об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры



Дело № 2-64/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

28 марта 2011 года город Комсомольск, Ивановской области

Комсомольский районный суд Ивановской области в составе:

председательствующего судьи Владыкиной С.Б.,

с участием прокурора Росляковой Е.А.,

ответчика-представителя муниципального предприятия «Фармация» Ермакова В.И.,

третьего лица- представителя администрации Комсомольского муниципального района Шалимовой И.В.

при секретаре Герасимовой А. А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Комсомольске, Ивановской области 28 марта 2011 года гражданское дело по иску прокурора Комсомольского района, Ивановской области в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному предприятию «Фармация» о понуждении к устранению нарушений федерального законодательства о социальной защите инвалидов и возложении обязанности по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Комсомольского района обратился в суд с заявлением в интересах прав и свобод неопределенного круга лиц к муниципальному предприятию «Фармация» о об устранении нарушений федерального закона о социальной защите инвалидов по тем основаниям, что в ходе проверки, проведенной прокуратурой Комсомольского района Ивановской области установлено, что в нарушение ст.9, п. 1 ст. 15 ФЗ от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ (в редакции ФЗ от 9 декабря 2010 года) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», п.п. 3.1, 3.14, 3.17 СНиП 3501.2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» здание аптеки № …, расположенное по адресу: ….., находящееся в хозяйственном ведении муниципального предприятия «Фармация», не оборудовано пандусом, необходимым для беспрепятственного доступа инвалидов в помещение аптеки, оборудованный вход имеет различные по высоте ступени, что затрудняет беспрепятственный доступ к объекту социальной инфраструктуры для лиц с ограниченными возможностями, включая инвалидов, использующих кресла-коляски.

Заявление прокурора Комсомольского района в порядке ч. 1 ст. 45 ГПК РФ обусловлено необходимостью защиты прав и законных интересов неопределенного круга лиц, которые в силу состояния здоровья и возраста не могут самостоятельно защищать свои права и законные интересы.

В судебном заседании прокурор Рослякова Е.А. поддержала заявление по указанным основаниям, просит обязать муниципальное предприятие «Фармация» устранить нарушения требований федерального закона о социальной защите инвалидов и обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов к объекту социальной инфраструктуры - помещение аптеки № …, расположенной по адресу- …., путем оборудования пандусом с поручнями для перемещения маломобильных групп населения.

Ответчик - представитель муниципального предприятия «Фармация» Ермаков В.И. исковые требования признал, не оспаривая фактов нарушения Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», выявленных при проведении проверки прокуратурой Комсомольского района. Указал, что помещение аптеки № …, расположенное по адресу- ….., находится в хозяйственном ведении муниципального предприятия «Фармация» и не оборудовано приспособлениями для перемещения инвалидов, однако жалоб на отсутствие условий для беспрепятственного доступа в помещение аптеки со стороны указанной категории лиц, не поступало. Нарушения требований закона с учетом технических требований будут устранены.

Третье лицо- представитель администрации Комсомольского муниципального района Шалимова И.В. подтвердила техническую возможность по оборудованию помещения аптеки № … муниципального предприятия « Фармация» приспособлениями для перемещения инвалидов с учетом технических требований, которые не были предусмотрены при строительстве здания.

Проверив материалы дела, выслушав лиц участвующих по делу, заключение прокурора Росляковой Е.А., полагавшей заявление прокурора Комсомольского района удовлетворить в полном объеме, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

В соответствии с п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона « О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если это требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

Учитывая правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении № 4-П от 14 февраля 2002 года, прокурор, обращаясь с заявлением в суд в интересах другого лица, действует, как должностное лицо прокуратуры Российской Федерации и не является субъектом спорных материальных правоотношений, но в качестве лица, участвующего в деле, он пользуется соответствующими процессуальными правами, суд признает, что по настоящему делу прокурор Комсомольского района выступает представителем данного круга физических лиц в силу закона и в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законодательством для социальной защиты инвалидов.

В соответствии со ст. 9 ФЗ от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ (в редакции ФЗ от 9 декабря 2010 года.) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности, реабилитация инвалидов направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество.

В силу с п. 1 ст. 15 ФЗ от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ (в редакции от 9 декабря 2010 года) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям),

Согласно п.п. 3.14, 3.17, 3.23 СНиП 35.01.2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», помещения, зоны и места оказания услуг, посещаемые маломобильными посетителями, следует размещать на уровне, ближайшем к поверхности земли. В иных случаях следует предусматривать лестницы, пандусы, лифт и иные приспособления для перемещения маломобильных посетителей, вдоль которых должны устанавливаться ограждения с поручнями, дверные пороги не должны иметь порогов и перепадов высот пола. При необходимости устройства порогов их высот или перепад высот не должен превышать 0.025 м.

Судом установлено, что муниципальным предприятием « Фармация» в нарушение требований ч.9, п. 1 ст. 15 ФЗ от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ (в редакции ФЗ от 9 декабря 2010 г.) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», п.п. 3.14, 3.17, 3.23 СНиП 35.01.2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» не созданы условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски) для беспрепятственного доступа к объекту социальной инфраструктуры – аптека № …, расположенная по адресу….., вход в помещение которой не оборудован пандусом с поручнями для перемещения маломобильных групп населения, что не оспаривается ответчиком, подтверждается материалами проверки Комсомольской прокуратуры Ивановской области от ….. года, письменными документами, исследованными судом в совокупности с представленными доказательствами по делу: Уставом муниципального предприятия «Фармация», утвержденного приказом Комитета по управлению имуществом Администрации Комсомольского района № … от …. года, видами деятельности которого являются: получение, хранение, реализация населению готовых лекарственных средств, изделий медицинского назначения, парафармацевтической продукции; контроль за их хранением и качеством; изготовление различных лекарственных форм; хранение, учет, отпуск ядовитых, наркотических, сильнодействующих, психотропных лекарственных средств, включенных в списки постоянного комитета по контролю наркотиков; хранение учет, отпуск этилового спирта; обеспечение реактивами и наркотическими средствами, продуктами и пищевыми добавками лечебного и профилактического назначения, медицинской, фармацевтической,, санитарно-просветительной, спортивной литературой; справкой администрации Комсомольского муниципального района № … от ….. года, согласно которой с ….. года директором муниципального предприятия «Фармация» является Ермаков В.И.; свидетельством о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц серии … №….. от ….. года, свидетельством серии ….. №….. от ….. года о постановке на учет в налоговом органе юридического лица; свидетельством серии ….. №….. от …... года о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц; лицензией № ….. от ….. года, согласно которого муниципальное предприятие «Фармация» имеет право на осуществление фармацевтической деятельности; лицензией №….. от ….. года, согласно которой муниципальное предприятие «Фармация» имеет право на осуществление деятельности связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ (СписокII) ; лицензией №….. от ….. года, согласно которой муниципальное предприятие «Фармация» имеет право на осуществление деятельности связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ (Список I); свидетельством о государственной регистрации права на недвижимое имущество от ….. года, из которого следует, что встроенное нежилое помещение аптеки принадлежит на праве хозяйственного ведения муниципальному предприятию « Фармация» на основании постановления Главы администрации Комсомольского муниципального района № …. от ….. года; сведениями территориального отдела социальной защиты населения по Комсомольскому муниципальному району от 11 февраля 2011 года о количестве лиц с ограничениями возможностями в передвижении и инвалидов на территории Комсомольского района

При таких обстоятельствах, суд считает, что имеются основания для удовлетворения требований прокурора о понуждении муниципального предприятия «Фармация» к соблюдению требований закона, направленных на социальную адаптацию инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество.

Руководствуясь ст. 45, 194 - 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление прокурора Комсомольского района в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязать муниципальное предприятие «Фармация» обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов к объекту социальной инфраструктуры - аптека № …., расположенная по адресу: ….., путем оборудования на входе в помещение пандусом с поручнями для перемещения маломобильных групп населения.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Ивановский областной суд через Комсомольский районный суд в течение 10 дней со дня вынесения.

Председательствующий :