Дело Номер
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Дата г. Комсомольск-на-Амуре
Комсомольский районный суд Хабаровского края
в составе: председательствующего - судьи Фетисовой М.А.,
с участием:
старшего помощника прокурора Комсомольского района Хабаровского края - Александровой Е.В.,
представителя ответчика - Ивашкиной О.И.,
при секретаре судебного заседания - Артазей Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Комсомольского района Хабаровского края в защиту интересов неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Жилищно-коммунальный участок № 2», третьим лицам, не заявляющим самостоятельных требований - Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - территориальному отделу управления Роспотребнадзора по Хабаровскому краю в г. Комсомольске-на-Амуре, Комсомольском, Амурском, Солнечном, им. П. Осипенко районах, администрации Селихинского сельского поселения Комсомольского муниципального района, администрации Комсомольского муниципального района- о признании бездействия незаконным, обязании разработки проектов санитарно-защитных зон производственных объектов и утверждения их в органах Роспотребнадзора,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Комсомольского района Хабаровского края обратился в суд с указанным иском в защиту прав неопределенного круга лиц, указывая на то, что прокуратурой Комсомольского района, в ходе проведения проверки исполнения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в деятельности общества с ограниченной ответственностью «Жилищно-коммунальный участок № 2» (далее ООО «ЖКУ № 2»), установлено, что при осуществлении хозяйственной деятельности ООО «ЖКУ № 2» эксплуатирует котельные, являющиеся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека. В нарушение требований законодательства, ООО «ЖКУ № 2» не разработало проекты санитарно-защитных зон вокруг эксплуатируемых на территории сельских поселений котельных и не утвердило эти проекты в управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю (далее - управление Роспотребнадзора) ООО «ЖКУ № 2» осуществляет эксплуатацию котельных с грубыми нарушениями действующего санитарно-эпидемиологического законодательства России, чем нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду. Просит признать бездействия ООО «ЖКУ № 2», выражающиеся в не разработке в установленном порядке проектов санитарно-защитных зон производственных объектов - котельных, расположенных на территориях Селихинского и Гайтерского сельских поселений, и не утверждении их в органах Роспотребнадзора, незаконными; обязать ООО «ЖКУ № 2» разработать проекты санитарно-защитных зон производственных объектов - котельных, расположенных на территориях Селихинского и Гайтерского сельских поселений, и утвердить их в установленном порядке в органах Роспотребнадзора.
В судебном заседании старший помощник прокурора Комсомольского района Хабаровского края Александрова Е.В. на исковых требованиях настаивала по обстоятельствам, изложенным в исковом заявлении, просила установить срок для исполнения решения суда дин год.
Представитель ответчика - Ивашкина О.И. в судебном заседании исковые требования признала.
Представитель третьего лица - Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - территориального отдела управления Роспотребнадзора по Хабаровскому краю в г. Комсомольске-на-Амуре, Комсомольском, Амурском, Солнечном, им. П. Осипенко районах - Поспелова Н.В., действующая на основании доверенности от Дата , в судебном заседании исковые требования прокурора поддержала.
Представители третьих лиц - администрации Селихинского сельского поселения и администрации Комсомольского муниципального района в судебное заседание не явились. На основании ст.167 ГПК РФ, суд находит возможным рассмотрение дела в отсутствие представителей указанных лиц.
Выслушав участников судебного разбирательства, изучив представленные материалы, суд приходит к следующему.
ООО «ЖКУ № 2» оказывает жилищно-коммунальные услуги на территории Комсомольского муниципального района. При осуществлении хозяйственной деятельности общество эксплуатирует на основании договоров аренды объектов нежилого фонда котельные, расположенные в Селихинском и Гайтерском сельских поселениях.
В целях обеспечения безопасности населения сельских поселений, ответчик обязан был разработать проекты санитарно-защитных зон, вокруг эксплуатируемых на территории сельских поселений котельных и утвердить их в управлении Роспотребнадзора.
В ходе прокурорской проверки установлено, что проекты санитарно-защитных зон ответчиком не разработаны, в органах Роспотребнадзора не утверждены.
В соответствии со ст.ст. 42, 58 Конституции РФ, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.
Отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, регулируются ФЗ от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, в той мере, в какой это необходимо для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, регулируются законодательством РФ об охране окружающей среды (ст. 4 Закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
В соответствии со ст. 11 указанного Закона, индивидуальные предприниматели и юридические лица, в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, в числе прочего обязаны: - выполнять требования санитарного законодательства; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; - обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг; - осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции; - проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания.
Согласно ст. 20 указанной нормы, атмосферный воздух в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, а также воздух в рабочих зонах производственных помещений, жилых и других помещениях (в местах постоянного или временного пребывания человека) не должен оказывать вредное воздействие на человека.
Нормативы предельно допустимых выбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздух, проекты санитарно-защитных зон утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных нормативов и проектов санитарным правилам.
Органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, граждане, индивидуальные предприниматели, юридические лица в соответствии со своими полномочиями обязаны осуществлять меры по предотвращению и снижению загрязнения атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека, обеспечению соответствия атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека санитарным правилам.
В силу ч.3 ст. 16 Федерального закона Российской Федерации от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» в целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются санитарно-защитные зоны организаций. Размеры таких санитарно-защитных зон определяются на основе расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией организаций.
Порядок установления санитарно-защитных зон вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, а также санитарная классификация организаций, утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 г. № 74 «О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН) № 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов». Требования данных Правил, в силу п. 1.2, распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых и действующих промышленных объектов и производств, объектов транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, опытно-экспериментальных производств, объектов коммунального назначения, спорта, торговли, общественного питания и др., являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека. Кроме этого, Правила, согласно пункту 1.4, устанавливают класс опасности промышленных объектов и производств, требования к размеру санитарно-защитных зон, основания для пересмотра этих размеров, методы и порядок их установления для отдельных промышленных объектов и производств и/или их комплексов, ограничения на использование территории санитарно-защитной зоны, требования к их организации и благоустройству, а также требования к санитарным разрывам опасных коммуникаций. В силу пункта 3.1 Правил, разработка проекта санитарно-защитной зоны для объектов I - III класса опасности является обязательной. Пунктом 4.3 Правил установлено, что для промышленных объектов и производств III, IV и V классов опасности размеры санитарно-защитных зон могут быть установлены, изменены на основании решения и санитарно-эпидемиологического заключения Главного государственного санитарного врача субъекта РФ или его заместителя на основании: - действующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов; - результатов экспертизы проекта санитарно-защитной зоны с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные поля (ЭМП) и др.); - систематических натурных исследований и измерений загрязнения атмосферного воздуха (тридцать дней исследований на каждый ингредиент в отдельной точке), уровней физического воздействия на атмосферный воздух. Пунктом 7.1.10 указанных Правил, объекты по производству электрической и тепловой энергии при сжигании минерального топлива, в том числе районные котельные, отнесены к 3-му классу опасности.
Поскольку ответчиком в нарушение действующего законодательства не разработаны и не утверждены проекты санитарно-защитных зон производственных объектов, суд приходит к выводу о том, что данное бездействие ответчика нарушает санитарно-эпидемиологические требования и создает угрозу здоровью населения сельских поселений, не позволяет обеспечить благоприятные условия жизнедеятельности людей.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования Прокурора Комсомольского района Хабаровского края - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие общества с ограниченной ответственностью «Жилищно-коммунальный участок №2», выразившиеся в не разработке в установленном порядке проектов санитарно-защитных зон производственных объектов - котельных, расположенных на территориях Селихинского и Гайтерского сельских поселений, и не утверждении их в органах Роспотребнадзора.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Жилищно-коммунальный участок №2», в срок по 02 октября 2011 года разработать проекты санитарно-защитных зон производственных объектов - котельных, расположенных на территориях Селихинского и Гайтерского сельских поселений, и утвердить их в установленном порядке в органах Роспотребнадзора.
Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Комсомольский районный суд Хабаровского края в течение 10 дней со дня изготовления его в окончательной форме.
Судья М.А.Фетисова
Решение вступило в законную силу 18 октября 2010 года.