Дело № 2-31/2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
12 января 2011 г. г. Комсомольск-на-Амуре
Комсомольский районный суд Хабаровского края
в составе: председательствующего - судьи Фетисовой М.А.,
с участием:
старшего помощника Комсомольского-на-Амуре межрайонного природоохранного прокурора - Драгомирецкого П.И.,
при секретаре судебного заседания - Артазей Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Комсомольского-на-Амуре межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Сельскохозяйственное предприятие «Комсомольское» о понуждении к совершению действий,
УСТАНОВИЛ:
Комсомольский-на-Амуре межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с указанным иском в защиту прав неопределенного круга лиц, указывая на то, что прокуратурой, в ходе проведения проверки соблюдения санитарно- эпидемиологического законодательства при осуществлении деятельности общества с ограниченной ответственностью «Сельскохозяйственное предприятие «Комсомольское» (далее ООО «СХП «Комсомольское»), установлено, что ООО «СХП «Комсомольское» имеет на своем балансе <данные изъяты> голов крупного рогатого скота. В нарушение требований законодательства, ООО «СХП «Комсомольское» не разработало проект санитарно-защитных зон вокруг объектов 3-го класса опасности, так как фермы крупного рогатого скота ответчика является источником воздействия на среду обитания и здоровья человека 3-го класса опасности. Просит обязать ООО «Сельскохозяйственное предприятие «Комсомольское» разработать проект санитарно-защитной зоны и утвердить его в установленном порядке в органах Роспотребнадзора.
В судебном заседании старший помощник прокурора Драгомирецкий П.И. на исковых требованиях настаивал по обстоятельствам, изложенным в исковом заявлении, просил установить срок для исполнения решения суда - шесть месяцев.
Представитель ответчика, надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. На основании ч.4 ст.167 ГПК РФ, суд находит возможным рассмотрение дела в отсутствие представителя ответчика.
Выслушав старшего помощника прокурора, изучив представленные материалы, суд приходит к следующему.
ООО «СХП «Комсомольское», в соответствии с Уставом, осуществляет деятельность по разведению крупного рогатого скота.
Ферма крупного рогатого скота, принадлежащего ООО «СХП «Комсомольское», является источником воздействия на среду обитания и здоровья человека 3-го класса опасности.
В целях обеспечения безопасности населения сельских поселений, ответчик обязан был разработать проект санитарно-защитных зон вокруг объектов 3-го класса опасности и утвердить их в управлении Роспотребнадзора по Хабаровскому краю.
В ходе прокурорской проверки установлено, что проект санитарно-защитной зоны ответчиком не разработан, в органах Роспотребнадзора не утвержден. Данное обстоятельство подтверждается также и представлением Комсомольского-на-Амуре межрайонного природоохранного прокурора от ДД.ММ.ГГГГ
В соответствии со ст.ст. 42, 58 Конституции РФ, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.
Отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, регулируются ФЗ от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, в той мере, в какой это необходимо для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, регулируются законодательством РФ об охране окружающей среды (ст. 4 Закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
В соответствии со ст. 11 указанного Закона, индивидуальные предприниматели и юридические лица, в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, в числе прочего обязаны: - выполнять требования санитарного законодательства; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; - обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг; - осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции; - проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания.
Согласно ст. 20 указанной нормы, атмосферный воздух в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, а также воздух в рабочих зонах производственных помещений, жилых и других помещениях (в местах постоянного или временного пребывания человека) не должен оказывать вредное воздействие на человека.
Нормативы предельно допустимых выбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздух, проекты санитарно-защитных зон утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных нормативов и проектов санитарным правилам.
Органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, граждане, индивидуальные предприниматели, юридические лица в соответствии со своими полномочиями обязаны осуществлять меры по предотвращению и снижению загрязнения атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека, обеспечению соответствия атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека санитарным правилам.
В силу ч.3 ст. 16 Федерального закона Российской Федерации от 04 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» в целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются санитарно-защитные зоны организаций. Размеры таких санитарно-защитных зон определяются на основе расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией организаций.
Порядок установления санитарно-защитных зон вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, а также санитарная классификация организаций, утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25 сентября 2007 года № 74 «О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН) № 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов». Требования данных Правил, в силу п. 1.2, распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых и действующих промышленных объектов и производств, объектов транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, опытно-экспериментальных производств, объектов коммунального назначения, спорта, торговли, общественного питания и др., являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека. Кроме этого, Правила, согласно пункту 1.4, устанавливают класс опасности промышленных объектов и производств, требования к размеру санитарно-защитных зон, основания для пересмотра этих размеров, методы и порядок их установления для отдельных промышленных объектов и производств и/или их комплексов, ограничения на использование территории санитарно-защитной зоны, требования к их организации и благоустройству, а также требования к санитарным разрывам опасных коммуникаций. В силу пункта 3.1 Правил, разработка проекта санитарно-защитной зоны для объектов I - III класса опасности является обязательной. Пунктом 4.3 Правил установлено, что для промышленных объектов и производств III, IV и V классов опасности размеры санитарно-защитных зон могут быть установлены, изменены на основании решения и санитарно-эпидемиологического заключения Главного государственного санитарного врача субъекта РФ или его заместителя. Пунктом 7.1.11 указанных Правил, объекты и производства агропромышленного комплекса малого предпринимательства, в том числе и фермы крупного рогатого скота менее 1200 голов, отнесены к 3-му классу опасности.
Поскольку ответчиком в нарушение действующего законодательства не разработан и не утвержден проект санитарно-защитной зоны, суд приходит к выводу о том, что данное бездействие ответчика нарушает санитарно-эпидемиологические требования и создает угрозу здоровью населения сельских поселений, не позволяет обеспечить благоприятные условия жизнедеятельности людей.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ, подп.2 ч.2 ст.333-17, ст.333-19 НК, государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 50 и ст. 61.1 Бюджетного кодекса РФ, в бюджеты муниципальных районов подлежит зачислению государственная пошлина по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями (за исключением Верховного Суда Российской Федерации), по нормативу 100 процентов.
Следовательно, с ООО «Сельскохозяйственное предприятие «Комсомольское» подлежит взысканию государственная пошлина в сумме <данные изъяты> рублей в бюджет Комсомольского муниципального района Хабаровского края.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования Комсомольского-на-Амуре межрайонного природоохранного прокурора - удовлетворить.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Сельскохозяйственное предприятие «Комсомольское», в шестимесячный срок со дня вступления в силу решения суда, разработать проект санитарно-защитной зоны и утвердить проект в установленном порядке в органах Роспотребнадзора.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Сельскохозяйственное предприятие «Комсомольское», <данные изъяты>, в бюджет Комсомольского муниципального района Хабаровского края государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей.
Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Комсомольский районный суд Хабаровского края в течение 10 дней.
Судья М.А.Фетисова
Вступило в законную силу 25 января 2011 года.