П О С Т А Н О В Л Е Н И Е по делу об административном правонарушении г. Тольятти, ул. Коммунистическая, 43 10 октября 2011 года Судья Комсомольского районного суда г. Тольятти Самарской области Кириллов А.А., рассмотрев материалы административного дела в отношении открытого акционерного общества "...", ИНН ..., юридический адрес и фактическое местонахождение г. ..., ..., ..., в лице юрисконсульта Федорова А.Ю. обвиняемого в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ, У С Т А Н О В И Л Согласно протоколу № ... от ... года, ... года при проверке ОАО "..." (далее - ...) выявлено: 1) отсутствует лицензия на право работы с рентгеновской установкой досмотра багажа и товаров, расположенной на таможенном посту ...; 2) отсутствует лицензия на образовательную деятельность на структурную единицу - ясли-сад № ... "...", что является нарушением п. 1.8 СП 2.6.1.2612-10, Положения о лицензировании деятельности в области использования источников ионизирующего излучения, утвержденного постановлением Правительства РФ № 107 от 25.02.2004 года, п. 6 ст. 33 федерального закона № 3266-1 от 10.07.1992 года "Об образовании". Представитель ... Федоров А.Ю. с протоколом частично не согласился и пояснил, что рентгеновский досмотровый комплекс "..." ... не эксплуатирует. Досмотровый комплекс находится не на таможенном посту, а хранится на таможенном складе ... ... имеет санитарно-эпидемиологическое заключение Роспотребнадзора о соответствии условий хранения досмотрового комплекса санитарно-эпидемиологическим требованиям и нормативам. После проверки ... специалистами Роспотребнадзора и выявления факта отсутствия лицензии на использование досмотровой установки ... провел служебную проверку. В результате служебной проверки было установлено, что досмотровая установка не была включена в заявку на выдачу лицензии по вине заместителя главного метролога ... Д.. За это упущение Д. был объявлен выговор. Лицензия на образовательную деятельности яслям-саду не требуется, так как Законом РФ "Об образовании" предусмотрено лицензировании образовательной деятельности только для юридических лиц, а ясли-сад "..." не является юридическим лицом. Кроме этого, ясли-сад не предоставляет образовательных услуг, и не имеет утвержденную образовательную программу, как того требует Закона "Об образовании". Сам ... образовательные услуги не оказывает, так как является промышленным предприятием. Представитель Роспотребнадзора Л. поддержала протокол и пояснила, что в ... году ... представил в Роспотребнадзор сведения о приобретении рентгеновской установки для досмотра груза, но за лицензией на право использования этой установки не обращался. В соответствии с п. 4 Положением о лицензировании деятельности в области использовании источников ионизирующего излучения одним из видов деятельности по использовании таких источников является их хранение. Лицензии на хранение досмотровой установки ... не имеет, и с заявлением о выдачи лицензии на хранение досмотровой установки не обращался. В п. 3.16 должностной инструкции заведующей яслей-сада указано, что заведующая обязана организовывать и совершенствовать образовательный процесс в яслях-саде. По характеру предоставляемых услуг, и исходя из должностных обязанностей заведующей, ясли-сад "..." является дошкольным образовательным учреждением. Ясли-сад является структурным подразделением ..., поэтому ..., как юридическое лицо, должен иметь лицензию на образовательную деятельность своего дошкольного учреждения. Ведущий специалист Роспотребнадзора И. пояснил, что имеющееся у ... санитарно-эпидемиологическое заключение на досмотровую установку не дает ... права хранить установку, так как санитарно-эпидемиологическое заключение лишь является основанием для выдачи соответствующей лицензии. Заслушав участников судебного заседания, изучив материалы дела, судья приходит к выводу, что производство по делу в части отсутствия лицензии на образовательную деятельность у яслей-сада "..." следует прекратить за отсутствием в действиях ... состава правонарушения, а производство по делу в части отсутствия лицензии на использование досмотровой установки следует прекратить за малозначительностью правонарушения. По вопросу лицензирования деятельности яслей-сада "...". В соответствии с п/п 105 п. 1 ст. 17 действующего Закона РФ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию подлежит образовательная деятельность по образовательным программам. То есть, лицензированию подлежит не всякая образовательная деятельность, а лишь образовательная деятельность, осуществляемая по образовательным программам. В соответствии с п. 3 ст. 1 этого же Закона особенности лицензирования образовательной деятельности устанавливаются федеральными законами, регулирующими отношения в указанной сфере деятельности. Таким законом является федеральный закон "Об образовании" N 3266-1 от 10.07.1992 года. В соответствии со ст. 12 Закона "Об образовании" образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. Образовательное учреждение является юридическим лицом, создается и регистрируется в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии с пунктом 5 статьи 14 Закона "Об образовании" содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой, утверждаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно. Основная образовательная программа в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении разрабатывается на основе соответствующих примерных основных образовательных программ и должна обеспечивать достижение обучающимися (воспитанниками) результатов освоения основных образовательных программ, установленных соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами или устанавливаемыми в соответствии с пунктом 2 статьи 7 настоящего Закона образовательными стандартами. Согласно пункту 3 ст. 9 Закона "Об образовании" программы дошкольного образования относятся к основным общеобразовательным программам. В соответствии с п. 5.2.7 Положения о Министерстве образования и науки РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ № 337 от 15.05.2010 года, федеральные государственные образовательные стандарты к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации принимает Министерство образования и науки РФ. В соответствии с Указом Президента РФ № 271 от 04.03.2010 года Министерство образования и науки РФ является правопреемником Федерального агентства по образованию (Рособразование). По вопросу лицензирования образовательной деятельности дошкольных учреждений Рособразование в письме № ... от ... года давало разъяснения о том, что, если дошкольное учреждение является образовательным и имеет юридическое лицо, то осуществляемая им образовательная деятельность подлежит лицензированию. Правовые основания для лицензирования дошкольных учреждений, не являющихся образовательными или находящихся в структуре предприятий (организаций), отсутствуют. В письме № ... от ... года "О статусе образовательных учреждений" Министерство общего и профессионального образования РФ также разъясняет, что образовательное учреждение, не имеющее статуса юридического лица, не может претендовать на получение лицензии на право ведения образовательной деятельности и последующие аттестацию и государственную аккредитацию. Данные письма не являются нормативными документами, однако позицию федерального органа, который принимает федеральные государственные образовательные стандарты к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, суд учитывает при принятии решения по делу, так как изложенные в них рекомендации соответствуют положениям действующих нормативных актов. Так, Типовые положения о дошкольных образовательных учреждениях не являются обязательными для дошкольных образовательных учреждений, являющихся структурными подразделениями предприятий. В пунктах 1 и 2 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденного постановлением Правительства РФ № 666 от 12.09.2008 года, сказано, что это Типовое положение регулирует деятельность государственных и муниципальных дошкольных образовательных учреждений, а для негосударственных дошкольных образовательных учреждений является примерным. В пункте 4 Типового положения об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста, утвержденного постановлением Правительства РФ № 1204 от 19.09.1997 года, также сказано, что данное Положение является типовым для государственных и муниципальных учреждений, а для иных образовательных учреждения является примерным. Таким образом, Типовые положения о дошкольных образовательных учреждения для яслей-сада "..." не являются обязательными. Анализируя положения указанных выше законов и нормативных документов, суд приходит к выводу, что дошкольное образовательное учреждение, образовательная деятельность которого подлежит лицензированию, должно иметь два обязательных признака: 1) являться юридическим лицом; 2) иметь утвержденную образовательную программу. Хотя в п. 2.2 положения о яслях-саде № ... "...", утвержденном вице-президентом ..., указано, что ясли-сад является учреждением, обеспечивающим основные образовательные услуги в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта, суд приходит к мнению, что лицензия на образовательную деятельность яслям-саду "..." не требуется, так как ясли-сад "..." не является юридическим лицом и не имеет утвержденной образовательной программы, а является структурным подразделением промышленного предприятия, оказывающим услуги по содержанию и воспитанию детей. Упомянутая в п. 2.1 Положения о яслях-саде "..." "Программа воспитания и обучения детей в детском саду" под редакцией В. является не образовательной программой, а методической разработкой, рекомендованной к применению в дошкольных учреждения Министерством образования РФ в 2005 году. Порядок выдачи Рособнадзором лицензий на осуществление образовательной деятельности регулируется Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным постановлением Правительства РФ № 174 от 16.03.2011 года. Согласно пункту 4 этого Положения деятельность по содержанию и воспитанию обучающихся и воспитанников, осуществляемая без реализации образовательных программ не подлежит лицензированию. На основании изложенных доводов суд также считает, что и ... не обязан получать лицензию на образовательную деятельность своего структурного подразделения, поэтому административное преследование в части отсутствие у ... лицензии на деятельность яслей-сада "..." подлежит прекращению за отсутствие состава преступления. По вопросу отсутствия лицензии на хранение рентгеновской установки для досмотра багажа и товаров. Доводы представителя ... о том, что данная установка фактически не эксплуатируется, суд во внимание не принимает. В соответствии с пунктом 4 Положения о лицензировании деятельности в области использования источников ионизирующего излучения, утвержденного постановлением Правительства РФ № 107 от 25.02.2004 года, под деятельностью в области использования источников ионизирующего излучения понимается проектирование, … хранение … источников ионизирующего излучения. Рентгеновская установка для досмотра багажа и товаров относится к источникам ионизирующего излучения, поэтому хранение установки подлежит лицензированию. Лицензия на хранение установки у ... отсутствует. Таким образом, состав правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ в действиях ... в данной части имеется. В то же время суд учитывает, что ... имеет санитарно-эпидемиологическое заключение Роспотребнадзора № 63.СЦ.06.000.М.000958.04.08 от ... года, согласно которому условия хранения рентгеновского досмотрового комплекса "..." соответствует государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам. В связи с тем, что условия хранения источника ионизирующего излучения соответствуют установленным правилам и нормативам, какого-либо вреда для людей и окружающей среды действиями ... причинено не было, угрозы причинения вреда не имеется, суд считает, что совершенное правонарушение является малозначительным, поэтому производство по делу можно прекратить, ограничившись в отношении ... устным предупреждением. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 2.9, 29.10 КоАП РФ, П О С Т А Н О В И Л Производство по делу о правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ, в отношении открытого акционерного общества "..." прекратить за малозначительностью совершенного правонарушения. Освободить ОАО "..." от административной ответственности, ограничившись в отношении него устным замечанием. Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 10 суток со дня получения копии постановления в Самарский областной суд через Комсомольский районный суд г. Тольятти. Судья Кириллов А.А.