О понуждении организовать сбор и вывоз бытовых отходов



Дело № 2-701/2011                                                                                         

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

19 октября 2011 г.                                                            г. Комсомольск-на-Амуре

Комсомольский районный суд Хабаровского края

в составе: председательствующего - судьи Фетисовой М.А.,

при секретаре судебного заседания - Артазей Т.В.,

с участием: помощника прокурора Комсомольского района Хабаровского края - Веселова Е.Ф.,

главы сельского поселения «<адрес>» Пильтяй П.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Комсомольского района Хабаровского края, в защиту прав неопределенного круга лиц, к главе сельского поселения «<адрес>» Комсомольского муниципального района Хабаровского края о признании бездействия незаконным и возложении обязанности по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора с несанкционированной свалки, с последующей рекультивацией земельного участка,

УСТАНОВИЛ :

Прокурор Комсомольского района Хабаровского края в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к главе сельского поселения «<адрес>» Комсомольского муниципального района Хабаровского края о признании бездействия незаконным, возложении обязанности по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора с несанкционированной свалки, с последующей рекультивацией земельного участка.

В обоснование заявленных требований истец указал, что в ходе проведения проверки исполнения природоохранного законодательства в части деятельности органов местного самоуправления по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, выявлено существенное нарушение федерального законодательства. В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. В силу части 5 статьи 12 ФЗ «Об отходах производства и потребления» запрещено захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных,     лечебно-оздоровительных, рекреационных зон,     а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. В нарушение требований действующего законодательства на территории сельского поселения «<адрес>» в начале улицы <адрес> расположена несанкционированная свалка бытовых отходов и мусора. В ходе проверки на указанной несанкционированной свалке было обнаружено наличие строительного мусора, рубероида, пластиковой, стеклянной и металлической тары. На данной свалке незаконно размещены отходы различных классов опасности, что создает угрозу здоровью неопределенного круга лиц жителей сельского поселения «<адрес>». Размещение отходов производства и потребления на территориях, не отведенных для этих целей, то есть на несанкционированных свалках, представляет серьезную эпидемиологическую опасность и может повлечь возникновение ; различных, в том числе и инфекционных заболеваний, размножение паразитных животных, которые являются разносчиками этих болезней, загрязнение почвы, подземных и грунтовых вод и атмосферного воздуха и является нарушением пункта 4.3. СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления». Главой сельского поселения «<адрес>» не исполняются требования федеральных законов, СанПиН 2.1.7.1322-03, не осуществляется деятельность по ликвидации несанкционированных свалок. Вывоз мусора, рекультивация земли не производится. Просил суд признать незаконным бездействие главы сельского поселения «<адрес>», выразившееся в не организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора с неорганизованной свалки, расположенной на территории сельского поселения «<адрес>», обязать главу поселения организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора с несанкционированной свалки, расположенной на улице <адрес> сельского поселения, с последующей рекультивацией указанного земельного участка.

В судебном заседании помощник прокурора Комсомольского района Хабаровского края Веселов Е.Ф. на заявленных требованиях настаивал по обстоятельствам, изложенным в исковом заявлении, суду пояснил, что глава сельского поселения «<адрес>», в течение всего срока своих полномочий в качестве главы поселения, не предпринимает предусмотренных действующим законодательством мер к организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора с несанкционированной свалки, расположенной на территории сельского поселения «<адрес>», в начале улицы <адрес>. Глава поселения ограничивается лишь периодическим вывозом мусора, не предпринимая мер к ликвидации несанкционированной свалки на территории сельского поселения, не предпринимает попыток произвести рекультивацию земельного участка, занятого несанкционированной свалкой, хотя в бюджете сельского поселения ежегодно предусматриваются расходы на благоустройство поселения. Просит требования удовлетворить в полном объеме, предоставить ответчику срок для исполнения требований прокурора по ДД.ММ.ГГГГ.

Ответчик - глава сельского поселения «<адрес>» Пильтяй П.И., в судебном заседании пояснил, что заявленные исковые требования признает частично, согласен вывозить с места несанкционированной свалки мусор текущего года, однако для проведения рекультивации земельного участка в поселении не имеется ни специальной техники, ни денежных средств. Он является главой поселения два года, а куча мусора, покрытая землей, находится в начале улицы <адрес> в сельском поселении «<адрес>» не менее двадцати лет. Считает, что в рекультивации данной кучи мусора, покрытой землей, нет смысла, так как этот мусор не представляет опасности, поскольку на земле поверх мусора растет трава. Бюджет поселения предусматривает расходы на благоустройство, однако заложенные на это средства расходуются на уборку снега. Он намерен, получив решение суда о том, что его обязывают произвести рекультивацию, предъявить решение суда финансистам, чтобы обосновать повышение расходов на благоустройство. В настоящее время возле дома по ул. <адрес> с согласия собственника, которого администрация стимулирует морально, установлена телега, в которую население частного сектора сбрасывает мусор. Место в районе дома по ул. <адрес>, где размещена телега с мусором, не является санкционированной свалкой, но это место удобно населению для складирования мусора. Периодически в начале улицы <адрес>, где размещена несанкционированная свалка, проводятся субботники, мусор вывозится. В ДД.ММ.ГГГГ. субботники проводили в ДД.ММ.ГГГГ после обращения прокурора с иском в суд и в ДД.ММ.ГГГГ то есть после составления прокурором акта от ДД.ММ.ГГГГ и после того, как судом вновь начато рассмотрение иска прокурора. До обращения прокурора в суд с данным иском он не задумывался о необходимости сбора и вывоза мусора, о рекультивации данного земельного участка, поскольку у него имеется много иных забот.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции Российской Федерации и статье 11 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

В соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения.

В силу пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ № «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Согласно пункту 5 части 4 статьи 36 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» глава муниципального образования в пределах полномочий обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения.

Основными положениями о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, утвержденными Приказом Минприроды и Роскомзема от 22 декабря 1995 года № 525/67, рекультивация нарушенных земель осуществляется для восстановления их для сельскохозяйственных, лесохозяйственных, водохозяйственных, строительных, рекреационных, природоохранных и санитарно-оздоровительных целей (пункт 3 раздела 1).

В соответствии с пунктом 5 раздела 1 указанных Положений, рекультивации подлежат земли, нарушенные, в том числе, при складировании и захоронении промышленных, бытовых и других отходов.

Как следует из материалов дела, в нарушение действующего законодательства по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на улице <адрес> в сельском поселении «<адрес>» была расположена несанкционированная свалка бытовых отходов. Данное обстоятельство подтверждается актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ, составленным специалистом Роспотребнадзора по Хабаровскому краю в городе <адрес> ФИО6 и помощником прокурора Комсомольского района Е.Ф.Веселовым, приложением № 1 к данному акту.

Как установлено в судебном заседании, ответчиком не предпринимаются меры к организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора с несанкционированной свалки в районе домов по ул. <адрес> в сельском поселении «<адрес>», напротив, в непосредственной близости от дома по ул. <адрес>, ответчиком, путем установки телеги для складирования мусора, организована несанкционированная свалка мусора и бытовых отходов.

Также в судебном заседании установлено, что в нарушение требований действующего законодательства, ответчиком не предпринимаются меры для проведения рекультивации земельного участка в месте несанкционированной свалки в районе домов по ул. <адрес> в сельском поселении «<адрес>», где имеется земляной вал, под которым, согласно пояснениям ответчика, не менее двадцати лет находится мусор.

При таких обстоятельствах, учитывая, что бездействие ответчика создает угрозу здоровью неопределенного круга лиц жителей сельского поселения «<адрес>», поскольку размещение отходов производства и потребления на территориях, не отведенных для этих целей, то есть на несанкционированных свалках, представляет эпидемиологическую опасность, может повлечь возникновение инфекционных заболеваний, размножение паразитных животных, загрязнение почвы, подземных и грунтовых вод и атмосферного воздуха, суд приходит к выводу о том, что требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования Прокурора Комсомольского района Хабаровского края удовлетворить.

Признать незаконным бездействие главы администрации сельского поселения «<адрес>» Комсомольского муниципального района Хабаровского края, выразившееся в неисполнении положений пункта 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», то есть в неорганизации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора с неорганизованной свалки, расположенной на территории сельского поселения «<адрес>» Комсомольского муниципального района Хабаровского края.

Возложить на главу сельского поселения «<адрес>» Комсомольского муниципального района Хабаровского края обязанность исполнить требования положений пункта 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», то есть организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора с несанкционированной свалки, расположенной в начале улицы <адрес> в сельском поселении «<адрес>» Комсомольского муниципального района Хабаровского края ; произвести рекультивацию данного земельного участка, в срок по ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Комсомольский районный суд Хабаровского края в течение 10 дней.

Судья

Решение вступило в законную силу 7 ноября 2011 года.