Р Е Ш Е Н И Е 28 ноября 2011 года Комсомольский районный суд г. Тольятти, Самарской области в составе: судьи Бугарь Г.А., при секретаре Сушко О.М., с участием истца Капралова В.А., представителя истца Мишиной И.Н., Бабанова А.Н., ( по устному ходатайству) представителя ответчика УПФ РФ в Комсомольском районе Рябовой И.Л., действующей по доверенности от 11.01.2011 года, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело ... по иску Капралова Валерия Анатольевича к УПФ РФ в Комсомольском районе г.Тольятти о включении периодов работы в стаж, необходимый для назначения трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, У С Т А Н О В И Л : Истец Капралов В.А. обратился в суд с иском о включении периодов работы в стаж, необходимый для назначения трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением преподавательской деятельности, мотивируя свои требования тем, что 16.08.2011 года, он обратился в Управление Пенсионного Фонда РФ в Комсомольском районе г. Тольятти с заявлением о назначении трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью, однако, 12.10.2011 года ему было отказано. Отказ считает неправомерным по следующим основаниям: В соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ от 17.12.2001 года, досрочная трудовая пенсия в связи с осуществлением педагогической деятельности устанавливается при наличии специального стажа работы не менее 25 лет в учреждениях для детей независимо от их возраста (пп. 19 введен Федеральным Законом № 319 от 30.12.2008 года). В специальный педагогический стаж согласно решение УПФ в Комсомольском районе г. Тольятти № 71 от 12.10.2011 года ему засчитаны следующие периоды работы:28.12.1987 г.-01.09.1988 г.;16.12.1988 г.-17.11.1989 г.;16.01.1990 г.-31.12.2001 г.;01.01.2002 г.-16.08.2011 г., итого 23 года, 2 месяца, 07 дней. Вместе с тем, ему не засчитали в стаж педагогической работы период с 01.09.1984 г. по 30.10.1985 г. в должности тренера-преподавателя в Доме физкультуры «Олимпия» при профсоюзном комитете Производственного объединения «Тольяттиазот». В данный период он работал тренером-преподавателем по вольной борьбе среди юношей. Осуществлял в спорный момент свою трудовую деятельность в физкультурно-спортивном учреждении для детей. При обучении детей руководствовался программами для детско-юношеских спортивных школ. В программах обучения была практическая и теоретическая часть. Вел планы поурочных занятий, журналы учета. Наименование учреждения не влияло на должностные обязанности, фактически соответствующие должности тренера-преподавателя ДЮСШ. Работа в данном учреждении принципиально нечем не отличалась от последующей работы в ДЮСШ-5, сейчас МОУДОД СДЮСШОР № 5, где он работал и работает сейчас в должности тренер-преподаватель, старший тренер-преподаватель. Его функциональные обязанности не менялись и состояли в осуществлении набора в учебные группы детей, ведение с ними учебно-тренировочной, соревновательной и воспитательной работы, обеспечение повышения уровня физической, технической, морально-волевой подготовки. Ведение систематического учета, анализа, обобщение результатов учебно-тренировочной подготовки. Эти функции оставались неизменными при различных наименованиях занимаемых мной должностей в различных учреждениях. Согласно п.9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 года № 25 при рассмотрении вопроса о включении в стаж периода работы необходимо учитывать вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условиях и характере деятельности и тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение пенсии, условий осуществления истцом работы, выполняемых им целей и задач, а также, направлений деятельности учреждений, организаций в которых он работал и т.д. Должность тренер-преподаватель была внесена в списки профессий и должностей народного образования, которые дают право на пенсию в связи с педагогической деятельностью (Постановление СМ РСФСР № 463 от 06.09.1991 года). Что касается наименования учреждений, то определением Конституционной Коллегии ВС РФ от 12.07.2001 года раздел «Наименование учреждений» утвержденного Постановлением СМ РСФСР № 463 и действовавшего в редакции от 22.09.1993 года признано недействительным по мотивам превышения Правительством РФ своих полномочий. Главным критерием является занятие работником должности включенной в Списки и осуществление педагогической деятельности в учреждениях для детей. Согласно постановлению Конституционного Суда РФ от 30.06.2004 года № 11 -П, должны засчитываться в стаж работы периоды осуществления педагогической деятельности в учреждениях не являющихся государственными или муниципальными. Конституционный Суд РФ, рассматривая вопрос о конституционности п.2 и п.З Постановления Правительства РФ № 1067 от 22.09.1999 года в определении от 06.12.2001 года № 310-0 указал, что педагогические работники не должны ставиться в неравные условия или ограничиваться в своих правах независимо от принадлежности учебного заведения. Тот факт, кому принадлежат, эти учреждения и кому принадлежит данное имущество, государству, муниципальному образованию, акционерному обществу, само по себе не предопределяет различий в условиях и характере профессиональной деятельности их участников. В определении Верховного Суда РФ от 06.04.2007 года № 81-В07-07 указано, что работа в любых учреждениях и организациях где работник занимал педагогическую должность, вел воспитательный и образовательный процесс, должна засчитываться в стаж педагогической деятельности. Работа в качестве учителя (педагогическая должность) подлежит включению в специальный стаж, поскольку наименование учреждения само по себе не предопределяет различие в условиях и характере ее профессиональной деятельности в указанной должности. Кроме того, согласно приказу Минобразования от 25.01.1993 года № 21, засчитываются в стаж педагогической деятельности работа в качестве организатора внешкольной и внеклассной работы, а также работа руководителя кружка. Пенсия за выслугу лет педагогическим работникам назначается в зависимости от их деятельности, а не от правового статуса учреждения или организации с которыми они состояли в трудовых отношениях. Главное, чтобы работник занимался педагогической деятельностью. Данный вывод содержится в определении Судебной Коллегии по гражданским делам ВС РФ от 31.07.2001 года. Истец просит включить ему в стаж педагогической деятельности период службы в рядах Советской Армии с 10.11.1985 года по 03.12.1987 года. Согласно Письму Минзравсоцразвития РФ о 04.06.2004 года № МЗ-637 «О порядке применения положений Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 года № 2-П» подсчет стажа для определения права на трудовую пенсию может определяться и по нормам, действующим в момент назначения пенсии, так и по ранее действующим нормам, в том числе в период приобретения этого стажа. Он служил в армии с 10.11.1985 года по 03.12.1987 года, в период, когда действовало Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения, утвержденное Постановлением Совмина СССР от 17.12.1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства». В соответствии с пп. «Г» этого Положения, в педагогический стаж засчитывалась служба в составе Вооруженных Сил СССР. Данное Положение действовало до 01.10.1993 года. В период действия указанного Положения я не мог предвидеть, что законодательство измениться, и он буду лишен права на досрочное назначение пенсии. Статьи 6 (ч.1), 15 (ч.1), 18, 19 и 55 (ч.1) Конституции РФ по своему смыслу предполагают правовую определенность и предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, так чтобы участники, соответствующих правоотношений могли в разумных пределах, предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенные ими права на основании действующего законодательства будут уважаться властями и будут реализованы. Полагает, что отказ в зачете периода службы в СА в стаж педагогической деятельности является ограничением Конституционного права на социальное обеспечение. Им соблюдены условия, предусмотренные данным положением, согласно которому время военной службы засчитывается в стаж педагогической работы при условии педагогической работы до 22.09.1993 г., плюс наличие не менее 2/3 необходимого стажа другой педагогической работы на момент подачи заявления в Пенсионный Фонд для назначения пенсии. У него имеется стаж педагогической работы до 22.09.1993 года, на момент подачи заявления стаж его педагогической работы составляет более 16 лет и 8 месяцев, поскольку УПФ в Комсомольском районе г. Тольятти в своем решении № 71 от 12.10.2011 года засчитала ему в стаж 23 года, 2 месяца, 07 дней. Истец просит обязать УПФ в Комсомольском районе г. Тольятти включить ему в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью следующие периоды работы: 01.09.1984 г. - 30.10.1985 г. в должности тренера-преподавателя в Доме физкультуры «Олимпия» при профсоюзном комитете Производственного объединения «Тольяттиазот»; 10.11.1985 г. - 03.12.1987 г. Службу в рядах Советской Армии. Истец Капралов В.А. и его представитель в ходе судебного заседания уточнили свои требования и просили обязать УПФ в Комсомольском районе г. Тольятти включить истцу в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовое пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью период работы с 01.09.1984г. по 30.10.1985г. в должности тренера-преподавателя в Доме физкультуры «Олимпия» при профсоюзном комитете Производственного объединения «Тольяттиазот», обязать УПФ в Комсомольском районе г. Тольятти включить истцу в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовое пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью период службы в рядах Советской Армии с 10.11.1985г. по 03.12.1987г. в льготном исчислении из расчета 1 день службы за два дня работы, а так же обязать ответчика назначить истцу пенсию с момента возникновения права. Кроме того, свои пояснения, основывали на правовом заключении доцента ОАНО ВПО «ВУиТ» Рогова В.Б. Представитель ответчика УПФ РФ в Комсомольском районе г. Тольятти Рябова И.Л., допрошенная в судебном заседании, иск не признала, и в части обоснования причины отказа в назначении истцу досрочной пенсии дала объяснения, аналогичные решению заседания Комиссии по вопросам реализации пенсионных прав граждан от 12.10.2011года. и 14 ноября 2011 года. Свидетель ФИО15 допрошенный в судебном заседании, пояснил, что он работает директором дома культуры «Олимпия», в котором истец Капралов В.А. в период с сентября 1984 по ноябрь 1985 года работал тренером по вольной борьбе, тренировал детей в возрасте 8-10 лет. Может истец и продолжал бы работать в доме культуры, но его призвали на военную службу, а после армии он к ним уже не вернулся, устроился на другую работу. Свидетель ФИО16 допрошенный в судебном заседании, пояснил, что он работает тренером по вольной борьбе в клубе спортивной борьбы «Юность», с истцом он знаком с 1984 года, в момент, когда истец преподавал вольную борьбу, а он (свидетель) был его воспитанником, на тот момент ему было 10 лет. Свидетель ФИО17 допрошенный в судебном заседании, пояснил, что он является директором СДИЮСШОР № 5, истца он знает с 1977 г. когда его пригласили в качестве воспитанника в их школу. Когда истец окончил учебное заведение, то пришел устраиваться к ним в школу на работу, но его не приняли, так как не было свободных ставок, поэтому он (свидетель) предложил пойти работать в клуб «Олимпия». Истца приняли работать в клуб «Олимпия» и с 1984 года он стал там работать тренером, после чего его призвали служить в армию. По возвращению из армии, Капралов пришел на работу в СДИЮСШОР № 5 и по настоящее время работает в школе в качестве тренера. Суд, выслушав пояснения истца и его представителей участвующих в деле, свидетелей, исследовав материалы дела, считает исковое заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям: Согласно ч.2 ст. 39 Конституции Российской Федерации государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Наличие соответствующих федеральных законов является необходимой гарантией реализации конституционного права на социальное обеспечение. С 01.01.2002 г. пенсионное обеспечение осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». В соответствии с п.п. 19 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения пенсионного возраста, установленного ст. 7 настоящего федерального закона - лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста. Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с п. 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (п. 2 ст. 27 закона). Пунктами 1 разделов «Наименование должностей» и «Наименование учреждений» Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781, предусмотрена должность - «учитель» и учреждения – «школы всех наименований», а пунктами 2 указанных разделов того же Списка – должность «тренер-преподаватель» и учреждения дополнительного образования детей (внешкольные учреждения). Установлено, что 16.08.2011 года, истец обратился в Управление Пенсионного Фонда РФ в Комсомольском районе г. Тольятти с заявлением о назначении трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью, однако, 12.10.2011 года ему было отказано, о чем имеется протокол заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан №686, датированный 12.10.2011 года. Капралову В.А. не были засчитаны следующие периоды работы: с 01.09.1984г. по 30.10.1985г. в должности тренера-преподавателя в Доме физкультуры «Олимпия» при профсоюзном комитете Производственного объединения «Тольяттиазот», а так же период службы в рядах Советской Армии с 10.11.1985г. по 03.12.1987г. в льготном исчислении из расчета 1 день службы за два дня работы, Кроме того имеется протокол заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 14 ноября 2011 года в соответствии с которым специальный стаж истца Капралова составляет 12 лет 6 месяцев 21 день., что менее требуемых 25 лет по Закону №173 от 17.12.2001 и не дает ему право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. На момент работы Капралова В.А в спорные периоды в Доме физкультуры «Олимпия» при профсоюзном комитете П\О «Тольяттиазот», действовало Постановление Совета Министров РСФСР № 463 от 06.09.1991 г. «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет», данные нормативные акты предусматривали, что в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет работникам образования, засчитываются все периоды педагогической деятельности в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций) и их наименования. Указанный порядок был сохранен и Постановлением от 22.09.1999 г. № 1067 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет». В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требования и возражений. Однако истцом не представлено, а судом не добыто доказательств, подтверждающих, что такое структурное подразделение как Дом Физкультуры « при профсоюзном комитете учреждения является учреждением образования и поименованы в Списке учреждений, работа в которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей. Характер работы и иные факторы, предусмотренные законодательством и обусловливающие право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, свидетельскими показаниями не подтверждаются. Закон устанавливает, что право граждан этой категории на досрочное назначение трудовой пенсии по старости возникает при одновременном наличии трех условий - осуществление педагогической деятельности в государственных и муниципальных учреждениях для детей в должности и в учреждении, предусмотренных Правительством РФ в специальных Списках таких должностей и учреждений. При этом, в кассационном определении от 03.02.04г. № КАС 03-658 по делу по заявлению Замуравкиной Е.Р. о признании недействующим п. 3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 ст. 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ признала правомерным предусмотренный Списками различный подход к отдельным категориям педагогических работников по вопросу об исчислении периодов работы для включения в льготный стаж, указывая, что правовую основу для такого подхода представляет Федеральный закон «О трудовых пенсиях в РФ» ( п.З статьи 28), а также указывая, что такой подход соответствует смыслу и других положений названного Федерального закона, который право на досрочное назначение трудовой пенсии связывает не с любой работой в определенной профессиональной деятельности, а лишь с такой работой, при выполнении которой работник подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных именно спецификой и характером конкретного труда (ст.27). Право же утверждать соответствующие списки должностей и учреждений законодателем предоставлено Правительству РФ. Между тем, такие учреждения как Дом физкультурника ни одним из Списков, утверждавшихся Правительством ( Постановлениями от 17.1259г. № 1397, от 06.09.91г. № 463, от 22.09.93г. № 953, от 22.09.99г № 1067 и от 29.10.02г. № 781), не предусмотрены. Кроме того Капралов В.А просит суд включить ему в стаж период службы истца в рядах Советской Армии с 10.11.1985 по 03.12.1987 года. В ходе судебного заседания было установлено, что действительно положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года N 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права. В период, когда истец служил в армии с 10.11.1985 по 03.12.1987 года, действовало утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, пунктом 1 которого предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР. Установлено что нормативными правовыми актами, напрямую регулирующими право граждан на пенсионное обеспечение, действовавшими на время прохождения Капраловым В.А службы в Советской Армии, являлись Закон СССР от 14 июля 1956 г. "О государственных пенсиях" (с изм. и доп., внесенными Указом Президиума ВС СССР от 26.01.1983) и Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397. Согласно пункту 1 названного Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, учителям и другим работникам просвещения служба в составе Вооруженных Сил СССР засчитывалась в стаж работы по специальности. В силу пункта 4 Положения, в частности, служба в армии засчитывалась в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, приходилось в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на льготную пенсию. Согласно п. 12 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование должностей» списка, в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» списка, за периоды начиная с 1 января 2001 года засчитывается в стаж работы при наличии одновременно следующих условий: - на 1 января 2001 г. у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев. Как следует из материалов дела и не отрицается самим истцом в судебном заседании, что по состоянию на 01.01.2001 у истца отсутствует специальный стаж 16лет 8 месяцев, что подтверждает тот факт что не выполнено первое условие п.12 Правил, с вытекающими отсюда правовыми последствиями в части права на досрочное пенсионное обеспечение. Кроме того, следует учитывать, что право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой в образовательных учреждениях, а лишь с такой, выполнение которой по утверждению законодателя сопряжено с повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными характером определенной профессиональной деятельности, а именно деятельности, связанной с воспитанием детей. При указанных обстоятельствах спорные периоды работы не могут быть засчитаны в специальный трудовой стаж истца, поскольку отсутствуют правовые основания для назначения Капралову досрочной трудовой пенсии. Довод истца, что период службы в Армии относится к периодам деятельности до 01.01.2002 года, то есть до установления нового правового регулирования назначения трудовой пенсии, в связи с чем, этот период подлежит включению в специальный стаж, является ошибочным и основанным на неправильном толковании Положения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 №1397. Довод истца о том, что наличие 2/3 стажа должно определяться на момент подачи заявления о досрочном назначении пенсии истца, противоречит требованиям закона, поскольку в соответствии с Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, наличие 2/3 стажа работы исчисляется на 1 января 2001 года. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 27, 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд, Р Е Ш И Л: Исковое заявление Капралова Валерия Анатольевича к УПФ РФ в Комсомольском районе г.Тольятти о включении периодов работы в стаж, необходимый для назначения трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением преподавательской деятельности, а именно период с 01.09.1984 по 30.10.1985 в должности тренера –преподавателя в Доме физкультуры «Олимпия» при профсоюзном комитете П\О «Тольяттиазот» и период с 10.01.1985 по 03.12.1987 служба в рядах Советской Армии - оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в Самарский облсуд через Комсомольский райсуд г. Тольятти в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме. Судья Г.А.Бугарь Мотивированное решение изготовлено 29.11.2011 г.