Дело № 2-559/2010
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 октября 2010 года г. Комсомольск-на-Амуре
Комсомольский районный суд Хабаровского края в составе:
председательствующего судьи Богатыревой Н.Ю.,
с участием истца - старшего помощника прокурора Комсомольского района Хабаровского края Александровой Е.В.,
ответчика - ИП Зубач Н.П.,
при секретаре судебного заседания - Савдияровой В.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Комсомольского района Хабаровского края к индивидуальному предпринимателю Зубач Н.П. о признании бездействия незаконным и понуждении к проведению аттестации рабочих мест, направлению сведений в орган государственной инспекции труда, получению сертификата организации работ по охране труда,
у с т а н о в и л:
Прокурор Комсомольского района Хабаровского края обратился в суд с указанным иском к ответчику, указывая на то, что в ходе проведения проверки трудового законодательства выявлены нарушения, допущенные ИП Зубач Н.П.. Статьей 212 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя, который обязан обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда. В соответствии со ст. 209 ТК РФ, приказом Минздравсоцразвития РФ от 31 августа 2007 года № 569 утвержден Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда. Работодатель должен был провести аттестацию всех имеющихся рабочих мест, затем направить сведения о проведения аттестации в орган государственной инспекции труда в Хабаровском крае и получить сертификат безопасности, однако это не было сделано. Согласно штатному расписанию у ИП Зубач Н.П. № штатных единиц. Не проводя аттестацию рабочих мест, при отсутствии сертификата безопасности и уведомления органов Гострудинспекции, работодатель нарушил конституционное право граждан на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. Просит признать незаконным бездействие ИП Зубач Н.П., обязать провести аттестацию рабочего места, провести сертификацию организации работы по охране труда и направить сведения в орган Гострудинспекции Хабаровского края.
В судебном заседании истец - старший помощник прокурора Комсомольского района Хабаровского края ФИО3 уточнила исковые требования, пояснив, что поскольку на момент рассмотрения дела ответчиком начата процедура проведения аттестации рабочих мест, заключен договор на проведение аттестации рабочих мест, то бездействия ИП Зубач Н.П. нет, однако просила обязать ответчика провести аттестацию рабочих мест, провести сертификацию организации работы по охране труда и направить сведения в орган Гострудинспекции Хабаровского края.
Ответчик Зубач Н.П. в судебном заседании пояснил, что в настоящее время проводятся мероприятия по аттестации рабочих мест, а именно составлен соответствующий план по подготовке и проведению аттестации, в связи с чем создана комиссия.
Выслушав участников судебного разбирательства, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 212 ТК РФ, обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить, в том числе проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда. Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда (далее «Порядок») утвержден приказом Министерства РФ здравоохранения и социального развития от 31 августа 2007 года № 569 (зарегистрирован в Минюсте РФ 29 ноября 2007 года, регистрационный № 10577).
Пунктами 1, 2 Порядка предусмотрено, что аттестации рабочих мест по условиям труда подлежат все имеющиеся в организации рабочие места. Аттестация рабочих мест по условиям труда предполагает проведение оценки условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.
Согласно п. 4 вышеуказанного Порядка, результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, используются в целях: 1) контроля состояния условий труда на рабочих местах и правильности обеспечения работников сертифицированными средствами индивидуальной и коллективной защиты; 2) оценки профессионального риска как вероятности повреждения (утраты) здоровья или смерти работника, связанной с исполнением им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных законодательством случаях, контроля и управления профессиональным риском, которые предполагают проведение анализа и оценки состояния здоровья работника в причинно-следственной связи с условиями труда, информирование о риске субъектов трудового права, контроль динамики показателей риска, а также проведение мероприятий по снижению вероятности повреждения здоровья работников; 3) предоставления работникам, принимаемым на работу, достоверной информации об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и полагающихся работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях; 4) предоставления работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, бесплатной сертифицированной специальной одежды, специальной обуви и других СИЗ, а также смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с установленными нормами; 5) подготовки статистической отчетности об условиях труда; 6) последующего подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда; 7) подготовки контингентов и поименного списка лиц, подлежащих обязательным предварительным (при поступлении на работу) и периодическим (в течение трудовой деятельности) медицинским осмотрам (обследованиям) работников, а также внеочередных медицинских осмотров (обследований); 8) расчета скидок и надбавок к страховому тарифу в системе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; 9) решения вопроса о связи заболевания с профессией при подозрении на профессиональное заболевание, о диагнозе профессионального заболевания; 10) обоснования принимаемых в установленном порядке решений о применении административного наказания в виде административного приостановления деятельности организаций, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственного оборудования, участков; 11) рассмотрения вопроса о приостановлении эксплуатации зданий или сооружений, машин и оборудования, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг вследствие непосредственной угрозы жизни или здоровью работников; 12) рассмотрения вопросов и разногласий, связанных с обеспечением безопасных условий труда работников и расследованием произошедших с ними несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; 13) принятия мер по надлежащему санитарно-бытовому и профилактическому обеспечению работников организации; 14) обоснования ограничений труда для отдельных категорий работников; 15) включения в трудовой договор характеристики условий труда и компенсаций работникам за работу в тяжелых, вредных и (или) опасных условиях труда; 16) обоснования планирования и финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда в организациях, в том числе за счет средств на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; 17) создания банка данных существующих условий труда на уровне организации, муниципального образования, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и на федеральном уровне; 18) проведения мероприятий по осуществлению федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; 19) применения предусмотренных законодательством мер ответственности к лицам, виновным в нарушениях законодательства об охране труда.
Исходя из требований п. 5 Порядка сроки проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в организации устанавливаются исходя из того, что каждое рабочее место должно аттестовываться не реже одного раза в пять лет.
После проведения аттестации согласно п. 46 вышеназванного Порядка работодатель направляет перечень рабочих мест, ведомости рабочих мест подразделений организации и результатов их аттестации по условиям труда и сводную ведомость рабочих мест организации и результатов их аттестации по условиям труда в государственную инспекцию труда в субъекте Российской Федерации (территориальный орган Федеральной службы по труду и занятости по государственному надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права).
Порядок сертификации организации работ по охране труда, утвержден Постановлением Минтруда РФ от 24 апреля 2002 года № 28 «О создании системы сертификации работ по охране труда в организациях», зарегистрированным в Минюсте РФ 26 июля 2002 года, регистрационный № 3622.
ИП Зубач Н.П. является индивидуальным предпринимателем, о чем в Едином государственном реестре юридических лиц внесена запись №.
Согласно штатному расписанию на 2010 год у ИП Зубач Н.П. № штатных единиц.
ИП Зубач Н.П. аттестацию рабочего места не проводил, что подтверждается имеющимся в материалах дела сообщением Государственной инспекции по труду в Хабаровском крае.
В материалах дела имеется план мероприятий по подготовке и проведению аттестации рабочих мест по условиям труда и создана комиссия с целью проведения аттестации рабочих мест.
Таким образом, ответчиком приняты меры по проведению аттестации рабочих мест и бездействие ИП Зубач Н.П. в проведении аттестации рабочих мест в судебном заседании не установлено.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования в части понуждения ответчика провести аттестацию рабочих мест, провести сертификацию организации работы по охране труда и направить сведения в орган Гострудинспекции Хабаровского края обоснованны и подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ, государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований, в соответствующий бюджет, согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Размеры государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, установлены ст. ст. 333.19 НК РФ и составляет с физических лиц по искам неимущественного характера в размере 200 рублей.
Согласно ст. 50 и ст. 61.1 Бюджетного кодекса РФ, в бюджеты муниципальных районов подлежит зачислению государственная пошлина по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями (за исключением Верховного Суда Российской Федерации), по нормативу 100 процентов.
Таким образом, с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в бюджет Комсомольского муниципального района Хабаровского края в сумме 200 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,
р е ш и л:
Исковые требования прокурора Комсомольского района Хабаровского края к индивидуальному предпринимателю Зубач Н.П. о понуждение к проведению аттестации рабочих мест, направлению сведений в орган государственной инспекции труда, получению сертификата организации работ по охране труда удовлетворить.
Обязать индивидуального предпринимателя Зубач Н.П. провести аттестацию рабочих мест, провести сертификацию организации работы по охране труда и направить сведений в орган Гострудинспекции Хабаровского края.
Взыскать с Зубач Н.П. в бюджет Комсомольского муниципального района Хабаровского края государственную пошлину в размере 200 рублей.
Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Комсомольский районный суд Хабаровского края в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий Н.Ю. Богатырева