о принудительном прекращении деятельности по проведению негосударственных стимулирующих лотерей



Дело №2-160/11

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(ДД.ММ.ГГГГ) Коминтерновский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Ходякова С.А.,

при секретаре Кусовой Ю.В.,

с участием прокурора Вяльцева И.И., представителя ответчика Поповой С.И., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску <адрес> межрайпрокурора <адрес> в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц – жителей городского поселения <адрес> к обществу с ограниченной ответственностью (Наименование1) о принудительном прекращении деятельности по проведению негосударственной стимулирующей лотереи (Наименование2),

УСТАНОВИЛ:

<адрес> межрайпрокурор <адрес> обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц – жителей городского поселения г. <адрес> к ООО (Наименование1) с требованием признать деятельность ответчика по организации и проведению азартных игр по адресам: <адрес> (клуб (Наименование3)) незаконной, обязать ответчика прекратить деятельность по организации и проведению азартных игр в данных помещениях.

В ходе судебного разбирательства дела истец неоднократно уточнял заявленные требования (л.д.129-131). (ДД.ММ.ГГГГ) к производству суда приняты уточненные требования, согласно которым прокурор просит суд признать деятельность ООО (Наименование1) по организации и проведению азартных игр, а именно, по проведению стимулирующей лотереи (Наименование2) по адресам: <адрес> (клуб (Наименование3)), незаконной, прекратить азартную деятельность ответчика по проведению стимулирующей лотереи (Наименование2) по данным адресам.

В судебном заседании прокурор Вяльцев И.И. поддержал исковые требования, суду пояснил, что межрайпрокуратурой - в порядке надзора за исполнением законодательства о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр проведена проверка деятельности магазинов, размещенных под вывеской ООО (Наименование1), расположенных по адресам: <адрес> (ют/б (Наименование3)). В указанных помещениях ООО (Наименование1) осуществляет азартную деятельность – проведение лотереи (Наименование2) на лотерейном оборудовании. Вместе с тем, установленные в ходе проверки фактические обстоятельства деятельности магазинов ООО (Наименование1) свидетельствуют об осуществлении по вышеуказанным адресам деятельности по проведению азартных игр. Данные обстоятельства подтверждаются материалами прокурорской проверки, представленными в настоящем судебном заседании. Гражданин приходит поиграть в игру, вносит ставку и получает выигрыш. Количество раз получения лотерейного билета не ограничено, связано с количеством периодов игры на компьютере и не ограничено по количеству раз.

Представитель ответчика Попова С.И. в судебном заседании возражала против иска, суду пояснила, что при проведении лотереи не используется электронные приборы и оборудование, выигрыш устанавливается не электронным билетом. Используется только электронный прибор для определения подлинности лотерейного билета. Выигрыш определяется по таблице на бумажном носителе. Таблица опубликована в газете. Человек приходит и оплачивает время игры на компьютере, за что получает билет. Выигрышем может оплатить дальнейшее время игры на компьютере либо получить выигрыш на руки. Человек платит за время использования и игры в развлекательные аттракционы. Игра в лотерею право человека, а не его обязанность.

Суд, выслушав пояснения прокурора и представителя ответчика, изучив письменные доказательства по делу, приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Иск прокурором заявлен в защиту интересов неопределенного круга лиц, в силу ст.28 ГПК РФ по месту нахождения ответчика – юридического лица ООО (Наименование1) и относится к подсудности Коминтерновского районного суда <адрес>.

Установлено, что на территории <адрес> муниципального района <адрес> ООО (Наименование1) имеет обособленные подразделения, расположенные по адресам: <адрес> и <адрес>, что подтверждается договорами субаренды и аренды (л.д.33-34, 62-63) и не оспаривается сторонами. ООО (Наименование1) зарегистрировано в качестве юридического лица на территории <адрес> по адресу: <адрес>.

Обособленные подразделения, расположенные в <адрес> не являются филиалами юридического лица ООО (Наименование1).

Возражения ответчика сводятся к тому, что проведение ООО (Наименование1) стимулирующей лотереи (Наименование2) не является азартной игрой, т.к. проводится не на электронном оборудовании, не основано на риске, целью лотереи является стимулирование пользования развлекательными программами (игры) для ЭВМ, а не получение выигрыша.

Из материалов дела следует, что <адрес> межрайонной прокуратурой <адрес> в порядке надзора за исполнением законодательства о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр проведена проверка деятельности магазинов, расположенных под вывеской ООО (Наименование1) по адресам: <адрес>, о чем были составлены протоколы осмотра места происшествия от (ДД.ММ.ГГГГ) (л.д.146-147, 148-149).

В ходе проверки установлено, что обособленные подразделения ООО (Наименование1), расположенные по указанным адресам, осуществляют проведение негосударственной стимулирующей лотереи (Наименование2) с помощью технических устройств (аттракционов), на которых установлены развлекательные программы (игры ЭВМ) и выигрыш гражданина определяется с помощью электронного оборудования (л.д.153). Данная негосударственная стимулирующая лотерея осуществляется на лотерейном оборудовании в количестве 20 штук по адресу: <адрес> и 16 штук – <адрес>, что подтверждается протоколами осмотра места происшествия (л.д.146-147, 148-149).

В обоснование своих требований <адрес> межрайпрокурор <адрес> ссылается на то обстоятельство, что используемые ООО (Наименование1) лотерейные автоматы для проведения негосударственной стимулирующей лотереи (Наименование2) являются модифицированными игровыми автоматами, у которых демонтирован купюроприемник, что подтверждается договором на модернизацию оборудования (л.д.31-32).

В соответствии с п. 1 ст. 1 Федерального закона от (ДД.ММ.ГГГГ) №244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» настоящим Федеральным законом определяются правовые основы государственного регулирования деятельности по организации и проведению азартных игр на территории Российской Федерации и устанавливаются ограничения осуществления данной деятельности в целях защиты нравственности, прав и законных интересов граждан.

В силу ч.1 ст.16 Федерального закона от (ДД.ММ.ГГГГ) №138-ФЗ «О лотереях» договор между организатором и участником стимулирующей лотереи является безвозмездным.

Предложение об участии в стимулирующей лотерее должно сопровождаться изложением условий лотереи. Такое предложение может быть или нанесено на упаковку конкретного товара, или размещено иным способом, позволяющим без специальных знаний установить связь конкретного товара (услуги) и проводимой стимулирующей лотереи.

В соответствии с п. 8.5 условий стимулирующей лотереи (Наименование2), утвержденных организатором лотереи ООО «(Наименование4) в лице директора (ФИО1), для того, чтобы стать участником розыгрыша призового фонда гражданин должен в период проведения лотереи, совершить следующие действия: оплатить время пользования аттракционами, на которых установлены развлекательны программы (игры) ЭВМ и воспользоваться данным аттракционном, после чего он получает право на участие в бестиражной стимулирующей всероссийской негосударственной лотереи «(Наименование2)»; в присутствии сотрудника организатора (оператора), вытянуть случайным способом один из билетов стимулирующей лотереи и в сроки проведения настоящей лотереи передать его сотрудникам организатора (оператора) для идентификации на подлинность его защитного электронного кода. Такая идентификация осуществляется при личном присутствии участника лотереи. После идентификации лотерейного билета на подлинность, участник розыгрыша призового фонда совместно с сотрудниками организатора (оператора) путем сопоставления данных лотерейного билета (его номера) с таблицей данных определяют является ли данный билет выигрышным или нет. Таблица данных содержится на носителях, не являющимися электронными, электрическими, механическими.

Пунктом 8.8 условий призовой фонд состоит из денежных выигрышей: денежные выигрыши номиналом 100, 200, 300, 400, 500, 600, 700, 800, 900, 1000, 5000, 10000 рублей.

Розыгрыши призового фонда заключается в сопоставлении данных лотерейного билета (его номера) с таблицей данных, сопоставление выявленной участником бестиражной лотереи информации указанной в данном пункте с условиями бестиражной лотереи (п.8.9 условий) (л.д.143-145).

При таких обстоятельствах договор между участниками стимулирующей лотереи и организатором является возмездным, поскольку за оплату времени пользования аттракционами, на которых установлены развлекательные программы участник лотереи передает оператору деньги, то есть участие в игре возможно лишь после приобретения за деньги определенной продукции, что является скрытой формой игровой ставки. Кроме того, участник лотереи, оплачивая время игры, не получает приз, разыгранный в соответствии с требованиями лотереи, а ему предоставляется лишь право игры на игровом оборудовании, а в большинстве случаев выплачивается выигрыш в денежном выражении.

Следовательно, лотерейное оборудование, используемое при проведении лотереи фактически является оборудованием, выполняющим игровые комбинации, что позволяет характеризовать его как оборудование, предназначенное для игры.

В соответствии с п.3 ст. 3 Федерального закона от (ДД.ММ.ГГГГ) N 138-ФЗ "О лотереях" лотерея в зависимости от способа формирования ее призового фонда подразделяется на:

1) лотерею, право на участие в которой связано с внесением платы, за счет которой формируется призовой фонд лотереи;

2) лотерею, право на участие в которой не связано с внесением платы и призовой фонд которой формируется за счет средств организатора лотереи (стимулирующая лотерея).

Согласно п.п.4 п. 1 ст. 2 Федерального закона от (ДД.ММ.ГГГГ) N 138-ФЗ "О лотереях" розыгрыш призового фонда лотереи - процедура, которая проводится организатором лотереи или по его поручению оператором лотереи с использованием лотерейного оборудования, которая основана на принципе случайного определения выигрышей и с помощью которой определяются выигравшие участники лотереи и подлежащие выплате, передаче или предоставлению этим участникам выигрыши.

Организатор лотереи - Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование или созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеющее место нахождения в Российской Федерации и получившее в соответствии с настоящим Федеральным законом право на проведение лотереи юридическое лицо. Организатор лотереи проводит лотерею непосредственно или через оператора лотереи посредством заключения с ним договора (контракта) и несет ответственность перед участниками лотереи за исполнение своих обязательств по договору (контракту).

Оператор лотереи - юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеющее место нахождения в Российской Федерации, заключившее договор (контракт) с организатором лотереи на проведение лотереи от его имени и по его поручению и имеющее соответствующие технические средства (п.п.6,9 п.1 ст.2 ФЗ от (ДД.ММ.ГГГГ) №138-ФЗ "О лотереях".

Фактически при осуществлении стимулирующей лотереи (Наименование2) розыгрыш фонда лотереи проводится не организатором и не оператором. Стимулирующая лотерея «(Наименование2)» зарегистрирована на территории РФ в период с (ДД.ММ.ГГГГ) по (ДД.ММ.ГГГГ) и проводится ООО (Наименование4), что подтверждается выпиской из государственного реестра всероссийских лотерей (л.д.150). Ответчиком не представлено суду доказательств наличия договорных отношений между ООО (Наименование4) и ООО (Наименование1) по проведению лотереи «(Наименование2)».

Факт организации и проведения ответчиком азартной игры так же нашел свое подтверждение в показаниях опрошенных в ходе проведенной <адрес> межрайонной прокуратурой <адрес> проверки (ФИО2), (ФИО3), которые пояснили, что являются сотрудниками обособленного подразделения ООО (Наименование1), в их обязанности входит обслуживание аттракциона, прием денежных средств от посетителей, составление отчета за смену, выдача выигрыша участникам лотереи. Для того, чтобы стать участником лотереи «(Наименование2)» посетитель покупает время пользования аттракционом, которое отображается на экране аттракциона, с надписью (Наименование5), т.е. 100 рублей соответствует надписи «(Наименование5)». Время аттракциона выставляют они самостоятельно. После того, как посетитель воспользовался аттракционом, они предлагают ему вытащить из тканевого мешка лотерейный билет в виде пластиковой карты. Вытащив пластиковую карту (лотерейный билет), посетитель отдает его им. Сотрудник подносит лотерейный билет к электронному устройству, на экране которого высвечивается сумма выигрыша (л.д.151,152).

Статья 4 Федерального закона от (ДД.ММ.ГГГГ) N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" определяет, что:

азартная игра - основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками такого соглашения между собой либо с организатором азартной игры по правилам, установленным организатором азартной игры;

ставка - денежные средства, передаваемые участником азартной игры организатору азартной игры или другому участнику азартной игры и служащие условием участия в азартной игре в соответствии с правилами, установленными организатором азартной игры;

выигрыш - денежные средства или иное имущество, в том числе имущественные права, подлежащие выплате или передаче участнику азартной игры при наступлении результата азартной игры, предусмотренного правилами, установленными организатором азартной игры;

зал игровых автоматов - игорное заведение, в котором осуществляется деятельность по организации и проведению азартных игр с использованием игровых автоматов или игровых автоматов и иного предусмотренного настоящим Федеральным законом игрового оборудования, за исключением игровых столов;

игровой автомат - игровое оборудование (механическое, электрическое, электронное или иное техническое оборудование), используемое для проведения азартных игр с материальным выигрышем, который определяется случайным образом устройством, находящимся внутри корпуса такого игрового оборудования, без участия организатора азартных игр или его работников.

Таким образом, деятельность обособленных подразделений ООО (Наименование1) по проведению стимулирующей лотереи (Наименование2) подпадает под действие Федерального закона от (ДД.ММ.ГГГГ) N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", поскольку фактически проводится азартная игра с использованием электронного игрового оборудования и выигрыш при этом определяется случайным образом устройством, находящимся внутри корпуса такого игрового оборудования, без участия организатора (оператора) лотереи.

На основании ч. 1 ст. 3 Федерального закона от (ДД.ММ.ГГГГ) N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" государственное регулирование деятельности по организации и проведению азартных игр осуществляется путем:

1) установления порядка осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр и соответствующих ограничений, обязательных требований к организаторам азартных игр, игорным заведениям, посетителям игорных заведений, игорных зон;

2) выделения территорий, предназначенных для осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр, - игорных зон;

3) выдачи разрешений на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорных зонах;

4) выдачи лицензий на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах;

5) выявления, запрещения и пресечения деятельности лиц, осуществляющих деятельность по организации и проведению азартных игр с нарушением законодательства о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр.

В силу ст. 5 Федерального закона от (ДД.ММ.ГГГГ) N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно организаторами азартных игр при соблюдении требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами.

Деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно в игорных заведениях, соответствующих требованиям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Игорные заведения (за исключением букмекерских контор и тотализаторов) могут быть открыты исключительно в игорных зонах в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

Частью 1 ст. 16 Федерального закона от (ДД.ММ.ГГГГ) N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что имеющие соответствующие лицензии игорные заведения при условии их соответствия требованиям, установленным частью 6 статьи 6, частями 1, 3 - 5 статьи 8, частями 2 и 3 статьи 15 настоящего Федерального закона, частью 2 настоящей статьи, вправе продолжить свою деятельность до (ДД.ММ.ГГГГ) без получения предусмотренного настоящим Федеральным законом разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне. При этом требования, установленные частью 2 статьи 15 настоящего Федерального закона, применяются ко всем игорным заведениям вне зависимости от их вида.

Следовательно, игорные заведения (за исключением букмекерских контор и тотализаторов) могут быть открыты исключительно в игорных зонах в порядке, установленном Законом.

Статьей 9 Федерального закона от (ДД.ММ.ГГГГ) N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" закреплен исчерпывающий перечень субъектов Российской Федерации, на территории которых создаются игорные зоны. <адрес> к числу таких субъектов не отнесена.

Деятельность ООО (Наименование1), связанная с проведением лотереи «(Наименование2)» в обособленных подразделениях по адресам: <адрес> нарушает требования данного закона, а также закона <адрес> «О запрете деятельности по организации и проведению азартных игр на территории <адрес>» от (ДД.ММ.ГГГГ), что влечет нарушение прав неопределенного круга лиц – граждан, проживающих на территории <адрес>, на благополучную социально-психологическую обстановку и общественный порядок.

Кроме того, в соответствии с п. 8 ст. 3 Федерального закона от (ДД.ММ.ГГГГ) N 138-ФЗ "О лотереях" проведение стимулирующих лотерей с помощью механических, электрических, электронных или иных технических устройств, используемых для определения выигрышей, призов и (или) подарков, в том числе в денежных и натуральных показателях, запрещено.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Требования <адрес> межрайпрокурора <адрес> направлены на запрещение и пресечение деятельности лиц, осуществляющих деятельность по организации и проведению азартных игр с нарушением законодательства о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр, на защиту нравственности, прав и законных интересов неопределенного круга лиц, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования <адрес> межрайпрокурора <адрес> в защиту интересов - жителей городского поселения <адрес> к ООО (Наименование1) о принудительном прекращении деятельности по проведению стимулирующей лотереи удовлетворить.

Признать деятельность ООО (Наименование1), фактический адрес: <адрес> по организации и проведению азартных игр по адресам: <адрес> (клуб (Наименование3)) незаконной.

Обязать ООО (Наименование1) прекратить деятельность по организации и проведению азартных игр в помещениях по адресам: <адрес> (клуб (Наименование3)).

Взыскать с ООО (Наименование1) в доход федерального бюджета госпошлину в сумме 4000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме через суд, вынесший решение.

Председательствующий С.А.Ходяков

мотивированное решение изготовлено (ДД.ММ.ГГГГ)