О понуждении к исполнению законодательства о содержании под стражей подозреваемых обвиняемых в совершении преступлений, содержании лиц, задержанных за административное правонарушение



Дело № 2-117/2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

« 27 » июня 2011 г. г. Комсомольск Ивановской области

Комсомольский районный суд Ивановской области

в составе: председательствующего судьи Прыткина А. Г.,

с участием прокурора Гуляева А.П.,

представителя ответчика ОВД по Комсомольскому муниципальному району Ивановской области Иванова А.А.,

при секретаре Буренковой С.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании "27" июня 2011 г. гражданское дело по иску прокурора Комсомольского района Ивановской области к ответчику Отделу внутренних дел (ОВД) по Комсомольскому муниципальному району Ивановской области о понуждении ответчика к исполнению законодательства о содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, а также содержании лиц, задержанных за административные правонарушения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Комсомольского района Ивановской области обратился в суд с исковым заявлением к ответчику – Отделу внутренних дел (ОВД) по Комсомольскому муниципальному району Ивановской области о понуждении ответчика к исполнению законодательства о содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, содержащихся в ИВС ОВД по Комсомольскому муниципальному району, а также о раздельном содержании в специально отведенном помещении мужчин и женщин, задержанных за административные правонарушения.

Заявление обосновано и мотивировано тем, что прокуратурой района проведена проверка содержания лиц под стражей, находящихся в ИВС ОВД по Комсомольскому муниципальному району.

В соответствии со ст. 24 Федерального закона от 15.07.1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» лечебно-профилактическая и санитарно-эпидемиологическая работа в местах содержания под стражей проводится в соответствии с законодательством об охране здоровья граждан. Администрация таких мест обязана выполнять санитарно-гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых.

При ухудшении состояния здоровья либо в случае получения подозреваемым или обвиняемым телесных повреждений его медицинское освидетельствование производится медицинскими работниками мест содержания под стражей безотлагательно. Результаты медицинского освидетельствования фиксируются в установленном порядке и сообщаются подозреваемому или обвиняемому.

Порядок медико-санитарного обеспечения содержащихся под стражей подозреваемых и обвиняемых определен «Правилами внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел», утвержденных Приказом МВД РФ от 22.11.2005 № 950, Инструкцией о порядке медико-санитарного обеспечения лиц, содержащихся в изоляторах временного содержания органов внутренних дел", утвержденной совместными приказами МВД РФ N 1115, Минздрава РФ N 475 от 31.12.1999 (ред. от 24.12,2009).

В соответствии со ст. 17 п. 96 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08.08.2001 за № 128-ФЗ медицинская деятельность подлежит обязательному лицензированию. При этом каких-либо исключений данный закон не предусматривает.

В соответствии с п. 4 Постановления Правительства РФ от 22.01.2007 № 30 «Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности», медицинская деятельность предусматривает выполнение работ (услуг) по оказанию медицинской помощи, в т.ч. доврачебной медицинской помощи, в соответствии с Перечнем работ (услуг) при осуществлении медицинской деятельности, включающим и медицинские осмотры.

В соответствии с письмом Минздравсоцразвития РФ и Федеральной службы
по надзору в сфере здравоохранения РФ от 07.05.2010 за № 04И-429/10, в случае необходимости получения лицензии государственными и медицинскими организациями, не относящимися к системе здравоохранения, предусмотрена возможность направления такими организациями соответствующих заявлений в Управление Росздравнадзора субъекта РФ.

Приказом начальника ОВД по Комсомольскому муниципальному району № 15 от 20.01.2010 утверждено Положение «Об изоляторе временного содержания подозреваемых и обвиняемых ОВД по Комсомольскому муниципальному району».

В соответствии с п. 30 вышеуказанного Положения одной из основных функций и обязанностью ИВС ОВД по Комсомольскому муниципальному району является обеспечение медицинского обследования и оказание медицинской помощи лицам, содержащимся в ИВС (т.е. медико-санитарное обеспечение подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений).

В ходе проверки прокуратурой Комсомольского района установлены нарушения сотрудниками ИВС ОВД по Комсомольскому муниципальному району вышеуказанных норм федерального законодательства при проведении медицинских осмотров, а также оказании врачебной помощи подозреваемым и обвиняемым, содержащимся в ИВС ОВД по Комсомольскому муниципальному району, нарушения ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

ИВС ОВД по Комсомольскому муниципальному району не имеет соответствующей лицензии на осуществление медицинской деятельности при проведении медицинских осмотров, а также при оказании врачебной помощи подозреваемым и обвиняемым, содержащимся в ИВС ОВД по Комсомольскому муниципальному району. Надлежащих мер к получению такой лицензии ИВС ОВД по Комсомольскому муниципальному району в настоящее время не принимается.

Медицинские осмотры, а также оказание врачебной помощи подозреваемым и обвиняемым, содержащимся в ИВС ОВД по Комсомольскому муниципальному району, незаконно без соответствующей лицензии осуществляется фельдшером Андрончик Е.В. (специалистом), Данные полномочия на осуществление медицинской деятельности незаконно предоставлены Андрончик Е.В. в соответствии с должностными обязанностями (инструкцией), которые 17.03.2010 утверждены начальником ОВД по Комсомольскому муниципальному району подполковником милиции Лошкаревым Ю.В.

Более того, в соответствии с п. 2.1.17 вышеуказанных должностных обязанностей Андрончик Е.В. необоснованно предоставлено право оказывать без соответствующей лицензии медицинскую помощь личному составу ИВС ОВД по Комсомольскому муниципальному району.

Таким образом, в нарушение ст. 24 Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ (ред. от 05.04.2011) "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" медико-санитарное обеспечение лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, содержащихся в ИВС ОВД по Комсомольскому муниципальному району, не организовано.

Кроме того, ОВД по Комсомольскому муниципальному району допускается нарушение требований законодательства РФ при содержании женщин, задержанных за совершение административных правонарушений.

В соответствии со ст. 27.6. КоАП РФ задержанные лица содержатся в специально отведенных для этого помещениях органов, указанных в статье 27.3 настоящего Кодекса, либо в специальных учреждениях, создаваемых в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Указанные помещения должны отвечать санитарным требованиям и исключать возможность их самовольного оставления. Условия содержания задержанных лиц, нормы питания и порядок медицинского обслуживания таких лиц определяются Правительством РФ.

Порядок содержания административно-задержанных определен Положением об условиях содержания лиц, задержанных за административное правонарушение, нормах питания и порядке медицинского обслуживания таких лиц, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 15.10.2003 № 627.

В соответствии со п. 7 вышеуказанного Положения в специальном помещении раздельно размещаются: лица мужского пола и женского пола.

В ОВД по Комсомольскому муниципальному району отсутствуют отдельные камеры для содержания женщин, задержанных за административное правонарушение. В результате, такие женщины фактически содержатся не в камере для лиц, задержанных в административном порядке (далее КАЗ ОВД), а в помещении дежурной части, где невозможно обеспечить соблюдение всех необходимых условий для такого содержания (в частности, размещение женщин на скамье (диване), предоставление места для сна в ночное время при задержании на срок более 3-х часов и т.д.).

Изложенные факты свидетельствуют о невыполнении сотрудниками ОВД по Комсомольскому муниципальному району своих должностных обязанностей и требований федерального законодательства, нарушении законных прав и интересов граждан, круг которых определить невозможно, на оказание квалифицированной медицинской помощи в ИВС и надлежащее содержание в КАЗ ОВД.

Обращение прокурора в суд обусловлено необходимостью защиты прав и законных интересов неопределенного круга лиц.

В судебном заседании прокурор Гуляев А.П. поддержал заявление в полном объеме, поясняя, что данное заявление было предъявлено в суд в интересах неопределенного круга лиц, к которым относятся задержанные подозреваемые и обвиняемые, а также лица, отбывающие наказание за совершение административных правонарушений.

Представитель ответчика - ОВД по Комсомольскому муниципальному району - Иванов А.А. исковые требования прокурора признает, не возражает против удовлетворения иска.

Представитель привлеченного в качестве соответчика – Управление министерства внутренних дел по Ивановской области (Хомякова Е.Е.) – в судебное заседание не явилась, просит рассмотреть дело в отсутствие представителя УМВД по Ивановской области, суду доверяет, считает надлежащим ответчиком ОВД по Комсомольскому муниципальному району.

Суд считает возможным по представленным материалам рассмотреть дело в отсутствие представителя УМВД по Ивановской области, против чего стороны не возражают.

Выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, исследовав представленные доказательства, суд считает исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению.

Согласно п. 1 ст. 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных и оспариваемых прав, свобод и законных интересов по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.

На основании п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Как усматривается из материала, заявление прокурором подано в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, содержащихся в ИВС ОВД по Комсомольскому муниципальному району в качестве подозреваемых и обвиняемых, а также лиц, задержанных за совершение административных правонарушений.

В ч. 5 ст. 29 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» (1993 г.), закреплено положение о том, что «Порядок организации медицинской помощи лицам, задержанным, отбывающим наказание в виде ограничения свободы, ареста, заключенным под стражу, отбывающим наказание в местах лишения свободы либо административный арест, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения, совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти». Таким образом, Законом РФ предполагается сохранение за этими лицами остальных прав, связанных с оказанием медицинской помощи, предоставляемых вышеуказанным Законом гражданам Российской Федерации.

В целях совершенствования организации медицинской помощи лицам, содержащимся в изоляторах временного содержания органов внутренних дел, улучшения взаимодействия по данному вопросу с лечебно-профилактическими учреждениями государственной и муниципальной систем здравоохранения, организации в них необходимых условий режима содержания и охраны данной категории лиц была утверждена Инструкция о порядке медико-санитарного обеспечения лиц, содержащихся в изоляторах временного содержания органов внутренних дел (в ред. Приказа МВД РФ N 170, Минздрава РФ N 107 от 18.03.2003, Приказа МВД РФ N 996, Минздравсоцразвития РФ N 1025н от 24.12.2009, Приказ МВД России и Минздрава России от 31 декабря 1999 г. N 1115/475).

Приказом начальника ОВД по Комсомольскому муниципальному району № 15 от 20.01.2010 года утверждено Положение «Об изоляторе временного содержания подозреваемых и обвиняемых ОВД по Комсомольскому муниципальному району».

В соответствии с п. 30 Положения, одной из основных функций и обязанностью ИВС ОВД по Комсомольскому муниципальному району является обеспечение медицинского обследования и оказание медицинской помощи лицам, содержащимся в ИВС (т.е. медико-санитарное обеспечение подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений).

Из приведенных норм законодательства и Положения «Об изоляторе временного содержания подозреваемых и обвиняемых ОВД по Комсомольскому муниципальному району» следует, что медико-санитарное обеспечение лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений и содержащихся в ИВС ОВД по Комсомольскому муниципальному району должно соответствовать предъявляемым требованиям, определенным законодательством. В связи с этим, суд считает, что требования прокурора в этой части являются обоснованными и надлежащим ответчиком, в данном случае, является ОВД по Комсомольскому муниципальному району, поскольку выполнение обязанности по медико-санитарному обеспечению названных лиц в ИВС входит в компетенцию отдела внутренних дел.

Таким образом, привлеченный к участию по делу второй ответчик в лице Управления министерства внутренних дел РФ по Ивановской области является ненадлежащим ответчиком.

Суд согласен с тем, что в соответствии с п. 9 Положения об ОВД по Комсомольскому муниципальному району – ОВД является юридическим лицом, имеет печать, самостоятельный баланс, счета. Согласно п. 11 Положения, за ОВД в целях обеспечения его деятельности закрепляются в установленном порядке на праве оперативного управления или безвозмездного пользования здания, помещения, оборудование, техника, инвентарь и другие необходимые для осуществления деятельности материальные средства. Суд считает, что для медико-санитарного обеспечения лиц, содержащихся в ИВС ОВД по Комсомольскому муниципальному району и имеющих статус подозреваемых и обвиняемых, необходимо провести организационные мероприятия по исполнению названных выше норм законодательства и Положения «Об изоляторе временного содержания подозреваемых и обвиняемых ОВД по Комсомольскому муниципальному району». Следовательно, суд не находит оснований для возложения такой обязанности на второго ответчика, привлеченного к участию по делу.

Суд также согласен с требованиями прокурора в части обязания ответчика надлежащим образом обеспечить содержание лиц, задержанных за совершение административных правонарушений, которое выражается в отсутствии отдельных камер для содержания женщин, что влечет размещение женщин на скамье (диване), предоставление места для сна в ночное время при задержании на срок более 3-х часов.

Порядок содержания административно-задержанных лиц определен Положением об условиях содержания лиц, задержанных за административное правонарушение, нормах питания и порядке медицинского обслуживания таких лиц, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.10.2003 года № 627 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 01.02.2005 N 49, от 26.01.2011 N 24).

В соответствии с п. 7 названного Положения, в специальном помещении раздельно размещаются лица мужского и женского пола.

Следовательно, требования прокурора являются обоснованными и в этой части к надлежащему ответчику в лице ОВД по Комсомольскому муниципальному району. Привлеченный к участию по делу второй ответчик в лице УМВД по Ивановской области является ненадлежащим ответчиком и на него не может быть возложена какая-либо ответственность по исполнению требований законодательства по обеспечению содержания в КАЗ задержанных лиц женского пола за совершение административных правонарушений.

В соответствии с п.12,13 Положения об ОВД по Комсомольскому муниципальному району, финансирование Отдела осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджета Ивановской области, местного бюджета и иных поступлений в соответствии с законодательством РФ.

Как пояснил представитель ОВД Иванов А.А., каких-либо финансовых средств для исправления ситуации не требуется, ответчик предпринимает самостоятельные меры по устранению выявленных нарушений.

Следовательно, учитывая отсутствие необходимости в финансировании, ответственность второго ответчика - как учредителя ОВД по Комсомольскому муниципальному району - исключается. По мнению суда, для устранения нарушений законодательства в части содержания лиц, задержанных за административные правонарушения, необходимы организационные мероприятия. В противном случае, при наличии потребности в дополнительных помещениях или площадях для содержания таких лиц, ОВД по Комсомольскому району вправе ставить этот вопрос перед своим учредителем, поскольку финансирование отдела осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджета Ивановской области, местного бюджета и иных поступлений в соответствии с законодательством РФ, а учредителем – согласно представленной выписки из Единого государственного реестра юридических лиц - является Управление внутренних дел Ивановской области, которое вправе распоряжаться бюджетными средствами и направлять их по потребностям своим структурным подразделениям (л.д.16-25, 26).

Представитель ответчика – ОВД по Комсомольскому муниципальному району – Иванов А.А. признает требования прокурора, возражений не имеет.

В соответствии с ч. 3 ст. 173 ГПК РФ, при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

В соответствии с ч. 4 ст. 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.

Учитывая, что признание ответчиком иска не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, в соответствии с ч. 2 ст. 39 ГПК Российской Федерации суд принимает признание иска ответчиком.

При таких обстоятельствах заявление прокурора подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 - 199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление прокурора Комсомольского района к Отделу внутренних дел (ОВД) по Комсомольскому муниципальному району о понуждении ответчика к исполнению законодательства о содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, содержащихся в ИВС ОВД по Комсомольскому муниципальному району, а также о раздельном содержании в специально отведенном помещении мужчин и женщин, задержанных за административные правонарушения, УДОВЛЕТВОРИТЬ.

Обязать Отдел внутренних дел (ОВД) по Комсомольскому муниципальному району Ивановской области организовать медико-санитарное обеспечение лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, содержащихся в ИВС ОВД по Комсомольскому муниципальному району, а также раздельное содержание в специально отведенном помещении мужчин и женщин, задержанных за административные правонарушения.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Ивановский областной суд через Комсомольский районный суд в течение 10 дней со дня вынесения мотивированного решения.

Председательствующий: _____________ /А.Г. Прыткин/