№2-1600/2011 о признании незаконными действий и бездействия исполнительного органа государственной власти



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

14 октября 2011 года Комсомольский районный суд г. Тольятти, Самарской области в составе:

Председательствующего судьи Бугарь Г.А.,

при секретаре Варламовой О.М.,

с участием представителей заявителей: - Коротковой О.А., Воронова Е.В., - Воронова Е.Е. ( по доверенности от 08.06.2009 года),

представителя заявителя Воронова Е.В. - Кильянова Н.В. ( по доверенности от 18.07.2011 года),

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело ... по заявлению Коротковой Ольги Александровны, Воронова Евгения Владимировича о признании незаконным действий и бездействий исполнительного органа государственной власти,

у с т а н о в и л:

Заявители обратились в суд с вышеуказанным заявлением, мотивируя свои требования тем, что им принадлежит на праве собственности объект недвижимости (здание Лит. А-17), расположенный на земельном участке с кадастровым номером ... общей площадью 39053 кв.м. по адресу: г.... Первоначальному собственнику здания Лит. А-17 (АО «ПСО КПД») данный земельный участок был предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования для эксплуатации приватизированного санатория-профилактория «Чайка», в состав которого ранее входило здание Лит. А-17. Право постоянного (бессрочного) пользования на часть земельного участка с кадастровым номером ... площадью 1 672 кв.м. на основании ряда последовательных сделок купли-продажи здания Лит. А-17 перешло к заявителям, но переход этого права к заявителям в установленном порядке не зарегистрирован. С целью оформления прав на земельный участок, который входит в состав земельного участка с кадастровым номером ... и необходим истцам для эксплуатации здания Лит. А-17 (далее — испрашиваемый земельный участок), заявители совместно обратились в Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Самарской области (далее - Территориальное управление) с заявлением от 25.02.2011г. о предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность на основании ст. 36 Земельного кодекса РФ. Заявление зарегистрировано в Территориальном управлении 09.03.2011г. В связи с тем, что испрашиваемый в собственность земельный участок не был сформирован и поставлен на кадастровый учет в заявлении заявители просили Территориальное управление: обратиться в орган местного самоуправления г. Тольятти об утверждении и выдаче заявителям схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории; принять решение о разделе земельного участка с кадастровым номером ... на два земельных участка: земельный участок под зданием Лит. А-17 и земельный участок под зданиями и строениями, принадлежащими на праве собственности другим физическим лицам; предоставить заявителям испрашиваемый земельный участок, который входит в состав земельного участка с кадастровым номером ... по адресу: г.Тольятти, ...., в долевую собственность для эксплуатации здания Лит. А-17 с учетом фактического землепользования и заключить с истцами договоры купли-продажи земельного участка.

Рассмотрев представленные заявителями документы, Территориальное управление письмом от 19.04.11.2011г. N 14/133 возвратило приложенные к заявлению документы, указав в нем, что представленный комплект документов и вопрос о разделе участка будет рассмотрен Территориальным управлением после предоставления согласий правообладателей земельного участка на его раздел и актуальных документов, указанных в письме Росимущества от 17.06.2010г. №ПП-10/16812, а после раздела земельного участка собственникам объектов недвижимости необходимо вновь обратиться в Территориальное управление с соответствующим заявлением.

Заявители полагают, что действия Территориального управления, выразившиеся в направлении письма от 19.04.2011г. №14/133 и возврате документов на доработку, являются незаконными и Территориальное управление уклонилось от предоставления в собственность заявителей испрашиваемого земельного участка, не имея на это законных оснований. Направление письма и возврат документов является незаконным и у Территориального управления отсутствуют основания для отказа в предоставлении испрашиваемого заявителями в собственность земельного участка по следующим причинам.

Как собственники объекта недвижимости, расположенного на земельном участке находящимся в государственной собственности, заявители имеют исключительное право на приобретение испрашиваемого земельного участка в свою собственность по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 1 ст. 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ О введении в действие Земельного кодекса РФ до 1 января 2012 года продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности осуществляется в т.ч. гражданам, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если право собственности указанных лиц на эти здания, строения, сооружения возникло до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации и если федеральными законами для указанных собственников не установлен иной порядок приобретения земельных участков в собственность.

Из смысла ст. 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ следует, что для собственников приватизированных зданий, строений, сооружений, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения, а также для собственников, право собственности которых на здания, строения, сооружения возникло до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации, установлен особый порядок приобретения права собственности на земельный участок.

Согласно п. 1 ст. 35 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 271 и п. 3 ст. 552 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник здания, сооружения или иной недвижимости, находящейся на земельном участке, принадлежащем другому лицу, имеет право пользования предоставленным таким лицом под эту недвижимость земельным участком. При продаже недвижимости (переходе права собственности), находящейся на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, покупатель приобретает право на использование части земельного участка, которая занята этой недвижимостью и необходима для ее использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.

В случае перехода права собственности на здание, строение, сооружение к нескольким собственникам порядок пользования земельным участком определяется с учетом долей в праве собственности на здание, строение, сооружение или сложившегося порядка пользования земельным участком.

Согласно п. 3 ст. 35 Земельного кодекса собственник здания, строения, сооружения, находящихся на чужом земельном участке, имеет преимущественное право покупки или аренды земельного участка, которое осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством для случаев продажи доли в праве общей собственности постороннему лицу. В случае, если земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности, применяются правила, установленные пунктом 1 статьи 36 настоящего Кодекса.

В силу п. 1 ст. 36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица имеют исключительное право на приватизацию земельных участков, на которых расположены принадлежащие им на праве собственности здания, строения, сооружения.

В соответствии с п. 3 ст. 36 Земельного кодекса РФ в случае, если здание (помещения в нем), находящееся на неделимом земельном участке, принадлежит нескольким лицам на праве собственности, эти лица имеют право на приобретение данного земельного участка в общую долевую собственность, с учетом долей в праве собственности на здание.

Согласно п. 4 ст. 28 Земельного кодекса отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности не допускается, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.

Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.

В соответствии с п. 5 ст. 36 Земельного кодекса РФ для приобретения прав на земельный участок, который находится в государственной собственности, граждане или юридические лица совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти, предусмотренный статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.

Порядок принятия решения о предоставлении земельного участка в собственность установлен п. 6 ст. 36 земельного кодекса, в соответствии с которым в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти, предусмотренный статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.

Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, утвержден Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 30.10.2007 N 370 "Об утверждении перечня документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения" (далее - Перечень).

Согласно Перечню, физическими лицами к заявлению о приобретении прав на земельный участок прилагаются следующие документы:

1) копия документа, удостоверяющего личность заявителя (заявителей),
являющегося физическим лицом, либо личность представителя физического или юридического лица;

2) копия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (для индивидуальных предпринимателей), копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица (для юридических лиц);

3) копия документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя физического или юридического лица, если с Заявлением обращается представитель заявителя (заявителей);

4) выданная не позднее чем за один месяц до дня подачи Заявления выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на здание, строение, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участке, или копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на такое здание, строение, сооружение, если право на такое здание, строение, сооружение не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (при наличии зданий, строений, сооружений на приобретаемом земельном участке);

5) выданная не позднее чем за один месяц до дня подачи Заявления выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на приобретаемый земельный участок или копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на приобретаемый земельный участок, если право на данный земельный участок не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В случае отсутствия у собственника здания, строения, сооружения документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на приобретаемый земельный участок, вместе с документами, указанными в пункте 4 настоящего Перечня, к Заявлению прилагается выданное не позднее чем за один месяц до дня подачи Заявления уведомление об отсутствии в Едином государственном реестре прав
на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений о зарегистрированных правах на указанный земельный участок;

6) выданный не позднее чем за три месяца до дня подачи Заявления кадастровый паспорт земельного участка, в котором содержится описание всех частей земельного участка, занятых объектами недвижимости.

С целью подтверждения наличия оснований для приобретения испрашиваемого земельного участка в собственность к заявлению были приложены следующие документы: Копия свидетельства о праве собственности от 22.10.2008г. Коротковой О.А. на часть здания А-17 площадью 176.1 кв.м, копия договора купли продажи от 17.10.2008г. части здания Лит. А-17, заключенного между Лянчук И.С. (продавец) и Коротковой О.А. (покупатель), копия договора купли продажи от 05.02.1998г. части здания Лит. А-17 площадью 105.8 кв.м., заключенного между Хоменко Ю.В, Хоменко Н.Л. (продавцы) и Вороновым Е.В. (покупатель), копия письма МП «Инвентаризатор» от 25.01.2011г. № 298, подтверждающее последовательный переход права собственности на здание Лит. А-17, копия постановления первого заместителя мэра г.Тольятти ...26.02.1998г. о прекращении у АО «ПСО КПД» права постоянного (бессрочного)
пользования земельным участком с кадастровым номером ..., возникшего до введения в действие Закона о государственной регистрации прав и сделок с недвижимым имуществом, копия постановления мэра г. Тольятти .... о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком ООО «Крис», возникшего до введения в действие Земельного кодекса, копия выписки из ЕГРП от 04.05.2009г. о зарегистрированных правах на земельный участок с кадастровым номером 63:09:0305025:0016, кадастровый паспорт земельного участка с кадастровым номером ..., копия паспорта Коротковой О.А, копия паспорта Воронова Е.В., копия письма Главного управления Федеральной регистрационной службы по Самарской области от 06.04.2006г. ... о начале осуществления государственной регистрации прав и сделок с недвижимостью в г. Тольятти.

Из указанных документов следует, что здание Лит. А-17 ранее входило в состав приватизированного санатория профилактория «Чайка», испрашиваемый истцами земельный участок входит в состав земельного участка с кадастровым номером 63:09:0305025:0016, который первоначально был предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование АО «ПСО КПД».

Представленные истцами документы подтверждают право собственности заявителей на здание Лит. А-17 и переход к ним права постоянного бессрочного пользования частью земельного участка с кадастровым номером ... от прежних собственников в связи с переходом права собственности на здание Лит. А-17. При этом к Воронову Е.В. право постоянного (бессрочного) пользования перешло до начала осуществления государственной регистрации прав и сделок с недвижимостью в г. Тольятти в соответствии с законом регистрации прав и сделок с недвижимостью.

Согласно перечисленных выше документов право собственности на здание Лит. А-17 и право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком с кадастровым номером ... последовательно переходило к физическим и юридическим лицам на основании ряда последовательных сделок купли-продажи строения А-17 в следующем порядке:

Фонд имущества Самарской области - АО «ПСО КПД» (договор купли-продажи №150 от 21.07.1994г.) - ЗАО «Инко-Сервис» (договор от 26.12.1996г.) - ТОО «Крис» (договор №80 от 29.08.1997г.) - Хоменко Ю.В. Хоменко Н.Л. (договор купли-продажи от 03.09.1997г.) - Воронов Е.В. (договор купли-продажи от 05.02.1998г.). В аналогичном порядке право постоянного (бессрочного) пользования перешло и к Коротковой О.А., которая заключила договор купли-продажи от 17.10.2008г. с Лянчук И.С.

Таким образом, заявители вместе с заявлением о приобретении испрашиваемого земельного участка в собственность представили в Территориальное управление все предусмотренные Перечнем документы, за исключением кадастрового паспорта на испрашиваемый в собственность земельный участок в связи с тем, что он не сформирован и не поставлен на кадастровый учет.

В соответствии с абзацем 2 пункта 5 статьи 36 ЗК РФ исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных Перечнем.

Принадлежащее заявителям на праве собственности здание Лит. А-17 является самостоятельным объектом, но испрашиваемый в собственность земельный участок под данным зданием не сформирован и на кадастровый учет не поставлен.

В случае если испрашиваемый в собственность земельный участок не сформирован и не поставлен на кадастровый учет или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, заявление подается без приложения к нему кадастрового паспорта и решение о предоставление земельного участка принимается в следующем порядке.

Согласно статьи 11.1 и статьи 37 Земельного кодекса Российской Федерации объектами земельных отношений и предметом договора купли-продажи могут выступать только земельные участки, границы которых определены в соответствии с федеральными законами и которые поставлены на кадастровый учет.

Согласно пункту 7 ст. 36 Земельного кодекса в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства.

Пунктом 8 ст. 36 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка лицам, указанным в пункте 5 настоящей статьи, и направляет им копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.

В соответствии с п. 6 ст. 36 Земельного кодекса РФФ в месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.

Из письма Территориального управления следует, что оно не приняло решение о разделе земельного участка и возвратило документы на доработку в связи с тем, что:

- предоставленный кадастровый паспорт земельного участка с кадастровым номером ... не содержит сведений о расположенных на данном участке объектах
недвижимости (раздел ВЗ), предусмотренных пп.5 п.2 ст.7 Федерального закона от
24.07.2007г. №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», пп. 10 п. 63 Порядка
ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010г. №42.

Кадастровый паспорт Участка, предоставляемый для целей осуществления его раздела, должен содержать вышеуказанные сведения обо всех объектах недвижимости, расположенных на Участке.

- законодателем не установлена обязанность органа государственной власти принимать решения о разделе земельного участка.

- Управление не вправе принимать решение о разделе федеральных земельных участков без поручения центрального аппарата Росимущества.

- не представлено письменного согласия на раздел земельного участка всех его землепользователей.

- не представлены копии паспортов заявителей, документов, подтверждающих право собственности на объекты недвижимости, а также копии документов удостоверяющих личность физических лиц, правообладателей участка, подписавших согласие на раздел земельного участка, заверенные в порядке установленном письмом Минэкономразвития от 02.06.2008г. №Д08-1593.

Возврат Территориальным управлением документов на доработку по указанным причинам, отказ принять решение о разделе земельного участка с кадастровым номером ... до предоставления документов в соответствии с изложенными в письме требованиями и не рассмотрение заявления по его существу противоречит действующему законодательству и является незаконным по следующим причинам.

Перечень документов не предусматривает, что вместе с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность должен быть предоставлен кадастровый паспорт земельного участка, из которого при разделе или объединении образуются земельные участки, содержащий сведения обо всех объектах недвижимости, расположенных на таком участке, и письменное согласие всех землепользователей на раздел земельного участка.

Пунктом 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

В соответствии с п. 18 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ О введении Земельного кодекса РФ до 1 января 2015 года при разделе земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предоставленного гражданину или юридическому лицу, могут быть образованы один или несколько земельных участков. При этом земельный участок, раздел которого осуществлен, сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок).

Согласно пункту 60 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 N 42, в случае раздела ранее учтенного земельного участка, представляющего собой единое землепользование, с целью образования нескольких новых земельных участков (представляющих собой земельные участки, входящие в состав указанного единого землепользования, либо в случае раздела земельного участка, входящего в состав указанного единого землепользования) образованным земельным участкам (ранее входившим в состав единого землепользования либо образуемым из них земельным участкам) присваиваются новые кадастровые номера, а исходный земельный участок (единое землепользование) сохраняется с прежним кадастровым номером в измененных границах и с измененным количеством входящих в его состав земельных участков.

Данное правило применяется только в случае, если после преобразования в составе единого землепользования сохраняется не менее двух земельных участков.

Пунктом 2 статьи 11.3 ЗК РФ установлено, что решение об образовании земельных участков могут быть приняты на основании заявлений землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки. Обязательными приложениями к заявлениям об образовании земельных участков являются: кадастровые паспорта образуемых земельных участков или кадастровый паспорт образуемого земельного участка; правоустанавливающие и (или) правоудостоверяющие документы на земельные участки, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки.

В силу указанной нормы заявители вправе требовать раздела земельного участка с кадастровым номером ..., а для принятия решения о его разделе не требуется предоставления его кадастрового паспорта.

Формирование и подготовка документов для постановки земельного участка на кадастровый учет осуществляется в процессе выполнения кадастровых работ

Согласно ст. 36 и ст. 37 Закона О государственном кадастре недвижимости подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления о постановке на учет земельного участка или земельных участков, об учете изменений земельного участка или учете части земельного участка осуществляется в процессе выполнения кадастровых работ выполняемых на основании заключенного договора подряда. Сведения об образуемых земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления о постановке на учет земельного участка или земельных участков, сведения о части или частях земельного участка в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете части или частей земельного участка включаются в межевой план.

Из статьи 39 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" следует, что для кадастрового учета земельного участка необходимо представить межевой план, содержащий описание местоположения границ земельного участка. Межевой план состоит из графической и текстовой частей и представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или участках.

При этом, поскольку образование испрашиваемого земельного участка необходимо для его предоставления в собственность в соответствии со ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, образование земельного участка должно осуществляться с учетом утвержденной органом местного самоуправления схемы расположения испрашиваемого заявителями земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.

Согласно п. 4 ст. 11.2 Земельного кодекса РФ образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки.

В соответствии с п. 26 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 N 412 (далее - Требования), в случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, в приложение к межевому плану, подготовленному в результате кадастровых работ по образованию земельных участков, включается оформленное в письменной форме согласие землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков на образование из них земельных участков.

В соответствии с п. 3 ст. 38 и ст. 39 Закона О государственном кадастре недвижимости согласование местоположения границ земельного участка проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на каком либо праве, в процессе выполнения кадастровых работ, а сведения о согласовании границ земельного участка подлежат включению в межевой план.

В соответствии со ст. 39 и ст. 40 Закона О государственном кадастре недвижимости в случаях предусмотренных законом согласование границ земельного участка осуществляет кадастровый инженер в процессе выполнения кадастровых работ, а результат согласования оформляется актом согласования местоположения границ. Местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей.

Требование Территориального управления о том, что для принятия решения о разделе земельного участка истцам необходимо предоставить документы установленные письмом Росимущества от 17.06.2010г. №ПП-10/16812, а также заверенные в порядке, установленном письмом Минэкономразвития от 02.06.2008г. №Д08-1593 копии всех страниц паспортов истцов, документов подтверждающих право собственности на объекты недвижимости, письменное согласие правообладателей земельных участков на его раздел и копий документов удостоверяющих их личность не являются законными по следующим основаниям.

Представленные истцами копии своих паспортов содержат все необходимые данные для принятия решения о предоставлении земельного участка и подготовки проектов договоров купли-продажи.

В соответствии с п. 10 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009, нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина подлежат государственной регистрации.

В соответствии с п. 2 и п. 19 указанных Правил издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается, а нормативные правовые акты, подлежащие государственной регистрации, федеральные органы исполнительной власти направляют для исполнения только после их регистрации и официального опубликования. При нарушении указанных требований нормативные правовые акты, как не вступившие в силу, применяться не могут.

Кроме того согласно Положению о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, Минэкономразвития России не наделено полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации, а также практики его применения.

В силу указанных норм письмо Росимущества от 17.06.2010г. №ПП-10/16812 и письмо Минэкономразвития от 02.06.2008г. №Д08-1593 не подлежат применению территориальными управлениями Росимущества при рассмотрении заявлений физических и юридических лиц об образовании и предоставлении земельных участков в собственность, поскольку они не являются нормативными актами, зарегистрированными в установленном порядке и затрагивают права и обязанности физических и юридических лиц при предоставлении в собственность земельных участков.

В соответствии с подпунктом 2 п.1 ст. 22 Закона О государственном кадастре недвижимости при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка вместе с заявлением в орган кадастрового учета должен быть представлен межевой план, а также копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке (если в соответствии со статьей 38 настоящего Федерального закона местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию и представленный с учетом настоящего пункта межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ).

Утвержденная Приказом Минюста России от 18.02.2008 N 32 "Об утверждении форм кадастровых паспортов здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, помещения, земельного участка" (далее - Приказ Минюста России N 32) форма кадастрового паспорта земельного участка не предусматривает указание кадастровых номеров находящихся на таком земельном участке объектов капитального строительства.

В соответствии с ч. 9 ст. 47 Закона о кадастре до 1 января 2013 г. при наличии на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, здания, сооружения, объекта незавершенного строительства допускается внесение в государственный кадастр недвижимости сведений о местоположении указанных зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства на соответствующем земельном участке в порядке, установленном Законом о кадастре для осуществления государственного кадастрового учета части объекта недвижимости, на основании заявления о кадастровом учете, поданного собственником земельного участка или собственником указанных зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства либо представителем такого собственника, и межевого плана.

Пунктами 41 и 62 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 N 412 "Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков", установлено, что сведения о части земельного участка, занятой зданиями, сооружениями или объектами незавершенного строительства, независимо от наличия сведений о таких объектах недвижимости в государственном кадастре недвижимости могут быть включены в межевой план при соблюдении одновременно двух условий:

- договором подряда на выполнение кадастровых работ такое предусмотрено;

- образование части земельного участка связано с наличием на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, объектов недвижимости, находящихся в собственности граждан или юридических лиц.

В соответствии с п. 10 ст. 38 Закона О государственном кадастре недвижимости если в соответствии с федеральным законом образование земельных участков должно осуществляться с учетом проекта межевания территории, проекта межевания земельного участка или земельных участков или иного предусмотренного федеральным законом документа, местоположение границ данных земельных участков определяется с учетом такого документа.

Согласно п. 7 ст. 36 Земельного кодекса РФ для образования земельного участка необходима утвержденная органом местного самоуправления схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.

В соответствии с п. 23 Требований к подготовке межевого плана утвержденных Приказом Минэкономразвития от 24 ноября 2008 г. N 412 «Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков» для подготовки межевого плана необходима утвержденная органом местного самоуправления схема расположения земельных участков на кадастровых планах или кадастровых картах.

Изложенная в письме Территориального управления причина возврата документов в связи с тем, что в письме законодателем не установлена обязанность органа государственной власти принимать решение о разделе земельного участка, а управление не вправе принимать решение о разделе федеральных земельных участков без поручения центрального аппарата Росимущества не является состоятельной по следующим причинам.

В соответствии с п. 2 ст. 9 Земельного кодекса управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации осуществляет Российская Федерация.

В соответствии с пунктом 1 статьи 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса.

В соответствии со ст. 29 Земельного кодекса предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9,10 и 11 настоящего Кодекса.

В силу указанных норм решение об образование земельных участков находящихся в государственной собственности принимается исполнительным органом государственной власти обладающем правом предоставления земельных участков гражданам и юридическим лицам.

В соответствии с Положением "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом", утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 Росимущество является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, функции по организации продажи приватизируемого федерального имущества (пункт 1); Федеральное агентство осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы (пункт 4).

Росимущество организует в установленном порядке продажу приватизируемого федерального имущества, а также иного имущества, принадлежащего Российской Федерации, включая обеспечение сохранности указанного имущества и подготовку его к продаже; заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество.

Полномочия Территориального управления определены в Положении о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, утвержденном Приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 29.09.2009 N 278.

В соответствии с пунктом 4.1 Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, Территориальное управление осуществляет полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам.

Аналогичные полномочия отражены и в пунктах 4.1 и 4.6 Типового положения о территориальном органе Федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 01.11.2008 N 374.

Согласно разъяснению Минэкономразвития изложенному в письме от 19 июня 2009 г. N Д23-1831 в соответствии с п. 4.1 Типового положения полномочия собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, осуществляет территориальный орган Росимущества по соответствующему субъекту Российской Федерации, который в предусмотренных Законом о кадастре случаях осуществляет согласование местоположения границ земельных участков, находящихся в федеральной собственности.

Полномочия территориального управления, которые могут осуществляться на основании поручения Росимущества определены в п. 4.8 Типового положения, которое не содержит указания на то, что решение о разделе находящегося в государственной собственности земельного участка осуществляется по поручению Агентства.

В связи с этими обстоятельствами изложенный в письме довод Территориального управления о том, что оно не вправе принимать решение о разделе федеральных земельных участков без поручения центрального аппарата Росимущества и законодателем не установлена обязанность органа государственной власти принимать решения о разделе земельного участка является несостоятельным.

Кроме того, внутриведомственные взаимоотношения Росимущества и его территориальных органов не является основанием для нарушения установленных статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации сроков и прав собственников объектов недвижимости на приватизацию земельного участка и не может служить препятствием для реализации права собственника объекта недвижимости на приватизацию земельного участка, предоставленного ему федеральным законодательством.

В настоящее время, с 01.07.2011г., предоставление кадастрового паспорта на испрашиваемый в собственность земельный участок не является обязанностью собственника объекта недвижимости при обращении с заявлением о приобретении в собственность земельного участка в силу Федерального закона от 01.07.2011 N 169-ФЗ, в соответствии с которым пункт 5 ст. 36 Земельного кодекса РФ дополнен следующим абзацем:

«Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления документов, которые находятся в их распоряжении, распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов».

В соответствии с абзацем 1 п. 2 ст. 11.3 Земельного кодекса (в редакции Федерального закона от 01.07.2011 N 169-ФЗ) решения об образовании земельных участков, указанных в пункте 1 настоящей статьи, могут быть приняты на основании заявлений землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки. Для принятия решения об образовании земельных участков, указанных в пункте 1 настоящей статьи, необходимы следующие документы:

1) кадастровые паспорта образуемых земельных участков или кадастровый паспорт образуемого земельного участка;

2) правоустанавливающие и (или) правоудостоверяющие документы на земельные участки, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки.

Указанным законом ст. 11.3 Земельного кодекса дополнена также пунктом 2.1 следующего содержания: «Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления запрашивают документы, указанные в подпункте 1 пункта 2 настоящей статьи, в органах и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы (их копии, сведения, содержащиеся в них).

Землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков при подаче заявления, указанного в пункте 2 настоящей статьи, прилагают к нему правоустанавливающие и (или) правоудостоверяющие документы на земельные участки, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки, если указанные документы (их копии, сведения, содержащиеся в них) не находятся в распоряжении органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций».

В соответствии с п. 6 ст. 11.2 Земельного кодекса РФ образование земельных участков может быть осуществлено на основании решения суда в обязательном порядке независимо от согласия собственников, землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки.

В силу указанной нормы у Территориального управления в настоящее время отсутствуют основания для отказа в предоставлении в собственность испрашиваемого заявителями земельного участка в связи с тем, что заявители не представили его кадастровый паспорт. Изложенное свидетельствует о том, что возврат Территориальным управлением документов на доработку, необращение в орган местного самоуправления об утверждении и выдаче заявителям схемы расположения испрашиваемого заявителями в собственность земельного участка на кадастровом паспорте или кадастровой карте соответствующей территории, непринятие решения о разделе земельного участка с кадастровым номером ... и уклонение от рассмотрения заявления по его существу, выразившееся в требовании Территориального управления к заявителям вновь обратиться с заявлением о приобретении земельного участка в собственность, противоречит главе 1.1 и ст. 36 Земельного кодекса РФ и препятствует заявителям в приватизации испрашиваемого в собственность земельного участка.

В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Заявление может быть подано гражданином в суд по месту его жительства или по месту нахождения органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, решение, действие (бездействие) которых оспариваются.

В соответствии с п. 1 ст. 258 АПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Статьей 40 ГПК РФ предусмотрено, что иск может быть предъявлен в суд совместно несколькими истцами или к нескольким ответчикам (процессуальное соучастие), если: предметом спора являются общие права или обязанности нескольких истцов или
ответчиков; права и обязанности нескольких истцов или ответчиков имеют одно основание; предметом спора являются однородные права и обязанности.

Заявители просят признать незаконными действия Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Самарской области, выразившиеся в направлении Коротковой О.А. и Воронову Е.В. письма от 19.04.11.2011г. N 14/133 о возврате пакета документов на доработку, признать незаконными действия Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Самарской области, выразившиеся в требовании к Коротковой О.А. и Воронову Е.В. после доработки документов повторно обратиться с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, признать незаконными бездействие Территориального агентства по управлению федеральным имуществом по Самарской области выразившееся в не обращении в орган местного самоуправления об утверждении и выдаче заявителям схемы расположения земельного участка на кадастровой плане или кадастровой карте соответствующей территории, необходимого заявителям для эксплуатации строения А-17 и входящего в состав земельного участка с кадастровым ..., расположенного по адресу: ...., признать незаконным бездействие Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Самарской области, выразившееся в непринятии решения о разделе земельного участка с кадастровым номером ... и в уклонении от предоставления в собственность земельного участка, необходимого для эксплуатации строения А-17 и входящего в состав земельного участка с кадастровым номером ..., расположенного по адресу: ....

Обязать Территориального управления Федерального агентства по управлению
федеральным имуществом по Самарской области: обратиться в орган местного самоуправления г. Тольятти об утверждении и выдаче заявителям схемы расположения земельного участка на кадастровой плане или кадастровой карте соответствующей территории, необходимого для эксплуатации строения А-17 и входящего в состав земельного участка с кадастровым номером ..., расположенного по адресу: ....;принять решение о разделе земельного участка с кадастровым номером ... расположенного по адресу: ...., на два земельных участка: земельный участок земельный участок под строением Лит. А-17 и земельный участок под зданиями и строениями, принадлежащими на праве собственности другим физическим лицам, с сохранением исходного земельного участка в измененных границах; в двухнедельный срок со дня получения кадастрового паспорта земельного участка, образованного из состава земельного участка с кадастровым номером ... для эксплуатации здания Лит. А-17, принять решение о предоставлении Коротковой О.А. и Воронову Е.В. в долевую собственность с учетом фактического землепользования земельный участок под строением Лит. А-17, в месячный срок со дня принятия решения о предоставлении земельного участка в
собственность Коротковой О.А. и Воронову Е.В. подготовить и направить заявителям
проект договора купли-продажи вышеуказанного земельного участка.

Представители заявителей в ходе судебного заседания на заявленных требованиях настаивали, дали пояснения, аналогичные установочной части решения.

Представитель заинтересованного лица- территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела без своего участия, представил отзыв, согласно которому возражает против заявленных требований Коротковой О.А.. Воронова Е.В. по следующим основания: заявлением от 28.02.2011 г. (вх. № 14/133 от 09.03.2011 г.) Короткова О.А. и Воронов Е.В. обратились в Территориальное управление за разделом земельного участка, расположенного по адресу: .... площадью 39053 кв. м, с кадастровым номером ... и последующем предоставлении в общую долевую собственность одного из образованных земельных участков.

По требованию заявителей о признании незаконными действия Территориального управления, выразившегося в возврате пакета документов на доработку, сообщаем следующее.

На испрашиваемом земельном участке, расположенном по адресу: Самарская область, .... с кадастровым номером ..., площадью 39 053 кв.м., находится объект недвижимости (здание Лит. А-17).

В соответствии с п. 1 ст. 36 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ) исключительное право на приватизацию земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены ЗК РФ, федеральными законами.

В силу п. 1 ст. 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование и гражданам и юридическим лицам - в безвозмездное срочное пользование.

В соответствии с п. 5 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.

В соответствии с требованиями ст. 11.3 ЗК РФ решения об образовании земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть приняты на основании заявлений землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки.

Согласно п. 3 ст. 5 ЗК РФ землепользователи - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования.

В соответствии с представленной заявителями (п. 6 приложения к заявлению вх. № 14/133 от 09.03.11) выпиской из ЕГРП от 04.05.2009 г. № 09/042/2009-41 (что само по себе противоречит требованиям п. 4 перечня, утвержденного приказом Минэкономразвития № 370 от 30.10.2007 г. (далее - Перечень) и является самостоятельным основанием для отказа в предоставлении земельного участка).

Землепользователями исходного земельного участка является восемнадцать физических лиц, чьи согласия на раздел земельного участка, а также отказы от права постоянного бессрочного пользования заявителями не представлены.

Таким образом, раздел и предоставление спорного земельного участка не только бы прямо противоречили ст. 11.3 ЗК РФ, но и нарушали бы права и законные интересы указанных граждан.

Кроме того, согласно данной выписке из ЕГРП в отношении спорного земельного участка зарегистрированы запреты на совершение регистрационных действий, в том числе, и по отчуждению (номера регистрационных записей ...

Письмом от 19.04.2011 г. Территориальное управление направило ответ (исх. № 14/133), которым для рассмотрения вопроса о разделе земельного участка указало на необходимость предоставления согласий землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки на раздел земельного участка, а также предоставления актуальных документов, указанных в письме Росимущества от 17.06.2010 г. № ПП-10/16812.

Тем не менее, заявителями необходимые документы так и не были представлены.

В соответствии с Положением о Территориальном управлении, утвержденным приказом Росимущества от 29.09.2009 г. № 278, Территориальное управление не вправе принимать решения о разделе федеральных земельных участков без поручения центрального аппарата Росимущества.

Кроме того, представленный заявителями кадастровый паспорт земельного участка в нарушение п. 6 Перечня не содержит сведений о расположенных на земельном участке объектах недвижимости (раздел В.З), предусмотренных пп. 5 п. 2 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», пп. 10 п. 63 раздела IV Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 г. № 42.

Тем не менее, кадастровый паспорт земельного участка, представляемый для целей осуществления как его раздела, так и предоставления в собственность, должен содержать вышеуказанные сведения обо всех объектах недвижимости, расположенных на земельном участке.

В случае если в кадастровом паспорте земельного участка отсутствуют сведения о недвижимости, расположенной на данном участке, невозможно установить исключительное право собственника такой недвижимости на приобретение испрашиваемого земельного участка.

Таким образом, по мнению Территориального управления заявители не доказали своего исключительного права на приватизацию земельного участка по смыслу ст. 36 ЗК РФ.

Кроме того, Территориальное управление в соответствии с п. 1 Перечня указывало на необходимость представления копий всех страниц паспортов заявителей, а также документов, подтверждающих право собственности на объекты недвижимости, заверенные в порядке, указанном в письме Минэкономразвития России от 02.06.2008 г. № Д08-1593.

Тем не менее, в нарушение указанного пункта Перечня заверенные копии паспорта Заявителями также представлены не были.

В соответствии с п. 3 ст. 16 ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» от 21.12.2001 № 178-ФЗ (ред. от 22.11.2010) обязанность доказать свое право на приобретение государственного и муниципального имущества возлагается на претендента.

В отсутствие указанных документов Территориальное управление не может рассмотреть заявление о разделе земельного участка и последующем предоставлении в общую долевую собственность одного из образованных земельных участков.

Необходимо отметить, что отсутствие решения о разделе само по себе препятствует принятию решения о предоставлении вновь образованного участка заявителям, что последние признают как в своем обращении к Территориальному управлению, так и в своем заявлении в суд.

Кроме того, обязанность органа государственной власти, уполномоченного в соответствии со ст. 29 ЗК РФ, принять решение о разделе земельного участка законодателем не установлена.

Согласно п. 7 ст. 36 ЗК РФ в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 ЗК РФ исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.

Таким образом, ЗК РФ предусмотрена возможность обращения в орган местного самоуправления для утверждения схем расположения самого заявителя. При этом обязанность по обращению Территориального управления - собственника земельного участка действующим законодательством не предусмотрена.

Кроме того, в соответствии с п. 7 ст. 36 ЗК РФ лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».

Однако в отношении исходного земельного участка государственный кадастровый учет проведен с присвоением ему кадастрового номера 63:09:0305025:0016. Таким образом, в отношении данного земельного участка, образование возможно исключительно способами, предусмотренными ст. 11 ЗК РФ, что признают и заявители самим фактом подачи заявления о разделе земельного участка.

В соответствии с п. 2 ст. 11.3 ЗК РФ для принятия решения об образовании земельных участков, указанных в пункте 1 настоящей статьи, необходимы следующие документы: кадастровые паспорта образуемых земельных участков или кадастровый паспорт образуемого земельного участка; правоустанавливающие и (или) правоудостоверяющие документы на земельные участки, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки.

Тем не менее, заявителями кадастровые паспорта вновь образованных земельных участков представлены не были, что делает невозможным принятие Территориальным управлением принятие вышеуказанного решения.

Таким образом, требования заявителя об обращении в орган местного самоуправления не соответствуют действующему законодательству и не подлежат удовлетворению.

Относительно требования заявителей о признании незаконным бездействия Территориального управления, выразившегося в уклонении от предоставления в собственность одного из вновь образованных участков, то согласно Положению о Территориальном управлении, утвержденному приказом Росимущества от 29.09.2009 г. № 278, Территориальное управление предоставляет земельные участки в собственность граждан и юридических лиц исключительно по поручению Росимущества и при наличии указанных в утвержденном Приказом Минэкономразвития от 30.10.2007 г. № 370 перечне документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок. Поэтому территориальное управление считает требования Коротковой О.А. и Воронова Е.В. незаконными, необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Суд, учитывая мнение представителей заявителя, основываясь на положениях ст.257 ГПК РФ, а также принимая во внимание достаточность материалов (доказательств) представленных в судебное заседание, полагает возможным рассмотреть дело без участия заинтересованных лиц.

Суд, заслушав представителя заявителей, проверив материалы гражданского дела, приходит к выводу о том, что заявление Коротковой О.А. и Воронова Е.В. не обоснованно и удовлетворению не подлежит последующим основаниям.

В соответствии с ч.1 ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Согласно ст.255 ГПК РФ к действиям (бездействиям) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемых в порядке гражданского судопроизводства, относятся действия (бездействия), в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

В силу п. 1 ст. 36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица имеют исключительное право на приватизацию земельных участков, на которых расположены принадлежащие им на праве собственности здания, строения, сооружения.

В соответствии с п. 3 ст. 36 Земельного кодекса РФ в случае, если здание (помещения в нем), находящееся на неделимом земельном участке, принадлежит нескольким лицам на праве собственности, эти лица имеют право на приобретение данного земельного участка в общую долевую собственность, с учетом долей в праве собственности на здание.

В соответствии с п. 5ст 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.

В соответствии с требованиями ст. 11.3 ЗК РФ решения об образовании земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть приняты на основании заявлений землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки.

Как установлено в судебном заседании землепользователями исходного земельного участка являются восемнадцать физических лиц, чьи согласия на раздел земельного участка, а также отказы от права постоянного бессрочного пользования необходимы для представления в орган государственной власти для производства раздела земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г.Тольятти, Центральный район, Лесопарковое шоссе, 31.не представлены.

Следовательно, если бы заинтересованное лицо, произвело раздел спорного земельного участка, то нарушило бы положения ст. 11.3 ЗК РФ, а так же нарушило права и законные интересы указанных выше граждан.

Более того, согласно данной выписке из ЕГРП в отношении спорного земельного участка зарегистрированы запреты на совершение регистрационных действий, в том числе, и по отчуждению (номера регистрационных записей ...

Имеется письмо, датированное 19.04.2011 г., которым Территориальное управление направило ответ (исх. № 14/133), согласно которому заявителям было рекомендовано предоставить согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки на раздел земельного участка, а также предоставления актуальных документов, указанных в письме Росимущества от 17.06.2010 г. № ПП-10/16812. Однако, заявители так и не представили указанные документы.

Кроме того, имеется Положение о Территориальном управлении, утвержденное приказом Росимущества от 29.09.2009 г. № 278, согласно которому Территориальное управление не вправе принимать решения о разделе федеральных земельных участков без поручения центрального аппарата Росимущества.

В п. 5 и 6 ст. 36 ЗК РФ определена процедура приобретения прав на земельные участки. Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, утвержден приказом Минэкономразвития России от 30 октября 2007г. N370. Предусмотрено, что к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, прилагается, в том числе, выданная не позднее, чем за один месяц до дня подачи Заявления, выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на здание, строение, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участке, или копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на такое здание, строение, сооружение, если право на такое здание, строение, сооружение не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (при наличии зданий, строений, сооружений на приобретаемом земельном участке).

Установлено и не отрицается заявителями, что представленный кадастровый паспорт земельного участка в нарушение п. 6 Перечня не содержит сведений о расположенных на земельном участке всех объектах недвижимости (раздел В.З), предусмотренных пп. 5 п. 2 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», пп. 10 п. 63 раздела IV Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 г. № 42. Тем не менее, кадастровый паспорт земельного участка, представляемый для целей осуществления как его раздела, так и предоставления в собственность, должен содержать вышеуказанные сведения обо всех объектах недвижимости, расположенных на земельном участке. В противном случае, невозможно установить исключительное право собственника недвижимости на приобретение испрашиваемого земельного участка.

Кроме того заявителями была представлена выписка из ЕГРП от 04.05.2009года, что само по себе также противоречит требованиям п.4 Перечня, утвержденного приказом Минэкономразвития, выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним должна быть выданная не позднее, чем за один месяц до дня подачи Заявления.

Таким образом, обратившись в Территориальное управление заявители не доказали своего исключительного права на приватизацию земельного участка по смыслу ст. 36 ЗК РФ, следовательно, документы, представленные ими обоснованно были возвращены, а так же заинтересованное лицо в своем письме подробно и полно разъяснило заявителям какие действия необходимо совершить для производства раздела спорного земельного участка. Так же Территориальное управление в соответствии с п. 1 Перечня указало заявителям на необходимость представления копий всех страниц их паспортов, а также документов, подтверждающих право собственности на объекты недвижимости, заверенные в порядке, указанном в письме Минэкономразвития России от 02.06.2008 г. № Д08-1593. Однако, заявителями указанные действия не были выполнены.

В соответствии с п. 3 ст. 16 ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» от 21.12.2001 № 178-ФЗ (ред. от 22.11.2010) обязанность доказать свое право на приобретение государственного и муниципального имущества возлагается на претендента.

Таким образом, в отсутствие указанных документов Территориальное управление обоснованно не смогло рассмотреть заявление о разделе земельного участка и последующем предоставлении в общую долевую собственность одного из образованных земельных участков.

Вместе с тем, как было установлено, отсутствие решения о разделе земельного участка само по себе препятствует принятию решения о предоставлении вновь образованного участка заявителям, что последние признают как в своем обращении к Территориальному управлению, так и в своем заявлении в суд.

Кроме того, обязанность органа государственной власти, уполномоченного в соответствии со ст. 29 ЗК РФ, принять решение о разделе земельного участка законодателем не установлена.

Согласно п. 7 ст. 36 ЗК РФ в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 ЗК РФ исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.

В своих требованиях заявители просят обязать заинтересованное лицо обратиться в орган местного самоуправления г.Тольятти с заявлением об утверждении и выдаче заявителям схемы расположения земельного участка на кадастровом плане и кадастровой карте соответствующей территории, однако, указанное действие не входит в компетенцию Территориального управления, напротив, с таковым необходимо обращаться самим заявителям, на которых возложена обязанность по сбору и предоставлению документов, указанных в Перечне.

Следовательно, ЗК РФ предусмотрена возможность обращения в орган местного самоуправления для утверждения схем расположения самого заявителя. При этом обязанность по обращению Территориального управления - собственника земельного участка действующим законодательством не предусмотрена.

Кроме того, в соответствии с п. 7 ст. 36 ЗК РФ лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».

Установлено, что в отношении исходного земельного участка государственный кадастровый учет проведен с присвоением ему кадастрового номера .... Следовательно, в отношении данного земельного участка, образование возможно только способами, предусмотренными ст. 11 ЗК РФ, в соответствие с которой к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

В силу п. 2 ст. 11.3 ЗК РФ для принятия решения об образовании земельных участков, указанных в пункте 1 настоящей статьи, необходимы следующие документы: кадастровые паспорта образуемых земельных участков или кадастровый паспорт образуемого земельного участка; правоустанавливающие и (или) правоудостоверяющие документы на земельные участки, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки.

Установлено, что заявителями кадастровые паспорта вновь образованных земельных участков представлены не были, следовательно, Территориальное управление не имело возможности принять решение относительно образования земельного участка.

Учитывая изложенные выше обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что требования заявителя обязать Территориальное управление обратиться в орган местного самоуправления об утверждении и выдаче заявителям схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории противоречат действующему законодательству и не подлежат удовлетворению.

Что касается требования заявителей о признании незаконным бездействия Территориального управления, выразившегося в уклонении от предоставления в собственность одного из вновь образованных участков, суд, проанализировав Положение о Территориальном управлении, утвержденное приказом Росимущества от 29.09.2009 г. № 278,приходит к следующим выводам: Территориальное управление предоставляет земельные участки в собственность граждан и юридических лиц исключительно по поручению Росимущества и при наличии указанных в утвержденном Приказом Минэкономразвития от 30.10.2007 г. № 370 перечне документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок.

Однако, как было установлено в ходе судебного следствия, заявители в нарушение требований действующего законодательства, а так же внутренних положений Территориального управления, обратившись с заявлением о разделе земельного участка, не представили в орган исполнительной власти необходимые документы, а именно: согласие всех землепользователей земельного участка, копии всех страниц паспортов заявителей, а так же кадастровый паспорт земельного участка, который бы содержал сведения о расположенных всех на нем объектах недвижимости, в связи с чем, им обоснованно был возвращен пакет документов с необходимыми рекомендациями.

При таких обстоятельствах, основываясь на положениях Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №2 от 10 февраля 2009 года «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» суд приходит к выводу о том, что действия Министерства являются законными и не нарушают права и законные интересы заявителей.

Доводы заявителей о нарушении исключительного права на приватизацию необоснованны, поскольку после устранения причин, послуживших основанием для возврата документов, заявители имеют право повторно обратиться с заявлением в отношении данного земельного участка.

При рассмотрении заявления представители заявителей не отрицали, что должны представить в Министерство имущественных отношений Самарской области указанные в возврате документы, но за их получение нужно платить деньги, необходимо собирать мнение всех сособственников недвижимого имущества, считают, что документы должно было затребовать само Министерство Однако, суд полагает что указанные доводы основаны на неправильном толковании и применении норм материального права.

Руководствуясь ст. 12, 56, 194-199, 254-258 ГПК РФ,

Решил:

Заявление Коротковой Ольги Александровны, Воронова Евгения Владимировича о признании незаконным действий и бездействий Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в Самарской области -оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Самарский областной суд через Комсомольский районный суд.

Судья

Мотивированное решение изготовлено 17.10.2011 года.

Судья-