ПРизнание бездействия незаконным и обязании разработки проектов зон санитарной охраны



Дело Номер

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Дата г. Комсомольск-на-Амуре

Комсомольский районный суд Хабаровского края

в составе: председательствующего - судьи Фетисовой М.А.,

с участием:

старшего помощника прокурора Комсомольского района Хабаровского края - Александровой Е.В.,

представителя ответчика - Ивашкиной О.И.,

при секретаре судебного заседания - Артазей Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Комсомольского района Хабаровского края в защиту интересов неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Жилищно-коммунальный участок № 2», третьим лицам, не заявляющим самостоятельных требований - Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - территориальному отделу управления Роспотребнадзора по Хабаровскому краю в г. Комсомольске-на-Амуре, Комсомольском, Амурском, Солнечном, им. П. Осипенко районах, администрации Гайтерского сельского поселения Комсомольского муниципального района, администрации Селихинского сельского поселения Комсомольского муниципального района, администрации сельского поселения «Село Большая Картель» Комсомольского муниципального района - о признании бездействия незаконным, обязании разработки проектов санитарных зон и утверждении их в органах Роспотребнадзора,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Комсомольского района Хабаровского края обратился в суд с указанным иском в защиту прав неопределенного круга лиц, указывая на то, что прокуратурой Комсомольского района, в ходе проведения проверки исполнения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в деятельности ООО «ЖКУ-2» установлено, что ООО «ЖКУ-2», оказывая жилищно-коммунальные услуги в Селихинском сельского поселения, в сельском поселении «Село Даппы», в сельском поселения «Село Большая Картель», в Гайтерском сельском поселении, эксплуатирует водозаборные скважины без утвержденных в установленном порядке проектов зон санитарной охраны месторождений питьевых подземных вод. Тем самым ООО «ЖКУ-2» нарушает требования санитарных правил в части охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. В нарушение установленных требований санитарно-эпидемиологического законодательства проект зоны санитарной охраны указанных водозаборных скважин обществом не разработан, в органах Роспотребнадзора не утвержден. Нарушение обществом санитарно-эпидемиологических требований создает реальную угрозу здоровью населения сельских поселений, на территории которых общество оказывает жилищно-коммунальные услуги, не позволяет обеспечить благоприятные условия жизнедеятельности людей. Обществу необходимо незамедлительно принять меры, направленные на устранение воздействия факторов среды обитания, создающих угрозу жизни, здоровью населения, угрозу жизни или здоровью будущих поколений. Просит признать бездействие ООО «ЖКУ-2», выражающиеся в не разработке в установленном порядке проектов зон санитарной охраны водных объектов при эксплуатации водозаборных скважин и не утверждении их в органах Роспотребнадзора незаконным; обязать ООО «ЖКУ-2» разработать проекты зон санитарной охраны и утвердить их в установленном порядке в органах Роспотребнадзора в течение 6 месяцев.

В судебном заседании старший помощник прокурора Комсомольского района Хабаровского края Александрова Е.В. на исковых требованиях настаивала по обстоятельствам, изложенным в исковом заявлении, просила установить срок для исполнения решения суда один год.

Представитель ответчика - Ивашкина О.И. в судебном заседании исковые требования признала.

Представитель третьего лица - Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - территориального отдела управления Роспотребнадзора по Хабаровскому краю в г. Комсомольске-на-Амуре, Комсомольском, Амурском, Солнечном, им. П. Осипенко районах - Поспелова Н.В., действующая на основании доверенности от Дата , в судебном заседании пояснила, что в отношении водозаборной скважины в сельском поселении «Село Большая Картель» проект санитарной зоны разрабатывать и утверждать не требуется, поскольку данная скважина не является централизованным источником водоснабжения, она - без разводящей сети.

Представитель третьего лица - Глава администрации Гайтерского сельского поселения Комсомольского муниципального района Хабаровского края Кляпко В.А., в судебном заседании пояснила, что требования прокурора поддерживает.

Представители третьих лиц - администрации Селихинского сельского поселения и сельского поселения «Село Большая Картель» в судебное заседание не явились. На основании ст.167 ГПК РФ, суд находит возможным рассмотрение дела в отсутствие представителей указанных лиц.

Выслушав участников судебного разбирательства, изучив представленные материалы, суд приходит к следующему.

ООО «ЖКУ № 2» оказывает жилищно-коммунальные услуги на территории Комсомольского муниципального района - в Селихинском, Гайтерском сельских поселениях, в сельском поселении «Село Большая Картель». При осуществлении хозяйственной деятельности общество эксплуатирует водозаборные скважины: на основании договора аренды объектов нежилого фонда от Дата Номер, заключенного с администрацией Гайтерского сельского поселения Комсомольского муниципального района - водозаборную скважину, 2004 года постройки, балансовой стоимостью ... рублей; - на основании договора аренды объектов нежилого фонда от Дата Номер, заключенного с администрацией Селихинского сельского поселения Комсомольского муниципального района - водозаборную скважину, 1996 года постройки, балансовой стоимостью ... рублей; - на основании договора аренды объектов нежилого фонда от Дата б/н, заключенного с администрацией сельского поселения «Село Большая Картель» Комсомольского муниципального района - водозаборную скважину, 1959 года постройки, б/стоимости.

Частью 1 ст. 43 Водного кодекса РФ установлено, что для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений.

В силу ч. 2 указанной нормы, для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны (ЗСО) в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

Согласно ст. 11 ФЗ от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», юридические лица, в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, в числе прочего обязаны: выполнять требования санитарного законодательства; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции; проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания.

В силу ч. 4 ст. 18 указанной нормы, проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов РФ при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.

Порядок организации и эксплуатации зон санитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, утвержден постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 14.03.2002 №10 «О введении в действие Санитарных правил и норм «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02», пунктами 1.2 и 1.3 которых установлено, что СанПиН определяют санитарно - эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, соблюдение которых является обязательным для юридических лиц.

Пунктом 1.4. СанПиН 2.1.4.1110-02 установлено, что зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников.

Основной целью создания и обеспечения режима в зонах санитарной охраны является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.

Как установлено в ходе прокурорской проверки, состоянию на Дата в нарушение установленных требований законодательства ООО «ЖКУ-2» эксплуатирует водозаборные скважины без утвержденных в установленном порядке проектов зон санитарной охраны месторождений питьевых подземных вод, чем нарушает требования санитарных правил в части охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения.

В судебном заседании представитель Роспотребнадзора пояснила, что проект санитарной охранной зоны в отношении водозаборной скважины в с.п. « Село Большая Картель» не требуется. Однако в отношении иных водозаборных скважин проведение вышеуказанных мероприятий необходимо.

Нарушение ответчиком санитарно-эпидемиологических требований создает угрозу здоровью населения сельских поселений, не позволяет обеспечить благоприятные условия жизнедеятельности людей.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования Прокурора Комсомольского района Хабаровского края - удовлетворить.

Признать незаконным бездействие общества с ограниченной ответственностью «Жилищно-коммунальный участок № 2», выразившееся в не разработке в установленном порядке проектов зон санитарной охраны водных объектов при эксплуатации водозаборных скважин и не утверждении проектов в органах Роспотребнадзора.

Обязать общество с ограниченной ответственностью «Жилищно-коммунальный участок № 2», в срок по 02 октября 2011 года разработать проекты зон санитарной охраны водных объектов и утвердить их в установленном порядке в органах Роспотребнадзора.

Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Комсомольский районный суд Хабаровского края в течение 10 дней со дня изготовления его в окончательной форме.

Судья М.А.Фетисова

Решение вступило в законную силу 18 октября 2010 года.