об обеспечении бепрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры



Дело № 2-267/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

31 октября 2011 года город Комсомольск, Ивановской области

Комсомольский районный суд Ивановской области в составе:

председательствующего судьи Владыкиной С.Б.,

с участием прокурора Росляковой Е.А.,

ответчика - представителя администрации Марковского сельского поселения Паниловой С.Н.,

при секретаре Герасимовой А. А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Комсомольске, Ивановской области 31 октября 2011 года гражданское дело по иску прокурора Комсомольского района, Ивановской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Марковского сельского поселения Комсомольского муниципального района Ивановской области о понуждении к устранению нарушений федерального законодательства о социальной защите инвалидов и возложении обязанности по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Комсомольского района обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации Марковского сельского поселения Комсомольского муниципального района Ивановской области о понуждении к устранению нарушений федерального законодательства о социальной защите инвалидов по тем основаниям, что в ходе проверки, проведенной прокуратурой Комсомольского района Ивановской области установлено, что в нарушение ст.9, п. 1 ст. 15 ФЗ от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ (в редакции ФЗ от 9 декабря 2010 года) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», п.п. 3.1, 3.14, 3.17 СНиП 3501.2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» здание администрации Марковского сельского поселения Комсомольского муниципального района Ивановской области, расположенное по адресу: ….., находящееся в муниципальной собственности, не оборудовано пандусом, необходимым для беспрепятственного доступа инвалидов в помещение администрации, оборудованный вход имеет различные по высоте ступени, что затрудняет беспрепятственный доступ к объекту социальной инфраструктуры для лиц с ограниченными возможностями, включая инвалидов, использующих кресла-коляски.

Заявление прокурора Комсомольского района в порядке ч. 1 ст. 45 ГПК РФ обусловлено необходимостью защиты прав и законных интересов неопределенного круга лиц, которые в силу состояния здоровья и возраста не могут самостоятельно защищать свои права и законные интересы.

В судебном заседании прокурор Рослякова Е.А. поддержала заявление по указанным основаниям, просит обязать администрацию Марковского сельского поселения Комсомольского муниципального района Ивановской области устранить нарушения требований федерального закона о социальной защите инвалидов и обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов к объекту социальной инфраструктуры - помещение администрации Марковского сельского поселения, расположенной по адресу- ….., путем оборудования на входе в здание пандусом с поручнями для перемещения маломобильных групп населения.

Ответчик - представитель администрации Марковского сельского поселения Панилова С.Н. исковые требования признала, не оспаривая фактов нарушения Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», выявленных при проведении проверки прокуратурой Комсомольского района, указала, что административное здание, расположенное по адресу - ….., возведенное в …., было зарегистрировано в бюро технической инвентаризации за Марковским поссоветом и впоследствии, в связи с переименованием муниципального органа, находится в муниципальной собственности и зарегистрировано в Ивановском филиале ФГУП «Ростехинвентаризация»- Федеральное БТИ …... Признала, что административное здание не оборудовано приспособлениями для перемещения инвалидов, однако жалоб на отсутствие условий для беспрепятственного доступа в здание администрации со стороны указанной категории лиц, не поступало. Нарушения требований закона с учетом технических требований будут устранены, денежные средства на оборудование административного здания пандусом будут предусмотрены в бюджете сельского поселения на 2012 год. Пояснила суду, что с 2006 года первый этаж здания передан в аренду ….., однако выявленные нарушения закона будут устранены за счет средств администрации Марковского сельского поселения с последующим включением затрат в арендную плату арендатора в соответствии с условиями заключенного договора от 2 января 2006 года и дополнительного соглашения к договору аренды недвижимого имущества, находящегося в муниципальной собственности от 16 февраля 2009 года.

Третье лицо - представитель акционерного коммерческого Сберегательного банка Российской Федерации (ОАО) в судебное заседание не явился, не представил заявления об отложении дела ввиду отсутствия по уважительной причине, как и возражений по существу исковых требований.

Проверив материалы дела, выслушав лиц, участвующих по делу, заключение прокурора Росляковой Е.А., полагавшей заявление прокурора Комсомольского района удовлетворить в полном объеме, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

В соответствии с п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если это требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

Учитывая правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении № 4-П от 14 февраля 2002 года, суд признает, что по настоящему делу прокурор Комсомольского района выступает представителем данного круга физических лиц в силу закона и в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законодательством для социальной защиты инвалидов.

В соответствии со ст. 9 ФЗ от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ (в редакции ФЗ от 9 декабря 2010 года.) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности, направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество.

В силу с п. 1 ст. 15 ФЗ от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ (в редакции от 9 декабря 2010 года) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).

Судом установлено, что муниципальным собственником административного здания - администрацией Марковского сельского поселения Комсомольского муниципального района Ивановской области в нарушение требований ч.9, п. 1 ст. 15 ФЗ от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ (в редакции ФЗ от 9 декабря 2010 г.) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» не созданы условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски) для беспрепятственного доступа к объекту социальной инфраструктуры – административному зданию, находящемуся по адресу - …., используемому по назначению расположенными в нем организациями, осуществляющими деятельность, связанную с социальной защитой и обслуживанием населения, вход в здание которого не оборудован пандусом с поручнями для перемещения маломобильных групп населения, что не оспаривается ответчиком, подтверждается материалами проверки Комсомольской прокуратуры Ивановской области от 26 сентября 2011 года, письменными документами, исследованными судом в совокупности с представленными доказательствами по делу: ……., оцененных судом в совокупности.

Суд признает, что обязанность собственника по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения, вытекающая из норм федерального законодательства, основана на положениях ст. 209, 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которым, собственнику принадлежит право владения, пользования и распоряжения своим имуществом, и именно он несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Возлагая обязанность по выполнению требований закона на администрацию Марковского сельского поселения, суд принимает во внимание условия договора аренды недвижимого имущества, находящегося в муниципальной собственности от 2 января 2006 года № 31-06 и дополнительных соглашений, заключенных с Ивановским отделением сберегательного банка РФ № 8639, не содержащих положений, обязывающих арендатора производить за свой счет реконструкцию и переоборудование арендуемых помещений, а также нести затраты по проведению работ, связанных с оборудованием здания пандусом, что не оспаривается ответчиком.

При таких обстоятельствах, суд считает, что имеются основания для удовлетворения требований прокурора о понуждении администрации Марковского сельского поселения Комсомольского муниципального района Ивановской области к соблюдению требований закона, направленных на социальную адаптацию инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество.

Руководствуясь ст. 210 ГК РФ, ст.ст. 45, 194 - 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление прокурора Комсомольского района в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязать администрации Марковского сельского поселения Комсомольского муниципального района Ивановской области обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов к объекту социальной инфраструктуры - административному зданию, расположенному по адресу: …., путем оборудования на входе пандусом с поручнями для перемещения маломобильных групп населения.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Ивановский областной суд через Комсомольский районный суд в течение 10 дней со дня вынесения.

Председательствующий: