Дело № 2-176/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 13 апреля 2011 года г. Комсомольск-на-Амуре Комсомольский районный суд Хабаровского края в составе: председательствующего судьи - Фетисовой М.А., с участием: старшего помощника прокурора Комсомольского района Хабаровского края - Александровой Е.В., представителя ответчика - Наветной А.Ю., при секретаре судебного заседания - Артазей Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Прокурора Комсомольского района Хабаровского края в интересах Российской Федерации к Администрации Комсомольского района Хабаровского края о признании бездействия незаконным и понуждении к совершению действий, УСТАНОВИЛ: Прокурор Комсомольского района Хабаровского края обратился в суд с указанным заявлением, ссылаясь на то, что при мониторинге средств массовой информации установлено, что 30 ноября 2010 г. на сайте ответчика была размещена информация «Очередное требование прокуратуры необоснованно», где сообщалось о несостоятельности предъявленного в суд искового заявления о признании незаконным бездействия администрации Комсомольского района, выразившееся в не проведении аттестации рабочих мест и не направлении сведений в орган государственной инспекции труда с последующей сертификацией организации работы по охране труда. В указанной информации имеется ссылка на решение Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре от 08 октября 2010 г., в котором указано, что в действиях администрации отсутствуют признаки бездействия. Однако производство по гражданскому делу в части признания незаконным бездействия администрации района прекращено судом в связи с отказом прокурора от части исковых требований, а не в связи с установлением факта отсутствия бездействия. Прокурор Комсомольского района отказался от исковых требований в связи с тем, что на момент рассмотрения гражданского дела у Администрации Комсомольского района имелся договор с ООО «Трансрейд» на проведение аттестации рабочих мест, что явилось подтверждением того, что администрацией принимаются меры по проведению аттестации рабочих мест. Однако данный договор был заключен 07 октября 2010 г., т.е. после направления в суд искового заявления. В судебное заседание представителем Администрации Комсомольского района было предоставлено Положение о комиссии по аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденное распоряжением главы Комсомольского района от 31 декабря 2009 г. № 164-р. Из предоставленных документов следует, что с 31 декабря 2009 г. до 07 октября 2010 г. Администрацией не предпринималось более никаких мер, направленных на проведение аттестации рабочих мест. Таким образом, исковые требования на момент обращения в суд явились обоснованными и законными. Более того, представитель Администрации в судебном заседании исковые требования не признала в полном объеме, мотивировав тем, что в силу требований п. 5 Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, каждое рабочее место должно аттестовываться не реже 1 раза в 5 лет. Данный порядок действует с 01 сентября 2008 г., следовательно, сроки администрацией не пропущены. Размещение на официальном сайте Администрации Комсомольского района недостоверной информации является нарушением законодательства о средствах массовой информации, об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также вводит в заблуждение граждан о деятельности прокуратуры и суда. 13 декабря 2010 г. прокурором на имя главы Комсомольского муниципального района было направлено письмо с требованием разместить на официальном сайте Администрации достоверную информацию о рассмотрении указанного дела. Однако до настоящего времени информация не размещена. Просит признать незаконным бездействие, выразившееся в не размещении достоверной информации на сайте Администрации Комсомольского муниципального района и обязании Администрацию Комсомольского муниципального района разместить на своем сайте достоверную информацию о результатах рассмотрения гражданского дела по исковому заявлению Прокурора Комсомольского района о признании незаконным бездействия Администрации Комсомольского района по не проведению аттестации рабочих мест, направлению сведений в орган государственной инспекции труда, с последующей сертификацией организации работы по охране труда. В судебном заседании старший помощник Прокурора Комсомольского района Хабаровского края Александрова Е.В. заявленные требования поддержала, настаивала на их удовлетворении. В судебном заседании представитель ответчика - Наветная А.Ю., действующая на основании доверенности, требования прокурора не признала, просила в их удовлетворении отказать, суду пояснила, что по мнению ответчика, сайт Администрации Комсомольского муниципального района не является средством массовой информации. Также считает, что публикацией от 30 ноября 2010 г. о результатах рассмотрения судом гражданского дела по иску прокурора не допущено нарушение требований ст.4 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», поскольку никакой информации о деятельности органа местного самоуправления в публикации не содержится. Считает, что незаконного бездействия администрацией также не допущено, поскольку в соответствии с разъяснениями, содержащимися в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 г. № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», бездействием является неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, обязанности, возложенной нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). Выслушав участников судебного заседания, изучив материалы дела, суд приходит к следующему. Законом РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-I «О средствах массовой информации», предусмотрено, что к средствам массовой информации относятся: периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации (ст.2). Правила, установленные настоящим Законом для периодических печатных изданий, применяются в отношении периодического распространения тиражом тысяча и более экземпляров текстов, созданных с помощью компьютеров и (или) хранящихся в их банках и базах данных, а равно в отношении иных средств массовой информации, продукция которых распространяется в виде печатных сообщений, материалов, изображений. Правила, установленные настоящим Законом для радио- и телепрограмм, применяются в отношении периодического распространения массовой информации через системы телетекста, видеотекста и иные телекоммуникационные сети, если законодательством Российской Федерации не установлено иное (ст.24). Следовательно, официальный сайт Администрации Комсомольского муниципального района Хабаровского края является средством массовой информации. Частью 1 ст. 38 указанной нормы предусмотрено, что граждане имеют право на оперативное получение через средства массовой информации достоверных сведений о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, их должностных лиц. Государственные органы, органы местного самоуправления, организации, общественные объединения, их должностные лица предоставляют сведения о своей деятельности средствам массовой информации по запросам редакций, а также путем проведения пресс-конференций, рассылки справочных и статистических материалов и в иных формах. Федеральным законом от 09.02.2009 г. № 8-ФЗ « Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления » предусмотрено, что информацией о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления является информация (в том числе документированная), созданная в пределах своих полномочий государственными органами, их территориальными органами, органами местного самоуправления или организациями, подведомственными государственным органам, органам местного самоуправления, либо поступившая в указанные органы и организации. К информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления относятся также законы и иные нормативные правовые акты, а к информации о деятельности органов местного самоуправления - муниципальные правовые акты, устанавливающие структуру, полномочия, порядок формирования и деятельности указанных органов и организаций, иная информация, касающаяся их деятельности. Статьей 4 указанной нормы предусмотрено, что основными принципами обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления являются: 1) открытость и доступность информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом; 2) достоверность информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и своевременность ее предоставления; 3) свобода поиска, получения, передачи и распространения информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления любым законным способом; 4) соблюдение прав граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту их чести и деловой репутации, права организаций на защиту их деловой репутации при предоставлении информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. 08 октября 2010 г. Центральным районным судом г. Комсомольска-на-Амуре вынесено решение по иску Прокурора Комсомольского района Хабаровского края к Администрации Комсомольского муниципального района Хабаровского края о возложении обязанности по проведению аттестации рабочих мест, направлению сведений в орган государственной инспекции труда, получению сертификата организации работ по охране труда. Как следует из текста указанного решения суда, прокурор обращался к ответчику также с требованием о признании незаконным бездействия по не проведению аттестации рабочих мест, однако в ходе производства по гражданскому делу прокурор отказался от иска в части признания незаконным бездействия Администрации Комсомольского муниципального района, поскольку меры, направленные на проведение аттестации, ответчиком принимались. Прокурор настаивал на требованиях в части возложения на ответчика обязанности по проведению аттестации всех имеющихся рабочих мест, проведению сертификации организации работы по охране труда, направлению сведений по результатам аттестации в орган Гострудинспекции Хабаровского края. В данной части требования прокурора судом удовлетворены. К числу мер, принимаемых ответчиком для организации и проведения аттестации рабочих мест, в указанном решении суда отмечено, в том числе, утверждение положения о комиссии по аттестации рабочих мест по условиям труда в Администрации Комсомольского муниципального района, утверждение комиссии по аттестации рабочих мест по условиям труда в Администрации Комсомольского муниципального района. Указанные положение и комиссия утверждены распоряжением главы Комсомольского муниципального района Хабаровского края от 31.12.2009 г. № 164-р, то есть ещё до обращения Прокурора в Центральный районный суд г. Комсомольска-на-Амуре с указанным иском. Также в ходе производства по делу, до вынесения судом решения, ответчиком заключены договоры от 07.10.2010 г. с ООО «Транстрейд» на проведение аттестации рабочих мест по условиям труда и на проведение инструментальных измерений производственных факторов на рабочих местах. Указанные действия ответчика в совокупности явились основанием для принятия судом отказа истца от части исковых требований. Решение Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре от 08 октября 2010 г. сторонами не обжаловалось и в установленный срок вступило в законную силу, после чего 30 ноября 2010 г. на официальном сайте Администрации Комсомольского муниципального района опубликовано информационное сообщение «Очередное требование прокуратуры необоснованно», согласно которому, «… прокуратура … предъявила необоснованный иск в суд с просьбой о признании незаконным бездействия администрации Комсомольского муниципального района … в ходе судебного разбирательства …установлено, что в действиях администрации… отсутствуют признаки незаконного бездействия по не проведению аттестации рабочих мест…». 13 декабря 2010 г. Прокурор Комсомольского района Хабаровского края полагая, что 30 ноября 2010 г. на сайте Администрации Комсомольского муниципального района была размещена недостоверная информация о результатах рассмотрения вышеуказанного иска, обратился к главе Комсомольского муниципального района с просьбой о размещении на сайте Администрации достоверной информации о результатах рассмотрения гражданского дела по иску прокурора. Прокурор утверждает, что с 31 декабря 2009 г. по 07 октября 2010 г. Администрацией Комсомольского муниципального района не принималось никаких мер, направленных на проведение аттестации рабочих мест. Считает, что заявленные в суд требования о признании незаконным бездействия ответчика были на момент подачи иска в суд обоснованными, отказ от части требований вызван тем, что в ходе производства по делу, то есть после обращения Прокурора в суд с иском, Администрацией заключен договор с ООО «Транстрейд», в связи, с чем информация в публикации на сайте от 30 ноября 2010 г. является недостоверной, искаженной сотрудниками Администрации Комсомольского района. Ответчиком просьба Прокурора, изложенная в письме от 13 декабря 2010 г., не исполнена. Как установлено в судебном заседании, ответчик не считает недостоверной информацию, размещенную им на своем сайте 30 ноября 2010 г., поскольку в ходе производства по делу прокурор, действительно, отказался от требований о признании незаконным бездействия ответчика. Администрацией Комсомольского муниципального района, действительно, с 31 декабря 2009 г. проводилась работа по организации и проведению аттестации рабочих мест, что отражено в решении Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре. Ответчиком на сайте информация изложена именно так, как им воспринято вступившее в законную силу судебное решение. Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31 августа 2007 г. № 569 «Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда » предусмотрено, что для организации и проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в организации издается приказ, в соответствии с которым создается аттестационная комиссия, определяется ее состав, и при необходимости состав аттестационных комиссий в структурных подразделениях организации, утверждается председатель аттестационной комиссии, а также определяются сроки и графики проведения работ по аттестации рабочих мест по условиям труда. Аттестационная комиссия организации, в которой проводится аттестация рабочих мест по условиям труда: 1) осуществляет методическое руководство и контроль за проведением работы по аттестации рабочих мест по условиям труда на всех ее этапах; 2) формирует необходимые для проведения аттестации рабочих мест по условиям труда нормативные правовые и локальные нормативные акты, организационно-распорядительные и методические документы и организует их изучение; 3) составляет полный перечень рабочих мест организации с выделением аналогичных рабочих мест и указанием оцениваемых условий труда, исходя из характеристик технологического процесса, состава производственного оборудования, применяемых сырья и материалов, результатов ранее проводившихся измерений показателей вредных и (или) опасных производственных факторов, жалоб работников на условия труда; 4) готовит предложения по приведению наименования профессий и должностей работников организации в соответствие с требованиями законодательства, если для этих профессий и должностей предусмотрено предоставление компенсаций работникам; 5) присваивает коды производствам, цехам, участкам для проведения автоматизированной обработки результатов аттестации рабочих мест по условиям труда. Каждому рабочему месту рекомендуется присваивать свой порядковый номер, в том числе и рабочим местам одного наименования; 6) составляет и подписывает карты аттестации рабочих мест по условиям труда; 7) организует ознакомление работников с результатами аттестации рабочих мест по условиям труда; 8) при наличии на рабочих местах вредных и (или) опасных производственных факторов готовит предложения о внесении изменений и (или) дополнений в трудовой договор об обязательствах работодателя по обеспечению работника необходимыми средствами индивидуальной защиты, установлению соответствующего режима труда и отдыха, а также других установленных законодательством гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда; совершает иные необходимые для проведения аттестации действия. Таким образом, утверждение ответчиком 31.12.2009 г. положения о комиссии по аттестации рабочих мест по условиям труда в Администрации Комсомольского муниципального района, утверждение ответчиком 31.12.2009 г. комиссии по аттестации рабочих мест по условиям труда в Администрации Комсомольского муниципального района, являлись действиями, связанными с организацией и проведением аттестации. Указанные действия совершены ответчиком задолго до обращения Прокурора с иском в Центральный районный суд г. Комсомольска-на-Амуре. Доводы Прокурора о том, что в период с 31 декабря 2009 г. по 07 октября 2010 г. Администрацией Комсомольского муниципального района действия по аттестации рабочих мест не осуществлялись, не может быть признан состоятельным, поскольку Прокурором не представлено соответствующих доказательств бездействия ответчика в указанный период, то есть не совершения ответчиком вплоть до заключения договора с ООО «Транстрейд» вышеперечисленных действий, предусмотренных Порядком проведения аттестации рабочих мест. Следовательно, нет оснований признавать недостоверной информацию, размещенную ответчиком на сайте 30 ноября 2010 г. Обращаясь в суд с данным иском, Прокурор просит признать незаконным бездействие Администрации Комсомольского муниципального района, выразившееся в не размещении достоверной информации на сайте Администрации Комсомольского муниципального района. Как указано в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 г. № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). Сведений о том, какая именно обязанность, возложенная на ответчика каким- либо нормативным правовым актом, ответчиком не исполнена, прокурором суду не представлено. При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований Прокурора Комсомольского района Хабаровского края к Администрации Комсомольского муниципального района Хабаровского края о признании незаконным бездействия, выразившегося в не размещении достоверной информации на сайте Администрации Комсомольского муниципального района и обязании Администрации Комсомольского муниципального района разместить на своем сайте достоверную информацию о результатах рассмотрения гражданского дела по исковому заявлению Прокурора Комсомольского района о признании незаконным бездействия Администрации Комсомольского района по не проведению аттестации рабочих мест, направлению сведений в орган государственной инспекции труда, с последующей сертификацией организации работы по охране труда. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, РЕШИЛ: Прокурору Комсомольского района Хабаровского края в удовлетворении исковых требований к Администрации Комсомольского муниципального района Хабаровского края о признании бездействия незаконным и понуждении к совершению действий, отказать. Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Комсомольский районный суд Хабаровского края в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме. Судья М.А. Фетисова Вступило в законную силу 29 апреля 2011 г.