о возложении обязанности разработать проекты санитарно-защитных зон артезианских скважин



Дело № 2-110/2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИ

г. Комсомольск Ивановской области 05 мая 2011 года

Комсомольский районный суд Ивановской области в составе:

председательствующего судьи Короткова А.Л.,

с участием прокурора Корнилова Е.И.,

при секретаре Кузьминой Е.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 05 мая 2011 г. гражданское дело по иску Ивановского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры к ООО «Коммунальщик» о возложении обязанности разработать проекты санитарно-защитных зон артезианских скважин, расположенных в Комсомольском муниципальном районе Ивановской области

УСТАНОВИЛ:

Ивановский межрайонный природоохранный прокурор Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры обратился с иском в суд к ООО «Коммунальщик» о возложении обязанности по разработке проектов санитарно-защитных зон артезианских скважин, расположенных в Комсомольском муниципальном районе Ивановской области.

Свое исковое заявление он обосновал и мотивировал следующим.

Ивановской межрайонной природоохранной прокуратурой Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства и законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в деятельности ООО «Коммунальщик».

В ходе проверки установлено, что ООО «Коммунальщик» осуществляет эксплуатацию 2 артезианских скважин, расположенных в с. …, д…. Комсомольского муниципального района Ивановской области.

Также установлено, что артезианские скважины эксплуатируется без проектов зоны санитарной охраны источников водоснабжения питьевого назначения, проекта хозяйственно-питьевого водоснабжения, что является нарушением п. 4 ст. 18 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения».

В соответствие с п. 4 ст. 18 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации согласованные с органами, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор, нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты. Проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам. Границы и режим зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.

Согласно СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» ЗСО организуются на всех водопроводах вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников. Организации ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются: определение границ зоны и составления ее поясов, план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждения загрязнения источника, правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО.

Проект ЗСО должен быть составной частью проекта хозяйственно-питьевого водоснабжения и разрабатывается одновременно с последним.

Отсутствие утвержденного проекта ЗСО не является основанием для освобождения владельцев водовода, владельцев объектов, расположенных в границах ЗСО, организаций, индивидуальных предпринимателей, а также граждан от выполнения требований, предъявленных настоящим СанПиН.

Статьей 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что хозяйственная деятельность должна осуществляться на основе принципа презумпции потенциальной экологической опасности осуществляемой хозяйственной деятельности, а также на основе принципа запрещения хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы и могут привести к истощению природных ресурсов и иным негативным последствиям.

Несоблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил согласно ст. 1 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» создает угрозу жизни и здоровью населения, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.

Согласно ст. ст. 17, 18 Конституции Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека. Основные права и свободы неотчуждаемы и принадлежат каждому гражданину от рождения. Права и свободы человека являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание, применение законов и обеспечиваются правосудием.

Ивановской межрайонной природоохранной прокуратурой 29.10.2010 года в адрес генерального директора ООО «Коммунальщик» внесено представление об устранении нарушений природоохранного законодательства с требованием разработки проектов зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения.

Однако мер, направленных на устранение выявленных нарушений со стороны ООО «Коммунальщик», предпринято не было.

Нарушения природоохранного и законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения со стороны ООО «Коммунальщик» при эксплуатации артезианских скважин нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, гарантированные ст. 42 Конституции Российской Федерации, ст. 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды», согласно которым каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека, поскольку эксплуатация артезианских скважин осуществляется без учета санитарных требований и создает угрозу безопасности здоровья людей, увеличивает риск возникновения инфекционных заболеваний населения с. …, д. … и неопределенного круга лиц.

В судебном заседании прокурор Корнилов Е.И. поддержал исковое заявление в полном объеме поясняя, что в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, в области охраны окружающей среды, было подано соответствующее исковое заявление. Уточнил требования, просил суд установить срок для ООО «Коммунальщик» для исполнения решения суда до 31 декабря 2011 года.

Представитель ответчика по доверенности Елкин Н.Г. в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие, указал, что суду доверяет, ООО «Коммунальщик» с исковыми требованиями согласно.

Выслушав прокурора, исследовав представленные доказательства, суд считает исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов Федерации, муниципальных образований.

Согласно ст. ст. 17, 18 Конституции Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека. Основные права и свободы неотчуждаемы и принадлежат каждому гражданину от рождения. Права и свободы человека являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание, применение законов и обеспечиваются правосудием.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что хозяйственная деятельность должна осуществляться на основе принципа презумпции потенциальной экологической опасности осуществляемой хозяйственной деятельности, а также на основе принципа запрещения хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы и могут привести к истощению природных ресурсов и иным негативным последствиям.

В соответствие с п. 4 ст. 18 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации согласованные с органами, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор, нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты.

Проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.

Согласно СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» ЗСО должны быть организованы на всех водопроводах вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников. Организации ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются: определение границ зоны и составления ее поясов, план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждения загрязнения источника, правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО.

Отсутствие утвержденного проекта ЗСО не является основанием для освобождения владельцев водовода, владельцев объектов, расположенных в границах ЗСО, организаций, индивидуальных предпринимателей, а также граждан от выполнения требований, предъявленных настоящим СанПиН, поскольку проект ЗСО являясь составной частью проекта хозяйственно-питьевого водоснабжения, разрабатывается одновременно с последним.

Несоблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил согласно ст. 1 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» создает угрозу жизни и здоровью населения, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.

Таким образом, в нарушение п. 4 ст. 18 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» артезианские скважины эксплуатируется без проектов зоны санитарной охраны источников водоснабжения питьевого назначения, проекта хозяйственно-питьевого водоснабжения.

При таких обстоятельствах суд признает законными требования Ивановского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры о понуждении ООО «Коммунальщик» к устранению нарушений федерального законодательства, которые не оспариваются ответчиком, подтверждаются письменными документами, представлением Ивановской межрайонной природоохранной прокуратуры от 29.10.2010 года в адрес директора ООО «Коммунальщик» Егоркина С.В. об устранении нарушений природоохранного законодательства с требованием разработки проектов санитарно защитной зоны артезианских скважин в с. … и д. … Комсомольского района Ивановской области., исследованных судом в совокупности с представленными доказательствами по делу.

Суд признает обоснованными доводы прокурора о том, что нарушения природоохранного и законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения со стороны ООО «Коммунальщик» при эксплуатации артезианских скважин нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, гарантированные ст. 42 Конституции Российской Федерации, ст. 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды», согласно которым каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека, поскольку эксплуатация артезианских скважин осуществляется без учета санитарных требований и создает угрозу безопасности здоровья людей, увеличивает риск возникновения инфекционных заболеваний населения с. …, д…. и неопределенного круга лиц.

Суд считает достаточным и разумным, предложенный прокурором в судебном заседании, срок для исполнения решения суда до 31 декабря 2011 года необходимый для разработки проектов санитарно-защитной зоны артезианских скважин, расположенных в с. … и д. … Комсомольского муниципального района Ивановской области.

С учетом изложенного, суд считает, что исковые требования прокурора обоснованы и подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление Ивановского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры к ООО «Коммунальщик» о возложении обязанности разработать проекты санитарно-защитных зон артезианских скважин, расположенных в Комсомольском муниципальном районе Ивановской области, удовлетворить.

Обязать ООО «Коммунальщик» разработать проекты санитарно-защитных зон артезианских скважин, расположенных по адресу: Ивановская область с. … и д. … Комсомольского муниципального района в срок до 31 декабря 2011 года

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Ивановский областной суд через Комсомольский районный суд в течение 10 дней со дня вынесения.

Председательствующий: А.Л.Коротков