об обязании администрации городского поселения организовать водоснабжение микрорайона



Дело № 2-116/2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

« 09 » июня 2011 г. г. Комсомольск Ивановской области

Комсомольский районный суд Ивановской области

в составе: председательствующего судьи Прыткина А. Г.,

с участием прокурора Росляковой Е.А., от администрации Комсомольского городского поселения Комсомольского муниципального района Ивановской области – Голубь В.В. (по доверенности), при секретаре Буренковой С.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 09 июня 2011 г. гражданское дело по заявлению прокурора Комсомольского района Ивановской области к ответчику администрации Комсомольского городского поселения Комсомольского муниципального района Ивановской области в интересах неопределенного круга лиц об обязании ответчика организовать водоснабжение микрорайона "Коммунар" г. Комсомольска в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Комсомольского района Ивановской области обратился в суд с исковым заявлением к ответчику - администрации Комсомольского городского поселения Комсомольского муниципального района Ивановской области в интересах неопределенного круга лиц об обязании ответчика организовать водоснабжение микрорайона "Коммунар" г. Комсомольска в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства.

Заявление обосновано и мотивировано тем, что прокуратурой района 28 апреля 2011 года проведена проверка по жалобе жителей микрорайона "Коммунар" г. Комсомольска исполнения администрацией Комсомольского городского поселения санитарно-эпидемиологического законодательства, в ходе которой выявлено нарушение указанного законодательства.

В ходе обследования, проведенного прокуратурой района совместно с ведущим специалистом-экспертом ТО Управления Роспотребнадзора по Ивановской области в г. Тейково, Тейковском, Гаврилово-Посадском, Илиинском и Комсомольском районах установлено, что хозяйственно-питьевое водоснабжение отсутствует. Три водозабрные колонки находятся в нерабочем состоянии. Забор воды жителями микрорайона осуществляется через резиновый шланг, выделенный из водоразборного бака котельной, расположенной на территории ООО "Ивекс" – 2 раза в сутки (с 8 до 9.00, с 17 до 18 часов). Подача воды в водоразборный бак котельной осуществляется из артезианской скважины ООО "Ивекс" через пластиковую трубу, идущую непосредственно от артезианской скважины по поверхности земли. Население микрорайона не обеспечивается холодной водой в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.

В соответствии со ст. 11, ч. 3 ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ (в ред. от 28.09.2010 г.) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", юридические лица обязаны выполнять требования санитарного законодательства, соблюдение санитарных правил является обязательным для юридических лиц.

В соответствии с ч. 3 ст. 19 Федерального закона и СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях", население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.

В соответствии с ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ (в ред. от 20.03.2011 г., с изм. от 29.03.2011) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения водоснабжения населения.

В нарушение указанных требований законодательства администрацией Комсомольского городского поселения водоснабжение населения микрорайона "Коммунар" г. Комсомольска должным образом не организовано.

Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ предъявление искового заявления прокурором вызвано необходимостью защиты прав и законных интересов жителей микрорайона "Коммунар" г. Комсомольска, обратившихся с заявлением в прокуратуру района о нарушении их прав на благоприятную среду.

В судебном заседании прокурор Рослякова Е.А. поддержала заявление в полном объеме, поясняя, что данное заявление было предъявлено в суд в интересах неопределенного круга лиц, к которым относятся жители всего микрорайона "Коммунар" г. Комсомольска Ивановской области, а не только собственники и наниматели жилых помещений, в которых отсутствует централизованное водоснабжение. В микрорайоне также имеются частные дома, поэтому ссылка представителя ответчика на то, что имеется договор администрации с ООО "Регион" является необоснованной. В ходе проверки были выявлены нарушения в организации предоставления населению воды, а также ограничение её по времени предоставления в неудобное для работающего населения время. Водоснабжение организовано путем подачи воды из артезианской скважины, которая находится на территории ООО "Ивекс". Забор воды жителями осуществляется через резиновый шланг, выведенный из водоразборного бака котельной ООО "Ивекс" 2 раза в сутки: с 8 до 9 и с 17 до 18 часов. С учетом того, что часть населения в названное время работает, а детей на территорию ООО "Ивекс" не пропускают – о чем свидетельствует представленное в материалах дела "Объявление" – жители микрорайона лишены возможности в любое время получать воду. Ранее в микрорайоне были рабочими 3 водозаборных колонки, которые в настоящее время вышли из строя, колодцев нет, в жилых домах централизованного водоснабжения не имеется. В связи с этим, жители всего микрорайона вынуждены ходить за водой на территорию ООО "Ивекс", где существует пропускной режим, и только в то время, которое строго указано в Объявлении при входе на территорию ООО "Ивекс". Жители микрорайона обратились с жалобой в прокуратуру района, которая совместно с органами Роспотребнадзора провела проверку и выявила нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства. При получении таким способом воды жителями микрорайона "Коммунар" нарушаются права неопределенного круга лиц в получении воды в достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей. Учитывая то, что получение воды ограничено временем, жители вынуждены для хозяйственных нужд получать воду из близлежащей реки. Приведенные обстоятельства свидетельствуют о том, что органами местного самоуправления не организовано водоснабжение микрорайона "Коммунар". В связи с этим, прокурор Рослякова Е.А. просит удовлетворить иск. Считает, что ссылка представителя ответчика на отсутствие достаточного финансирования не является основанием для отказа в иске; доводы о том, что администрацией поселения с ООО "Регион" заключен договор управления многоквартирным домом и администрация не является надлежащим ответчиком – необоснованны, поскольку прокурор обратился с заявлением в интересах неопределенного круга лиц – жителей микрорайона "Коммунар" – а не только жителей многоквартирных домов, не имеющих централизованного холодного водоснабжения. В районе микрорайона "Коммунар" также имеются частные дома, жители которых также лишены возможности получать воду.

Представитель ответчика - администрации Комсомольского городского поселения Комсомольского муниципального района Голубь В.В. исковые требования прокурора не признает, считает, что надлежащим ответчиком администрация не является, в бюджете поселения не имеется достаточных средств для организации водоснабжения микрорайона "Коммунар", доводы прокурора являются неубедительными, не приведено достаточных доказательств нарушения действующего законодательства. В связи с этим, просит отказать в удовлетворении заявления прокурора.

Выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, исследовав представленные доказательства, суд считает исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению.

Российская Федерация, являясь согласно части 1 статьи 7 Конституции социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, гарантирует ему, в частности, право на достаточный жизненный уровень, включающий достаточное питание, одежду, жилище и непрерывное улучшение условий его жизни, предусмотренное статьей 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах.

В ходе судебного заседания установлено, что с исковыми требованиями обратился прокурор Комсомольского района. Прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту законных прав жителей муниципального образования, чьи права нарушаются ответчиком в непринятии мер по надлежащей организации водоснабжения, в частности жителей микрорайона "Коммунар" г. Комсомольска.

В силу ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения водоснабжения населения.

Неисполнение органом местного самоуправления данных требований в области водоснабжения населения создает угрозу нарушения указанных прав граждан.

Согласно п. 1 ст. 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных и оспариваемых прав, свобод и законных интересов по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.

На основании п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Как усматривается из материала, заявление прокурором подано в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц – жителей микрорайона "Коммунар". Заявление подано прокурором в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законом, с целью устранения требований санитарно-эпидемиологического законодательства в части организации водоснабжения населения микрорайона.

Действующим законодательством, в том числе ФЗ "О прокуратуре РФ", право прокурора на обращение с заявлением в суд в порядке ст. 45 ГПК РФ не ставится в зависимость от использования им иных мер прокурорского реагирования, не установлена и какая-либо последовательность в применении данных мер. Право выбора конкретной меры при реализации полномочий по защите прав граждан принадлежит прокурору.

В соответствии со ст. 18 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.1999 года, установлено, что водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и населенных пунктов, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека. Использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, индивидуальные предприниматели и юридические лица в случае, если водные объекты представляют опасность для здоровья населения, обязаны в соответствии с их полномочиями принять меры по ограничению, приостановлению или запрещению использования указанных водных объектов.

Согласно ст. 27 Водного кодекса Российской Федерации, к полномочиям органов местного самоуправления в отношении водных объектов, находящихся в собственности муниципальных образований, относятся владение, пользование, распоряжение водными объектами, установление правил использования водных объектов общего пользования, расположенных на территориях муниципальных образований, для личных и бытовых нужд, предоставление гражданам информации об ограничениях водопользования на водных объектах общего пользования, расположенных на территориях муниципальных образований.

В ходе прокурорской проверки совместно с ведущим специалистом-экспертом ТО Управления Роспотребнадзора С. было установлено, что в микрорайоне "Коммунар" расположено 17 жилых домов. Хозяйственно-питьевое водоснабжение на момент проведения обследования по состоянию на 26 апреля 2011 года отсутствует, что является нарушением п. 8.1.1 СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях". Жилые здания и помещения (жилые дома) не оборудованы централизованным холодным водоснабжением и оно же (водоснабжение) отсутствует на территории микрорайона «Коммунар».

На территории микрорайона оборудованы 3 водозаборные колонки, не имеющие замощенных лотков для отвода излишков воды в водоотводную канаву, бетонированных отмостков с уклоном в сторону водоотводной канавы, шахты водоразборных колонок негерметичны, водозаборные трубы проржавели, не покрашены. На момент проведения обследования колонки в нерабочем состоянии, в связи с возникшими в зимнее время прорывами на разводящей сети. Забор воды жителями осуществляется через резиновый шланг, выведенный из водоразборного бака котельной ООО "Ивекс" – 2 раза в сутки ( с 8 до 9 и с 17 до 18 часов). Подача воды в водоразборный бак котельной проводится из артезианской скважины ООО "Ивекс" через пластиковую трубу диаметром около 60 мм, идущую непосредственно из артезианской скважины по поверхности земли. Население микрорайона не обеспечивается водой в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей, что является нарушением ст. 8, ст. 18, ст. 19 Федерального закона № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".

Так, в соответствии с п. 3 ст. 19 названного закона, население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей. Суд установил, что в микрорайоне «Коммунар» эти требования не выполняются, поскольку получение воды ограничено временем её получения, при этом прохождение детей за водой на территорию предприятия не допускается. Несвоевременное обеспечение граждан питьевой водой в приоритетном порядке и достаточном количестве может повлечь нарушение их прав на благоприятную окружающую среду и безопасные условия жизнедеятельности, что нарушает п. 3 ст. 19 ФЗ от 30 марта 1999 г. "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".

Прокурор Рослякова Е.А. в судебном заседании пояснила, что в микрорайоне "Коммунар" кроме многоквартирных домов – которые не имеют централизованного водоснабжения – также имеются дома частного сектора, жители которых также не имеют достаточного водоснабжения.

Ссылка представителя ответчика на то, что между администрацией и ООО "Регион" заключен договор управления многоквартирными домами и следовательно, администрация городского поселения является ненадлежащим ответчиком, является необоснованным, поскольку достаточных доказательств того, что организация водоснабжения населения через водозаборные колонки возложена на ООО "Регион" не представлено. Кроме того, суд отмечает, что прокурор обратился с исковым заявлением не только в отношении жителей многоквартирных домов не имеющих централизованного холодного водоснабжения, но и жителей частного сектора микрорайона "Коммунар". Следовательно, неопределенный круг населения микрорайона из-за отсутствия организации водоснабжения вынужден пользоваться водой на территории ООО "Ивекс" в часы, определенные обществом, с запретом пропуска детей на территорию предприятия. Данные обстоятельства свидетельствуют о ненадлежащем исполнении органами местного самоуправления организации водоснабжения населения микрорайона, что относится к вопросам местного значения в соответствии с названным Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Неотъемлемым элементом права человека на достаточный жизненный уровень является, в свою очередь, реализация им права на воду, которое предполагает необходимость обеспечения каждого безвредной и доступной в экономическом и физическом плане питьевой водой в количестве, необходимом для сокращения риска заболеваний из-за ее некачественного состава, повседневного потребления в целях приготовления пищи, личной гигиены и санитарно-гигиенических нужд, и требует от государства согласно замечаниям общего порядка N 15 "Право на воду (статьи 11 и 12)" Комитета по экономическим, социальным и культурным правам (ООН) создания им, в частности, условий для :

- доступа к минимально необходимому ее количеству с условием, что она является безопасной для целей личного и бытового использования;

- доступа к водным системам, обеспечивающим достаточное, безопасное и регулярное водоснабжение при достаточном количестве водотоков и находящимся на разумном расстоянии от домашних хозяйств;

- принятия целевых программ водоснабжения для защиты уязвимых и обездоленных групп населения.

В обоснование заявления в материалах дела представлены фотографии, которые наглядно показывают ненадлежащую организацию водоснабжения населения, что подтверждается Актом санитарно-гигиенического обследования, составленного ведущим специалистом-экспертом ТО Управления Роспотребнадзора по Ивановской области в г. Тейково, Тейковском, Гаврилов-Посадском, Ильинском и Комсомольском районах (л.д. 12). В подтверждение доводов прокурора в материалах дела имеется коллективное заявление жителей микрорайона "Коммунар" с 17 подписями (л.д. 4-5). Из фотокопии "Объявления" следует, что "Разбор воды на территории фабрики будет проводится утром с 8 до 9, вечером с 17 до 18 часов; детей не пропускать". Из объявления следует, что возраст детей для получения воды не определен.

Из Устава Комсомольского городского поселения Комсомольского муниципального района Ивановской области следует, что к вопросам местного значения Комсомольского городского поселения относится в том числе и водоснабжение населения (л.д. 14).

Суд считает, что прокурором приведено достаточно доказательств, что надлежащим ответчиком по организации водоснабжения микрорайона "Коммунар" является администрация Комсомольского городского поселения. С момента проверки соблюдения действующего законодательства о водоснабжении населения до настоящего времени жители микрорайона продолжают испытывать неудобства в получении воды в ограниченное и неудобное время, с запретом пропуска детей без определения их возраста. Ссылки представителя ответчика на то, что в бюджете поселения не имеется достаточных денежных средств, не является основанием для отказа в удовлетворении требований прокурора. Реализация права граждан на получение воды регламентируется не только национальным, но и международным законодательством.

С учетом изложенного, суд считает, что исковые требования прокурора обоснованны, и подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 - 199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление прокурора Комсомольского района к ответчику администрации Комсомольского городского поселения Комсомольского муниципального района Ивановской области в интересах неопределенного круга лиц об обязании ответчика организовать водоснабжение микрорайона "Коммунар" г. Комсомольска в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства.

Обязать ответчика - администрацию Комсомольского городского поселения Комсомольского муниципального района Ивановской области - организовать водоснабжение микрорайона "Коммунар" г. Комсомольска Ивановской области в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Ивановский областной суд через Комсомольский районный суд в течение 10 дней со дня вынесения мотивированного решения.

Председательствующий: _____________ /А.Г. Прыткин/