дело № 2-398/2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
01 июня 2011 года г.Комсомольск-на-Амуре
Комсомольский районный суд Хабаровского края
в составе:
председательствующего Стельмах Е.Б.,
при секретаре судебного заседания Федоровой Ю.А.,
с участием:
помощника прокурора Комсомольского района Хабаровского края Стародубова М.А.,
представителя заинтересованного лица ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Комсомольского района Хабаровского края в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия администрации Гайтерского сельского поселения Комсомольского муниципального района Хабаровского края по обеспечению пожарной безопасности незаконным и понуждении к устранению нарушений по пожарной безопасности,
у с т а н о в и л:
Прокурор Комсомольского района Хабаровского края в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением о признании бездействия администрации Гайтерского сельского поселения Комсомольского муниципального района Хабаровского края по обеспечению пожарной безопасности незаконным и понуждении к устранению нарушений по пожарной безопасностиуказывая на то, что в ходе осуществления надзора за исполнением законодательства о пожарной безопасности установлено, что администрацией Гайтерского сельского поселения Комсомольского муниципального района Хабаровского края ненадлежащим образом соблюдаются требования пожарной безопасности. В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения относится к вопросам местного значения поселения. Согласно положениям статьи 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» первичные меры пожарной безопасности - реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров. В силу частей 2, 3 статьи 20 Федерального закона «О пожарной безопасности» уполномоченными государственными органами осуществляется нормативное регулирование в области пожарной безопасности, то есть установление в нормативных документах обязательных для исполнения требований пожарной безопасности; к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности. В соответствии с п. 3 Указа Президента РФ от 11 июля 2004 года № 868 «Вопросы министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийныхбедствий» Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах. Приказом МЧС России от 18 июня 2003 года № 313 утверждены Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03). Как следует из пункта 1 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03) данные Правила устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно - правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами РФ, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды. В соответствии с пунктом 27 ППБ 01-03 территории населенных пунктов и организаций должны иметь наружное освещение в темное время суток для быстрого нахождения пожарных гидрантов, наружных пожарных лестниц и мест размещения пожарного инвентаря, а также подъездов к пирсам пожарных водоемов, к входам в здания и сооружения. Места размещения (нахождения) средств пожарной безопасности и специально оборудованные места для курения должны быть обозначены знаками пожарной безопасности, в том числе знаком пожарной безопасности «не загромождать». Сигнальные цвета и знаки пожарной безопасности должны соответствовать требованиям нормативных документов по пожарной безопасности. Согласно акту проверки старшего дознавателя ОНД по Комсомольскому району от 26 апреля 2011 года в нарушение пункта 27 ППБ 01-03 на территории ст. Гайтер отсутствуют знаки пожарной безопасности, а также территория населенного пункта не имеет освещения в темное время суток. В соответствии с пунктом 114 ППБ 01-03 на территории сельских населенных пунктов, блок-контейнерных зданий, дачных и садоводческих поселков должны устанавливаться средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара. В нарушение указанного пункта на ст. Гайтер не установлены средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай возникновения пожара. В соответствии с пунктом 112 для населенных пунктов, расположенных в лесных массивах, органами местного самоуправления должны быть разработаны и выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения (устройство защитных противопожарных полос, посадка лиственных насаждений, удаление в летний период сухой растительности и другие). В нарушение данного пункта на ст. Гайтер мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных пожарах на здания и сооружения не выполнены. В соответствии с ч. 1 ст. 37 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местная администрация сельского поселения обеспечивает исполнительно-распорядительные функции по эффективному решению вопросов местного значения сельского поселения в интересах населения сельского поселения. Таким образом, невыполнение требований пожарной безопасности, установленные Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации, создает угрозу населению сельского поселения. Нарушаются права граждан на жилище, на охрану здоровья, на благоприятную окружающую среду, гарантированные ч. 1 ст. 40, ч. 1 ст. 41, ст. 42 Конституции Российской Федерации. Кроме того, непринятие мер по пожарной безопасности создает опасность повреждения или уничтожения огнем муниципального имущества, что нарушает гарантированное ч. 2 ст. 8, ч. 1 ст. 130 Конституции РФ права муниципального образования на равную охрану права муниципальной собственности, на владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Просит признать бездействие администрации Гайтерского сельского поселения по обеспечению пожарной безопасности поселения незаконным и обязать администрацию Гайтерского сельского поселения: установить на ст. Гайтер в местах размещения (нахождения) средств пожарной безопасности знаки пожарной безопасности, соответствующие требованиям нормативных документов по пожарной безопасности; средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай возникновения пожара; обеспечить на ст. Гайтер освещение в темное время суток; оборудовать вокруг населенного пункта ст. Гайтер минерализованные полосы.
В судебном заседании помощник прокурора Комсомольского района Хабаровского края Стародубов М.А. заявленные требования поддержал в полном объеме и настаивал на их удовлетворении. Просил признать бездействие администрации Гайтерского сельского поселения по обеспечению пожарной безопасности поселения незаконным и обязать администрацию Гайтерского сельского поселения установить на ст. Гайтер в местах размещение средств пожарной безопасности знаки пожарной безопасности, соответствующие требованиям нормативных документов по пожарной безопасности, установить средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай возникновения пожара, обеспечить на ст. Гайтер освещение в темное время суток, и оборудовать вокруг населенного пункта ст. Гайтер минерализованные полосы.
Представитель заинтересованного лица - глава администрации Гайтерского поселения ФИО2 заявленные требования не признала, суду пояснила, что в п. Гайтер установлены знаки пожарной безопасности с указанием мест размещений средств пожарной безопасности. Все водоемы находятся в поселке. Станция Гайтер находится в 3,5 км. от посёлка. На ст. Гайтер расположено всего 9 домов, из них 4 жилых дома с постоянно проживающими гражданами, а остальные дачные участки. Население составляет 30 человек. Для освещения, собственники дачных участков на улицу выводят фонари. На ст. Гайтер отсутствует какой-либо водоём. На случай пожара у них разработан алгоритм действий. Минерализованная полоса вокруг станции Гайтер сделана. Указатели к размещению водоема для установке на ст.Гайтер ею заказаны, и по их изготовлению будут установлены.
Заслушав помощника прокурора Комсомольского района Хабаровского края Стародубова М.А., представителя заинтересованного лица ФИО2, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 37 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местная администрация сельского поселения обеспечивает исполнительно-распорядительные функции по эффективному решению вопросов местного значения сельского поселения в интересах населения сельского поселения.
В силу частей 2,3 статьи 20 Федерального закона «О пожарной безопасности» уполномоченными государственными органами осуществляется нормативное регулирование в области пожарной безопасности, то есть установление в нормативных документах обязательных для исполнения требований пожарной безопасности; к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
В соответствии с п. 3 Указа Президента РФ от 11 июля 2004 года № 868 «Вопросы министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийныхбедствий» Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
Приказом МЧС России от 18 июня 2003 года № 313 утверждены Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03). Как следует из пункта 1 ППБ 01-03 данные Правила устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно - правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами РФ, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
В соответствии с пунктом 27 ППБ 01-03 территории населенных пунктов и организаций должны иметь наружное освещение в темное время суток для быстрого нахождения пожарных гидрантов, наружных пожарных лестниц и мест размещения пожарного инвентаря, а также подъездов к пирсам пожарных водоемов, к входам в здания и сооружения. Места размещения (нахождения) средств пожарной безопасности и специально оборудованные места для курения должны быть обозначены знаками пожарной безопасности, в том числе знаком пожарной безопасности «не загромождать». Сигнальные цвета и знаки пожарной безопасности должны соответствовать требованиям нормативных документов по пожарной безопасности.
Согласно п. 114 ППБ 01-03 на территории сельских населенных пунктов, блок-контейнерных зданий, дачных и садоводческих поселков должны устанавливаться средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара.
Согласно акту проверки соблюдение требований пожарной безопасности от ДД.ММ.ГГГГ №, представленным Отделением надзорной деятельности по Комсомольскому району Управления Надзорной Деятельности Главного управления МЧС России по Хабаровскому краю, на ст. Гайтер Комсомольского района были выявлены нарушения обязательных требований по пожарной безопасности.
На основании предписания, главе администрации Гайтерского сельского поселения был установлен срок устранения нарушений обязательных требований пожарной безопасности до ДД.ММ.ГГГГ.
Главой сельского поселения ФИО2 суду предоставлен акт № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому, ФИО5 на ст. Гайтер, 28 км., была произведена расчистка минерализованной полосы бульдозером по <адрес>, на основании договора № от ДД.ММ.ГГГГ. Услуги выполнены полностью и в срок. Заказчик претензий по объему, качеству и срока оказания услуг, не имеет. Также представлены документы по заказу знаков пожарной безопасности для установки на ст.Гайтер.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что администрацией Гайтерского сельского поселения ведутся мероприятия по устранению нарушений требований законодательства о пожарной безопасности и выполнения предписания по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности на ст. Гайтер, однако в полном объеме нарушения не устранены.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что оснований для удовлетворения требований прокурора требования прокурора Комсомольского района Хабаровского края в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия администрации Гайтерского сельского поселения Комсомольского муниципального района Хабаровского края по обеспечению пожарной безопасности незаконным, и понуждении к оборудованию вокруг населенного пункта ст.Гайтер минерализованной полосы, не имеется.
Требования прокурора Комсомольского района Хабаровского края в интересах неопределенного круга лиц о возложении на администрацию Гайтерского сельского поселения Комсомольского муниципального района Хабаровского края обязанности по установке на ст.Гайтер в местах размещения (нахождения) средств пожарной безопасности знаков пожарной безопасности, соответствующих требованиям нормативных документов по пожарной безопасности, по установке на ст.Гайтер средств звуковой сигнализации для оповещения людей на случай возникновения пожара и по обеспечению на ст.Гайтер освещения в темное время суток, обоснованы и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,
р е ш и л:
Заявление прокурора Комсомольского района Хабаровского края в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия администрации Гайтерского сельского поселения Комсомольского муниципального района Хабаровского края по обеспечению пожарной безопасности незаконным и понуждении к устранению нарушений по пожарной безопасности удовлетворить частично.
Обязать администрацию Гайтерского сельского поселения Комсомольского муниципального района Хабаровского края установить на ст. Гайтер в местах размещения (нахождения) средств пожарной безопасности знаки пожарной безопасности, соответствующие требованиям нормативных документов по пожарной безопасности, установить средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай возникновения пожара и обеспечить на ст. Гайтер освещение в темное время суток.
В удовлетворении требований прокурора Комсомольского района Хабаровского края в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия администрации Гайтерского сельского поселения Комсомольского муниципального района Хабаровского края по обеспечению пожарной безопасности незаконным, и понуждении к оборудованию вокруг населенного пункта ст.Гайтер минерализованной полосы, отказать.
Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Комсомольский районный суд Хабаровского края в течение десяти дней со дня принятия его судом в окончательной форме.
Судья