о понуждении внести изменения в устав учреждения



Дело № 2-539/2011

Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации

23 августа 2011 года Комсомольский районный суд Хабаровского края

в составе председательствующего федерального Судьи Винникова А.П.

с участием помощника прокурора Комсомольского района Хабаровского края Лихачевой Е.А.

при секретаре судебного заседания Мысковой А.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Комсомольске-на-Амуре гражданское дело по иску прокурора Комсомольского района Хабаровского края в интересах несовершеннолетних, неопределенного круга лиц к муниципальному образовательному учреждению средней образовательной школе сельского поселения «<адрес>» о понуждении внести изменения в п.п.4.7, 4.8, 4.15, 4.19, 4.23 Устава учреждения, суд,

у с т а н о в и л :

В Комсомольский районный суд Хабаровского края с исковым заявлением обратился прокурор Комсомольского района Хабаровского края в интересах несовершеннолетних, неопределенного круга лиц к муниципальному образовательному учреждению средней образовательной школе сельского поселения «<адрес>» о понуждении внести изменения в п.п.4.7, 4.8, 4.15, 4.19, 4.23 Устава учреждения.

В обосновании заявленных требований прокурор Комсомольского района Хабаровского края сослался на то, что прокуратурой Комсомольского района в ходе осуществления надзора за законностью правовых актов издаваемых в сфере несовершеннолетних установлено, что Устав учреждения противоречит действующему законодательству. Согласно статье 12 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании", Правительством Российской Федерации предоставляется право определять уполномоченные федеральные органы исполнительной власти для утверждения Типовых положения об образовательных учреждениях. Пунктом 46 Типового положения об общеобразовательном учреждении, утвержденное Постановление Правительства РФ от 19.03.2001 N 196, предусматривается, что правила приема в государственные и муниципальные общеобразовательные учреждения на ступени начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования должны обеспечивать прием всех граждан, которые проживают на определенной территории и имеют право на получение образования соответствующего уровня. Не проживающим на данной территории может быть отказано в приеме только по причине отсутствия свободных мест в учреждении. Письмом Минобразования РФ от 21.03.2003 N 03-51-57ин/13-03 "Рекомендации по организации приема в первый класс" разъяснено, что для зачисления ребенка в первый класс родители (законные представители) представляют в общеобразовательное учреждение заявление о приеме, медицинскую карту ребенка, справку о месте проживания ребенка. Представление иных документов в качестве основания для приема детей в образовательное учреждение законодательством не предусмотрено. В нарушение вышеуказанных норм законодательства, пунктами 4.7, 4.8 Устава школы предусматривается обязанность предоставления родителем (законным представителем) паспорта с указанием его места жительства. Таким образом, приём на обучение ребёнка, проживающего в местности расположения школы, поставлен в зависимость от места регистрации его родителей (законных представителей). Пунктом 4.15 Устава школы определены права родителей, в том числе выражать своё мнение на родительском собрании, вносить добровольные пожертвования и целевые взносы для развития Учреждения согласно его уставным целям. Данный пункт противоречит пункту 61 типового положения, в соответствие с которым права и обязанности родителей (законных представителей) обучающихся, не предусмотренные пунктами 59 и 60 настоящего Типового положения, могут закрепляться в заключенном между ними и общеобразовательным учреждением договоре в соответствии с уставом этого учреждения. Учитывая, что закрепление дополнительных прав и обязанностей родителей (законных представителей) должно быть отражено в договорах, заключаемых в добровольном порядке, то соответственно закрепление их в Уставе школы не законно. Незаконным является пункт 4.19 Устава школы, определяющий перечень документов, которые обязан при приёме на работу представить работник. Статьей 331 Трудового кодекса РФ (далее ТК РФ), к педагогической деятельности не допускаются лица: лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда; имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), полевой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности; имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления. Статьей 65 ТК РФ на работника возлагается обязанность на ряду с иными документами, при поступлении на работу представлять справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям, выданную в порядке и по форме, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, - при поступлении на работу, связанную с деятельностью, к осуществлению которой в соответствии с настоящим Кодексом, иным федеральным законом не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию. Анализ этих норм позволяет сделать вывод о том, что при поступлении в школу работник-педагог обязан предоставить сведения об отсутствии оснований не позволяющих осуществлять педагогическую деятельность. Пункт 4.23 Устава школы вошёл в противоречие с частью 4 статьи 55 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании", пунктом 65 Типового положения. Как следует из пункта 4.23 Устава, педагогические работники имеют право на выбор, разработку и применение образовательных программ, методик обучения и воспитания; учебных пособий и материалов, методов оценки знаний. Частью 4 статьи 55 Закона РФ «Об образовании» предусматривается, что при исполнении профессиональных обязанностей педагогические работники имеют право на свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, учебников в соответствии с образовательной программой, утвержденной образовательным учреждением, методов оценки знаний обучающихся, воспитанников. В силу части 6 статьи 32 Закона РФ «Об образовании», разработка и утверждение образовательных программ и учебных планов относится к компетенции образовательного учреждения. В силу п. 65 Типового положения, педагогические работники общеобразовательного учреждения имеют право: на самостоятельный выбор и использование методики обучения и воспитания, учебников, учебных пособий и материалов, методов оценки знаний обучающихся. Таким образом, текст п. 4.23 Устава школы позволяет преподавание педагогами школы разработанных ими программ, которые не прошли соответствующее утверждение. Допущенные нарушения в нормативных положениях Устава школы могут повлечь за собой негативные последствия в виде необоснованного отказа в приёме детей; ненадлежащего процесса обучения детей; нарушение прав родителей (законных представителей); приём на работу лиц, которым законодательно запрещено осуществлять педагогическую деятельность. На основании изложенного, в соответствие со ст. 23 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», прокурором принесен протест ДД.ММ.ГГГГ. Ответа о рассмотрении протеста и внесении изменений в Устав не поступило. Таким образом, не внесение изменений в Устав учреждения может привести к нарушению прав неопределенного круга лиц на устройство несовершеннолетних в общеобразовательное учреждение при непредставлении паспорта с указанием его места жительства; к применению педагогами программ, которые не прошли соответствующее утверждение, приему на работу сотрудников, угрожающих нормальному физическому и психическому развитию несовершеннолетних. Во избежание нарушений прав неопределенного круга лиц и несовершеннолетних на получение образования (необоснованного отказа в приеме детей в школу) вышеуказанные изменения необходимо внести до 1 сентября 2011 года. Просит суд обязать МОУ СОШ сельского поселения «<адрес>» внести изменения в п.п.4.7, 4.8, 4.15, 4.19, 4.23 Устава учреждения до 1 сентября 2011 года.

В судебном заседании помощник прокурора Комсомольского района Хабаровского края Лихачева Е.А. на удовлетворении исковых требований настаивала, дала пояснения аналогичные вышеизложенным.

В судебное заседание надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения дела ответчик директор муниципального образовательного учреждения средней образовательной школы сельского поселения «<адрес>» не явилась, не представила суду уважительных причин неявки, не просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

Представитель ответчика отдела образования Комсомольского муниципального района Хабаровского края Саяпина А.В., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ в судебное заседание не явилась, при этом представила письменное заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, исковые требования не признает.

В соответствии со ст.167 ГПК Российской Федерации суд вправе рассмотреть дело в отсутствие не явившихся ответчика и представителя ответчика.

Выслушав помощника прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 56 ГПК Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии с ч.4 Указания Генеральной прокуратуры РФ от 14 мая 2009 года № 160/8 «Об организации работы по применению ч.1 ст.45 ГПК РФ», прокурор обязан неукоснительно соблюдать требования материального и процессуального права.

Пунктом 46 Типового положения об общеобразовательном учреждении, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации №196 от 19 марта 2001 года предусмотрено «Правила приема в государственные и муниципальные общеобразовательные учреждения на ступени начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования должны обеспечивать прием всех граждан, которые проживают на определенной территории и имеют право на получение образования соответствующего уровня. Не проживающим на данной территории может быть отказано в приеме только по причине отсутствия свободных мест в учреждении».

Пунктом 61 вышеуказанного типового положения установлено, что «Права и обязанности родителей (законных представителей) обучающихся, не предусмотренные пунктами 59 и 60 настоящего Типового положения, могут закрепляться в заключенном между ними и общеобразовательным учреждением договоре в соответствии с уставом этого учреждения».

В силу ст.65 ТК Российской Федерации справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям, выданную в порядке и по форме, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, - при поступлении на работу, связанную с деятельностью, к осуществлению которой в соответствии с настоящим Кодексом, иным федеральным законом не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию.

Согласно ст.331 ТК Российской федерации к педагогической деятельности не допускаются лица: лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда; имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности; имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления.

В соответствии со ст.32 Федерального Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года №3266-1 «Об образовании» разработка и утверждение образовательных программ и учебных планов относится к компетенции образовательного учреждения.

Статьей 55 Федерального Закона Российской Федерации №3266-1 «Об образовании» от 10.07.1992 г. определено, что «При исполнении профессиональных обязанностей педагогические работники имеют право на свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, учебников в соответствии с образовательной программой, утвержденной образовательным учреждением, методов оценки знаний обучающихся, воспитанников. Выбор учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях, осуществляется в соответствии со списком учебников и учебных пособий, определенным образовательным учреждением».

Пунктом 65 Типового положения об общеобразовательном учреждении, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации №196 от 19 марта 2001 года предусмотрено, что «Педагогические работники общеобразовательного учреждения имеют право: на самостоятельный выбор и использование методики обучения и воспитания, учебников, учебных пособий и материалов, методов оценки знаний обучающихся».

В ходе рассмотрения дела установлено, что пункты 4.7, 4.8, 4.15, 4.19, 4.23 Устава муниципального образовательного учреждения средней образовательной школы сельского поселения «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ противоречат действующему законодательству, что является основанием для внесения изменений в п.п.4.7, 4.8, 4.15, 4.19, 4.23 Устава учреждения.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК Российской Федерации, суд

р е ш и л :

Завяленные требования прокурора Комсомольского района Хабаровского края удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образовательного учреждения средней образовательной школы сельского поселения «<адрес> внести изменения в п.п.4.7, 4.8, 4.15, 4.19, 4.23 Устава учреждения.

Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Комсомольский районный суд Хабаровского края в течение 10 дней.

Председательствующий

Решение вступило в законную силу 9 сентября 2011 года.