г. Комсомольск Ивановской области 06 февраля 2012 года Федеральный судья Комсомольского районного суда Ивановской области Прыткин А.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Комсомольске Ивановской области 06 февраля 2012 года материал об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ, в отношении юридического лица - муниципального образовательного учреждения Марковской основной общеобразовательной школы, УСТАНОВИЛ: Начальником отдела контроля качества образования контрольно-надзорного управления Департамента образования Ивановской области Комаровой В.А. в отношении юридического лица – муниципального образовательного учреждения Марковской основной общеобразовательной школы – был составлен протокол по ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна). Материал об административном правонарушении первоначально был направлен для рассмотрения мировому судье судебного участка № 4 Комсомольского района Ивановской области. Определением мирового судьи от 13 января 2012 года материал был направлен в Комсомольский районный суд, поскольку санкция ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ предусматривает наказание в отношении юридических лиц, в том числе, в виде административного приостановления деятельности. В соответствии с ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, влекущих административное приостановление деятельности, рассматриваются судьями районных судов. Согласно протокола № 25 от 30 декабря 2011 года, составленного в отношении юридического лица муниципального образовательного учреждения Марковской основной общеобразовательной школы, следует, что юридическое лицо привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ. Законным представителем Петровой О.В. протокол подписан (л.д. 3-4). В судебном заседании законный представитель юридического лица муниципального образовательного учреждения (МОУ) Марковская основная общеобразовательная школа Петрова О.В. пояснила, что меры к получению лицензии приняты, документы направлены в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, будут готовы примерно через 14 дней, после чего будут направлены в Департамент образования для получения лицензии. Законный представитель заверила суд, что принимают самые активные меры по устранению выявленных нарушений. Пояснила, что уже была привлечена к административной ответственности как должностное лицо и на неё наложено административное наказание по ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ от 23 января 2012 года в виде штрафа в размере 30000 рублей. В судебное заседание начальник отдела контроля качества образования контрольно-надзорного управления Департамента образования Ивановской области Комарова В.А. не явилась, извещена надлежащим образом. Каких-либо ходатайств об отложении рассмотрения материала от должностного лица не поступило. Неявка в судебное заседание должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении, не является препятствием для рассмотрения материала об административном правонарушении. Согласно протокола № 25 от 30 декабря 2011 года, с 15 по 30 декабря 2011 года по адресу: Ивановская область, Комсомольский район, с. Марково, Линейный пер., д. 1 – на основании приказа Департамента образования Ивановской области от 23.11.2011 года № 1250 «Приказ органа государственного контроля (надзора) о проведении плановой выездной проверки», приказа Департамента образования Ивановской области от 09.12.2011 г. № 1315 «О внесении изменений в приказ Департамента образования Ивановской области от 23.11.2011 г. № 1250 «Приказ органа государственного контроля (надзора) о проведении плановой выездной проверки» проведена плановая выездная проверка оценки соответствия содержания и качества подготовки обучающихся и выпускников муниципального образовательного учреждения Марковской основной общеобразовательной школы требованиям государственных образовательных стандартов. В ходе данной проверки установлено, что в связи с окончанием срока действия выданной ранее лицензии на право осуществления образовательной деятельности (выдана Департаментом образования Ивановской области 09.11.2009 г., серия А № 267949, регистрационный номер 48, действительна по 09.11.2011 г.) муниципальное образовательное учреждение Марковская основная общеобразовательная школа с 10.11.2011 года осуществляет образовательную деятельность без лицензии, что является нарушением п. 2 ст. 33.1 Закона Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 года, а также Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04 мая 2011 года № 99-ФЗ, устанавливающего, что образовательная деятельность относится к перечню видов деятельности, которые подлежат лицензированию. Указанные обстоятельства свидетельствуют о наличии в действиях юридического лица муниципального образовательного учреждения Марковской основной общеобразовательной школы признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ. Проверив материалы дела, исследовав и оценив совокупность собранных доказательств, суд приходит к выводу, что факт совершения юридическим лицом МОУ Марковская общеобразовательная школа административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ, нашел своё подтверждение в ходе судебного заседания. Это подтверждается протоколом № 25 от 30.12.2011 года, ксерокопиями выписок из школьного журнала о проведении учебных занятий в ноябре и декабре 2011 года. В соответствии с ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста семидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. Санкция ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ о наказании в отношении юридических лиц, кроме штрафа, предусматривает альтернативный вид наказания в виде предупреждения или административного приостановления деятельности на срок до 90 суток. Из буквального толкования указанной нормы следует, что такой вид административного наказания, как предупреждение, может быть назначен всем субъектам, указанным в санкции ч. 1 ст. 19.20 Кодекса. Мера обеспечения производства по данному делу в виде временного запрета деятельности не применялась. В соответствии с положениями статьи 33.1 Закона РФ «Об образовании» от 10.07.1992 года № 3266-1 «лицензирование образовательной деятельности осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных настоящей статьей»; лицензированию подлежит образовательная деятельность образовательных учреждений, научных организаций или иных организаций по образовательным программам. Федеральным законом Протокол об административном правонарушении составлен 30 декабря 2011 года по факту отсутствия у образовательного учреждения лицензии на образовательную деятельность за период с 15.12.2011 г. по 30.12.2011 года. В соответствии с пунктом 17 Типового положения об общеобразовательном учреждении, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 г. № 196 (в редакции от 10.03.2009 г. № 216), право на образовательную деятельность и льготы, предоставляемые законодательством Российской Федерации, возникают у общеобразовательного учреждения со дня выдачи ему лицензии (разрешения). Согласно пункта 1.7 Устава МОУ Марковская основная общеобразовательная школа – «Право на ведение образовательной деятельности и льготы, установленные законодательством Российской Федерации, возникают у Учреждения с момента выдачи ей лицензии (разрешения)» (л.д.26). МОУ Марковская основная общеобразовательная школа является юридическим лицом, что подтверждается её Уставом (пункт 1.6 Устава) (л.д.25), следовательно, является субъектом ответственности по ч.1 ст. 19.20 КОАП РФ. В судебном заседании установлено, что МОУ Марковская основная общеобразовательная школа осуществляет образовательную деятельность. Вместе с тем, лицензия на данный вид деятельности серии А № 267949 закончилась 09 ноября 2011 года. Указанные обстоятельства, подтверждаются собранными по делу об административном правонарушении доказательствами: - протоколом № 25 от 30.12.2011 года об административном правонарушении (л.д.3-4); - объяснением директора МОУ Марковская основная общеобразовательная школа Петровой О.В., согласно которого следует, что лицензия на ведение образовательной деятельности школы не была вовремя выправлена, так как в связи с введением ФЗ-83 произошла задержка регистрации Устава школы (Устав был утвержден 15 декабря 2011 года); также для смены свидетельств на право пользования зданий и земли были зарегистрированы на МОУ Марковскую среднюю школу, хотя с 2008 года Постановлением Главы администрации Комсомольского муниципального района от 23.04.2008 г. № 217 «Об изменении вида образовательного учреждения» изменился вид образовательного учреждения на основную общеобразовательную школу. За время отсутствия лицензии на образовательную деятельность учащиеся и воспитанники, учителя школы не пострадали; работа школы проходила в обычном режиме (л.д.60). При таких обстоятельствах, действия юридического лица МОУ Марковская основная общеобразовательная школа суд квалифицирует по ч.1 ст.19.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях - осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно. Решая вопрос о размере административного наказания, суд учитывает конкретные обстоятельства и представленные нарушителем документы по их устранению. Определяя МОУ Марковская основная общеобразовательная школа наказание за совершенное правонарушение, суд учитывает смягчающие обстоятельства, а также иные обстоятельства по делу. Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность юридического лица, суд признает привлечение к административной ответственности впервые (ч. 2 ст. 4.2 КоАП РФ). Каких-либо отягчающих вину обстоятельств по делу не установлено. Иными обстоятельствами по делу, которые судья принимает во внимание, является то, что директор школы Петрова О.В. как должностное лицо уже привлечена к административной ответственности по части 1 ст. 19.20 КоАП РФ; она признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ и на неё мировым судьёй судебного участка № 4 Комсомольского района наложено административное наказание как на должностное лицо в виде штрафа в размере 30000 рублей. Кроме того, суд учитывает, что в соответствии с Законом «Об образовании» общее правило финансирования образовательных учреждений состоит в том, что образовательное учреждение должно финансироваться учредителем. Самостоятельных источников дохода, какими могут быть дополнительные финансовые средства за счет предоставления платных дополнительных образовательных и иных предусмотренных уставом образовательного учреждения услуг, МОУ Марковская основная общеобразовательная школа не имеет. Оснований для признания указанного правонарушения малозначительным в соответствии со ст. 2.9 КОАП РФ не имеется. МОУ Марковская основная общеобразовательная школа были предприняты все возможные меры для получения лицензии на осуществление образовательной деятельности: в настоящее время документы на получение Свидетельств о государственной регистрации права находятся на рассмотрении в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии. Получение документов будет произведено через 2 недели, после чего они поступят в Департамент образования Ивановской области для получения лицензии на образовательную деятельность. Деятельность школы не создает угрозу жизни и здоровью учащихся. В связи с изложенным, суд считает возможным назначить МОУ Марковская основная общеобразовательная школа наказание в виде предупреждения. В соответствии с ч. 1 ст. 3.4 КоАП РФ, предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме. В силу ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба. Указанных в ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ последствий, при которых предупреждение назначено не может быть, не имеется. Законный представитель юридического лица Петрова О.В. заверила суд, что все мероприятия организационного характера уже проводятся и лицензия образовательным учреждением будет получена в ближайшее время. Судья также не находит оснований для приостановления деятельности юридического лица, поскольку будет нарушен образовательный процесс, а право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации. Образование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права (преамбула Закона «Об образовании»). Так, в статье 13 Международного Пакта от 16.12.1966 года «Об экономических, социальных и культурных правах» содержится следующее положение, что «Участвующие в настоящем Пакте государства признают право каждого человека на образование». Названных в статье 3.12 КоАП РФ обстоятельств, при которых производится административное приостановление деятельности, судья не находит. Получение образовательным учреждением лицензии может быть произведено без ущерба образовательному процессу. Образовательное учреждение до 09 ноября 2011 года имело лицензию. Срок отсутствия лицензии небольшой, законный представитель юридического лица принимает меры к получению лицензии и как должностное лицо директор школы Петрова О.В. уже привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.20 КОАП РФ в виде штрафа в размере 30000 рублей. За время отсутствия лицензии образовательный процесс нарушен не был, образовательная деятельность продолжалась. Указанные в ч. 2 ст. 3.4 и ст. 3.12 КоАП РФ обстоятельства отсутствуют. С учетом приведенных обстоятельств дела и гарантированных Конституцией РФ и международными нормами права на образование, оснований для приостановления деятельности юридического лица судья не находит и считает ограничиться предупреждением, с вынесением представления в адрес юридического лица и его учредителя в соответствии со ст. 29.13 КоАП РФ, что будет способствовать контролю суда за получением образовательным учреждением соответствующей лицензии. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 23.1, ч. 1 ст. 19.20, ст. 3.4, ст. 3.12, 29.9, 29.10, 29.13, 30.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, ПОСТАНОВИЛ: Признать юридическое лицо - муниципальное образовательное учреждение (МОУ) Марковская основная общеобразовательная школа - виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнуть названное юридическое лицо по ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ административному наказанию в виде ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ. Постановление может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Комсомольский районный суд в течение 10 суток со дня его вынесения, а должностным лицом, составившим протокол об административном правонарушении, в тот же срок со дня вручения или получения копии постановления. Судья Комсомольского районного суда Ивановской области __________________ А.Г. Прыткин