Дело № 2-153/2011 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1 июня 2011 года город Комсомольск, Ивановской области Комсомольский районный суд Ивановской области в составе: председательствующего судьи Короткова А.Л., при секретаре Амосовой Л.К., с участием прокурора Росляковой Е.А., представителя ТОСЗН по Комсомольскому муниципальному району Литовой Е.И., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Комсомольске, Ивановской области 1 июня 2011 года гражданское дело по заявлению прокурора Комсомольского района в интересах неопределенного круга лиц к Территориальному отделу социальной защиты населения по Комсомольскому муниципальному району о признании незаконными действий по включению при начислении субсидий по оплате жилого помещения и коммунальных услуг УСТАНОВИЛ: Прокурор Комсомольского района обратился с иском в интересах неопределенного круга лиц к Территориальному отделу социальной защиты населения по Комсомольскому муниципальному району о признании незаконными действий по включению, при начислении субсидий по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, в состав постоянно проживающих совместно с ними членов их семьи лиц, зарегистрированных в жилом помещении, но не проживающих с ними и понуждении к осуществлению перерасчета размера субсидий по оплате жилого помещения и коммунальных услуг указанным гражданам. Свое исковое заявление обосновал и мотивировал тем, что в ходе проведения прокуратурой Комсомольского района проверки по обращению Р. было выявлено нарушение законодательства со стороны должностных лиц Территориального отдела социальной защиты населения по Комсомольскому муниципальному району при начислении гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. В соответствии с п. 4 ст. 159 Жилищного кодекса РФ субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением. В соответствии с п. 3.5.10. Положения о территориальном отделе социальной защиты населения по Комсомольскому муниципальному району, утвержденного Указом Губернатора от 18.01.2010 г. № 5-УГ одной из функций Территориального отдела социальной защиты населения по Комсомольскому муниципальному району является предоставление гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Установлено, что при начислении субсидий по оплате жилого помещения и коммунальных услуг Территориальным отделом социальной защиты населения по Комсомольскому муниципальному району в состав семьи получателя субсидии включаются лица, зарегистрированные с ним в жилом помещении, но совместно не проживающие с ним. В соответствии с ч. 1 ст. 159 Жилищного кодекса РФ субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - субсидии) предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 ст. 159 ЖК РФ, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. В соответствии с ч. 2, ч. 3 ст. 159 Жилищного кодекса РФ субсидии предоставляются пользователям жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, нанимателям по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда, членам жилищных кооперативов, собственникам жилых помещений, на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей. Аналогичные нормы содержаться в Правилах предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 N 761 (ред. от 24.12.2008). В соответствии со ст. 20 Гражданского кодекса РФ местом жительства гражданина признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 13 июля 2000 г. N 185-0 место жительства гражданина может быть установлено судом на основе различных юридических фактов, не обязательно связанных с его регистрацией компетентными органами (например, подтверждаемых договором найма с собственником жилого помещения, актом о вселении). Определение Верховного Суда РФ от 22 июня 2005г. (дело N 93-Г05-7) указывает, что регистрация не входит в понятие "место жительства" и является лишь одним из обстоятельств, отражающих факт нахождения гражданина по месту жительства или пребывания. Отсутствие регистрации не исключает возможность установления места жительства гражданина на основе других данных, не обязательно исходящих от органов регистрационного учета. Таким образом, утверждение о том, что регистрация по месту жительства является свидетельством постоянного места жительства гражданина не состоятельно. При исчислении размера субсидии применяется Региональный стандарт жилищно-коммунальных услуг, представляющий из себя стоимость жилищно-коммунальных услуг в рублях в месяц на 1 члена семьи, состоящей из одного, двух, трех и более человек. Включение граждан, не проживающих с получателем субсидии, в состав его семьи влечет уменьшение стоимости жилищно-коммунальных услуг, приходящихся на 1 члена семьи и, как следствие, уменьшение начисляемого размера субсидии. Обращение прокурора в суд обусловлено необходимостью защиты неопределенного круга лиц- граждан, которые получают субсидию на оплату жилья и коммунальных услуг и имеют право на ее получение в будущем. Оспариваемый порядок начисления субсидии, применяемый Территориальным отделом социальной защиты населения по Комсомольскому муниципальному району, доведен ответчиком до населения Комсомольского района посредством районной газеты «Заря» от 14.12.2010 г. № 95. В судебном заседании прокурор Рослякова Е.А. поддержала исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении. В судебном заседании представитель ответчика ТОСЗН Литова Е.И. представила письменные возражения, с исковыми требованиями не согласилась по следующим основаниям. С 2006 года по настоящее время субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг назначается и выплачивается в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 14 декабря 2005г. № 761 « О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг», Приказом Минрегиона РФ № 58, Минздравсоцразвития РФ № 403 от 26 мая 2006г. «Об утверждении Методических рекомендаций по применению Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг». В соответствии с п. 26 Приказом Минрегиона РФ № 58, Минздравсоцразвития РФ № 403 от 26 мая 2006г. «Об утверждении Методических рекомендаций по применению Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» при расчете субсидий недопустимо исключение из состава семьи заявителя ее членов, зарегистрированных по месту жительства в данном жилом помещении, которые временно проживают в другом жилом помещении в том же или в другом населенном пункте и зарегистрированы в нем по месту пребывания. Выслушав мнение прокурора Росляковой Е.А., поддержавшей исковые требования, представителя ответчика возражавшего против удовлетворения исковых требований, суд считает исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению. В соответствии с ч.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. В ходе проведения прокуратурой Комсомольского района проверки по обращению Рыбиной Л.М. было выявлено нарушение законодательства со стороны должностных лиц Территориального отдела социальной защиты населения по Комсомольскому муниципальному району при начислении гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. В соответствии с п. 4 ст. 159 Жилищного кодекса РФ субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением. В соответствии с п. 3.5.10. Положения о территориальном отделе социальной защиты населения по Комсомольскому муниципальному району, утвержденного Указом Губернатора от 18.01.2010 г. № 5-УГ одной из функций Территориального отдела социальной защиты населения по Комсомольскому муниципальному району является предоставление гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Установлено, что при начислении субсидий по оплате жилого помещения и коммунальных услуг Территориальным отделом социальной защиты населения по Комсомольскому муниципальному району в состав семьи получателя субсидии включаются лица, зарегистрированные с ним в жилом помещении, но совместно не проживающие с ним. В соответствии с ч. 1 ст. 159 Жилищного кодекса РФ субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - субсидии) предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 ст. 159 ЖК РФ, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. В соответствии с ч. 2, ч. 3 ст. 159 Жилищного кодекса РФ субсидии предоставляются пользователям жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, нанимателям по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда, членам жилищных кооперативов, собственникам жилых помещений, на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей. Аналогичные нормы содержаться в Правилах предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 N 761 (ред. от 24.12.2008). В соответствии со ст. 20 Гражданского кодекса РФ местом жительства гражданина признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 13 июля 2000 г. N 185-0 место жительства гражданина может быть установлено судом на основе различных юридических фактов, не обязательно связанных с его регистрацией компетентными органами (например, подтверждаемых договором найма с собственником жилого помещения, актом о вселении). Определение Верховного Суда РФ от 22 июня 2005г. (дело N 93-Г05-7) указывает, что регистрация не входит в понятие "место жительства" и является лишь одним из обстоятельств, отражающих факт нахождения гражданина по месту жительства или пребывания. Отсутствие регистрации не исключает возможность установления места жительства гражданина на основе других данных, не обязательно исходящих от органов регистрационного учета. Таким образом, утверждение о том, что регистрация по месту жительства является свидетельством постоянного места жительства гражданина не состоятельно. При исчислении размера субсидии применяется Региональный стандарт жилищно-коммунальных услуг, представляющий из себя стоимость жилищно-коммунальных услуг в рублях в месяц на 1 члена семьи, состоящей из одного, двух, трех и более человек. Включение граждан, не проживающих с получателем субсидии, в состав его семьи влечет уменьшение стоимости жилищно-коммунальных услуг, приходящихся на 1 члена семьи и, как следствие, уменьшение начисляемого размера субсидии. Обращение прокурора в суд обусловлено необходимостью защиты неопределенного круга лиц- граждан, которые получают субсидию на оплату жилья и коммунальных услуг и имеют право на ее получение в будущем. Ссылка представителя ответчика на п. 26 Методических рекомендаций по применению правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных приказом Министерства регионального развития РФ от 26 мая 2006 года необоснованна, так как они имеют рекомендательный характер и в данном случае применению не подлежат. Кроме того, ответчиком не предоставлено сведений о регистрации Минюстом России указанных выше Методических рекомендаций в установленном законом порядке. С учетом изложенного, суд считает, что исковые требования прокурора обоснованы и подлежат удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 - 199 ГПК РФ, Р Е Ш И Л: Исковое заявление прокурора Комсомольского района Ивановской области удовлетворить. Признать незаконными действия Территориального отдела социальной защиты населения по Комсомольскому муниципальному района по включению при начислении гражданам субсидий по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в состав постоянно проживающих совместно с ними членов их семьи лиц, зарегистрированных в жилом помещении, но не проживающих с ними. Понудить Территориальный отдел социальной защиты населения по Комсомольскому муниципальному району осуществить перерасчет размера субсидий по оплате жилого помещения и коммунальных услуг указанным гражданам. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Ивановский областной суд через Комсомольский районный суд в течение 10 дней со дня вынесения. Председательствующий: А.Л.Коротков