Дело № 2-177/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 13 апреля 2011 года г. Комсомольск-на-Амуре Комсомольский районный суд Хабаровского края в составе: председательствующего судьи - Фетисовой М.А., с участием: старшего помощника прокурора Комсомольского района Хабаровского края - Александровой Е.В., представителей ответчика - Наветной А.Ю., Литвиновой Я.А., при секретаре судебного заседания - Артазей Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Прокурора Комсомольского района Хабаровского края в интересах Российской Федерации к администрации Комсомольского района Хабаровского края о признании бездействия незаконным и понуждении к совершению действий, УСТАНОВИЛ: Прокурор Комсомольского района Хабаровского края обратился в суд с указанным заявлением, ссылаясь на то, что в ходе проведения проверки обеспеченности лекарственными средствами жителей муниципальных образований Комсомольского района, было установлено, что в пятнадцати населенных пунктах Комсомольского района, в том числе в отдаленных и в труднодоступных, отсутствуют аптеки. В соответствии с ч. 4 ст. 8 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (за исключением территорий, медико-санитарное обеспечение населения которых в соответствии с п. 28 ст. 5 настоящих Основ осуществляется в медицинских учреждениях, подведомственных федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по медико-санитарному обеспечению населения отдельных территорий) по решению вопросов местного значения в области охраны здоровья граждан относятся создание условий для развития и доступности лекарственного обеспечения граждан. Осуществление данного полномочия в рамках решения такого вопроса местного значения как владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в собственности муниципального района, возможно путем создания аптечных учреждений муниципальной формы собственности, аптечных пунктов при учреждениях здравоохранения. Принимаемых администрацией Комсомольского района мер недостаточно для создания условий развития и доступности лекарственного обеспечения жителей муниципальных образований Комсомольского района. «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» признают основополагающую роль охраны здоровья граждан как неотъемлемого условия жизни общества и подтверждают ответственность государства за сохранение и укрепление здоровья граждан Российской Федерации. Отсутствие аптечных пунктов на территориях муниципальных образований Комсомольского района, особенно отдаленных, приводит к нарушению прав граждан на охрану здоровья, гарантированных Конституцией Российской Федерации. Просит обязать Администрацию Комсомольского муниципального района принять меры к созданию условий для развития и доступности лекарственного обеспечения граждан на территориях сельских поселений В судебном заседании старший помощник прокурора Александрова Е.В. на исковых требованиях настаивала по обстоятельствам, приведенным в исковом заявлении, пояснила, что меры, которые необходимо принять для создания условий для развития и доступности лекарственного обеспечения граждан, включают в себя выделение ответчиком помещений, соответствующих всем санитарным нормам, в которых может осуществляться розничная торговля лекарственными препаратами, а также предоставление оборудования для осуществления розничной торговли лекарственными препаратами. В ходе дальнейшего судебного заседания старший помощник прокурора заявила об отказе от заявленных требований в связи с их добровольным удовлетворением, так как Администрацией Комсомольского района Хабаровского края в настоящее время приняты меры к созданию условий для обеспечения лекарственными средствами населения тех сельских поселений, в которых не имеется аптечных пунктов, а именно специалисты прошли повышение квалификации, составлен график лицензирования муниципальных учреждений здравоохранения на право осуществления фармацевтической деятельности. Представитель ответчика Наветная А.Ю., действующая на основании доверенности, в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражала, суду пояснила, что меры к созданию условий для развития и доступности лекарственного обеспечения граждан принимаются Администрацией Комсомольского муниципального района в полном объеме. Представитель ответчика Литвинова Я.А.., действующая на основании доверенности, против удовлетворения исковых требований возражала. При этом пояснила, что согласно п. 12 ст. 15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся: организация оказания на территории муниципального района (за исключением территорий поселений, включенных в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень территорий, население которых обеспечивается медицинской помощью в медицинских учреждениях, подведомственных федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по медико-санитарному обеспечению населения отдельных территорий) первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов. Ст. 50 того же ФЗ установлен закрытый перечень имущества, находящегося в муниципальной собственности, при этом имущество, предназначенное для лекарственного обеспечения населения - аптечные учреждения, в указанный перечень не входит. Согласно п. 12 ст. 5 главы 3 Устава Комсомольского муниципального района Хабаровского края от 25 мая 2005 г. № 46, к вопросам местного значения муниципального района относятся: организация оказания на территории муниципального района первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, скорой медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов. В соответствии с п. 2.2.1 ст. 2 Положения об отделе здравоохранения администрации Комсомольского муниципального района, основными задачами отдела здравоохранения являются: содействие в обеспечении медицинских учреждений квалифицированными специалистами, лекарствами, медицинской техникой, материальными ресурсами. П. 1 ст. 5 ФЗ «Об обращении лекарственных средств» указывает, что к полномочиям федеральных органов исполнительной власти при обращении лекарственных средств относится: проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области обеспечения лекарственными препаратами граждан на территории Российской Федерации. П. 3 и п. 11 ст. 6 «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» относит к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области охраны здоровья: разработка, утверждение и реализация региональных программ по развитию здравоохранения, профилактике заболеваний, лекарственному обеспечению, санитарно-гигиеническому образованию населения и по другим вопросам в области охраны здоровья граждан; обеспечение лекарственными и иными средствами, изделиями медицинского назначения, иммунобиологическими препаратами и дезинфекционными средствами организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъекта Российской Федерации. Согласно п. 1 ст. 6 ФЗ «Об обращении лекарственных средств» к полномочиям органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации при обращении лекарственных средств относит: разработка и реализация региональных программ обеспечения населения лекарственными препаратами. В соответствии с п. 2 ст. 1 ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части повышения доступности лекарственного обеспечения жителей сельских поселений» федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения устанавливаются: форма, срок действия, условия и порядок выдачи сертификата специалиста, а также документа о дополнительном профессиональном образовании в части розничной торговли лекарственными препаратами. Следовательно, федеральным органом исполнительной власти, а также органом исполнительной власти субъектов Российской Федерации устанавливаются: форма, срок действия, условия и порядок выдачи сертификата специалиста, а также документа о дополнительном профессиональном образовании в части розничной торговли лекарственными препаратами; перечень медицинских организаций и их обособленных подразделей (амбулаторий, фельдшерско-акушерских пунктов) (перечень утвержден распоряжением министерства здравоохранения Хабаровского края от 31 января 2011 № 67-р); перечень лекарственных препаратов, продажа которых может осуществляться в медицинских организациях (перечень утвержден распоряжением министерства здравоохранения Хабаровского края от 01 октября 2010 г. № 1065-Р). С целью недопущения перебоев в обеспечении жителей района лекарственными средствами, 22 июля 2010 г. администрацией направлены письма главам сельских поселений района с предложениями о создании аптечных организаций (имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность) для осуществления розничной торговли лекарственными препаратами. 07 сентября 2010 г. отделом здравоохранения был отправлен запрос в министерство здравоохранения Хабаровского края, а также ГОУ ДПО «Институт повышения квалификации специалистов здравоохранения министерства здравоохранения Хабаровского края» № 1-27/384 с требованиями дать разъяснения по вопросу обучения среднего медицинского персонала (работников ФАПов и амбулаторий) по розничной торговле лекарственными препаратами, с целью дальнейшего лицензирования медицинских учреждений по фармацевтической деятельности. Министерством здравоохранения Хабаровского края издано распоряжение от 30 сентября 2010 г. № 1060-р «О дополнительном профессиональном образовании медицинских работников в части розничной торговли лекарственными препаратами», в п. 2.1. которого сообщалось о необходимости в срок до 20 октября 2010 года предоставить список медицинских работников ФАПов и амбулаторий, запланированных на обучение по розничной торговле лекарственными препаратами, а также 19 октября 2010 г. был дан ответ отделу здравоохранения на его запрос от 07 сентября 2010 г., где сообщалось о необходимости предоставить заявку от отдела здравоохранения района в ГОУ ДПО «Институт повышения квалификации специалистов здравоохранения министерства здравоохранения Хабаровского края» в срок до 10 октября 2010 г. ГОУ ДПО «Институт повышения квалификации специалистов здравоохранения министерства здравоохранения Хабаровского края» предоставил ответ, что «на сегодняшний день отсутствуют нормативные документы по реализация Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 192-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части повышения доступности лекарственного обеспечения жителей сельских поселений», касающихся лицензирования, правил отпуска лекарственных препаратов из медицинских организаций, расположенных в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные учреждения». Кроме того, п. 2 ст. 1 вышеуказанного ФЗ закрепляет, что форма, срок действия, условия и порядок выдачи сертификата специалиста, а также документа о дополнительном профессиональном образовании в части розничной торговли лекарственными препаратами устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения. Однако до сих пор данные позиции министерством здравоохранения Хабаровского края не определены. 08 октября 2010 г. отделом здравоохранения предоставлена заявка в ГОУ ДПО «Институт повышения квалификации специалистов здравоохранения министерства здравоохранения Хабаровского края» на дополнительное профессиональное образование в части розничной торговли лекарственными препаратами. 19 октября 2010 г. было получено письменное подтверждение ГОУ ДПО «Институт повышения квалификации специалистов здравоохранения министерства здравоохранения Хабаровского края» о проведении выездного цикла на базе района в марте 2011 г. 25 октября 2010 администрацией направлено письмо главному врачу ГУЗ «Территориальный консультативно-диагностический центр», директору филиала ХКГУП «Фармация» г. Комсомольска-на-Амуре с предложением рассмотреть вопрос о выездной розничной торговле лекарственными препаратами на территории района. 26 октября 2010 г. администрацией направлены письма директорам ООО ЧМП (сеть аптек «Новая аптека»), ООО «ФармаФорд» (сеть аптек «Форд»), ООО «Лиман» (сеть аптек «Аптека+»), ООО ФР «Стандарт» (сеть аптек «Первая аптека»), с такой же просьбой. От вышеуказанных организаций получены письменные и устные ответы о невозможности организовать розничную торговлю лекарственными средствами на территории района, так как отсутствует правовое регулирование выездной розничной торговли лекарственными средствами. С 28 марта по 09 апреля 2011 г. ГОУ ДПО «Институт повышения квалификации специалистов здравоохранения министерства здравоохранения Хабаровского края» проведена выездная учеба на базе района по циклу: «Организация хранения, учета и отпуска лекарственных препаратов в медицинских организациях, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность. Обучение прошли 18 медицинских работников, все из разных сельских поселений. Для получения лицензии на фармацевтическую деятельность медицинским учреждениям необходимо предоставить в отдел осуществления контроля за качеством оказания медицинской помощи и лицензирования министерства здравоохранения Хабаровского края: заявление; документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за лицензирование; копию лицензии на осуществление медицинской деятельности; копии документов о дополнительном профессиональном образовании в части розничной торговли лекарственными препаратами; доверенность на лицо, предоставляющее документы на лицензирование. Определены сроки подачи документов на лицензирование фармацевтической деятельности: МУЗ «Центральная районная больница» - 27 апреля 2011 г.; МУЗ «Районная больница сельского поселения Село Хурба» - 15 мая 2011 г.; МУЗ «Участковая больница Ягодненского сельского поселения» - 25 апреля 2011 г.; МУЗ «Участковая больница Снежненского сельского поселения» - 16 мая 2011 г.; МУЗ «Участковая больница Уктурского сельского поселения» - 28 апреля 2011 г. Выслушав участников судебного разбирательства, изучив представленные материалы, суд приходит к следующему. В соответствии с ч.1, 2 ст. 39 ГПК РФ, истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска, ответчик вправе признать иск, стороны могут окончить дело мировым соглашением. Суд не принимает отказ истца от иска, признание иска ответчиком и не утверждает мировое соглашение сторон, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц. Отказ прокурора Комсомольского района Хабаровского края от исковых требований, заявленный им с формулировкой « в связи с добровольным удовлетворением требований прокурора » не может быть принят судом по следующим основаниям: П. 12 ст. 15 ФЗ РФ от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится организация оказания на территории муниципального района (за исключением территорий поселений, включенных в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень территорий, население которых обеспечивается медицинской помощью в медицинских учреждениях, подведомственных федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по медико-санитарному обеспечению населения отдельных территорий) первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов. Таким образом, в силу действующего законодательства, лекарственное обеспечение населения не относится к полномочиям Администрации Комсомольского муниципального района Хабаровского края. Несмотря на это, ответчиком предпринималась организационные мероприятия по лекарственному обеспечению населения Комсомольского муниципального района, в том числе: главам сельских поселений было предложено создать аптечные организации для осуществления розничной торговли лекарственными препаратами; руководителям сети аптек г. Комсомольска-на-Амуре направлялось предложение о выездной розничной торговле лекарственными препаратами на территории сельских поселений Комсомольского муниципального района; ГОУ ДПО «Институт повышения квалификации специалистов здравоохранения министерства здравоохранения Хабаровского края» проведено обучение специалистов по циклу: «Организация хранения, учета и отпуска лекарственных препаратов в медицинских организациях, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность»; определены сроки подачи документов на лицензирование фармацевтической деятельности. Данные меры ответчик начал принимать с июля 2010 г., что подтверждается представленными суду документами. Прокурор Комсомольского района Хабаровского края обратился в суд с данным исковым заявлением 16 марта 2011 г. Отказ прокурора от иска по данному делу противоречит закону и нарушает права и законные интересы ответчика. Следовательно, у суда не имеется оснований для принятия отказа истца от иска и прекращения производства по делу в связи с добровольным удовлетворением ответчиком требований прокурора. Ответчиком планомерно и последовательно, в полном объеме, осуществляются все необходимые мероприятия для осуществления предусмотренных действующим законодательством полномочий ответчика в области организации оказания медицинской помощи. В рамках существующего правового регулирования ответчиком самостоятельно проведена обширная работа по недопущению перебоев в обеспечении жителей района лекарствами, приняты меры для обучения специалистов из 18 сельских поселений, которые после оформления соответствующих лицензий приступят к розничной торговле лекарственными препаратами в ФАПах, больницах, размещенных в сельских поселениях Комсомольского района. При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что заявленные прокурором требования о понуждении Администрации Комсомольского муниципального района принять меры к созданию условий для развития и доступности лекарственного обеспечения граждан на территории Комсомольского муниципального района Хабаровского края - не обоснованы, не законны и удовлетворению не подлежат. Руководствуясь ст. ст. 39, 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Прокурору Комсомольского района Хабаровского края в удовлетворении исковых требований к Администрации Комсомольского муниципального района Хабаровского края о понуждении принять меры к созданию условий для развития и доступности лекарственного обеспечения граждан на территории Комсомольского муниципального района Хабаровского края - отказать. Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Комсомольский районный суд Хабаровского края в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме. Вступило в законную силу 29 апреля 2011 г.