здания, что повлечет за собой большие финансовые затраты для собственника. В постановлении № 2403 о назначении административного наказания от 12.09.2011 г. указано, что провода соединительных линий СОУЭ проложены не в строительных конструкциях, коробах, каналах, из негорючих материалов (по факту короба монтажные из ПВХ или открытая прокладка), при использовании которых должно выполняться требование: время до отказа работы соединительных линий СОУЭ превышает время эксплуатации людей из здания (по факту не предоставлена подтверждающая документация). Следует отметить, что ГУ СО «СРЦ «Тольяттинский» принимает достаточные меры по недопущению нарушений правил пожарной безопасности, но выполнение данного пункта требует финансовых затрат для собственников (Министерство здравоохранения и социального развития Самарской области, Министерство имущественных отношений Самарской области). В связи с этим устранение данного нарушения по замене горючих конструкций, коробов, каналов на негорючие материалы, возможно лишь при поступлении денежных средств из областного бюджета. Для устранения нарушения, связанного с не предоставлением подтверждающей документации, необходим расчет пожарных рисков. Согласно п. 4.5 НПБ 104-03 при анализе пожарной безопасности зданий могут быть использованы расчетные сценарии, основанные на соотношении временных параметров развития и распространения опасных факторов пожара, эвакуации людей и борьбы с пожаром. Данные расчетные сценарии выполняют организации по независимой оценке пожарных рисков. ГУ СО «СРЦ «Тольяттинский» направило письмо № 89 от 01.09.2011 г. на имя и.о. руководителя департамента социальной защиты населения Самарской области Низовцевой О.О. с просьбой о возможности выделения дополнительных денежных средств для устранения выявленных нарушений. В постановлении № 2403 о назначении административного наказания от 12.09.2011 г. указано, что в помещении дежурного персонала, где установлен приемно-контрольный прибор АПС, отсутствует аварийное освещение, которое должно включаться автоматически при отключении основного освещения. Считаем, что указанное нарушение является необоснованным. Согласно Акта комплексной проверки состояния противопожарной автоматики на объекте от 26.11.2008 г., в составе комиссии состоящей из: директора ГУ СО «Центр дневного пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов «Тольяттинский» Лукьянова А.Н., начальника отделения ОГПН г.о. Тольятти и м.р. Ставропольский капитана вн.службы Егорова А.И и директора ООО «ТДПО-Сервис» Александрова С.Ф., установка автоматической пожарной сигнализации соответствует нормам монтажа и руководящим документам по обслуживанию автоматики, находится в рабочем состоянии, замечаний по проверке работоспособности нет. Кроме того, в ООО «ТДПО-Сервис» ведется журнал документации по техническому обслуживанию систем пожарной сигнализации ГУ СО «СРЦ «Тольяттинский». В данном журнале от 22.08.2011 г. сделана запись о том, что было проведено плановое техническое обслуживание АПС СОУЭ согласно регламента. Система в норме. В постановлении № 2403 о назначении административного наказания от 12.09.2011 г. указано, что при эксплуатации эвакуационных путей и выходов не обеспечено соблюдение требований нормативных документов по пожарной безопасности, а именно: полы в коридоре облицованы горючими строительными материалами (линолеум) с сертификатом в области ССПБ, имеющим обозначение высокой пожарной опасности более, чем В2. До вынесения вышеназванного постановления ГУ СО «СРЦ «Тольяттинский» направило письмо № 88 от 30.08.2011 г. начальнику ОГПН Комсомольского района ГО Тольятти с просьбой дать официальное подтверждение, что линолеум сертификата соответствия № РОСС КГ. СЛ41. Н00230, соответствует требованиям нормативных документов для зданий согласно СНиП 21-01-97* п. 6.25*. Начальник ОНД г.о. Тольятти и м.р. Ставропольский - Главный государственный инспектор г.о. Тольятти и м.р. Ставропольский по пожарному надзору СВ. Губанеев в своем письме № 2239-2-16 от 06.09.2011 г. сообщил, что представленное ГУ СО «СРЦ «Тольяттинский» приложение к сертификату № С-1Ш.ПБЗЗ.В.ОООО7 ТР 0046335 (незаверенная копия) соответствует требованиям Федерального закона от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», а также п. 6.25* СНиП 21-01-97*. Считаем, что данное нарушение, касающееся облицовки горючим строительным материалом (линолеум) полов в коридоре, является необоснованным. В постановлении № 2403 о назначении административного наказания от 12.09.2011 г. установлено: «Запор на двери второго эвакуационного выхода из коридора непосредственно наружу не обеспечивает людям, находящимся внутри здания (сооружения), возможность свободного открывания запоров изнутри без ключа (по факту замок закрыт на ключ)». Данное нарушение устранено. Произведена установка затвора на дверь второго эвакуационного выхода из коридора, который обеспечивает людям, находящимся внутри здания, возможность свободного открывания запоров изнутри без ключа. ГУ СО «СРЦ «Тольяттинский» принимает достаточные меры по недопущению нарушений правил пожарной безопасности, однако, в связи с тем, что указанное здание введено в эксплуатацию в 1952 году, то работы по реконструкции требуют больших финансовых затрат, которые необходимо провести учредителями - Министерством здравоохранения и социального развития и Министерства имущественных отношений. Представитель третьего лица Яньшин М.Г., допрошенный в судебном заседании, пояснил, что полностью поддерживает иск прокурора и настаивает на его удовлетворении в полном объеме. Суд, выслушав стороны, изучив представленные материалы, пришел к выводу о том, что заявленные требования подлежат частичному удовлетворению, данный вывод суда основан на следующем: В соответствии со ст. 41 Конституции РФ – каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. В силу ст. 150 ГК РФ жизнь, здоровья и другие нематериальные блага подлежат судебной защите. В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между учреждениями, организациями и иными юридическими лицами, независимо от их организационно-правовых форм собственности, - определяются Федеральным законом РФ от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности». Федеральным законом «О пожарной безопасности» определено, что обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства. В статье 1 данного Закона пожарная безопасность определяется как состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. В соответствии со ст. 37 ФЗ «О пожарной безопасности» № 69-ФЗ от 21.12.1994 года осуществление непосредственного руководства системой пожарной безопасности возложено на руководителей организаций, которые несут ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности. Согласно ст. 38 ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества, руководители федеральных органов исполнительной власти, руководители органов местного самоуправления, лица, уполномоченные владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций. В соответствии с п. 10 Приказа МЧС РФ № 313 от 18.06.2003 года «Об утверждении правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03)» установлено, что собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное исполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору. Судом установлено, что прокуратурой Комсомольского района г. Тольятти была проведена проверка исполнения администрациями учреждений, расположенных на территории Комсомольского района г.о. Тольятти, требований законодательства о пожарной безопасности, также санитарно-эпидемиологического законодательства. В ходе проверки установлено, что в ГУ Социально реабилитационный центр для граждан пожилого возраста и инвалидов «Тольяттинский», расположенном по адресу: г.Тольятти, ул.Матро сова 19 Е, не соблюдаются требования пожарной безопасности. В адрес учреждения неоднократно выносились предписания по устранению требований пожарной безопасности. Однако в ходе рассмотрения дела установлено, что до рассмотрения иска по существу устранены ряд нарушений, что подтверждается соответствующими актами, которые исследовались в ходе судебного заседания, и все указанные документы приобщены к материалам дела. Возражений со стороны истца на представленные документы и доказательства не поступило. Не устраненными являются следующие нарушения: - провода соединительных линий СОУЭ не проложены в строительные конструкциях, коробах, каналах из негорючих материалов; - не установлено в помещении дежурного персонала, где установлен приемно-контрольный прибор АПС, аварийное освещение, которое должно включаться автоматически при отключении основного освещения. Суд считает, что невыполнение данных требований пожарной безопасности ГУ Социально реабилитационный центр для граждан пожилого возраста и инвалидов «Тольяттинский» в условиях ненадлежащего состояния пожарной безопасности в нем создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью, а поэтому требований истца в этой части подлежат удовлетворению. Истцом заявлен ряд требований о проведении организационно-хозяйственных мероприятий для устранения нарушений требований пожарной безопасности, которые связаны с устранением нарушений капитального характера, в частности увеличение ширины дверных проемов, увеличение ширины люка для выхода на чердак. В соответствии со ст. 4 ФЗ от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» на существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, положения ФЗ не распространяются, за исключением случаев, если дальнейшая эксплуатация указанных зданий, сооружений и строений приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара. В таких случаях собственник объекта или лицо, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться зданиями, сооружениями и строениями, должны принять меры по приведению системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в соответствие с требованиями ФЗ. Здание ГУ Социально реабилитационный центр для граждан пожилого возраста и инвалидов «Тольяттинский», расположенное по адресу: г. Тольятти, ул.Матросова 19 Е, построено и введено в эксплуатацию еще в 1952году и проектировалось по СНиПам действующим на тот период. С указанного времени в здании располагается указанное учреждение. Указанные обстоятельства позволяют суду сделать вывод о том, что как здание в целом, так и все дверные проемы соответствовали Строительным нормам и правилам, а также требованиям пожарной безопасности. В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Однако истцами не предоставлено технического заключения, подтверждающего, что устранение нарушений, связанных с расширением эвакуационных выходов, чердачных люков, технически возможно, и не приведет к перепланировке здания, в результате которой будут затронуты несущие конструкции (элементы), что в последующем может привести к конструктивному нарушению целостности здания и его разрушению. При изложенных выше обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что в удовлетворении заявленных требований в этой части следует отказать. Согласно ст.38 ФЗ от 21.12.1994 №69-ФЗ « О пожарной безопасности» ответственность за нарушения пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества и руководители организаций Довод представителей ответчиков о том, что им не предоставили время для устранения выявленных нарушений, не могут быть основаниями для отказа в частичном удовлетворении исковых требований, поскольку выявленные нарушения пожарной безопасности имеют место быть, не устранены до настоящего времени, являются предметом рассмотрения данного гражданского дела, следовательно подлежат устранению. Работы и мероприятия, которые необходимо осуществить с целью устранения нарушений являются исполнимыми. На основании изложенного ст. 19 ФЗ «О пожарной безопасности», ст. 32, 51 Закона РФ «Об образовании», ст.ст. 194-197, 441 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковое требования прокурора Комсомольского района г. Тольятти к ГУ Социально реабилитационный центр для граждан пожилого возраста и инвалидов «Тольяттинский» – удовлетворить частично. Обязать администрацию ГУ Социально реабилитационный центр для граждан пожилого возраста и инвалидов «Тольяттинский» устранить нарушения требований федерального законодательства о пожарной безопасности, а именно: -провода соединительных линий СОУЭ проложить в строительных конструкциях, коробах, каналах из негорючих материалов; -установить в помещении дежурного персонала, где установлен приемно-контрольный прибор АПС, аварийное освещение, которое должно включаться автоматически при отключении основного освещения. Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Комсомольский районный суд г. Тольятти в течение 10 дней в окончательной форме. Судья Бугарь Г.А Решение принято в окончательной форме 20.09.2011 г.