О признании бездействия незаконным и понуждению к совершению действий



Дело № 2-491/2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

3 августа 2011 года       г. Комсомольск-на-Амуре

Комсомольский районный суд Хабаровского края

в составе: председательствующего судьи Пучкиной М.В.,

с участием представителя истца - заместителя Комсомольского-на-Амуре межрайонного природоохранного прокурора Овчаренко Д.А.,

при секретаре судебного заседания Родионовой А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Комсомольского-на-Амуре межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Сельскохозяйственное предприятие «Комсомольское» о признании бездействия незаконным и понуждении к совершению действий,

у с т а н о в и л:

Комсомольский-на-Амуре межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с указанным иском к ответчику, указывая на то, что в ходе проведения проверки природоохранного законодательства выявлены нарушения в области охраны атмосферного воздуха. В нарушение федерального законодательства ООО «СХП «Комсомольское», не проведя инвентаризацию стационарных источников выбросов и не имея специального разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, эксплуатирует стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а именно: печи для отопления помещений, в которых за зиму ДД.ММ.ГГГГ годов сожжено около 30 м^3 дров, печи для сжигания биологических отходов, эксплуатируемые в отделении , расположенном в <адрес> и отделении , расположенном в <адрес>, а также АЗС. Предприятие оказывает негативное воздействие на окружающую среду посредством использования в своей деятельности стационарных источников выбросов, в результате работы которых, в числе прочего образуется угарный газ (СО) и другие вредные вещества. Эксплуатация ООО СХП «Комсомольское» источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в отсутствие разрешительной документации оказывает негативное воздействие на окружающую среду, что противоречит требованиям природоохранного законодательства, закрепленных в Федеральных законах «Об охране окружающей среды», «Об охране атмосферного воздуха» и влияет на здоровье жителей Хабаровского края, нарушая гарантированное Конституцией РФ право граждан на благоприятную окружающую среду.

В судебном заседании представитель истца - заместитель Комсомольского-на-Амуре межрайонного природоохранного прокурора Овчаренко Д.А. на исковых требованиях настаивал, по основаниям изложенным в иске, просил обязать ООО «СХП «Комсомольское» провести инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, разработать и утвердить в установленном законом порядке проект предельно-допустимых выбросов в атмосферный воздух, получить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, установить конкретный срок исполнения решения суда.

Ответчик в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без его участия. При таких обстоятельствах в соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося ответчика.

Выслушав заместителя Комсомольского-на-Амуре межрайонного природоохранного прокурора Овчаренко Д.А., изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - ФЗ «Об охране окружающей среды») хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду; охраны, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов как необходимых условий обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; ответственности за нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.

Согласно ст. 4 ФЗ «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются, в том числе земли, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух.

Статьей 34 ФЗ «Об охране окружающей среды» закреплено, что размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.

В соответствии со ст. 35 ФЗ «Об охране окружающей среды» при размещении зданий, строений, сооружений и иных объектов должно быть обеспечено выполнение требований в области охраны окружающей среды, восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, обеспечение экологической безопасности с учетом ближайших и отдаленных экологических, экономических, демографических и иных последствий эксплуатации указанных объектов и соблюдением приоритета сохранения благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

Пунктом 4 ст. 23 ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее - ФЗ «Об охране атмосферного воздуха») основными принципами в области охраны атмосферного воздуха являются: приоритет охраны жизни и здоровья человека, настоящего и будущего поколений; обеспечение благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха человека; недопущение необратимых последствий загрязнения атмосферного воздуха для окружающей среды; обязательность государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него; обязательность соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, ответственность за нарушение данного законодательства.

Согласно ст. 11 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» в целях определения критериев безопасности и (или) безвредности воздействия химических, физических и биологических факторов на людей, растения и животных, особо охраняемые природные территории и объекты, а также в целях оценки состояния атмосферного воздуха устанавливаются гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха и предельно допустимые уровни физических воздействий на него.

На основании ст. 12 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» в целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются нормативы таких выбросов.

Частью 1 ст. 14 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» предусмотрено, что выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

В силу ч. 1 ст. 22 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, проводят инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

Согласно п. 1 ст. 30 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» на юридических лиц возложена обязанность соблюдения требований природоохранного законодательства в части проведения инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработки предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух.

Согласно Уставу ООО «СХП «Комсомольское», основными видами его деятельности являются, в том числе: разведение крупного рогатого скота, растениеводство в сочетании с животноводством, производство мяса и мясопродуктов, молочных продуктов.

Из акта проверки соблюдения ООО «СХП «Комсомольское» экологического законодательства от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что ООО «СХП «Комсомольское» эксплуатирует стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а именно: печи для отопления помещений, в которых за зиму ДД.ММ.ГГГГ годов сожжено около 30 м3 дров, печи для сжигания биологических отходов, АЗС, которые расположены, как в отделении , расположенном в <адрес>, так и отделении , расположенном в <адрес>, не проведя инвентаризацию стационарных источников выбросов и не имея специального разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

В материалах дела имеются акты об уничтожении биологических отходов от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и акты об уничтожении продукции от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, согласно которых произведено уничтожение биологических отходов путем сжигания.

Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на <данные изъяты> ООО «СХП «Комсомольское» произведено забой 22 голов, в том числе 21 гол. - вынужденный забой, 1 гол. - хоз.забой.

Документов, подтверждающих проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, не имеется. Проект предельно - допустимых выбросов в атмосферный воздух не разработан. Разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух не получено.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что ООО «СХП «Комсомольское» допустило нарушения природоохранного законодательства, которые до настоящего времени не устранены.

В силу ст. ст. 56, 57 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений. Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.

Поскольку ответчиком не предоставлены возражения, доказательства в обоснование возражений против иска, то суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ, государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований, в соответствующий бюджет, согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Размеры государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, установлены ст. ст. 333.19 НК РФ и составляет с юридических лиц по искам неимущественного характера в размере 4000 рублей.

Согласно ст. 50 и ст. 61.1 Бюджетного кодекса РФ, в бюджеты муниципальных районов подлежит зачислению государственная пошлина по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями (за исключением Верховного Суда Российской Федерации), по нормативу 100 процентов.

Таким образом, с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в бюджет Комсомольского муниципального района Хабаровского края в сумме 4000 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования Комсомольского-на-Амуре межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Сельскохозяйственное предприятие «Комсомольское» о признании бездействия незаконным и понуждении к совершению действий удовлетворить.

Обязать общество с ограниченной ответственностью «Сельскохозяйственное предприятие «Комсомольское» провести инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, разработать и утвердить в установленном законом порядке проект предельно-допустимых выбросов в атмосферный воздух, получить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в срок до 1 ноября 2011 года.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Сельскохозяйственное предприятие «Комсомольское» государственную пошлину в бюджет Комсомольского муниципального района Хабаровского края в размере 4000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Комсомольский районный суд Хабаровского края в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий                                            М.В.Пучкина

Решение вступило в законную силу 16 августа 2011 года.