о восстановлении пропущенного срока на обращение за выплатой средств пенсионных накоплений умершего застрахованного лица



Дело № 2-305/2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Город Комсомольск, Ивановской области 19 декабря 2011 года

Комсомольский районный суд Ивановской области в составе:

председательствующего судьи Владыкиной С.Б.,

с участием истца Беляевой Г.Л.,

ответчика – представителя Управления Пенсионного фонда РФ в Комсомольском муниципальном районе – Шарова А.В.,

третьего лица – Беляева Р.М.,

при секретаре Герасимовой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Комсомольске Ивановской области 19 декабря 2011 года гражданское дело по иску БЕЛЯЕВОЙ ГАЛИНЫ ЛЕОНИДОВНЫ к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Комсомольском муниципальном районе Ивановской области о восстановлении срока обращения за выплатой средств пенсионных накоплений умершего застрахованного лица,

УСТАНОВИЛ:

Беляева Г.Л. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ в Комсомольском муниципальном районе Ивановской области о восстановлении срока обращения за выплатой средств пенсионных накоплений умершего застрахованного лица по тем основаниям, что «дата» умер ее муж ФИО1, у которого имелись пенсионные накопления, учтенные в специальной части его индивидуального лицевого счета по страховым взносам на финансирование накопительной части трудовой пенсии в Пенсионный фонд, которые могут быть выплачены его родственникам при условии обращения за выплатой в течение шести месяцев после смерти застрахованного лица. Установленный срок был пропущен Беляевой Г.Л. в связи с отсутствием информации о существовании накопительного пенсионного вклада на имя умершего мужа, в связи с чем, не могла знать о своих правах, как правопреемника застрахованного лица.

В судебном заседании Беляева Г.Л. поддержала исковые требования по указанным основаниям, просит восстановить ей срок на обращение за выплатой средств пенсионных накоплений умершего «дата» ФИО1, указав, что пропустила установленный законом срок по уважительной причине, так как на день смерти мужа не располагала информацией о существовании накопительного пенсионного вклада на его имя, о своем праве, как правопреемника застрахованного лица, узнала 9 ноября 2011 года, когда работниками Управления Пенсионного фонда РФ в Комсомольском муниципальном районе ей была предоставлена такая информация и разъяснено право на восстановление срока в судебном порядке. На день смерти муж проживал вместе с ней и сыновьями ФИО2 и ФИО3 по адресу: …... Как застрахованное лицо, Беляев М.В. при жизни не обращался с заявлением в Пенсионный фонд о порядке распределения средств, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета, ее права на указанные выплаты никем не оспариваются, так как других родственников у мужа нет.

Ответчик - представитель Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Комсомольском муниципальном районе Ивановской области Шаров А.В. исковые требования не признал, указывая на недоказанность Беляевой Г.Л. уважительности причин пропуска установленного законом срока. Подтвердил наличие пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета умершего застрахованного лица, который при жизни не подавал заявление о порядке распределения средств, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета. В соответствии с п.12 ст. 16 Федерального Закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ при отсутствии указанного заявления выплата производится его родственникам. Выплаты указанных сумм производятся по истечению 6 месяцев со дня смерти застрахованного лица, и осуществляются при условии обращения за указанной выплатой в пенсионный фонд в течение шести месяцев со дня смерти застрахованного лица. В установленный срок никто из родственников умершего не обращался с заявлением о выплате пенсионных накоплений, и выплата не производилась.

Отказ в выплате накопительной части трудовой пенсии жене умершего застрахованного лицаФИО1 связан исключительно с пропуском шестимесячного срока, поскольку она обратилась в Пенсионный фонд лишь 9 ноября 2011 года, где ей было разъяснено право на восстановление срока в судебном порядке.

Третье лицо ФИО2 не возражает удовлетворить требования Беляевой Г.Л., указав, что не оспаривает ее права на получение выплаты средств пенсионных накоплений как правопреемника умершего мужа, о наличии которых им стало известно 9 ноября 2011 года. С заявлением о восстановлении срока обращения за выплатой средств пенсионных накоплений умершего «дата» ФИО1 не обращался и на получение указанных выплат не претендует, ФИО3 умер «дата» и при жизни не обращался в Пенсионный фонд за выплатой пенсионных накоплений умершего отца.

Проверив материалы дела, выслушав объяснения сторон, объяснения третьего лица ФИО2, исследовав письменные доказательства по делу и оценив их в совокупности, суд считает, что имеются основания для удовлетворения исковых требований.

Судом установлено, что ФИО1, умерший «дата», был зарегистрирован в системе государственного пенсионного страхования «дата» и имел пенсионные накопления, учтенные в специальной части индивидуального лицевого счета № …, что не оспаривается ответчиком, подтверждается справкой Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Комсомольском муниципальном районе Ивановской области от «дата» № …., страховым свидетельством государственного пенсионного страхования № …. на имя ФИО1, выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица ФИО3 от «дата».

В соответствии с п. 12 ст. 9 Федерального закона N 173-ФЗ от 7 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в РФ» в случае, если смерть застрахованного лица наступила до назначения ему накопительной части трудовой пенсии по старости или до перерасчета размера этой части указанной пенсии с учетом дополнительных пенсионных накоплений, средства, учтенные в специальной части его индивидуального лицевого счета, выплачиваются в установленном порядке лицам, указанным в пункте 6 статьи 16 настоящего Федерального закона.

При этом, застрахованное лицо вправе в любое время посредством подачи соответствующего заявления в Пенсионный фонд РФ определить конкретных лиц из числа указанных в пункте 6 статьи 16 настоящего Федерального закона или из числа других лиц, которым может быть произведена такая выплата, а также установить, в каких долях следует распределить между ними указанные выше средства. При отсутствии указанного заявления, средства, учтенные в специальной части индивидуального лицевого счета, подлежащие выплате родственникам застрахованного лица, распределяются между ними в равных долях.

В соответствии с п. 6 ст. 16 Федерального закона N 173 -ФЗ в случае, предусмотренном пунктом 12 статьи 9 настоящего Федерального закона, лицам, указанным в заявлении застрахованного лица о порядке распределения средств, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета, производится выплата указанных средств. При отсутствии указанного заявления застрахованного лица выплата производится его родственникам, к числу которых относятся его дети, в том числе усыновленные, супруг, родители (усыновители), братья, сестры, дедушки, бабушки и внуки, независимо от возраста и состояния трудоспособности.

В силу с п. 1, 3 ст. 38 ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в РФ» от 24 июля 2002 года № 111-ФЗ, за счет средств пенсионных накоплений осуществляются выплаты накопительной части трудовой пенсии, а также выплаты в случае смерти застрахованного лица лицам, указанным в пункте 12 статьи 16 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - выплаты правопреемникам умерших застрахованных лиц), в случаях, установленных Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». При этом, средства (часть средств) материнского (семейного) капитала, направленные на формирование накопительной части трудовой пенсии в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», включая доход от их инвестирования, не подлежат включению в состав средств пенсионных накоплений, подлежащих выплате правопреемникам умершего застрахованного лица.

Выплата правопреемникам умершего застрахованного лица осуществляется при условии обращения за указанной выплатой в Пенсионный фонд РФ в течение шести месяцев со дня смерти застрахованного лица. Срок обращения за выплатой может быть восстановлен в судебном порядке.

В силу п.п. 2,3,9 «Правил выплаты Пенсионным фондом Российской Федерации правопреемникам умершего застрахованного лица средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета» (утв. Постановлением Правительства РФ от 3 ноября 2007 года № 741), правопреемниками по закону являются родственники умершего застрахованного лица, которым выплата средств пенсионных накоплений умершего застрахованного лица производится независимо от возраста и состояния трудоспособности в следующей последовательности: в первую очередь – детям, в том числе усыновленным, супругу и родителям (усыновителям) – правопреемникам по закону первой очереди.

Правопреемники имеют право на получение средств пенсионных накоплений умершего застрахованного лица, учтенных в специальной части его индивидуального лицевого счета, в случае, если смерть застрахованного лица наступила до назначения ему накопительной части трудовой пенсии или до перерасчета размера этой части указанной пенсии с учетом дополнительных пенсионных накоплений.

Судом установлено, что при жизни ФИО1 не подавал заявления в Управление Пенсионного Фонда РФ в Комсомольском муниципальном районе об определении лиц, которым в случае его смерти может быть произведена выплата средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части его индивидуального лицевого счета и о порядке их распределения. Жена умершего застрахованного лица Беляева Г.Л. является его правопреемником по закону, следовательно, имеет право на получение указанных выплат, что подтверждается объяснениями истца, не оспаривается представителем ответчика Шаровым А.В., третьим лицом ФИО2, письменными доказательствами, представленными по делу, исследованными и оцененными судом в совокупности.

Из исследованных судом материалов дела следует, что Беляева Г.Л. обратилась за выплатой средств пенсионных накоплений за пределами установленного законом срока – «дата» в государственное учреждение Управление Пенсионного фонда РФ в Комсомольском муниципальном районе, Ивановской области, так как на день смерти мужа не знала о наличии пенсионных накоплений на имя умершего и своем субъективном праве на получение средств пенсионных накоплений, оставшихся после смерти ФИО1 была поставлена в известность работниками учреждения, где ей было разъяснено право на восстановление пропущенного срока в судебном порядке, что не оспаривается ответчиком, подтверждается объяснениями третьего лица ФИО2, письменными доказательствами, исследованными судом: выпиской из журнала регистрации приема застрахованных лиц в консультационном пункте Управления Пенсионного фонда РФ в Комсомольском муниципальном районе за. №.., из которой следует, что датой обращения Беляевой Г.Л. значится «дата».

Согласно справки Управления Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в Комсомольском муниципальном районе Ивановской области от «дата» № …. у застрахованного лица ФИО1, умершего «дата» имеются пенсионные накопления, учтенные в специальной части индивидуального лицевого счета по состоянию на «дата» в размере …., данная сумма не является фиксированной и может быть подвергнута изменению в связи с проводимым в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2002 года № 111-ФЗ инвестированием указанных средств.

Учитывая, что выплата средств пенсионных накоплений, определение доли указанных средств в силу п. 9 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 03 ноября 2007 года, № 741, производится только Пенсионным Фондом РФ, разрешение вопроса о выплате Беляевой Г.Л. пенсионных накоплений будет возможно только в случае восстановления срока.

При этом, суд признает, что наличие пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета умершего ФИО1, нашло свое подтверждение. Право Беляевой Г.Л. на получение указанных пенсионных накоплений никем не оспорено, третье лицо ФИО2 на получение указанных выплат не претендует. Заявления о порядке распределения средств, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета от застрахованного лица ФИО1 при жизни не поступало, факт обращения за выплатой пенсионных накоплений другими лицами ответчиком не зафиксирован, что подтверждается письменными доказательствами, исследованными судом: …...

Исследованные доказательства являются относимыми, допустимыми, сомнений у суда в их достоверности не вызывают и сторонами не оспариваются.

Принимая во внимание, что закон не содержит какого-либо перечня уважительных причин, дающих право на восстановление пропущенного срока, суд, с учетом фактических обстоятельств дела, личности Беляевой Г.Л находит заслуживающими внимания ее доводы о причинах пропуска срока.

Учитывая отсутствие у Беляевой Г.Л. на момент смерти ФИО1 сведений о наличии у последнего средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части его индивидуального лицевого счета, подлежащих выплате его правопреемникам, отсутствие до «дата» информации о возможности реализовать свои права, как правопреемника умершего застрахованного лица, суд приходит к выводу о том, что срок обращения за указанными выплатами, установленный законом, был пропущен Беляевой Г.Л. по уважительной причине, и имеются основания для его восстановления.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Беляевой Галины Леонидовны к государственному учреждению Управление Пенсионного фонда РФ в Комсомольском муниципальном районе удовлетворить.

Восстановить БЕЛЯЕВОЙ ГАЛИНЕ ЛЕОНИДОВНЕ срок обращения за выплатой средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части лицевого счета застрахованного лица ФИО1, родившегося «дата, место», умершего «дата».

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Ивановский областной суд через Комсомольский районный суд в течение 10 дней со дня вынесения.

Председательствующий С.Б. Владыкина