№2-1706/2011 о включении периодов работы в специальный стаж, назначении досрочной трудовой пенсии



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

24 ноября 2011 года Комсомольский районный суд г.о. Тольятти Самарской области в составе:

судьи: Казаковой Л.А.,

при секретаре: Кузнецовой З.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании с участием представителя истца Клименко Е.С. (действует по доверенности), представителя УПФ РФ в Комсомольском района г. Тольятти Рябовой И.Л. (действующей по доверенности в деле), гражданское дело ... по иску Клинковой З.А. к Управлению Пенсионного фонда РФ в Комсомольском районе г.о. Тольятти о включении периодов работы в специальный стаж, назначении досрочной трудовой пенсии,

У С Т А Н О В И Л:

Клинкова З.А. обратилась в суд с исковым заявлением к ответчику о включении периодов работы в специальный стаж, признании права на досрочное назначение пенсии по старости и назначении пенсии по старости. В обосновании иска указала следующее, 28.06.2011 г. ею было подано заявление о назначении досрочной трудовой пенсии в связи с наличием специального трудового стажа в должности ... УПФ РФ в Комсомольском районе г. Тольятти было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, так как не были включены в специальный стаж периоды работы: с 16.02.1987 г. по 17.05.1993 г. - ... с 08.04.1999 г. по 14.05.1999 г., с 18.05.2004 г. по 22.06.2004 г. – ... с 23.03.1995 г. по 25.07.1996 г. - ... с 05.08.1996 г. по 30.06.1998 г. - ... Так же ответчиком не был включен в специальный стаж в льготном исчислении период работы с 10.09.1979 г. по 09.02.1987 г. - ... который должен исчисляться как 1 год работы за 1,6 года трудового стажа, то есть 7 лет 5 месяцев работы следует учитывать как 11 лет 2 месяца специального стажа.

В судебном заседании представитель истца Клинковой З.А. заявленные требования уточнила, просила суд включить в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии, периоды работы: с 16.02.1987 г. по 17.05.1993 г. - в ..., с 08.04.1999 г. по 14.05.1999 г., с 18.05.2004 г. по 22.06.2004 г. – ... с 23.03.1995 г. по 25.07.1996 г. - ... с 05.08.1996 г. по 30.06.1998 г. - в ..., признать за Клинковой З.А. право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости и назначить пенсию с 28.06.2011 г. дала пояснения, аналогичные установочной части решения, дополнив, что исключение периодов работы по причине расхождения в наименовании занимаемых должностей и наименования учреждений нарушает право ее доверителя на социальное обеспечение, гарантированное Конституцией РФ. Исключение периода нахождения на курсах повышения квалификации также незаконно, поскольку это происходило по инициативе работодателя, начислялась заработная плата.

Представитель УПФ РФ в Комсомольском районе г.о. Тольятти Рябова И.Л. иск не признала, суду пояснила, что 28.06.2011 г. к ним обратилась Клинкова З.А. для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения. В ее специальный стаж было включено 20 лет 11 месяцев05 дней, что менее требуемых 30 лет по Закону № 173 от 17.12.2001 г. и не дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Спорные периоды не были включены в специальный стаж, так как разделом «наименование должностей» Списка предусмотрена должность «...», а документы истца носят противоречивый характер.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, пришел к выводу о том, что требования Клинковой З.А. подлежат частичному удовлетворению.

Данный вывод суда основан на следующем:

Право на пенсию в связи с лечебной деятельностью определяется на основании п.п. 20 п.1 ст. 27 ФЗ-172 от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в РФ» и Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781 и Правилами исчисления периодов, включаемых в этот стаж. При исчислении периодов работы в части не урегулированной Правилами применяются Правила исчисления периодов работы, утвержденные постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516.

Основным условием, определяющим право на данный вид пенсии, является наличие специального стажа не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа, либо только в городах.

Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» врачам и среднему медицинскому персоналу, предоставлялось право на досрочную пенсию за выслугу лет независимо от наименования занимаемой должности и формы собственности учреждения.

Этот порядок назначения пенсии был сохранен Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет».

В соответствии со ст. 35 «Декларации прав и свобод человека и гражданина», установлено, что закон, предусматривающий ограничение прав граждан, действует только после его официального опубликования. Указанную норму следует рассматривать как гарантию недопустимости ухудшения прав работников, которые имели права и льготы, фактически воспользовались ими, а впоследствии, в связи с изменением закона, потеряли право на данную льготу. Аналогичная норма предусмотрена ст. 4 ГК РФ. Названная норма означает, что закон обратной силы не имеет.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 г. установлено, что пенсионные права, приобретенные гражданами на основании ранее действовавшего законодательства, не могут быть отменены, нормы, которым может быть придана обратная сила, не должны применяться, если этим ухудшается пенсионное право гражданина.

Судом установлено, что в период с 16.02.1987 г. по 17.05.1993 г. Клинкова З.А. работала в должности ...

Указанные периоды работы исключены их специального стажа деятельности незаконно, поскольку для возникновения права истца на получение досрочной пенсии необходимо исходить из существенных условий деятельности Клинковой З.А. и выполнения ею определенных обязанностей, а не формальных оснований, к которым суд относит разночтение в наименовании конкретных профессий, юридических лиц и иных подразделений.

Следовательно, должны быть включены в специальный стаж деятельности Клинковой З.А.

Выполнение истцом в указанные периоды работы лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения подтверждается следующими документами: личными карточками истца; ...

Требования истца о включении в специальный стаж периодов нахождения ее на курсах повышения квалификации с 08.04.1999 г. по 14.05.1999 г., с 18.05.2004 г. по 22.06.2004 г. также подлежат включению в специальный стаж.

В соответствии с п. 2 Положения «О порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения», утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397 и утратившего силу в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 г. № 953, п. 3 приложения № 6 к Инструкции «О порядке исчисления заработной платы работников просвещения», утвержденной приказом Министерства просвещения СССР от 16.05.1985 г. № 94 был закреплен порядок зачета в специальный педагогический стаж времени обучения в высших и средних специальных учебных заведениях и курсы повышения квалификации, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.

Поскольку Клинкова З.А., осуществляя в период с 1979 г. по настоящее время лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях, которые являются медицинскими, находилась на курсах повышения квалификации в период действия указанных норм права, а потому с учетом положений ст. ст. 6 (ч.2), 15 (ч.4), 17 (ч.1), 18, 19 и 55 (ч.1) Конституции Российской Федерации, указанные периоды подлежат включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении пенсии по старости независимо от времени ее обращения за назначением пенсии и времени возникновения у нее права на досрочное назначение пенсии по старости.

Суд считает, что период работы Клинковой З.А. с 23.03.1995 г. по 25.07.1996 г. - ..., не засчитан в специальный стаж, дающий право на досрочную пенсию по старости, законно и обоснованно, поскольку наименование «Профилакторий» не поименовано в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781.

Как следует из Устава ... осуществление медицинской деятельности в указанном учреждении не предусмотрено, соответствующей лицензия профилакторий не имеет.

Также суд считает, что поскольку к моменту обращения Клинковой З.А. в УПФ РФ в Комсомольском районе г. Тольятти 28.06.2011 г. и в момент вынесения решения судом, у истца не возникло право на досрочную пенсию (специальный стаж составляет 28 лет 11 месяцев 4 дня), поэтому ее требования о назначении трудовой песни по старости досрочно удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление Клинковой З.А. – удовлетворить частично.

Включить в стаж специальной деятельности Клинковой З.А. периоды работы: с 16.02.1987 г. по 17.05.1993 г. - ..., с 08.04.1999 г. по 14.05.1999 г., с 18.05.2004 г. по 22.06.2004 г. – ..., с 05.08.1996 г. по 30.06.1998 г. ...

В остальной части в удовлетворении исковых требований Клинковой З.А. – отказать.

Решение может быть обжаловано в Самарский облсуд через Комсомольский райсуд г.о. Тольятти в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Л.А. Казакова

Решение принято в окончательной форме 29.11.2011 г.