Признание бездействия незаконным и понуждении к совершению действий



Дело № 2-383/2010

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

23 сентября 2010 г. г. Комсомольск-на-Амуре

Комсомольский районный суд Хабаровского края

в составе: председательствующего - судьи Фетисовой М.А.,

с участием:

старшего помощника прокурора Комсомольского района Хабаровского края - Александровой Е.В.,

при секретаре судебного заседания - Артазей Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Комсомольского района Хабаровского края в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к главе сельского поселения «Село Хурба» Комсомольского муниципального района о признании бездействия незаконным и понуждении к совершению действий,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Комсомольского района Хабаровского края обратился в суд с указанным иском в защиту прав неопределенного круга лиц, указывая на то, что прокуратурой Комсомольского района, в ходе проведения проверки исполнения природоохранного законодательства в части деятельности органов местного самоуправления по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, выявлено существенное нарушение федерального законодательства. Согласно ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения отнесена организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. ФЗ «Об отходах производства и потребления» запрещено захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения; территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. На территории, расположенной между домами № и № по <адрес> в с. Хурба Комсомольского района, имеются 2 несанкционированных места размещения отходов. Факт наличия на территории сельского поселения несанкционированных мест размещения отходов зафиксирован актом проверки прокуратуры Комсомольского района от ДД.ММ.ГГГГ, схемой и фототаблицей, являющимися приложениями к акту. В ходе проверки на указанных несанкционированных свалках было обнаружено наличие строительного мусора, рубероида, асфальтового покрытия, сгоревших автомобильных покрышек, пластиковой, стеклянной и металлической тары, в том числе от автомобильных масел. В соответствии с ФЗ «Об отходах производства и потребления», Приказа МПР РФ № 786 от 02 декабря 2002 года «Об утверждении федерального классификационного каталога отходов» умеренно опасными отходами (III класс) являются остатки автомобильных масел, потерявших потребительские свойства, остатки дизельных масел, потерявших потребительские свойства, остатки трансмиссионных масел, потерявших потребительские свойства. Малоопасными отходами (IV класс) являются покрышки отработанные, покрышки с тканевым кордом отработанные, покрышки с металлическим кордом отработанные, отходы битума, асфальта в твердой форме, отходы рубероида, мусор строительный от разборки зданий. Таким образом, на указанных выше несанкционированных свалках незаконно размещены отходы различных классов опасности, что создает угрозу здоровью неопределенного круга лиц жителей сельского поселения «Село Хурба». Размещение отходов производства и потребления на территориях, не отведенных для этих целей, т.е. на несанкционированных свалках, представляет серьезную эпидемиологическую опасность и может повлечь возникновение различных, в том числе и инфекционных заболеваний, размножение паразитных животных, которые являются разносчиками этих болезней, загрязнение почвы, подземных и грунтовых вод и атмосферного воздуха и является нарушением п. 4.3. СанПиН 2.17.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления». Главой сельского поселения «Село Хурба» не исполняются требования указанных выше федеральных законов, СанПиН 2.17.1322-03, не осуществляется деятельность по ликвидации несанкционированных свалок. Вывоз мусора, рекультивация земли не производится. Просит признать незаконным бездействие главы сельского поселения «Село Хурба», выразившееся в не организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора с двух несанкционированных мест размещения отходов, расположенных в с. Хурба Комсомольского района на участке местности между домами № и № по <адрес> и обязать главу сельского поселения «Село Хурба» организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора с двух несанкционированных мест размещения отходов, расположенных в с. Хурба Комсомольского района на участке местности между домами № и № по <адрес>, с последующей рекультивацией указанных земельных участков, с установление конкретного срока исполнения.

В судебном заседании старший помощник прокурора Комсомольского района Хабаровского края Александрова Е.В. на исковых требованиях настаивала по обстоятельствам, изложенным в исковом заявлении, просила установить срок для исполнения решения суда - по 31 декабря 2010 г.

Глава администрации сельского поселения «Село Хурба» Комсомольского муниципального района Хабаровского края Караваев С.А., будучи своевременно и надлежащим образом уведомленными о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. На основании ст. 167 ч. 4 ГПК РФ, суд находит возможным рассмотрение дела в отсутствие ответчика.

Выслушав старшего помощника прокурора Комсомольского района, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 18 ч.1 ст. 14 Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч.1 ст. 7 ФЗ Федеральный закон от 10 января 2002 года № 7-ФЗ
«Об охране окружающей среды» к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Полномочия органов местного самоуправления в области обращения с отходами определены ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Частью 5 ст.12 указанного закона, запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

В материалах дела имеется акт от ДД.ММ.ГГГГ о проверке исполнения природоохранного законодательства, согласно которому, в ходе проведения данной проверки, установлено, что на территории, расположенной между домами № и № по <адрес> в с. Хурба Комсомольского района, расположены несанкционированные места размещения отходов, объекты не внесены в реестр объектов размещения отходов, не имеют необходимых санитарно-эпидемиологических и экологических заключений, не отвечают требованиям пожарной безопасности.

Согласно ч.1, 2 ст. 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации » предусмотрено, что местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городских округахи навнутригородских территориях городов федерального значения.Границы территорий муниципальных образований устанавливаются и изменяются законами субъектов Российской Федерации (ст.10).

Согласно ст. 11 указанной нормы, границы муниципальных образований устанавливаются и изменяются в соответствии со следующими требованиями: территория субъекта Российской Федерации разграничивается между поселениями; в состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения; в состав территории сельского поселения могут входить, как правило, один сельский населенный пункт или поселок и (или) объединенные общей территорией несколько сельских населенных пунктов; территория населенного пункта должна полностью входить в состав территории поселения;

В соответствии со ст. 14 указанной нормы, к вопросам местного значения поселения относится, в том числе, организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

В ходе проведения подготовки дела к судебному разбирательству ответчиком было предоставлено сообщение <данные изъяты>, из которого следует, что дома, расположенные по адресу: с. Хурба, <адрес>, №, № и №, стоят на балансе последнего.

Закон Хабаровского края от 28 июля 2004 года № 208 «О наделении поселковых, сельских муниципальных образований статусом городского, сельского поселения и об установлении их границ» определяет границы сельских поселений, в том числе и границы сельского поселения «Село Хурба» Комсомольского муниципального района.

Пунктом 7.19 приложения 2 закреплено картографическое описание границы сельского поселения «Село Хурба», а именно: От точки с ГК 50°25"42" СШ и 136°48"17" ВД граница проходит по р. Малая Хурба на восток до пересечения с грунтовой дорогой, затем с ее южной стороны через 0,2 км поворачивает на северо-восток, следует 0,8 км по грунтовой дороге до пересечения с автотракторной дорогой, по которой проходит на юго-восток 1,0 км, затем поворачивает на северо-восток по грунтовой дороге до высоты, с отметкой 105,5. От этой точки граница следует на северо-восток по прямой 1,4 км через высоту с отметкой 54,1 до ограждения в точку с ГК 50°25"30" СШ и 136°52"18" ВД, поворачивает на северо-восток до точки с ГК 50°25"46" СШ и 136°52"30" ВД, затем в юго-западном направлении через 1,05 км выходит в точку с ГК 50°25"08" СШ и 136°52"43" ВД на границе территорий садовых участков. Далее граница проходит юго-восток по грунтовой дороге 0,8 км до путевой машинной станции, поворачивает по границе садовых участков на северо-восток 0,4 км, поворачивает на восток и, пересекая железную дорогу Хабаровск - Комсомольск-на-Амуре, следует с южной стороны садовых участков через высоту с отметкой 31,6 до стыка с границей сельского поселения «Село Новый Мир» в точке с ГК 50°25"13" СШ и 136°55"56" ВД на северо-восточном углу территории аэропорта. От этой точки граница проходит по смежеству с границей сельского поселения «Село Новый Мир» на юг с восточной стороны территории аэропорта по полевой дороге 0,7 км, поворачивает на восток и юго-восток и через 1,5 км поворачивает на восток, и следует 0,15 км до стыка с границей сельского поселения «Село Новый Мир» в точке с ГК 50°24"29" СШ и 136°57"16" ВД. Затем граница следует на юг по западной границе мелиоративной системы до стыка с границей сельского поселения «Поселок Молодежный» в точке с ГК 50°23"17" СШ и 136°56"23" ВД на западном углу мелиоративной системы ГУСП «Комсомольское», откуда проходит на запад 0,1 км и выходит на автодорогу Хурба - Молодежный и по северо-восточной границе полосы ее отвода следует 0,7 км, пересекает ее и идет вдоль грунтовой дороги на очистные сооружения, пересекает ее через 0,95 км под прямым углом и через 0,16 км выходит на безымянное озеро, затем поворачивает под прямым углом на юго-запад и через 1,1 км выходит на пересечение с р. Малая Хурба в точке с ГК 50°23"05" СШ и 136°54"25" ВД. Далее идет вверх по реке 0,8 км до стыка с границей сельского поселения «Поселок Молодежный» на р. Малая Хурба в точке с ГК 50°23"20" СШ и 136°53"59" ВД. Далее граница проходит по р. Малая Хурба на северо-запад (против течения) до точки с ГК 50°23"38" СШ и 136°52"56" ВД, поворачивает на юго-запад вдоль дамбы и через высоту с отметкой 37,6 выходит на р. Большая Хурба в точке с ГК 50°22"57" СШ и 136°52"20" ВД, и далее проходит по р. Большая Хурба против течения на северо-запад до точки с ГК 50°24"17" СШ и 136°48"39" ВД, затем следует 1,0 км до лесовозной дороги в место пересечения ее с ЛЭП и далее через высоту с отметкой 69,2 выходит к исходной точке.

Указанным картографическим описанием не предусмотрены границы сельского поселения «Село Хурба» с закрытым военным городком, следовательно, военный городок входит в территорию сельского поселения.

Приказом Министра обороны СССР от 22 февраля 1977 года № 75, утверждено
«Положение о квартирно-эксплуатационной службе и квартирном довольствии Советской Армии и Военно-Морского Флота» (с изменениями от 01 сентября 2008 года), согласно п. 115 которого, основной задачей администрации домоуправлений, общежитий и гостиниц является сохранение находящегося в их ведении жилищного фонда в исправном состоянии, обеспечение бесперебойной работы коммунального оборудования жилых зданий, общежитий и гостиниц, а также создание нормальных жилищно-бытовых условий для проживающих.

В судебном заседании достоверно установлено, что дома № и № по <адрес> с. Хурба Комсомольского района находятся на балансе домоуправления № 1 ФГУ «Бочинская КЭЧ района» МО РФ, но данная организация не занимается организацией сбора и вывозом бытовых отходов и мусора. В связи с тем, что военный городок расположен на территории сельского поселения «Село Хурба» Комсомольского района Хабаровского края, только администрация сельского поселения должна заниматься организацией сбора и вывозом бытовых отходов и мусора.

Непринятие ответчиком мер по обеспечению благоприятной окружающей среды и экологической безопасности, может привести к последствиям в виде причинения вреда жизни и здоровью граждан, а также причинения вреда имуществу лиц, проживающих на территории сельского поселения «Село Хурба» Комсомольского района Хабаровского края.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования Прокурора Комсомольского района Хабаровского края в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к главе сельского поселения «Село Хурба» Комсомольского муниципального района Хабаровского края о признании бездействия незаконным и понуждении к совершению действий удовлетворить.

Признать незаконным бездействие главы сельского поселения «Село Хурба» Комсомольского муниципального района Хабаровского края, выразившееся в неорганизации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора с двух несанкционированных мест размещения отходов, расположенных в сельском поселении «Село Хурба» Комсомольского муниципального района Хабаровского края, на участке местности между домами № и № по <адрес>.

Обязать главу сельского поселения «Село Хурба» Комсомольского муниципального района Хабаровского края в срок по 31 декабря 2010 года организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора с двух несанкционированных мест размещения отходов, расположенных в сельском поселении «Село Хурба» Комсомольского муниципального района Хабаровского края, на участке местности между домами № и № по ул<адрес>, с последующей рекультивацией указанных земельных участков.

Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Комсомольский районный суд Хабаровского края в течение 10 дней со дня изготовления его в окончательной форме.

Судья М.А.Фетисова

Решение вступило в законную силу 26 ноября 2010 года.