Дело № 2-566/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 25 августа 2011 года Комсомольский районный суд Хабаровского края в составе председательствующего федерального Судьи Винникова А.П. с участием помощника прокурора Комсомольского района Хабаровского края Лихачевой Е.А., при секретаре судебного заседания Мысковой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Комсомольского района Хабаровского края в интересах несовершеннолетних, неопределенного круга лиц к муниципальному дошкольному образовательному учреждению детский сад <адрес> сельского поселения Комсомольского муниципального района Хабаровского края о признании бездействия незаконным и понуждении внести изменения в пункты 3.2, 3.8, 5.8 Устава учреждения в соответствии с действующим законодательством, суд у с т а н о в и л: Прокурор Комсомольского района Хабаровского края обратился в суд с указанным иском в интересах прав неопределенного круга лиц, ссылаясь на то, что прокуратурой Комсомольского района в ходе осуществления надзора за законностью правовых актов, издаваемых в сфере несовершеннолетних, установлено, что Устав муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад <адрес> сельского поселения Комсомольского муниципального района Хабаровского края противоречит действующему законодательству. Пунктом 3.2 Устава определена наполняемость групп детей, в том числе, от 1,5 лет до 3 лет. Тем самым минимальный возрастной критерий для формирования групп определён возрастом 1,5 года. Частью 1 ст. 3 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» предусматривается, что законодательство Российской Федерации в области образования включает в себя Конституцию Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним другие законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области образования. Правительством РФ от 12.09.2008 № 666 издано постановление «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении» (далее Типовое положение). Согласно пункту 28 Типового положения, в дошкольное образовательное учреждение принимаются дети в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. Помимо этого, пунктом 3.8 Устава определено, что выпуск детей в школу начинается с 6 лет 6 месяцев, при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позднее достижения ими возраста 8 лет. Данный пункт противоречит части 2 статьи 19 Закона № 3266-1 «Об образовании», предусматривающий, что также по заявлению родителей (законных представителей) учредитель образовательного учреждения вправе разрешить прием детей в образовательные учреждения для обучения в более раннем возрасте. То есть момент окончания посещения дошкольного образовательного учреждения может наступить ранее достижения ребёнком 6 лет 6 месяцев. Учитывая, что в силу пункта 37 Типового положения учреждение обязано при приеме детей в дошкольное образовательное учреждение ознакомить родителей (законных представителей) с уставом, то соответственно данная норма Устава вводит родителей (законных представителей) детей в заблуждение о возможности поступления детей в учреждение для получения общего образования. Незаконным является пункт 5.8 Устава, определяющий перечень документов, которые обязан при приёме на работу представить работник. Статьей 331 Трудового кодекса РФ, к педагогической деятельности не допускаются лица: лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда; имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности; имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления. Статьей 65 ТК РФ, на работника возлагается обязанность на ряду с иными документами, при поступлении на работу представлять справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям, выданную в порядке и по форме, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, - при поступлении на работу, связанную с деятельностью, к осуществлению которой в соответствии с настоящим Кодексом, иным федеральным законом не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию. Анализ этих норм позволяет сделать вывод о том, что при поступлении на работу в дошкольное образовательное учреждение работник обязан предоставить сведения об отсутствии оснований не позволяющих осуществлять педагогическую деятельность. Допущенные нарушения могут повлечь негативные последствия в виде ограничения детей в доступе к получению образования; приём на работу лиц, которым законодательно запрещено осуществлять педагогическую деятельность. В связи с вышеизложенным, прокурором Комсомольского района принесен протест на п. 3.2, 3.8, 5.8 Устава. ДД.ММ.ГГГГ от заведующей детским садом <адрес> сельского поселения получен ответ, из которого следует, что протест отклонен в части удовлетворения требований прокурора о приведении в соответствие п. 3.2 Устава учреждения, поскольку детский сад <адрес> сельского поселения реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности и соответственно дети принимаются в возрасте от 1,5 до 7 лет. Дети в возрасте от 2 месяцев до 7 лет принимаются в детский сад для детей раннего возраста, а детский сад <адрес> сельского поселения к данному виду учреждения не относится. Пунктом 28 Типового положения установлен прием детей в дошкольное образовательное учреждение без градации на виды дошкольных образовательных учреждений и возраст является общим для всех - от 2 месяцев до 7 лет. Кроме того, п. 32 Типового положения устанавливает предельную наполняемость в группах общеразвивающей направленности в зависимости от возраста детей и составляет: от 2 месяцев до 1 года - 10 детей; от 1 года до 3 лет - 15 детей; от 3 лет до 7 лет - 20 детей. Из выше изложенного следует, что в группы общеразвивающей направленности могут быть приняты дети с двухмесячного возраста. Таким образом, детский сад <адрес> сельского поселения незаконно завысило возраст приема детей. В <адрес> сельском поселении Комсомольского муниципального района осуществляет деятельность одно дошкольное образовательное учреждение. Установление возрастного ценза при приеме в детский сад <адрес> сельского поселения, противоречащего пунктам 28, 32 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении для детей, проживающих в <адрес> сельском поселении, нарушает права детей в возрасте от 2 месяцев до 1,5 лет на получение общедоступного и бесплатного образования, гарантированного ст. 43 Конституции Российской Федерации, ч. 3 ст. 5 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании», а также нарушает права неопределенного круга лиц, желающих устроить ребенка в возрасте до 3 лет в дошкольное образовательное учреждение. Принимая в дошкольное образовательное учреждение детей с полутора лет, учреждение не допускает возможности реализовать конституционное право родителя на труд до достижения ребенком 1,5 лет. Данный факт противоречит Концепции демографической политики Российской Федерации до 2025 года, утвержденной Указом Президента РФ от 09.10.2007 № 1351, согласно которой одна из задач Концепции создать условия для комфортной жизнедеятельности семей, воспитывающих детей. Затягивание процесса приведения Устава учреждения приведет к тому, что буду действовать противоречащие действующему законодательству нормы Устава, что повлечет нарушение прав несовершеннолетних на возможность поступления в образовательные учреждения (школы) для обучения в более раннем возрасте, а также права неопределенного круга лиц, желающих зачислить детей, не достигших возраста 6 лет 6 месяцев, в школу. Таким образом, ДД.ММ.ГГГГ несовершеннолетние воспитанники МДОУ детский сад <адрес> сельского поселения лишены возможности поступить в школу ранее 6 лет 6 месяцев, что нарушает их право на получение начального общего образования. Просит признать отказ в удовлетворении требований протеста прокурора незаконным в части внесения изменений в п. 3.2 Устава детского сада <адрес> сельского поселения Комсомольского муниципального района; возложить на ответчика обязанность в течение одного месяца со дня вступления решения суда в силу внести изменения в п. 3.2, 3.8, 5.8 Устава учреждения в соответствие с действующим законодательством. В судебном заседании помощник прокурора Комсомольского района Хабаровского края Лихачева Е.А. на исковых требованиях настаивала по обстоятельствам, изложенным в исковом заявлении, просила установить срок для исполнения решения суда - один месяц со дня вступления в силу решения суда. В судебное заседание представитель ответчика Саяпина А.В., действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, не явилась, представив при этом письменное заявление о рассмотрении гражданского дела в ее отсутствие, исковые требования не признает. Представитель третьего лица Наветная А.Ю. в судебное заседание не явилась, согласно поступившей телефонограммы, просила рассмотреть дело без ее участия. В соответствии со ст.167 ГПК Российской Федерации суд вправе рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц. Выслушав прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно Уставу муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад <адрес> сельского поселения Комсомольского муниципального района Хабаровского края, утвержденного Главой Комсомольского муниципального района Хабаровского края, учредителем детского сада <адрес> сельского поселения и собственником закрепленного муниципального имущества является муниципальное образование Комсомольский муниципальный район Хабаровского края в лице администрации Комсомольского муниципального района. Организационно - правовая форма: муниципальное учреждение. Статус учреждения определяется типом и видом : тип - дошкольное образовательное учреждение, вид - детский сад. Согласно пунктам 3.1, 3.2 Устава, контингент детей формируется в соответствии с их возрастом и видом дошкольного образовательного учреждения; количество групп в учреждении определяется в зависимости от санитарных норм и условий образовательного процесса, предельной наполняемости, принятой при расчете норматива бюджетного финансирования. Основной структурной единицей учреждения является группа детей дошкольного возраста. Наполняемость групп детьми определена в соответствии с Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении и является следующей: от 1,5 до 3 лет - 8 детей (при наличии в группе детей двух возрастов), от 3 до 7 лет - 10 детей ( при наличии в группе детей трех возрастов), от 3 до 7 лет - 15 детей ( при наличии в группе детей двух возрастов). Таким образом, согласно Уставу, в детский сад <адрес> сельского поселения принимаются дети в разновозрастные группы общеразвивающей направленности - от 1,5 лет. Частью 1 ст. 3 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» предусматривается, что законодательство Российской Федерации в области образования включает в себя Конституцию Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним другие законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области образования. Правительство Российской Федерации в соответствии со ст. ст.1, 12, 23 ФКЗ №2 от 17.12.1997 г. является органом государственной власти Российской Федерации. Правительство Российской Федерации осуществляет исполнительную власть Российской Федерации, руководит работой федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти и контролирует их деятельность. Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ, издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Российской Федерации, которые, как и распоряжения Правительства Российской Федерации, обязательны к исполнению в Российской Федерации. Правительством РФ от 12.09.2008 г. за № 666 издано постановление «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении». Указанным Типовым положением предусмотрено, что оно регулирует деятельность государственных и муниципальных дошкольных образовательных учреждений всех видов. Дошкольное образовательное учреждение - тип образовательного учреждения, реализующего основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Дошкольное образовательное учреждение обеспечивает воспитание, обучение и развитие, а также присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. Дошкольное образовательное учреждение создает условия для реализации гарантированного гражданам Российской Федерации права на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования. Согласно п. 7 Типового положения, к дошкольным образовательным учреждениям относятся образовательные учреждения следующих видов: - детский сад (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности); - детский сад для детей раннего возраста (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет, создает условия для социальной адаптации и ранней социализации детей); - детский саддля детей предшкольного (старшего дошкольного) возраста (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности, а также при необходимости в группах компенсирующей и комбинированной направленности для детей в возрасте от 5 до 7 лет с приоритетным осуществлением деятельности по обеспечению равных стартовых возможностей для обучения детей в общеобразовательных учреждениях); - детский сад присмотра иоздоровления (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах оздоровительной направленности с приоритетным осуществлением деятельности по проведению санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур); - детский сад компенсирующего вида (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах компенсирующей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии одной и более категорий детей с ограниченными возможностями здоровья); - детский сад комбинированного вида (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей, компенсирующей, оздоровительной и комбинированной направленности в разном сочетании); - детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений развития детей (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по развитию детей по одному из таких направлений, как познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое или физическое); - центр развития ребенка - детский сад (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по развитию детей по нескольким направлениям, таким, как познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое и физическое). Как следует из Устава детского сада <адрес> сельского поселения, учредителем его вид определен как «детский сад», следовательно, в данном детском саду реализуется основная общеобразовательная программа дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности. Таким образом, детский сад <адрес> сельского поселения является учреждением общеразвивающей направленности, так как конкретный вид дошкольного учреждения, указанный в п. 7 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, учредителем детского сада установлен не был. Следовательно, данный детский сад сочетает в себе виды дошкольных учреждений, начиная с детского сада для детей раннего возраста. Согласно п. 27 Типового положения, порядок комплектования дошкольного образовательного учреждения должен определяться учредителем в соответствии с законодательством Российской Федерации и закрепляться в уставе. На основании п. 28 Типового положения, в дошкольное образовательное учреждение принимаются дети в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. Согласно п. 32 Типового положения, в группах общеразвивающей направленности предельная наполняемость устанавливается в зависимости от возраста детей и составляет: - от 2 месяцев до 1 года - 10 детей; - от 1 года до 3 лет - 15 детей; - от 3 лет до 7 лет - 20 детей. В разновозрастных группах общеразвивающей направленности предельная наполняемость составляет при наличии в группе детей: - двух возрастов (от 2 месяцев до 3 лет) - 8 детей; - любых трех возрастов (от 3 до 7 лет) - 10 детей; - любых двух возрастов (от 3 до 7 лет) - 15 детей. Следовательно, закрепляя в Уставе детского сада <адрес> сельского поселения порядок комплектования дошкольного образовательного учреждения, учредитель детского сада должен был исходить, в том числе, из требований пунктов 7, 28, 32 Типового положения, согласно которым, в дошкольное образовательное учреждение принимаются дети в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. Как установлено в судебном заседании, прокуратурой Комсомольского района Хабаровского края в ходе осуществления надзора за законностью правовых актов, издаваемых в сфере несовершеннолетних, установлено, что Устав детского сада <адрес> сельского поселения противоречит действующему законодательству, прокурором Комсомольского района принесен протест на п. 3.2, 3.8, 5.8 Устава. Ответчиком протест отклонен в части удовлетворения требований прокурора о приведении в соответствие п. 3.2 Устава учреждения, поскольку детский сад <адрес> сельского поселения реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности, куда дети принимаются в возрасте от 2 до 7 лет. Дети в возрасте от 2 месяцев до 7 лет принимаются в детский сад для детей раннего возраста, к которым детский сад <адрес> сельского поселения не относится. Отказ ответчика добровольно удовлетворить требования протеста в части приведения п.3.2 Устава детского сада <адрес> сельского поселения в соответствие с требованиями действующего законодательства не основан на Законе, нарушает права детей в возрасте от 2 месяцев до 2 лет на получение общедоступного и бесплатного образования, гарантированного ст. 43 Конституции Российской Федерации, ч. 3 ст. 5 Закона РФ от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании», а также нарушает права неопределенного круга лиц, желающих устроить ребенка в возрасте с 2 месяцев в дошкольное образовательное учреждение. Пунктом 3.8 Устава учреждения определено, что выпуск детей в школу начинается с 6 лет 6 месяцев, при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позднее достижения ими возраста 8 лет. Данный пункт противоречит части 2 статьи 19 Закона № 3266-1 «Об образовании», предусматривающий, что также по заявлению родителей (законных представителей) учредитель образовательного учреждения вправе разрешить прием детей в образовательные учреждения для обучения в более раннем возрасте. Следовательно, момент окончания посещения дошкольного образовательного учреждения может наступить ранее достижения ребёнком возраста 6 лет 6 месяцев. На основании п. 41, 42 Типового положения, порядок комплектования персонала дошкольного образовательного учреждения регламентируется уставом. К педагогической деятельности в дошкольном образовательном учреждении допускаются лица, имеющие среднее профессиональное или высшее профессиональное образование. Образовательный ценз указанных лиц подтверждается документами государственного образца о соответствующем уровне образования и (или) квалификации. К педагогической деятельности не допускаются лица: - лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда; - имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления; - признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке; - имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, социального развития, труда и защиты прав потребителей. В ходе рассмотрения дела установлено, что пункты 3.2,3.8,5.8 Устава муниципального образовательного учреждения детский сад <адрес> сельского поселения Комсомольского района Хабаровского края противоречат действующему законодательству, что является основанием для внесения изменений в п.п. 3.2,3.8,5.8 Устава учреждения. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению в полном объеме. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, р е ш и л : Заявленные требования прокурора Комсомольского района Хабаровского края удовлетворить. Обязать администрацию муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад <адрес> сельского поселения Комсомольского района Хабаровского края внести изменения в п.п.3.2,3.8,5.8 Устава учреждения в соответствии с действующим законодательством. Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Комсомольский районный суд Хабаровского края в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения суда. Председательствующий Кассационным определением от 28 октября 2011 года решение Комсомольского районного суда Хабаровского края от 25 августа 2011 года оставлено без изменения.