Дело № 2-103/2011
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
9 марта 2011 года г. Комсомольск-на-Амуре
Комсомольский районный суд Хабаровского края в составе:
председательствующего судьи Пучкиной М.В.,
с участием истца - старшего помощника прокурора Комсомольского района Хабаровского края Александровой Е.В.,
представителей ответчика Климовой Е.П., Деминой О.Н.,
представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, Поспеловой Н.В.,
представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, Табакова В.М.,
при секретаре - Бирюковой Ю.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Комсомольского района Хабаровского края в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «ЖилТЭК» о признании бездействия незаконным, обязании разработать проекты санитарно-защитных зон производственных объектов и утвердить их в установленном порядке в органах Роспотребнадзора,
у с т а н о в и л:
Прокурор Комсомольского района Хабаровского края обратился в суд с указанным иском к ответчику, указывая на то, что прокуратурой Комсомольского района Хабаровского края в ходе проведения проверки исполнения законодательства о санитарно - эпидемиологическом благополучии населения в деятельности ООО «ЖилТЭК» выявлены существенные нарушения, требующие принятия мер прокурорского реагирования. Было установлено, что ответчик оказывает жилищно-коммунальные услуги на территории Комсомольского муниципального района, а именно: комплекс жилищно-коммунальных услуг на территории <адрес> сельского поселения, услуги по водо- и теплоснабжению в <адрес> городском поселении. При осуществлении хозяйственной деятельности ответчик на основании договоров аренды объектов нежилого фонда эксплуатирует ряд объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, а именно котельных, расположенных на территориях <адрес> сельского поселения и <адрес> городского поселения. В связи с чем, в целях обеспечения безопасности населения сельских поселений, ответчик обязан был разработать проекты санитарно-защитных зон вокруг эксплуатируемых на территории поселений котельных и утвердить их в Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю. Указанные проекты ответчиком не разработаны, в органах Роспотребнадзора не утверждены. Считает, что ответчик осуществляет эксплуатацию указанных котельных с грубыми нарушениями действующего санитарно - эпидемиологического законодательства РФ, чем нарушаются права граждан на благоприятную окружающую среду, гарантированные ст. 42 Конституции РФ, и что соответственно, может привести к негативным последствиям для здоровья населения. Просит признать бездействие ООО «ЖилТЭК», выражающееся в неразработке в установленном порядке проектов санитарно-защитных зон производственных объектов - котельных, расположенных на территориях <адрес> сельского поселения и <адрес> городского поселения, и неутверждении их в органах Роспотребнадзора, незаконными, обязав ООО «ЖилТЭК» разработать проекты санитарно-защитных зон производственных объектов - котельных, расположенных на территориях <адрес> сельского поселения и <адрес> городского поселения, и утвердить их в установленном порядке в органах Роспотребнадзора.
В судебном заседании истец - старший помощник прокурора Комсомольского района Хабаровского края Александрова Е.В. на исковых требованиях настаивала по обстоятельствам, изложенным в исковом заявлении, пояснив, что в соответствии с СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25 сентября 2007 года № 74 (в ред. от 9 сентября 2010 года) для котельных тепловой мощностью менее 200 Гкал, работающих на твердом жидком и газообразном топливе, размер санитарно-защитной зоны устанавливается в каждом конкретном случае на основании расчетов рассеивания загрязнений атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, ЭМП и др.), а также на основании результатов натурных исследований и измерений. Просит исковые требования удовлетворить.
Представитель ответчика Климова Е.П., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования не признала, пояснив, что в ДД.ММ.ГГГГ году ООО «ЖилТЭК» разработан проект нормативов предельно-допустимых выбросов в атмосферу для <адрес> и <адрес>, который содержит анализ результатов расчета загрязнения атмосферы котельными, а также содержит вывод о том, что поскольку линия 1ПДК отсутствует, то санитарно-защитная зона для котельных <адрес> и <адрес> не устанавливается. Согласно расчету рассеивания предполагаемая санитарно-защитная зона для указанных котельных обозначена на картах-схемах расположения источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу и не распространяется на жилую зону. Указанные проект прошел экспертизу ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Хабаровском крае» в г. Комсомольск-на-Амуре, Комсомольском районе, получил санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарно - эпидемиологическим правилам и нормативам. Кроме того, согласно разъяснению Роспотребнадзора изменений № 3 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 не устанавливаются размеры и границы санитарно-защитных зон для объектов, которые в течение последних 5 лет работают стабильно, без увеличения источников и объемов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, к которым и относятся котельные, эксплуатируемые ООО «ЖилТЭК» в <адрес> и <адрес>.
Представитель ответчика Демина О.Н., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования не признала, пояснив, что нарушений санитарно-эпидемиологическое законодательство ООО «ЖилТЭК» не допускается. Котельные в <адрес> и <адрес> эксплуатируются в соответствии со всеми правилами и нормативами, что подтверждается экспертным заключением по проекту нормативов предельно-допустимых выбросов в атмосферу, санитарно - эпидемиологическим заключением.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований, Поспелова Н.В., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, пояснила, что она является заместителем начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Хабаровскому краю в г. Комсомольске-на-Амуре. В связи с разъяснениями изменений № 3 в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, данных Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека 22 ноября 2010 года, разработка проектов санитарно-защитных зон производственных объектов - котельных, расположенных в <адрес> и <адрес>, а также их утверждение в органах Роспортребнадзора, не требуется. Кроме того, исходя из карт-схем расположения источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу в <адрес> и в <адрес>, следует, что ориентировочная санитарно-защитная зона находится далеко от жилой зоны сельских поселений.
Представитель третьего лица, не заявляющее самостоятельных требований, Табаков В.М., пояснил, что является главой <адрес> городского поселения. Для оказания жилищно-коммунальных услуг потребителям <адрес> городского поселения, ООО «ЖилТЭК» использует имущество, переданное администрацией поселения, в том числе и котельную. Здание котельной расположено далеко от жилой зоны.
Представитель третьего лица, на заявляющее самостоятельных требований, Яровая А.М. - глава <адрес> сельского поселения, в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в отсутствие представителя администрации поселения.
При таких обстоятельствах в соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя третьего лица.
Выслушав старшего помощника прокурора Комсомольского района Хабаровского края Александрову Е.В., представителей ответчика, представителей третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
На основании ст. 58 Конституции РФ каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, регулируются Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения).
Отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, в той мере, в какой это необходимо для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, регулируются законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды (ст. 4 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения).
В соответствии со ст. 11 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, индивидуальные предприниматели и юридические лица, в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, в числе прочего обязаны: выполнять требования санитарного законодательства; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции; проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания.
Согласно ст. 20 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения атмосферный воздух в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, а также воздух в рабочих зонах производственных помещений, жилых и других помещениях (в местах постоянного или временного пребывания человека) не должен оказывать вредное воздействие на; человека.
Нормативы предельно допустимых выбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздух, проекты санитарно-защитных зон утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных нормативов и проектов санитарным правилам.
Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, граждане, индивидуальные предприниматели, юридические лица в соответствии со своими полномочиями обязаны осуществлять меры по предотвращению и снижению загрязнения атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека, обеспечению соответствия атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека санитарным правилам.
В силу ч.З ст. 16 Федерального закона Российской Федерации от 04 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» в целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются санитарно-защитные зоны организаций. Размеры таких санитарно-защитных зон определяются на основе расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией организаций.
Порядок установления санитарно-защитных зон вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, а также санитарная классификация организаций, утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25 сентября 2007 года № 74 «О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН) № 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (далее Правила).
Требования данных Правил, в силу п. 1.2, распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых и действующих промышленных объектов и производств, объектов транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, опытно-экспериментальных производств, объектов коммунального назначения, спорта, торговли, общественного питания и др., являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека.
Кроме этого, согласно пункту 1.4 Правил, устанавливают класс опасности промышленных объектов и производств, требования к размеру санитарно-защитных зон, основания для пересмотра этих размеров, методы и порядок их установления для отдельных промышленных объектов и производств и/или их комплексов, ограничения на использование территории санитарно-защитной зоны, требования к их организации и благоустройству, а также требования к санитарным разрывам опасных коммуникаций.
В силу пункта 3.1 Правил, разработка проекта санитарно-защитной зоны для объектов I - III класса опасности является обязательной.
Вместе с тем, из разъяснений изменений № 3 в СанПиН № 2.2.1/2.1.1.1200-03, данных Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека 22 ноября 2010 года, следует, что не устанавливаются размеры и границы санитарно-защитной зоны для действующих промышленных объектов и производств, в том числе, если расстояния от границы промышленной площадки предприятий до нормируемых территорий составляет ориентировочный размер санитарно-защитной зоны для указанного класса объекта или превышает его.
Пунктом 7.1.10 указанных Правил объекты по производству электрической и тепловой энергии при сжигании минерального топлива, отнесены к III классу опасности.
Согласно главе VII Правил для промышленных объектов и производств, сооружений, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, в зависимости от мощности, условий эксплуатации, характера и количества выделяемых в окружающую среду загрязняющих веществ, создаваемого шума, вибрации и других вредных физических факторов, а также с учетом предусматриваемых мер по уменьшению неблагоприятного влияния их на среду обитания и здоровье человека в соответствии с санитарной классификацией промышленных объектов и производств устанавливаются следующие ориентировочные размеры санитарно-защитных зон: промышленные объекты и производства первого класса - 1000 м; промышленные объекты и производства второго класса - 500 м; промышленные объекты и производства третьего класса - 300 м; промышленные объекты и производства четвертого класса - 100 м; промышленные объекты и производства пятого класса - 50 м.
В судебном заседании пояснениями сторон, договорами аренды объектов нежилого фонда от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, актами приема- передач имущества по договорам аренды, сведениями об объемах производства и реализации тепловой энергии установлено, что ООО «ЖилТЭК» оказывает жилищно-коммунальные услуги на территории Комсомольского муниципального района, а именно: комплекс жилищно-коммунальных услуг на территории <адрес> сельского поселения, услуги по водо- и теплоснабжению в <адрес> городском поселении. Таким образом, используемые ООО «ЖилТЭК» котельные в <адрес> сельском поселении и <адрес> городском поселения относятся к III классу опасности промышленных объектов и производств, с тепловой мощностью менее 200 Гкал.
Из проекта нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферу ООО «ЖилТЭК» площадка № <адрес>, площадка № <адрес>, карт - схем расположения источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, экспертного заключения к проекту № от ДД.ММ.ГГГГ, данного филиалом ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Хабаровском крае» в г. Комсомольске-на-Амуре, Комсомольском районе, следует, что расстояние от границы территории промышленных площадок, расположенных в <адрес> и <адрес>, до жилой застройки, составляет более 300 м. Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны для 3 класса опасности промышленных объектов и производств составляет 300 м и более.
Исходя из того, что названные котельные мощностью менее 200 Гкал, в силу примечания п. 7.10 Правил, санитарно-защитная зона устанавливается на основании расчета рассеивания.
Проект нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферу ООО «ЖилТЭК» площадка № <адрес>, площадка № <адрес>, прошедший экспертизу в филиале ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Хабаровском крае» в г. Комсомольске-на-Амуре, Комсомольском районе, получивший санитарно-эпидемиологическое заключение № от ДД.ММ.ГГГГ содержит результаты расчета рассеивания выбросов загрязняющих веществ в атмосферу по площадкам № <адрес>, № <адрес>.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что разработка проектов санитарно-защитных зон производственных объектов - котельных, расположенных на территории <адрес> сельского поселения и <адрес> городского поселения, с последующим утверждением их в органах Роспотребнадзора, не требуется, в связи с чем, заявленные исковые требования необоснованны и удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,
р е ш и л:
В удовлетворении исковых требований прокурора Комсомольского района Хабаровского края в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «ЖилТЭК» о признании бездействия незаконным, обязании разработать проекты санитарно-защитных зон производственных объектов и утвердить их в установленном порядке в органах Роспотребнадзора, отказать.
Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Комсомольский районный суд Хабаровского края в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий
Решение вступило в законную силу 22 марта 2011 года.