о призании бездействия администрации сельского поселения района и общества с ограниченной ответственностью незаконным, обязав обеспечить котельную необходимым запасом твердого топлива



Дело № 2-288/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

6 декабря 2011 года город Комсомольск, Ивановской области

Комсомольский районный суд Ивановской области в составе:

председательствующего судьи Владыкиной С.Б.,

с участием прокурора Заботлина С.А.,

ответчиков - представителя администрации Подозерского сельского поселения Торыгиной Т.Г.,

представителей ООО «Коммунальщик» Чапалова С.А., Елкина Н.Г.;

при секретаре Герасимовой А. А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Комсомольске, Ивановской области 6 декабря 2011 года гражданское дело по иску прокурора Комсомольского района, Ивановской области в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Подозерского сельского поселения Комсомольского муниципального района Ивановской области и обществу с ограниченной ответственностью «Коммунальщик» и создании нормативного запаса топлива,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Комсомольского района обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц по тем основаниям, что в результате проведенной прокуратурой Комсомольского района проверки, было установлено, что администрацией Подозерского сельского поселения Комсомольского муниципального района Ивановской области и обществом с ограниченной ответственностью «Коммунальщик» не соблюдаются требования законодательства, регламентирующего вопросы проведения отопительного сезона 2011-2012 года и защиты населения территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в части организации обеспеченности топливом котельных села Подозерский и деревни Коромыслово, Комсомольского района, Ивановской области.

Обеспеченность котельной села Подозерский по состоянию на 24 октября 2011 года составляет 360 м.куб., то есть 12-суточную потребность, котельной деревни Коромыслово – 91 тонну, то есть 20-суточную потребность, что не соответствует нормативному запасу твердого топлива, установленному законодательством.

Бездействие общества с ограниченной ответственностью и администрации Подозерского сельского поселения Комсомольского муниципального района нарушает права и интересы потребителей коммунальных услуг теплоснабжения, не исполнение требований закона может повлечь причинение существенного ущерба системе жизнеобеспечения населения, вреда здоровью жителей поселения, наступлению иных тяжких последствий. Просил суд признать бездействие администрации Подозерского сельского поселения Комсомольского муниципального района Ивановской области и ООО «Коммунальщик» незаконным и обязать ответчиков обеспечить котельные села Подозерский и деревни Коромыслово, Комсомольского района Ивановской области нормативным запасом твердого топлива.

Заявление прокурора Комсомольского района в порядке ч. 1 ст. 45 ГПК РФ обусловлено необходимостью защиты прав и законных интересов неопределенного круга лиц, проживающих на территории Подозерского сельского поселения.

В судебном заседании прокурор Заботлин С.А. отказался от требований о признании бездействия ответчиков незаконным, поддержав иск об обязании администрации Подозерского сельского поселения Комсомольского муниципального района Ивановской области и общества с ограниченной ответственностью «Коммунальщик» по обеспечению котельных села Подозерский и деревни Коромыслово Подозерского сельского поселения необходимым запасом твердого топлива в объеме не менее 45- суточной потребности, позволяющим обеспечить бесперебойную работу тепловых источников при максимальной нагрузке.

Ответчик - представитель администрации Подозерского сельского поселения Торыгина Т.Г. исковые требования признала. Не оспаривая факта отсутствия нормативного запаса топлива для нужд поселения в период отопительного сезона, указала, что в настоящее время котельная в селе Позерский обеспечена топливом на 4 суток, деревня Коромыслово на 20 суток.

Администрацией Подозерского сельского поселения и ООО «Коммунальщик» предпринимались необходимые меры к проведению отопительного сезона и организации теплоснабжения в границах сельского поселения. Учитывая, что на территории Подозерского сельского поселения работает единственная в области котельная, построенная в 1976 году, которая в качестве топлива использует торф, работает без реконструкции и модернизации, в связи с чем, несет большие потери, были достигнуты соглашения на строительство новых котельных на территории поселения. Ранее торфяными разработками занималось Подозерское торфопредприятие, в настоящее время топливо завозится из Владимирской и Костромской областей, что обусловлено большими затратами по стоимости и его доставке. В 2010 году администрацией по согласованию с Департаментом ЖКХ были заказаны бизнес-планы для строительства газовых котельных в селе Подозерский и деревне Коромыслово, для подписания соглашения на строительство котельных в 2010 году, которое так и не началось. 6 мая 2011 года подписаны соглашения на строительство двух газовых котельных в поселении, однако до настоящего времени строительство не начато.

По согласованию с обслуживающей организаций был разработан план мероприятий, направленных на организацию обеспечения теплоснабжения поселения с имеющимся старым оборудованием, проведена подготовка котельных в селе Подозерский и деревне Коромыслово, а также инженерных сетей к отопительному сезону 2011-2012 года, затраты составили порядка семисот тысяч рублей.

Учитывая изношенность оборудования, а также задолженность предприятия за поставленный торф в отопительном сезоне 2010-2011 года, администрация муниципального образования информировала о сложившейся ситуации руководство Комсомольского муниципального района, направляла письма в Департамент ЖКХ., Региональную службу по тарифам Ивановской области, депутату Государственной Думы РФ об оказании содействия в выделении денежных средств для приобретения топлива (торфа) для работы котельных, однако вопрос с оказанием финансовой поддержки не был решен.

Денежные средства, получаемые от оплаты коммунальных услуг не покрывают затрат на закупку топлива. Задолженность населения перед коммунальной службой составляет 3,5 миллиона рублей. В бюджете поселения достаточных денежных средств на закупку топлива не имеется и вопрос об обеспечении нормативного запаса топлива может быть решен лишь при оказании дополнительной финансовой помощи.

Ответчик – представитель общества с ограниченной ответственностью Чапалов С.А. исковые требования признал, не оспаривает фактов нарушения требований закона и отсутствие необходимого запаса топлива, что обусловлено отсутствием достаточного финансирования. Указал, что поставщиками по договорам сроки поставки топлива соблюдались, нарушений договорных обязательств с их стороны не было. Топливо поставлялось даже при наличии задолженности по оплате за предыдущий отопительный сезон. Жалобы на несвоевременную подачу тепла и горячей воды в квартиры потребителей от населения не поступало.

Ответчик – представитель общества с ограниченной ответственностью Елкин Н.Г. исковые требования прокурора признал, указав, что ООО «Коммунальщик» обеспечивает теплом жилой фонд и социальную сферу на территории Подозерского сельского поселения, совместно с администрацией Подозерского сельского поселения занимается организацией теплоснабжения и принимает все необходимые меры к бесперебойной подаче тепла жителям села Подозерский и деревни Коромыслово. Оказываемая ранее предприятию финансовая поддержка со стороны Департамента жилищно-коммунального хозяйства покрывала расходы на приобретение необходимого запаса топлива, в настоящее время отсутствует. Предприятие несет большие расходы, связанные со стоимостью топлива и транспортными расходами по его доставке, а также убытки, связанные со старым оборудованием в котельных. Обеспечение нормативным запасом топлива возможно лишь при дополнительной финансовой поддержке предприятия.

Проверив материалы дела, выслушав лиц, участвующих по делу, заключение прокурора Заботлина С.А., полагавшего исковые требования удовлетворить, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

В соответствии с п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 45 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если это требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

С учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении № 4-П от 14 февраля 2002 года, суд признает, что по настоящему делу прокурор Комсомольского района выступает представителем данного круга физических лиц в силу закона и в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законодательством для защиты прав потребителей жилищно- коммунальных услуг и социально- культурной

сферы.

Судом установлено, что котельные общества с ограниченной ответственностью «Коммунальщик» являются тепловыми источниками для жилищно-коммунальной и социально- культурной сфер Подозерского сельского поселения Комсомольского района Ивановской области.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» № 131-ФЗ к вопросам местного значения поселения относятся организация в границах поселения теплоснабжения, снабжение населения топливом. В соответствии с п. 2.6.3., 2.6.5 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда контроль за ходом работ по подготовке к зиме осуществляют органы местного самоуправления.

Поставка твердого топлива в период отопительного сезона 2010- 2011 года не позволили создать нормативный запас топлива, отсутствие которого не позволяет обеспечить бесперебойную работу котельных и поддерживать в жилых помещениях сельского поселения температуру, соответствующую требованиям Государственного стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 51617-2000 « Жилищно- коммунальные услуги. Общие технические условия», принятые постановлением Госстандарта Российской Федерации от 19 июня 2000 года № 158-ст ( п.п. 3.1, 4.1, 4.16.2)

Обеспеченность котельной села Подозерский по состоянию на 24 октября 2011 года составляла 360 м.куб. торфа и обеспечивала 12-суточную потребность, обеспеченность котельной древни Коромыслово - составляла 91 тонну на 20 суток, что не оспаривается ответчиками, указавшими на тенденцию к снижению запаса топлива.

В соответствии с п.1 ч.1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 года № 190-ФЗ (в редакции от 18 июля 2011 года) «О теплоснабжении» к полномочиям органов местного самоуправления по организации теплоснабжения на соответствующих территориях, относится организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей, в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств, либо отказа указанных организация от исполнения своих обязательств.

Согласно пункта 3 части 1 статьи 7 Устава муниципального образования «Подозерское сельское поселение Комсомольского муниципального района Ивановской области» обязано осуществлять организацию в границах поселения теплооснабжение населения, снабжение населения топливом.

Согласно п.п. 2.2. п.2 Устава общества с ограниченной ответственностью «Коммунальщик», утвержденного решением общего собрания учредителей «Коммунальщик» 1 февраля 2010 года, предметом деятельности Общества является производство и реализация коммунальных ресурсов: производство, передача и распределение тепловой энергии.

В соответствии с требованиями п. 2. 6.10 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года за № 170, одним из показателей готовности жилищного фонда к осенне-зимнему периоду является обеспеченность твердым топливом котельных и населения до начала отопительного сезона не ниже 70% потребности отопительного сезона.

В соответствии с п.1, 15, 16, 39 Инструкции об организации работы по расчету и обоснованию нормативов создания запасов топлива на тепловых электростанциях и котельных в Минэнерго России, утвержденной Приказом Минэнерго Российской Федерации от 4 сентября 2008 года № 66, норматив создании запасов топлива на тепловых электростанциях и котельных является общим нормативным запасом основного и резервного видов топлива и определяется по сумме объемов не сжигаемого нормативного запаса топлива и нормативного эксплуатационного запаса топлива, который на отопительных котельных создается в целях обеспечения их работы в условиях непредвиденных обстоятельств и необходим для надежной и стабильной работы электростанций и котельных и обеспечивает плановую выработку электрической и тепловой энергии. Для расчета размера нормативного эксплуатационного запаса топлива принимается плановый среднесуточный расход топлива трех наиболее холодных месяцев отопительного периода и количество суток: по твердому топливу – 45 суток.

Судом установлено, что муниципальным образованием – администрация Подозерского сельского поселения и ресурсоснабжающей организацией на территории Подозерского сельского поселения – ООО «Коммунальщик» в нарушение требований Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ (в редакции от 29.12.2010 года) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (с изменениями и дополнениями, вступающими в силу с 11.01.2011 года), Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ (в редакции от 21 ноября 2011 года) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 27.07.2010 года № 190-ФЗ (в редакции от 18 июля 2011 года) «О теплоснабжении» котельные села Подозерский и деревни Коромыслово не обеспечены нормативным запасом твердого топлива, который необходим для стабильного теплоснабжения населения указанных населенных пунктов, что нарушает права и интересы потребителей коммунальных услуг теплоснабжения, может повлечь причинение вреда здоровью жителей поселения и наступлению иных тяжких последствий, что не оспаривается ответчиками, подтверждается материалами проверки Комсомольской прокуратуры Ивановской области от 24 октября 2011 года, письменными документами, исследованными судом в совокупности с представленными доказательствами по делу: Уставом Подозерского сельского поселения Комсомольского муниципального района Ивановской области, принятого решением Совета депутатов Подозерского сельского поселения от 29 июля 2010 года № 31; решением Совета Подозерского сельского поселения Комсомольского муниципального района Ивановской области за № 17 от 12 мая 2010 года о назначении на должность главы администрации Подозерского сельского поселения Комсомольского муниципального района Ивановской области Торыгиной Т.Г. с 12 мая 2010 года сроком на 5 лет; свидетельством о государственной регистрации юридического лица серии.. № ….., согласно которого в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о создании юридического лица – администрации Подозерского сельского поселения Комсомольского муниципального района Ивановской области 25 января 2006 года за основным государственным регистрационным номером ……; Уставом общества с ограниченной ответственностью «Коммунальщик», утвержденного решением общего собрания учредителей «Коммунальщик» 1 февраля 2010 года; протоколом № 1 собрания учредителей от 31 августа 2010 года и приказом № 21 от 1 сентября 2010 года о назначении генеральным директором ООО «Коммунальщик» Чапалова С.А. с 1 сентября 2010 года; свидетельством о постановке на учет в налоговом органе на территории Российской Федерации серии.. № ….., согласно которого ООО «Коммунальщик» поставлено на учет в налоговом органе по месту нахождения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 2 по Ивановской области и ей присвоен ИНН/КПП ……; справкой администрации Подозерского сельского поселения Комсомольского муниципального района Ивановской области от 25 октября 2011 года за № 215, из которой следует, что запасы топлива по состоянию на 24 октября 2011 года составляют: котельная села Подозерский – торф – 360 м.куб. (запас 12 суток), котельная деревни Коромыслово уголь – 91 тонна (запас 20 суток); муниципальным контрактом № 134, заключенным администрацией Подозерского сельского поселения с обществом с ограниченной ответственностью «Иваново-СУЭК» 15 сентября 2011 года на поставку каменного угля на отопительный сезон 2011-2012 года для муниципальных нужд, дополнительным соглашением к муниципальному контракту № 134 от 15 сентября 2011 года на поставку каменного угля, и приложениями № 1, 2, № 3 к муниципальному контракту на поставку каменного угля № 134 от 15 сентября 2011 года, согласно которым поставщик обязуется поставлять ООО «Коммунальщик» каменный уголь согласно графику поставки на отопительный сезон 2011-2012 года с октября по апрель включительно; договором № 134 поставки каменного угля для муниципальных нужд ООО «Коммунальщик» Комсомольского муниципального района в рамках заключенного муниципального контракта на поставку каменного угля на отопительный сезон 2011 – 2012 года для администрации Подозерского сельского поселения Комсомольского муниципального района Ивановской области и дополнительным соглашением к договору; договором поставки № 17 от 1 июня 2011 года, заключенным между ООО «Геоинвест» и ООО «Коммунальщик» поставке фрезерного топливного торфа, согласно которого поставщик обязуется поставить покупателю торф в общем количестве 10000 м.куб. в течение отопительного сезона с сентября по декабрь 2011 года включительно; письменными обращениями к ООО «Коммунальщик» и администрации Подозерского сельского поселения Комсомольского муниципального района Ивановской области о погашении кредиторской задолженности и информацией об оказании финансовой поддержки ответчикам на закупку топлива на период отопительного сезона.

В силу положений ст. 25 Всеобщей декларации прав человека предусматривающей, что каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи.

Суд признает, что ответчики не обеспечили в должной мере соблюдение прав жителей Подозерского сельского поселения на стабильное теплоснабжение, что может повлечь причинение существенного ущерба системе жизнеобеспечения населения, доводы о недостаточном финансировании не могут служить основанием для нарушения прав и законных интересов населения, как потребителей коммунальных услуг.

Согласно п. 1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года, являющейся в силу ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации составной частью ее правовой системы, каждый в случае спора о его гражданских правах и обязанностях имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона (право на доступ к правосудию).

При таких обстоятельствах, имеются основания для удовлетворения требований прокурора в интересах неопределенного круга лиц и понуждении администрации Подозерского сельского поселения и общества с ограниченной ответственностью к соблюдению требований закона и созданию нормативного запаса твердого топлива на котельных Подозерского сельского поселения, позволяющего обеспечить бесперебойную работу тепловых источников при максимальной нагрузке.

Руководствуясь ст. 210 ГК РФ, ст.ст. 45, 194 - 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление прокурора Комсомольского района в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязать администрации Подозерского сельского поселения Комсомольского муниципального района Ивановской области и общество с ограниченной ответственность «Коммунальщик» создать нормативный запас твердого топлива, обеспечив котельные села Подозерский и деревни Коромыслово Комсомольского района, Ивановской области необходимым запасом твердого топлива в объеме не менее 45- суточной потребности каждого теплового источника при максимальной нагрузке.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Ивановский областной суд через Комсомольский районный суд в течение 10 дней со дня вынесения.

Председательствующий :