Дело № 2-450/2010
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
05 октября 2010 года г. Комсомольск-на-Амуре
Комсомольский районный суд Хабаровского края
в составе:
председательствующего судьи Стельмах Е.Б.,
при секретаре Лепеховой Н.Ф.,
с участием:
старшего помощника прокурора Комсомольского района Хабаровского края Александровой Е.В.,
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Комсомольского района Хабаровского края в защиту прав неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Тапир» о признании бездействия незаконным и понуждении к проведению аттестации рабочих мест, направлению сведений в орган государственной инспекции труда, получению сертификата организации работ по охране труда,
у с т а н о в и л:
Прокурор Комсомольского района Хабаровского края обратился в суд с исковым заявлением в защиту прав неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Тапир» (далее ООО «Тапир») о признании бездействия незаконным и понуждении к проведению аттестации рабочих мест, направлению сведений в орган государственной инспекции труда, получению сертификата организации работ по охране труда, указывая на то, что в ходе проведения проверки трудового законодательства выявлены нарушения, допущенные ООО «Тапир», а именно: работодатель с момента начала осуществления своей деятельности должен был провести аттестацию всех имеющихся рабочих мест, затем направить сведения о проведении аттестации в орган государственной инспекции труда в Хабаровском крае и получить сертификат безопасности, однако это не было сделано. Согласно штатному расписанию в ООО «Тапир» <данные изъяты> штатных единиц. Не проводя аттестацию рабочих мест, при отсутствии сертификата безопасности и уведомления органов Гострудинспекции, работодатель нарушил конституционное право граждан на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. Просит признать бездействие ООО «Тапир» незаконным, обязать провести аттестацию рабочих мест, провести сертификацию организации работы по охране труда и направить сведения в орган Гострудинспекции Хабаровского края.
В судебном заседании старший помощник прокурора Комсомольского района Хабаровского края Александрова Е.В. на исковых требованиях настаивала по обстоятельствам, изложенным в исковом заявлении, просила признать бездействие ООО «Тапир» незаконным, обязать провести аттестацию рабочих мест, провести сертификацию организации работы по охране труда и направить сведения в орган Гострудинспекции Хабаровского края, в срок до 31 декабря 2010 года.
Ответчик, надлежащим образом уведомлённый о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явился, об уважительных причинах своей неявки суду не сообщил.
При таких обстоятельствах в соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося ответчика.
Выслушав мнение старшего помощника прокурора Комсомольского района Хабаровского края, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 212 ТК РФ, обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.
Работодатель обязан обеспечить, в том числе проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.
Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда утвержден приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31 августа 2007 года №569, зарегистрированного в Минюсте РФ 29 ноября 2007 года, регистрационный № 10577.
Пунктом 1, 2 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, предусмотрено, что аттестации рабочих мест по условиям труда подлежат все имеющиеся в организации рабочие места.
Аттестация рабочих мест по условиям труда предполагает проведение оценки условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.
Согласно п.4 вышеуказанного Порядка, результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, используются в целях: 1) контроля состояния условий труда на рабочих местах и правильности обеспечения работников сертифицированными средствами индивидуальной и коллективной защиты; 2) оценки профессионального риска как вероятности повреждения (утраты) здоровья или смерти работника, связанной с исполнением им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных законодательством случаях, контроля и управления профессиональным риском, которые предполагают проведение анализа и оценки состояния здоровья работника в причинно-следственной связи с условиями труда, информирование о риске субъектов трудового права, контроль динамики показателей риска, а также проведение мероприятий по снижению вероятности повреждения здоровья работников; 3) предоставления работникам, принимаемым на работу, достоверной информации об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и полагающихся работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях; 4) предоставления работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, бесплатной сертифицированной специальной одежды, специальной обуви и других СИЗ, а также смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с установленными нормами; 5) подготовки статистической отчетности об условиях труда; 6) последующего подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда; 7) подготовки контингентов и поименного списка лиц, подлежащих обязательным предварительным (при поступлении на работу) и периодическим (в течение трудовой деятельности) медицинским осмотрам (обследованиям) работников, а также внеочередных медицинских осмотров (обследований); 8) расчета скидок и надбавок к страховому тарифу в системе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; 9) решения вопроса о связи заболевания с профессией при подозрении на профессиональное заболевание, о диагнозе профессионального заболевания; 10) обоснования принимаемых в установленном порядке решений о применении административного наказания в виде административного приостановления деятельности организаций, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственного оборудования, участков; 11) рассмотрения вопроса о приостановлении эксплуатации зданий или сооружений, машин и оборудования, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг вследствие непосредственной угрозы жизни или здоровью работников; 12) рассмотрения вопросов и разногласий, связанных с обеспечением безопасных условий труда работников и расследованием произошедших с ними несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; 13) принятия мер по надлежащему санитарно-бытовому и профилактическому обеспечению работников организации; 14) обоснования ограничений труда для отдельных категорий работников; 15) включения в трудовой договор характеристики условий труда и компенсаций работникам за работу в тяжелых, вредных и (или) опасных условиях труда; 16) обоснования планирования и финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда в организациях, в том числе за счет средств на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; 17) создания банка данных существующих условий труда на уровне организации, муниципального образования, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и на федеральном уровне; 18) проведения мероприятий по осуществлению федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; 19) применения предусмотренных законодательством мер ответственности к лицам, виновным в нарушениях законодательства об охране труда.
Исходя из требований п.5 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, сроки проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в организации устанавливаются исходя из того, что каждое рабочее место должно аттестовываться не реже одного раза в пять лет.
Порядок сертификации организации работ по охране труда, утвержден Постановлением Минтруда РФ от 24 апреля № 28 «О создании Системы сертификации работ по охране труда в организациях», зарегистрированным в Минюсте РФ 26 июля 2002 года, регистрационный № 3622.
Согласно штатному расписанию от 01 июля 2010 года, в ООО «Тапир» имеется <данные изъяты> штатных единиц.
ООО «Тапир» аттестацию рабочих мест не проводило, что подтверждается имеющимся в материалах дела ответом Государственной инспекции по труду в Хабаровском крае.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что требования прокурора Комсомольского района Хабаровского края в защиту прав неопределенного круга лиц к ООО «Тапир» о признании бездействия незаконным и понуждении к проведению аттестации всех имеющихся рабочих мест, направлению сведений в орган государственной инспекции труда, получению сертификата организации работ по охране труда, законны, обоснованны и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,
р е ш и л:
Исковые требования прокурора Комсомольского района Хабаровского края в защиту прав неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Тапир» о признании бездействия незаконным и понуждении к проведению аттестации рабочих мест, направлению сведений в орган государственной инспекции труда, получению сертификата организации работ по охране труда удовлетворить.
Признать действия общества с ограниченной ответственностью «Тапир», выразившиеся в не проведении аттестации рабочих мест, направлению сведений в орган государственной инспекции труда, сертификации организации работ по охране труда незаконными.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Тапир» провести аттестацию рабочих мест, провести сертификацию организации работы по охране труда и направить сведения в Государственную трудовую инспекцию труда Хабаровского края до 31 декабря 2010 года.
Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Комсомольский районный суд Хабаровского края в течение десяти дней со дня принятия его судом в окончательной форме.
Судья
Решение вступило в законную силу 18 октября 2010 года.