Дело № 2-132/2011 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ « 24 » июня 2011 г. г. Комсомольск Ивановской области Комсомольский районный суд Ивановской области в составе: председательствующего судьи Прыткина А. Г., с участием прокурора Васенина В.А., представителя ООО «Марковское ЖКХ» Самаркиной Т.В., при секретаре Буренковой С.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании "24" июня 2011 г. гражданское дело по иску прокурора Комсомольского района Ивановской области к ответчику ООО «Марковское ЖКХ» о понуждении ответчика разработать проекты санитарно-защитной зоны артезианских скважин в с. Марково и д. Воронцово Комсомольского района Ивановской области, УСТАНОВИЛ: Прокурор Комсомольского района Ивановской области обратился в суд с исковым заявлением к ответчику – обществу с ограниченной ответственностью «Марковское ЖКХ» в интересах прав и свобод неопределенного круга лиц об обязании ответчика разработать проекты санитарно-защитной зоны артезианских скважин, расположенных: Ивановская область, с. Марково и д. Воронцово Комсомольского муниципального района Ивановской области в срок до 31 декабря 2011 года. Заявление обосновано и мотивировано тем, что прокуратурой района проведена проверка природоохранного законодательства и законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в деятельности ООО «Марковское ЖКХ». В ходе проверки установлено, что ответчик осуществляет эксплуатацию 3 артезианских скважин, из них две расположены в с. Марково, одна в д. Воронцово. Также установлено, что артезианские скважины эксплуатируются без проектов зоны санитарной охраны источников водоснабжения питьевого назначения, проекта хозяйственно-питьевого водоснабжения, что является нарушением п. 4 ст. 18 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения». В судебном заседании прокурор Васенин В.А. поддержал заявление в полном объеме, поясняя, что данное заявление было предъявлено в суд в интересах неопределенного круга лиц, к которым относится население села Марково и д. Воронцово. Представитель ответчика - генеральный директор ООО «Марковское ЖКХ» Самаркина Т.В. исковые требования прокурора признает, не возражает против удовлетворения иска. Выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, исследовав представленные доказательства, суд считает исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению. Российская Федерация, являясь согласно части 1 статьи 7 Конституции социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, гарантирует ему, в частности, право на достаточный жизненный уровень, включающий достаточное питание, одежду, жилище и непрерывное улучшение условий его жизни, предусмотренное статьей 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах. В ходе судебного заседания установлено, что с исковыми требованиями обратился прокурор Комсомольского района. Прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту законных прав жителей муниципального образования, чьи права нарушаются ответчиком в благоприятной окружающей среде, санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, в частности жителей села Марково и д. Воронцово. Согласно п. 1 ст. 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных и оспариваемых прав, свобод и законных интересов по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений. На основании п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение. В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Как усматривается из материала, заявление прокурором подано в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц – населения села Марково и д. Воронцово. Заявление подано прокурором в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законом, с целью устранения нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства в части санитарно-защитных зон артезианских скважин, расположенных на территории названных населенных пунктов. Статья 42 Конституции Российской Федерации гласит о том, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. В соответствии со ст. 43 Водного кодекса РФ для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений. Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. Основной целью создания и обеспечения режима зон санитарной охраны источников водоснабжения (ЗСО) является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены. Создание таких зон предусмотрено Федеральным законом РФ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30 марта1999 года N52-ФЗ в редакции от 28.09.2010 N 243-ФЗ,), а именно в соответствии со ст. 18 данного закона водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека. Критерии безопасности и (или) безвредности для человека водных объектов, в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона устанавливаются санитарными правилами. Использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта. В силу п. 4 ст. 18 ФЗ, для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации согласованные с органами, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор, нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты. Проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам. Границы и режим зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам. Согласно п. 1.6. Санитарных правил и норм «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» (СанПиН 2.1.4. 1110-02), введенных в действие постановлением от 14 марта 2002 г. № 10 главного государственного санитарного врача РФ, организации ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются: определение границ зоны и составляющих ее поясов; план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника; правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО. Проект ЗСО должен быть составной частью проекта хозяйственно-питьевого водоснабжения и разрабатывается одновременно с последним. Отсутствие утвержденного проекта ЗСО не является основанием для освобождения владельцев водовода, владельцев объектов, расположденных в границах ЗСО, организаций, индивидуальных предпринимателей, а также граждан от выполнения требований, предъявленных настоящим СанПиН. Несоблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил согласно ст. 1 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» создает угрозу жизни и здоровью населения, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний. Из сообщения начальника Территориального отдела Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ивановской области в Комсомольском районе Фролова С.В. следует, что проекты зон санитарной охраны источников водоснабжения, принадлежащих ООО «Марковское ЖКХ» не разработаны. В соответствии с ч. 3 ст. 173 ГПК РФ, при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований. Учитывая, что признание ответчиком иска не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, в соответствии с ч. 2 ст. 39 ГПК Российской Федерации суд принимает признание иска ответчиком. Суд считает, что срок, в течение которого требуется разработать проекты зон санитарной охраны источников водоснабжения, установленный до 31 декабря 2011 года, с учетом объема работ, предусмотренных Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами, является достаточным и разумным. При таких обстоятельствах заявление прокурора подлежит удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 - 199 ГПК РФ, Р Е Ш И Л: Исковое заявление прокурора Комсомольского района к обществу с ограниченной ответственностью «Марковское ЖКХ» удовлетворить. Обязать общество с ограниченной ответственности «Марковское ЖКХ» разработать проекты санитарно-защитной зоны артезианских скважин, расположенных в с. Марково и в д. Воронцово Комсомольского муниципального района Ивановской области в срок до 31 декабря 2011 года. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Ивановский областной суд через Комсомольский районный суд в течение 10 дней со дня вынесения. Председательствующий: _____________ /А.Г. Прыткин/