Дело № 2-631/2010
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
17 ноября 2010 года г.Комсомольск-на-Амуре
Комсомольский районный суд Хабаровского края
в составе:
председательствующего судьи Стельмах Е.Б.,
при секретаре Лепеховой Н.Ф.,
с участием:
старшего помощника прокурора Комсомольского района Хабаровского края Александровой Е.В., представителя ответчика Представитель 1,
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Комсомольского района Хабаровского края в защиту прав неопределенного круга лиц к муниципальному учреждению культуры Дом культуры сельского поселения «Поселок Молодежный» Комсомольского муниципального района Хабаровского края о понуждении к проведению аттестации рабочих мест, направлению сведений в орган государственной инспекции труда, получению сертификата организации работ по охране труда,
у с т а н о в и л:
Прокурор Комсомольского района Хабаровского края обратился в суд с исковым заявлением в защиту прав неопределенного круга лиц к муниципальному учреждению культуры Дом культуры сельского поселения «Поселок Молодежный» Комсомольского муниципального района Хабаровского края (далее МУК ДК сельского поселения «Поселок Молодежный») о признании бездействия незаконным и понуждении к проведению аттестации рабочих мест, направлению сведений в орган государственной инспекции труда, получению сертификата организации работ по охране труда, указывая на то, что в ходе проведения проверки трудового законодательства выявлены нарушения, допущенные МУК ДК сельского поселения «Поселок Молодежный», а именно: работодатель с момента начала осуществления своей деятельности должен был провести аттестацию всех имеющихся рабочих мест, затем направить сведения о проведении аттестации в орган государственной инспекции труда в Хабаровском крае и получить сертификат безопасности, однако это не было сделано. Согласно штатному расписанию в МУК ДК сельского поселения «Поселок Молодежный» <данные изъяты> штатных единиц. Не проводя аттестацию рабочих мест, при отсутствии сертификата безопасности и уведомления органов Гострудинспекции, работодатель нарушил конституционное право граждан на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. Просит признать бездействие МУК ДК сельского поселения «Поселок Молодежный» незаконным, обязать провести аттестацию рабочих мест, провести сертификацию организации работы по охране труда и направить сведения в орган Гострудинспекции Хабаровского края.
В судебном заседании старший помощник прокурора Комсомольского района Хабаровского края Александрова Е.В. от заявленных исковых требований в части признания незаконным бездействия МУК ДК сельского поселения «Поселок Молодежный», выразившегося в не проведении аттестации рабочих мест, отказалась, представив заявление о прекращении производства по делу в указанной части. В остальной части настаивала на удовлетворении исковых требований, и просила обязать МУК ДК сельского поселения «Поселок Молодежный» провести аттестацию всех имеющихся рабочих мест, провести сертификацию организации работы по охране труда и направить сведения в орган Гострудинспекции Хабаровского края. Установить срок для исполнения решения суда до 01 ноября 2011 года.
Отказ прокурора Комсомольского района Хабаровского края от исковых требований в части признания незаконным бездействия МУК ДК сельского поселения «Поселок Молодежный», выразившегося в не проведении аттестации рабочих мест, принят судом, и производство по гражданскому делу по данным требованиям прекращено.
Представитель ответчика -директор МУК ДК сельского поселения «Поселок Молодежный» Представитель 1, в судебном заседании исковые требования признала. Суду пояснила, что в МУК ДК сельского поселения «Поселок Молодежный» составлен план проведения аттестации рабочих мест, создана комиссия по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда. Кроме того, заключен договор с ООО «Транстрейд» на проведение аттестации рабочих мест по условиям труда, выполнения инструментальных измерений физических и химических факторов на рабочих местах с оформлением результатов измерений, подготовку аттестационных материалов для аттестационной комиссии и осуществление на паритетной основе координации, методического руководства и контроля за проведением работ. Однако сама аттестация рабочих мест по условиям труда еще не проведена, поскольку срок выполнения работ согласно договору установлен до 30 марта 2011 года. После выполнения всех необходимых мероприятий и подготовки необходимых документов, сведения будут направлены в орган Гострудинспекции Хабаровского края.
Выслушав участников судебного разбирательства, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 212 ТК РФ, обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.
Работодатель обязан обеспечить, в том числе проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.
Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда утвержден приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31 августа 2007 года №569, зарегистрированного в Минюсте РФ 29 ноября 2007 года, регистрационный № 10577.
Пунктом 1, 2 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, предусмотрено, что аттестации рабочих мест по условиям труда подлежат все имеющиеся в организации рабочие места.
Аттестация рабочих мест по условиям труда предполагает проведение оценки условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.
Согласно п.4 вышеуказанного Порядка, результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, используются в целях: 1) контроля состояния условий труда на рабочих местах и правильности обеспечения работников сертифицированными средствами индивидуальной и коллективной защиты; 2) оценки профессионального риска как вероятности повреждения (утраты) здоровья или смерти работника, связанной с исполнением им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных законодательством случаях, контроля и управления профессиональным риском, которые предполагают проведение анализа и оценки состояния здоровья работника в причинно-следственной связи с условиями труда, информирование о риске субъектов трудового права, контроль динамики показателей риска, а также проведение мероприятий по снижению вероятности повреждения здоровья работников; 3) предоставления работникам, принимаемым на работу, достоверной информации об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и полагающихся работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях; 4) предоставления работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, бесплатной сертифицированной специальной одежды, специальной обуви и других СИЗ, а также смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с установленными нормами; 5) подготовки статистической отчетности об условиях труда; 6) последующего подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда; 7) подготовки контингентов и поименного списка лиц, подлежащих обязательным предварительным (при поступлении на работу) и периодическим (в течение трудовой деятельности) медицинским осмотрам (обследованиям) работников, а также внеочередных медицинских осмотров (обследований); 8) расчета скидок и надбавок к страховому тарифу в системе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; 9) решения вопроса о связи заболевания с профессией при подозрении на профессиональное заболевание, о диагнозе профессионального заболевания; 10) обоснования принимаемых в установленном порядке решений о применении административного наказания в виде административного приостановления деятельности организаций, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственного оборудования, участков; 11) рассмотрения вопроса о приостановлении эксплуатации зданий или сооружений, машин и оборудования, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг вследствие непосредственной угрозы жизни или здоровью работников; 12) рассмотрения вопросов и разногласий, связанных с обеспечением безопасных условий труда работников и расследованием произошедших с ними несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; 13) принятия мер по надлежащему санитарно-бытовому и профилактическому обеспечению работников организации; 14) обоснования ограничений труда для отдельных категорий работников; 15) включения в трудовой договор характеристики условий труда и компенсаций работникам за работу в тяжелых, вредных и (или) опасных условиях труда; 16) обоснования планирования и финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда в организациях, в том числе за счет средств на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; 17) создания банка данных существующих условий труда на уровне организации, муниципального образования, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и на федеральном уровне; 18) проведения мероприятий по осуществлению федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; 19) применения предусмотренных законодательством мер ответственности к лицам, виновным в нарушениях законодательства об охране труда.
Исходя из требований п.5 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, сроки проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в организации устанавливаются исходя из того, что каждое рабочее место должно аттестовываться не реже одного раза в пять лет.
Порядок сертификации организации работ по охране труда, утвержден Постановлением Минтруда РФ от 24 апреля № 28 «О создании Системы сертификации работ по охране труда в организациях», зарегистрированным в Минюсте РФ 26 июля 2002 года, регистрационный № 3622
Согласно штатному расписанию от 01 января 2010 года, в МУК ДК сельского поселения «Поселок Молодежный» имеется <данные изъяты> штатных единиц.
МУК ДК сельского поселения «Поселок Молодежный» аттестацию рабочих мест не проводило, что подтверждается имеющимся в материалах дела ответом Государственной инспекции по труду в Хабаровском крае.
В судебное заседание представителем ответчика Представитель 1 представлены копии документов, подтверждающих проведение мероприятий по аттестации рабочих мест на МУК ДК сельского поселения «Поселок Молодежный», а именно: договор с ООО «Транстрейд» № от ДД.ММ.ГГГГ на проведение мероприятий по аттестации рабочих мест по условиям труда; штатное расписание на ДД.ММ.ГГГГ; план мероприятий по подготовке к аттестации рабочих мест; перечень рабочих мест, подлежащих аттестации; приказ директора МУК ДК сельского поселения «Поселок Молодежный» № от ДД.ММ.ГГГГ «О создании аттестационной комиссии».
Таким образом, в судебном заседании установлено, что в МУК ДК сельского поселения «Поселок Молодежный» ведутся мероприятия по аттестации рабочих мест, однако сама аттестация еще не проведена, сведения по результатам аттестации на МУК ДК сельского поселения «Поселок Молодежный» в орган Гострудинспекции Хабаровского края не направлялись.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что требования прокурора Комсомольского района Хабаровского края в интересах неопределенного круга лиц к МУК ДК сельского поселения «Поселок Молодежный» о понуждении к проведению аттестации всех имеющихся рабочих мест, о проведении сертификации организации работы по охране труда, направлению сведений по результатам аттестации в орган Гострудинспекции Хабаровского края, законны, обоснованны и подлежат удовлетворению.
Принимая во внимание трудоемкость и длительность процесса аттестации рабочих мест по условиям труда, проведение сертификации организации работы по охране труда, направления сведений по результатам аттестации в орган Гострудинспекции Хабаровского края, а также с учетом уже выполненных работ, руководствуясь ст.204 и ч.2 ст.206 ГПК РФ, суд считает возможным установить срок для исполнения решения суда - до 01 ноября 2011 года.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,
р е ш и л:
Исковые требования прокурора Комсомольского района Хабаровского края в защиту прав неопределенного круга лиц к муниципальному учреждению культуры Дом культуры сельского поселения «Поселок Молодежный» Комсомольского муниципального района Хабаровского края о понуждении к проведению аттестации рабочих мест, направлению сведений в орган государственной инспекции труда, получению сертификата организации работ по охране труда удовлетворить.
Обязать муниципальное учреждение культуры Дом культуры сельского поселения «Поселок Молодежный» Комсомольского муниципального района Хабаровского края провести аттестацию рабочих мест, провести сертификацию организации работы по охране труда и направить сведения в Государственную трудовую инспекцию труда Хабаровского края.
Установить срок для исполнения решения суда - до 01 ноября 2011 года.
Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Комсомольский районный суд Хабаровского края в течение десяти дней со дня принятия его судом в окончательной форме.
Судья
Решение вступило в законную силу 30 ноября 2010 года.