Дело № 2-536/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 9 августа 2011 года Комсомольский районный суд Хабаровского края в составе председательствующего федерального Судьи Винникова А.П., с участием помощника прокурора Комсомольского района Стародубова М.А. при секретаре Федоровой Ю.А.. рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Комсомольске-на-Амуре гражданское дело по иску прокурора Комсомольского района в защиту неопределенного круга лиц к садоводческому некоммерческому товариществу «<данные изъяты>» о понуждении устранить нарушения правил пожарной безопасности на территории садоводческого некоммерческого товарищества, суд у с т а н о в и л ; Прокурор Комсомольского района обратился в суд с иском к садоводческому некоммерческому товариществу «<данные изъяты>» о понуждении устранить нарушения правил пожарной безопасности на территории садоводческого некоммерческого товарищества. Обосновывая заявленные требования, помощник прокурора Стародубов М.А. пояснил, что прокуратурой Комсомольского района в ходе осуществления надзора за исполнением законодательства о пожарной безопасности установлено, что садоводческим некоммерческим товариществом «<данные изъяты>» (далее по тексту СНТ «<данные изъяты>»), осуществляющим деятельность на территории Комсомольского муниципального района, ненадлежащим образом выполняются требования пожарной безопасности. В соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 23 Федерального закона от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ (ред. от 30.12.2008) "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" председатель правления садоводческого некоммерческого объединения осуществляет представительство от имени такого объединения в органах государственной власти, органах местного самоуправления, а также в организациях. В соответствии со статьей 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" руководители организации обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности; включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности. В силу частей 2,3 статьи 20 Федерального закона «О пожарной безопасности» уполномоченными государственными органами осуществляется нормативное регулирование в области пожарной безопасности, то есть установление в нормативных документах обязательных для исполнения требований пожарной безопасности; к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности. В соответствии с п. 3 Указа Президента РФ от 11.07.2004 г. № 868 «Вопросы министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах. Приказом МЧС России от 18.06.2003 г. № 313 утверждены Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03). Как следует из пункта 1 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03) данные Правила устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами РФ, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды. Так же в части нормативного регулирования утвержден Приказом МЧС России от 25 марта 2009 г. N 178 Свод правил СП 8.13130.2009 который принят в соответствии со статьями 68 и 99 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее -Технический регламент), устанавливает требования пожарной безопасности к источникам наружного противопожарного водоснабжения на территории поселений, городских округов (далее - поселения) и организаций. В соответствии с пунктом 112 ППБ 01-03 в населенных пунктах, расположенных в лесных массивах, должны быть разработаны и выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения (устройство защитных противопожарных полос, посадка лиственных насаждений, удаление в летний период сухой растительности и другие). Согласно акту проверки начальника ОНД по Комсомольскому району от ДД.ММ.ГГГГ в нарушение пункта 112 ППБ 01-03 территория СНТ «<данные изъяты>» в полном объеме не обеспечена противопожарной полосой. В соответствии с пунктом 9.4 Свода правил СП 8.13130.2009 водоемы, из которых производится забор воды для целей пожаротушения, должны иметь подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей в любое время года. В нарушение данного пункта на территории СНТ «<данные изъяты>» площадки у открытых источников забора воды не оборудованы. Таким образом, невыполнение требований пожарной безопасности, установленные Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации, создает угрозу гражданам, являющимся членами СНТ «<данные изъяты>», а также лиц, посещающих территорию СНТ и их имуществу. Нарушаются права граждан на жизнь и охрану здоровья, на благоприятную окружающую среду, гарантированные Конституции Российской Федерации. Кроме того, непринятие мер по пожарной безопасности создает угрозу уничтожения лесного фонда Российской Федерации при возникновении пожара. В соответствии со ст. 18, ч.1 ст. 45, ч.1 ст. 46 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими и определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность местного самоуправления и обеспечивается правосудием, гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина Российской Федерации, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. В соответствие с ч.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав неопределенного круга лиц. В судебном заседании помощник прокурора Стародубов М.А. подтвердил вышеизложенное и просил обязать садоводческое некоммерческое товарищество «<данные изъяты>»: обеспечить садоводство минерализованной полосой и противопожарными разрывами по территории граничащей с участками лесного фонда, обеспечить подъезды для пожарных машин к открытым водоемам для забора воды. В судебное заседание представитель ответчика надлежащим образом уведомленный о времени и месте рассмотрения дела не явился, не представил суду уважительных причин неявки, не просил рассмотреть дело в его отсутствие, поэтому в соответствии со ст.167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в отсутствие не явившегося ответчика. Выслушав прокурора, изучив материалы дела, суд пришел к следующему. В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. В соответствии со ст. 45 ГПК Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан и неопределенного круга лиц. Законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя Федеральный закон от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности. Статьей 1 указанного Федерального закона установлено, что под нормативными документами по пожарной безопасности понимаются национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасности, а также действовавшие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности. В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» требования пожарной безопасности - это специальные условия социального и технического характера, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом. В соответствии со статьей 23 Федерального закона от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" председатель правления садоводческого некоммерческого объединения осуществляет представительство от имени такого объединения в органах государственной власти, органах местного самоуправления, а также в организациях. Согласно статьи 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" руководители организации обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности; включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности. Как следует из п. 9.4 Правил пожарной безопасности, утвержденных Приказом МЧС от 18.06.2003 года № 313 (ППБ 01-03), при наличии на территории объекта или вблизи его (в радиусе 200 м) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и т.п.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. Актом проверки главного государственного инспектора Комсомольского района по пожарному надзору от ДД.ММ.ГГГГ на территории садоводческого некоммерческого товарищества «<данные изъяты>» выявлены нарушения правил пожарной безопасности, а именно территория садоводства не обеспечена противопожарной полосой в полном объеме, не обеспечены подъезды к водоемам. В судебном заседании установлено, что на территории садоводческого некоммерческого товарищества «<данные изъяты>» имеются нарушения правил пожарной безопасности. Поскольку иных доказательств, обосновывающих устранение нарушений правил пожарной безопасности, указанных в акте от ДД.ММ.ГГГГ, суду не представлено, следовательно, заявленные требования прокурора Комсомольского района Хабаровского края обоснованны и подлежат удовлетворению. Руководствуясь статьями 194-198 ГПК Российской Федерации, суд р е ш и л : Обязать садоводческое некоммерческое товарищество «<данные изъяты>» провести комплекс работ по обеспечению садоводства минерализованной полосой и противопожарными разрывами по территории граничащей с участками лесного фонда; обеспечить подъезды для пожарных машин к открытым водоемам для забора воды. Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Комсомольский районный суд Хабаровского края в течении десяти дней с момента изготовления мотивированного решения суда. Председательствующий Решение вступило в законную силу 26 августа 2011 года.