Дело № 2-578/2011
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 сентября 2011 года г. Комсомольск-на-Амуре
Комсомольский районный суд Хабаровского края в составе:
председательствующего судьи Богатыревой Н.Ю.,
с участием:
представителя истца - помощника прокурора Комсомольского района Хабаровского края Веселова Е.Ф.,
ответчиков: и.о.главы сельского поселения «Село Даппы» Комсомольского муниципального района Хабаровского края Лимасовой Е.Л., действующей на основании прав по должности,
главы Ягодненского сельского поселения комсомольского муниципального района Хабаровского края Татаровой Л.А., действующей на основании прав по должности,
представителя администрации Комсомольского муниципального района Хабаровского края Нижельского А.Г., действующего на основании доверенности от 15 сентября 2011 года,
представителя Управления гражданской защиты Правительства Хабаровского края Головина В.М., действующего на основании доверенности от 12 сентября 2011 года № 28,
представителя Управления гражданской защиты Правительства Хабаровского края Хариной В.С., действующей на основании доверенности от 12 сентября 2011 года № 27,
представителя Правительства Хабаровского края Ширяевой А.В., действующей на основании доверенности от 11 января 2011 года № 9.3.28-8,
представителей третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, относительно предмета спора Юрина А.В., действующего на основании доверенности № 2911 от 21 марта 2011 года, и Голубых Ю.С., действующего на основании доверенности № 9839 от 15 сентября 2011 года,
при секретаре Мысковой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Комсомольского района Хабаровского края в интересах неопределённого круга лиц к администрации Уктурского сельского поселения Комсомольского муниципального района Хабаровского края, администрации Кенайского сельского поселения Комсомольского муниципального района Хабаровского края, администрации сельского поселения «Село Даппы» Комсомольского муниципального района Хабаровского края, администрации Ягодненского сельского поселения Комсомольского муниципального района Хабаровского края, администрации Комсомольского муниципального района Хабаровского края, Правительству Хабаровского края, Управлению гражданской защиты Правительства Хабаровского края о возложении обязанности установить средства оповещения и информирования населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций,
у с т а н о в и л :
Прокурор Комсомольского района Хабаровского края, в защиту неопределённого круга лиц, обратился в суд с иском к ответчикам о возложении обязанности установить средства оповещения и информирования населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций, указывая на то, что при проведении прокуратурой Комсомольского района Хабаровского края проверки защищённости территории поселений и населения от чрезвычайных ситуаций было установлено, что на территориях Уктурского сельского поселения, Кенайского сельского поселения, сельского поселения «Село Даппы» и Ягодненского сельского поселения Комсомольского муниципального района Хабаровского края не установлены специализированные средства оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. Статьёй 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» определено, что специализированные технические средства оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей - это специально созданные технические устройства, осуществляющие приём, обработку и передачу аудио- и (или) аудиовизуальных, а также иных сообщений об угрозе возникновения, о возникновении чрезвычайных ситуаций и правилах поведения населения. В соответствии с п. «в» ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют в установленном порядке сбор и обмен информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечивают своевременное оповещение и информирование населения, в том числе с использованием специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций. В силу ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ финансовое обеспечение установленных настоящим Федеральным законом мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций: в границах (на территории) муниципального образования (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) является расходным обязательством муниципального образования. Совместным приказом МЧС РФ № 422, Мининформсвязи РФ № 90, Минкультуры № 376 от 25 июля 2006 года утверждено Положение о системах оповещения населения. В п. 4 разд. 1 Приказа установлено, что на муниципальном уровне создаётся местная система оповещения (на территории муниципального образования). В соответствии с положениями ст.ст. 7-9 Федерального закона от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне» создание и поддержание в постоянной готовности к задействованию систем оповещения является составной частью комплекса мероприятий, проводимых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями в пределах своих полномочий на соответствующих территориях (объектах), по подготовке и ведению гражданской обороны, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, системы оповещения могут быть задействованы как в мирное, так и в военное время. Отсутствие на территориях Уктурского сельского поселения, Кенайского сельского поселения, сельского поселения «Село Даппы» и Ягодненского сельского поселения Комсомольского муниципального района Хабаровского края систем оповещения и несвоевременное оповещение населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций может привести к угрозе жизни и здоровья населения, гарантированные Конституцией Российской Федерации. Просит обязать администрации Уктурского сельского поселения, Кенайского сельского поселения, сельского поселения «Село Даппы» и Ягодненского сельского поселения Комсомольского муниципального района Хабаровского края установить на территориях сельских поселений специализированные средства оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
В судебном заседании помощник прокурора Комсомольского района Хабаровского края Веселов Е.Ф. исковые требования уточнил, просил обязать ответчиков установить на территории сельских поселений специализированные средства оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера в местах массового пребывания людей.
Глава Ягодненского сельского поселения Комсомольского муниципального района Хабаровского края Татарова Л.А., в судебном заседании исковые требования не признала, пояснив, что установление специализированных средств оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера в местах массового пребывания людей является обязанностью федеральных органов исполнительной власти, а органы местного самоуправления оказывают им в этом содействие. В п. Ягодный имеются средства оповещения населения - это рынды, ревуны и звуковое оповещение. Кроме того, постановлением главы поселения закреплены посыльные, которые в случае возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, либо их угрозы, осуществляют подворовой обход. Также, в местах массового пребывания людей, а именно в школе, в детском саду и в доме культуры имеются пульты голосового оповещения. Просит в удовлетворении исковых требований отказать.
И.о.главы сельского поселения «Село Даппы» Комсомольского муниципального района Хабаровского края Лимасова Е.Л., в судебном заседании исковые требования не признала, пояснив, что на территории с. Даппы на каждой улице имеется звуковая пожарная сигнализация. В 2010 году была приобретена пожарная мотопомпа. Постановлением главы поселения закреплены посыльные, которые в случае возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, либо их угрозы, осуществляют подворовой обход. Просит в удовлетворении исковых требований отказать.
Представитель Уктурского сельского поселения Комсомольского муниципального района Хабаровского края в судебное заседание не явился. Исковые требования прокурора не признаёт в полном объёме. В материалах дела имеется заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель Кенайского сельского поселения Комсомольского муниципального района Хабаровского края в судебное заседание не явилась, просила о рассмотрении дела без участия ответчика, что подтверждается имеющейся в материалах дела телефонограммой. Исковые требования прокурора не признаёт в полном объёме.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
В судебном заседании представитель Правительства Хабаровского края Ширяева А.В., исковые требования не признала, пояснив, что Федеральным законом № 68-ФЗ от 21 декабря 1994 года «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» на органы местного самоуправления и органы государственной власти субъекта РФ не возложена обязанность по установлению специализированных средств оповещения. Указанным законом органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления содействуют федеральному органу исполнительной власти в предоставлении участков для установки и (или) в установке названных средств оповещения в местах массового пребывания людей. Считает, что установка требуемых прокурором средств относится к полномочиям федеральных органов власти. Органы местного самоуправления и органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать специализированные средства оповещения. Выбор способа и средства оповещения населения является исключительной прерогативой соответствующего органа государственной власти и местного самоуправления, который основывается на целесообразности применения того или иного средства или способа оповещения в зависимости от масштаба чрезвычайной ситуации и степени реальной опасности для населения. Правительство Хабаровского края считает, что у прокурора отсутствуют правовые основания для заявления исковых требований об установке специализированных средств оповещения на территориях сельских поселений, поскольку он не ссылается на бездействие каких-либо органов государственной власти и местного самоуправления, выражающееся в неисполнении обязанностей этих органов по созданию и поддержанию в состоянии постоянной готовности систем управления гражданской обороны и систем оповещения населения. При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не должны подменять иные государственные органы. Региональные центры МЧС осуществляют контроль за созданием и поддержанием в состоянии постоянной готовности технических систем управления гражданской обороны и систем оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий. Просит отказать прокурору в удовлетворении исковых требований.
Представитель Управления гражданской защиты Правительства Хабаровского края Харина В.С. в судебном заседании исковые требования не признала, пояснив, что обязанность по установлению специализированных средств оповещения законодательством возложена на федеральные органы исполнительной власти, а не на органы местного самоуправления и органы государственной власти субъекта Российской Федерации. Считает, система оповещения в Хабаровском крае создана и функционирует. Просит оставить исковые требования без удовлетворения.
Представитель Управления гражданской защиты Правительства Хабаровского края Головин В.М. в судебном заседании исковые требования не признал, поддержал мнение Хариной В.С.. Просил оставить исковые требования прокурора без удовлетворения.
В судебном заседании представитель администрации Комсомольского муниципального района Хабаровского края Нижельский А.Г. исковые требования не признал, пояснил, что на уровне Комсомольского муниципального района система оповещения создана и действует. В каждом поселении назначены посыльные - люди, которые при возникновении чрезвычайной ситуации, осуществляют подворовой обход с целью оповещения. В сельских поселениях имеются рынды, ревуны, голосовые средства оповещения. Установка специализированных средств оповещения является обязанностью федеральных органов исполнительной власти, органы местного самоуправления должны лишь содержать установленные средства оповещения в надлежащем порядке.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований - представитель Главного управления МЧС России по Хабаровскому краю Голубых Ю.С. исковые требования прокурора поддержал, при этом пояснил, что установка специализированных средств оповещения является обязанностью сельского поселения. Просил удовлетворить исковые требования в полном объёме.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований - представитель Главного управления МЧС России по Хабаровскому краю Юрин А.В., исковые требования прокурора поддержал, при этом пояснил, что сельские поселения обязаны устанавливать специализированные средства оповещения. Просил удовлетворить исковые требования в полном объёме.
Выслушав мнения участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне» органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию технические системы управления гражданской обороны, системы оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны.
На основании ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы местного самоуправления поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию системы оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны.
Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ специализированные технические средства оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей определены, как специально созданные технические устройства, осуществляющие приём, обработку и передачу аудио- и (или) аудио-визуальных, а также иных сообщений об угрозе возникновения, о возникновении чрезвычайных ситуаций и правилах поведения населения.
Согласно приказу МЧС РФ № 428, МВД РФ № 432, ФСБ РФ № 321 от 31 мая 2005 года, к таким средствам относятся наружные (располагаемые вне помещений) наземные отдельно стоящие светодиодные панели на собственной опоре; внутренние (располагаемые внутри помещений) навесные телевизионные плазменные панели; внутренние (располагаемые внутри помещений) телевизионные проекционные экраны; радиотрансляционные сети пассажирского транспорта; информационные плакаты на ограждениях объектов строительства, транспортных средствах наземного пассажирского транспорта и остановочных павильонах; уличные информационные таблички, стенды, вывески, плакаты, перетяжки, щитовые и крышные установки и др.; иные современные технические средства.
В соответствии с п. 2 Правил предоставления участков для установки и (или) установки специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, утверждённых постановлением Правительства РФ от 22 мая 2008 № 381, участки предоставляются, как правило, на основных въездах на территорию городов и выездах с этой территории, на пересечениях транспортных магистралей общегородского значения, в аэропортах, на вокзалах (аэровокзалах, автовокзалах, железнодорожных, морских и речных вокзалах), в торговых центрах, на станциях метрополитена, на центральных площадях городов, на городских стадионах, рынках и в парках, на городском пассажирском транспорте общего пользования и пассажирском транспорте пригородного сообщения.
В соответствии с п. 3 Правил на участках устанавливаются: а) наружные (располагаемые вне помещений) наземные отдельно стоящие на собственной опоре или размещаемые на зданиях и сооружениях полноцветные светодиодные экраны; б) внутренние (располагаемые внутри помещений, транспортных средств) навесные телевизионные плазменные панели и телевизионные проекционные экраны; в) устройства типа «бегущая строка».
В силу п/п «к» ч. 1 и ч. 2.1 ст. 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления содействуют федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в предоставлении участков для установки и (или) в установке специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, а также в предоставлении имеющихся технических устройств для распространения продукции средств массовой информации, выделении эфирного времени в целях своевременного оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях и подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций.
В соответствии с п. 4 Правил в целях предоставления участков Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (его территориальные органы) обращается в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также в организации с заявлением о предоставлении такого участка.
Из сообщений администраций Уктурского сельского поселения, Кенайского сельского поселения, Ягодненского сельского поселения и сельского поселения «Село Даппы» Комсомольского муниципального района Хабаровского края от 13 и 14 апреля 2011 №№ 1-19/155, 2-8/204, 1-28/95, 127/1-21, соответственно, следует, что специализированных средств оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера в сельских поселениях не имеется. Однако в сельских поселениях имеются средства оповещения населения в виде звуковых сигнализаций, ревунов, кроме того, проводится работа по установке специализированных средств оповещения и согласованию технических характеристик.
В материалах дела имеются договоры №№ 42 и 54 от 18 апреля и 17 мая 2011 года на монтаж систем звукового оповещения, согласно которым подрядная организация - ООО «Дальневосточные системы безопасности» произвела монтаж звуковых систем оповещения в п. Уктур и п. Кенай в установленный договорами срок.
Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что установка специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, относится к полномочиям федеральных органов власти. При этом, вышеперечисленные нормы наделяют органы государственной власти субъекта Российской Федерации и органы местного самоуправления правом, а не обязанностью, устанавливать специализированные технические средства оповещения.
Кроме того, согласно ст. 7 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ планирование и осуществление мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, проводятся с учётом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций. Объём и содержание мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, определяются исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств, включая силы и средства гражданской обороны.
Таким образом, органы государственной власти и местного самоуправления самостоятельно определяют средства и способ оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера с учётом положений ст. 7 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ.
Прокурором Комсомольского района Хабаровского края не представлено объективных доказательств, позволяющих суду сделать вывод о том, что в местах массового пребывания людей на территориях названных сельских поселений необходимо установить специализированные средства оповещения.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что исковые требования прокурора Комсомольского района Хабаровского края необоснованы и не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Отказать в удовлетворении исковых требований прокурора Комсомольского района Хабаровского края в интересах неопределённого круга лиц к администрации Уктурского сельского поселения Комсомольского муниципального района Хабаровского края, администрации Кенайского сельского поселения Комсомольского муниципального района Хабаровского края, администрации сельского поселения «Село Даппы» Комсомольского муниципального района Хабаровского края, администрации Ягодненского сельского поселения Комсомольского муниципального района Хабаровского края, администрации Комсомольского муниципального района Хабаровского края, Правительству Хабаровского края, Управлению гражданской защиты Правительства Хабаровского края о возложении обязанности установить на территории сельских поселений специализированные средства оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера в местах массового пребывания людей.
Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Комсомольский районный суд Хабаровского края в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме 3 октября 2011 года.
Председательствующий Н.Ю. Богатырева
Вступило в законную силу 14.10.11