Об освобождении помещения и понуждении к принятию мер к обеспеению лаборатории, процедурного кабинета амбулатории, станции скорой помощи помещениями соответствующими санитарно-эпедемиологическим нормам и правилам



Дело № 2-241/2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 мая 2011 года              г. Комсомольск-на-Амуре

Комсомольский районный суд Хабаровского края в составе:

председательствующего судьи Пучкиной М.В.,

с участием истца - старшего помощника прокурора Комсомольского района Хабаровского края Александровой Е.В.,

представителя ответчика Сокольской Л.С.,

при секретаре Родионовой А.С..,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Комсомольского района Хабаровского края в интересах несовершеннолетних воспитанников Муниципального учреждения здравоохранения «Дом ребенка <адрес>» к Муниципальному учреждению здравоохранения «Центральная районная больница» Комсомольского муниципального района Хабаровского края о признании бездействия незаконным, об обязании освободить помещения здания муниципального учреждения здравоохранения «Дом ребенка <адрес>» и понуждении к принятию мер по обеспечению лаборатории, процедурного кабинета амбулатории <адрес> сельского поселения, станции скорой и неотложной помощи <адрес> помещениями соответствующими санитарно - эпидемиологическим нормам и правилам

у с т а н о в и л:

Прокурор Комсомольского района Хабаровского края обратился в суд с указанным иском к ответчику, указывая на то, что в ходе проведения проверки состояния зданий учреждения здравоохранения Комсомольского района установлено, что с противоположной стороны от входа в МУЗ «Дом ребенка <адрес>» расположен вход в помещения, в которых находятся процедурный кабинет, лаборатория амбулатории <адрес> сельского поселения и станция скорой и неотложной помощи <адрес>. В соответствии с п.1.6 Устава МУЗ «Центральная районная больница» Комсомольского муниципального района Хабаровского края (далее МУЗ «ЦРБ»), штатного расписания МУЗ «ЦРБ» амбулатория <адрес> сельского поселения является обособленным структурным подразделением МУЗ «ЦРБ». В соответствии со ст.11 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно - эпидемиологический надзор должностных лиц. В нарушение п.1.2, п.10.17.1, 10.15.2, 5.2, 5.3, 5.4, 5.6, 4.5, СанПиН 2.1.3.2630-10 процедурный кабинет, лаборатория амбулатории <адрес> сельского поселения, станция скорой и неотложной помощи <адрес> осуществляют свою деятельность в здании МУЗ «Дом ребенка <адрес>», что недопустимо. Невозможность соблюдения в указанных помещениях санитарно - эпидемиологических норм и правил ответчиком угрожает жизни и здоровью малолетних воспитанников МУЗ «Дом ребенка <адрес>», в связи с реальной возможностью распространения опасных инфекционных заболеваний. Прокурор просит признать незаконным бездействие МУЗ «ЦРБ», выразившееся в непринятии мер по обеспечению соблюдения санитарно-эпидемиологических требований в лаборатории, процедурном кабинете и станции скорой и неотложной помощи, а также обязать МУЗ «ЦРБ» освободить помещения МУЗ «Дом ребенка <адрес>» и принять меры к обеспечению лаборатории, процедурного кабинета и станции скорой помощи помещениями соответствующими санитарно - эпидемиологическими нормам и правилам.

В судебном заседании истец - старший помощник прокурора Комсомольского района Хабаровского края Александрова Е.В. уточнила исковые требования, пояснив, что поскольку на момент рассмотрения дела ответчиком предоставлены документы, подтверждающие, что принимаются активные меры к обеспечению лаборатории, процедурного кабинета, станции скорой помощи помещениями соответствующими санитарно - эпидемиологическим нормам и правилам, то бездействия МУЗ «ЦРБ» нет, однако просила обязать ответчика принять меры к обеспечению лаборатории, процедурного кабинета и станции скорой помощи помещениями соответствующими санитарно - эпидемиологическими нормам и правилам в срок до 1 января 2013 года.

Представитель ответчика Сокольская Л.С,, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании исковые требования признала частично, пояснив, что с 2011 года ведется работа по данному вопросу. В настоящее время для размещения амбулатории и станции скорой помощи <адрес> найдено здание, которое будет передано для этих целей. Кроме того, решение данного вопроса запланировано Министерством здравоохранения Хабаровского края еще в 2010 году. Согласно плану мероприятий по устранению нарушений, выявленных в ходе проверок по исполнению действующего законодательства по обеспечению прав и законных интересов граждан пожилого возраста, инвалидов, детей в учреждениях здравоохранения в период с 2009 - 2010 годов, до 1 января 2013 года запланировано проведение перепланировки МУЗ «Дом ребенка <адрес>» и выведение отделения станции СМП из здания.

Свидетель ФИО4 в судебном заседании пояснила, что согласно плану мероприятий по устранению нарушений, выявленных в ходе проверок по исполнению действующего законодательства по обеспечению прав и законных интересов граждан пожилого возраста, инвалидов, детей в учреждениях здравоохранения в период с 2009 - 2010 годов, утвержденному Министерством здравоохранения Хабаровского края 9 ноября 2010 года, до 1 января 2013 года запланировано проведение перепланировки МУЗ «Дом ребенка <адрес>» и выведение отделения станции СМП из здания. В настоящее время активно решается вопрос о передаче здания, расположенного по <адрес>, для амбулатории <адрес> сельского поселения. В этом здании планируется разместить лабораторию, процедурный кабинет, СМП, гараж, амбулаторию. Также планируется там открыть новые кабинеты УЗИ и ЭКГ. Поскольку процедура передачи здания решается на уровне губернатора Хабаровского края, решить реально данный вопрос возможно в срок до 1 января 2013 года.

Представитель МУЗ «Дом ребенка <адрес>», будучи своевременно и надлежащим образом уведомленным о дате и месте судебного заседания, не явился. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя истца.

Выслушав мнение старшего помощника прокурора Комсомольского района Хабаровского края, представителя ответчика, свидетеля, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию, противоэпидемическому режиму, профилактическим и противоэпидемическим мероприятиям, условиям труда персонала, организации питания пациентов и персонала организаций, осуществляющих медицинскую деятельность, утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18 мая 2010 года № 58 (СанПиН 2.1.3.2630-10).

Согласно п.1.2. СанПиН 2.1.3.2630-10 санитарные правила предназначены для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, осуществляющих медицинскую деятельность, и обязательны для исполнения на территории Российской Федерации. Проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт, перепланировка, эксплуатация объектов здравоохранения осуществляются в соответствии с настоящими правилами.

В соответствии с п.10.17.1 СанПиН 2.1.3.2630-10 клинико-диагностические, микробиологические и другие диагностические лаборатории должны размещаться в изолированных непроходных отсеках зданий. Помещение для забора материала располагают за пределами блока помещений для исследований. Размещение и состав помещений микробиологической лаборатории (отделения) определяется с учетом требований санитарных правил по безопасности работы с микроорганизмами 3-4 групп патогенности (опасности) и возбудителей паразитарных болезней. Доставка материала в лаборатории из сторонних организаций осуществляется через самостоятельный вход.

В силу п.10.15.2 СанПиН 2.1.3.2630-10 для работы станции (подстанции) скорой и неотложной помощи предусматривается следующий минимальный набор помещений: диспетчерская, комната отдыха бригад, комната хранения и комплектования укладок, санузел. По заданию на проектирование могут предусматриваться кабинеты для экстренного оказания медицинской помощи, обработки и стерилизации инструментов, гараж и прочие.

Пунктом 5.1 СанПиН 2.1.3.2630-10 определено, что все вновь строящиеся, реконструируемые и действующие лечебные учреждения должны быть оборудованы водопроводом, канализацией, централизованным горячим водоснабжением. Качество воды для хозяйственно-питьевого назначения должно соответствовать требованиям санитарных правил. При наличии собственного источника водоснабжения водопотребление лечебным учреждением возможно при наличии санитарно-эпидемиологического заключения на данный источник.

Пунктами 5.4, 5.5, 5.6 СанПиН 2.1.3.2630-10 для вновь строящихся и реконструируемых ЛПО на случай выхода из строя или проведения профилактического ремонта системы горячего водоснабжения должно быть предусмотрено централизованное резервное горячее водоснабжение. Для существующих учреждений в качестве резервного источника устанавливаются водонагревательные устройства. Во врачебных кабинетах, комнатах и кабинетах персонала, в туалетах, в материнских комнатах при детских отделениях, процедурных, перевязочных и вспомогательных помещениях должны быть установлены умывальники с подводкой горячей и холодной воды, оборудованные смесителями. Температура горячей воды в точках разбора детских и психиатрических палат, душевых, санузлов для пациентов не должна превышать 37°С. Предоперационные, перевязочные, родовые залы, реанимационные, процедурные кабинеты, посты медсестер при палатах новорожденных, посты медсестер (в строящихся и проектируемых ЛПО) и другие помещения, требующие соблюдения особого режима и чистоты рук обслуживающего медперсонала, следует оборудовать умывальниками с установкой смесителей с локтевым (бесконтактным, педальным и прочим некистевым) управлением и дозаторами с жидким (антисептическим) мылом и растворами антисептиков.

Пункт 5.8 СанПиН 2.1.3.2630-10 предусматривает, что в кабинетах, где проводится обработка инструментов, следует предусматривать отдельную раковину для мытья рук или двугнездную раковину (мойку).

В силу п. 4.2 СанПиН 2.1.3.2630-10 поверхность стен, полов и потолков помещений должна быть гладкой, без дефектов, легкодоступной для влажной уборки и устойчивой к обработке моющими и дезинфицирующими средствами. При использовании панелей их конструкция также должна обеспечивать гладкую поверхность.

На основании постановления главы Комсомольского муниципального района Хабаровского края № 197 от 16 марта 2009 года муниципальное имущество - здание Дома ребенка, расположенное в <адрес>, площадью 477,8 кв.м, закреплено на праве оперативного управления за МУЗ «Дом ребенка <адрес>».

На основании п.1.6 Устава МУЗ «ЦРБ» амбулатория <адрес> сельского поселения является обособленным структурным подразделением МУЗ «ЦРБ».

Согласно штатному расписанию МУЗ «ЦРБ» имеет в своем составе, в том числе, скорую помощь <адрес>.

Согласно результатам совместной выездной проверки ДД.ММ.ГГГГ объектов МУЗ сельского поселения <адрес> Комсомольского муниципального района Хабаровского края, проведенной специалистом - экспертом территориального отдела Управления по Хабаровском краю в г. Комсомольске-на-Амуре, Комсомольском, Солнечном, Амурском, имени Полины Осипенко районам ФИО5 совместно с прокуратурой Комсомольского района Хабаровского края было установлено, что МУЗ «Дом ребенка <адрес>», расположенное по <адрес>, расположено в здании, часть площадей которого занимают другие учреждения: кабинет скорой помощи, площадью 8 кв.м, процедурный кабинет 11 кв.м, лаборатория амбулатории <адрес> 11,6 кв.м и подсобное помещение лаборатории 2,2 кв.м.

С противоположной стороны от входа в МУЗ «Дом ребенка <адрес>» расположен вход в помещения, в которых находятся процедурный кабинет и лаборатория амбулатории <адрес> сельского поселения, а также станция скорой и неотложной помощи <адрес>.

Скорая и неотложная помощь посетителям оказывается на кушетке в коридоре, за ширмой. Место для отдыха водителя отведено в коридоре за ширмой. Бытовые условия для обслуживающего персонала отсутствуют. Туалет находится на территории дома ребенка. Раковины для мытья рук нет.

Лаборатория и процедурный кабинет амбулатории удалены до 1 км от амбулатории.

Клинико - диагностическая лаборатория в своем составе не имеет необходимый набор помещений - кабинет забора крови на 1 рабочее место, совмещен с местом исследования крови и местом приема анализов мочи. Лаборатория не оборудована вытяжным шкафом. Внутренняя отдела кабинета исследования крови: стены окрашены масляной краской, краска потрескалась, местами отслоилась, выше и потолок побелка, покрытие пола с нарушением целостности (трещины, сколы), окна и двери требуют ремонта и замены. Существующее санитарно-техническое состояние лаборатории не позволяет проводить качественно текущие и генеральные уборки.

Текущая уборка в процедурном кабинете проводится только по окончании работы, до начала выполнения процедур уборка не проводится.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что лаборатория, процедурный кабинет амбулатории <адрес> сельского поселения, станция скорой и неотложной помощи <адрес>, находясь в помещениях здания МУЗ «Дом ребенка <адрес>», не имеют возможности соблюдать санитарно - эпидемиологические нормы, что влечет за собой угрозу жизни и здоровью малолетних воспитанников МУЗ «Дом ребенка <адрес>», в связи с реальной возможностью распространения опасных инфекционных заболеваний.

В судебное заседания были предоставлены документы, подтверждающие то обстоятельство, что с начала 2011 года решается вопрос о переводе амбулатории <адрес> сельского поселения и станции скорой и неотложной помощи в здание конторы <адрес> лесхоза по адресу: <адрес>, в частности предоставлена служебная записка начальника Отдела здравоохранения администрации Комсомольского муниципального района Хабаровского края ФИО6, который просит главу Комсомольского муниципального района дать поручение отделу капитального строительства провести осмотр здания для составления сметы по его реконструкции и ремонту. ДД.ММ.ГГГГ главой района дано соответствующее поручение. ДД.ММ.ГГГГ глава Комсомольского муниципального района обратился к Губернатору Хабаровского краю с просьбой о передаче в собственность Комсомольского муниципального района здания, расположенного в <адрес>, закрепленного на праве оперативного управления за КГУ <данные изъяты> для размещения в нем амбулатории <адрес> сельского поселения. Кроме того, исходя из плана мероприятий по устранению нарушений, выявленных в ходе проверок по исполнению действующего законодательства по обеспечению прав и законных интересов граждан пожилого возраста, инвалидов, детей в учреждениях здравоохранения в период с 2009 - 2010 годов, утвержденному Министерством здравоохранения Хабаровского края 9 ноября 2010 года, до 1 января 2013 года запланировано проведение перепланировки МУЗ «Дом ребенка <адрес>» и выведение отделения станции СМП из здания.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что заявленные исковые требования об обязании МУЗ «Центральная районная больница» Комсомольского муниципального района Хабаровского края освободить помещения МУЗ «Дом ребенка <адрес>» и понуждении к принятию мер по обеспечению лаборатории, процедурного кабинета амбулатории <адрес> сельского поселения, станции скорой и неотложной помощи <адрес> помещениями соответствующими санитарно - эпидемиологическим нормам и правилам обоснованны и подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ, государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований, в соответствующий бюджет, согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Размеры государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, установлены ст. ст. 333.19 НК РФ и составляет с юридических лиц по искам неимущественного характера в размере 4000 рублей.

Согласно ст. 50 и ст. 61.1 Бюджетного кодекса РФ, в бюджеты муниципальных районов подлежит зачислению государственная пошлина по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями (за исключением Верховного Суда Российской Федерации), по нормативу 100 процентов.

Таким образом, с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в бюджет Комсомольского муниципального района Хабаровского края в сумме 4000 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,

р е ш и л:

Исковые требования прокурора Комсомольского района Хабаровского края к муниципальному учреждению здравоохранения «Центральная районная больница» Комсомольского муниципального района Хабаровского края об освобождении помещения МУЗ «Дом ребенка <адрес>» и понуждении к принятию мер к обеспечению лаборатории, процедурного кабинета амбулатории <адрес> сельского поселения, станции скорой и неотложной помощи <адрес> помещениями соответствующими санитарно - эпидемиологическим нормам и правилам удовлетворить.

Обязать муниципальное учреждение здравоохранения «Центральная районная больница» Комсомольского муниципального района Хабаровского края в срок до 1 января 2013 года освободить помещения МУЗ «Дом ребенка <адрес>» и принять меры к обеспечению лаборатории, процедурного кабинета амбулатории <адрес> сельского поселения, станции скорой и неотложной помощи <адрес> помещениями соответствующими санитарно - эпидемиологическим нормам и правилам.

Взыскать с муниципального учреждения здравоохранения «Центральная районная больница» Комсомольского муниципального района Хабаровского края государственную пошлину в бюджет Комсомольского муниципального района Хабаровского края в размере 4000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Комсомольский районный суд Хабаровского края в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий                                       М.В.Пучкина

Решение вступило в законную силу 14 июня 2011 года.