Дело №2-3426/10 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ДД.ММ.ГГГГ) Коминтерновский районный суд <адрес> в составе: председательствующего судьи Маркиной Г.В. при секретаре Пономаревой С.А., с участием представителя истца (ФИО2) на основании доверенности Подвигиной Е.М., представителя ответчика директора (ФИО3) (ФИО1), представителя третьего лица (ФИО4) на основании доверенности Шатских И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску (ФИО2) к (ФИО3) о ликвидации, У с т а н о в и л: (ФИО2) обратилось в суд с иском к (ФИО3), в котором указало, что ответчик в нарушении положений ФЗ «О некоммерческих организациях» не представляло в государственный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества за (ДД.ММ.ГГГГ)., (ДД.ММ.ГГГГ)., (ДД.ММ.ГГГГ)., (ДД.ММ.ГГГГ). Неоднократное непредставление в уполномоченный орган указанных выше сведений является основанием для обращения в суд с заявлением о ликвидации организации. Истец просит ликвидировать (ФИО3), возложить обязанности по ликвидации на директора организации Корчагина П.В. (л.д.5-7). В судебном заседании представитель (ФИО2) Подвигина Е.М., действующая на основании доверенности (л.д.62), исковые требования поддержала. Представитель (ФИО3) Корчагин П.В. против удовлетворения требований возражает, пояснил, что не был осведомлен о необходимости представления сведений в Министерство юстиции, поэтому документы своевременно не были направлены. В настоящее время вся необходимая информация представлена в Управление по форме, установленной законом. Представитель (ФИО4) Шатских И.В., действующая на основании доверенности (л.д.30), против удовлетворения требования возражает, пояснила, что юридическое лицо имеет задолженность по уплате в бюджет налогов и пени, поэтому до ее погашение вопрос о ликвидации преждевременен. Суд, выслушав пояснения представителей сторон, третьего лица, изучив представленные по делу письменные доказательства, приходит к следующему. Правовое положение, порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций как юридических лиц, формирования и использования имущества некоммерческих организаций, права и обязанности их учредителей (участников), основы управления некоммерческими организациями и возможные формы их поддержки органами государственной власти и органами местного самоуправления определены в ФЗ от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 22.07.2010) "О некоммерческих организациях". В соответствии с ч.ч. 1 и 2 ст.2 ФЗ от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 22.07.2010) "О некоммерческих организациях": 1. Некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками. 2. Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ. Статья 32 ФЗ посвящена контролю за деятельностью некоммерческой организации. Так некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства. Формы и сроки представления указанных документов определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от международных или иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, в случае, если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до трех миллионов рублей, представляют в уполномоченный орган или его территориальный орган заявление, подтверждающее их соответствие настоящему пункту, и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности в сроки, которые определяются уполномоченным органом. Уполномоченный орган осуществляет контроль за соответствием деятельности некоммерческой организации целям, предусмотренным ее учредительными документами, и законодательству Российской Федерации. В отношении некоммерческой организации уполномоченный орган вправе: 1) запрашивать у органов управления некоммерческой организации их распорядительные документы, за исключением документов, содержащих сведения, которые могут быть получены в соответствии с подпунктом 2 настоящего пункта; 2) запрашивать и получать информацию о финансово-хозяйственной деятельности некоммерческих организаций у органов государственной статистики, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, и иных органов государственного надзора и контроля, а также у кредитных и иных финансовых организаций; 3) направлять своих представителей для участия в проводимых некоммерческой организацией мероприятиях; 4) проводить проверки соответствия деятельности некоммерческой организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным ее учредительными документами, с периодичностью, установленной Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", в порядке, установленном уполномоченным органом; 5) в случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации или совершения некоммерческой организацией действий, противоречащих целям, предусмотренным ее учредительными документами, вынести ей письменное предупреждение с указанием допущенного нарушения и срока его устранения, составляющего не менее месяца. Предупреждение, вынесенное некоммерческой организации, может быть обжаловано в вышестоящий орган или в суд. Неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации. Установлено, что Негосударственное образовательное учреждение Автомобильные курсы «Форсаж» является учреждением, осуществляющим деятельность в сфере образования, некоммерческой образовательной организацией, не имеющей целью извлечение прибыли. Единственным учредителем учреждения, исполняющим обязанности директора, является (ФИО1) (л.д.9-13). НОУ зарегистрировано в качестве юридического лица с (ДД.ММ.ГГГГ) и является действующим (л.д.14, 16-18). По итогам изучения регистрационного дела (ФИО3) (ФИО2) было установлено, что с (ДД.ММ.ГГГГ). по (ДД.ММ.ГГГГ). некоммерческая организация не представляет в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, о расходовании денежных средств и использовании иного имущества, что является нарушением п.3 ст.32 ФЗ от (ДД.ММ.ГГГГ) N 7-ФЗ (ред. от (ДД.ММ.ГГГГ)) "О некоммерческих организациях", что подтверждается соответствующей справкой (л.д.15). В судебном заседании директор (ФИО3) (ФИО1) данные обстоятельства не отрицал, пояснил, что о такой обязанности он как руководитель не знал, но после получения искового материала заявления по установленной форме и соответствующие отчеты за (ДД.ММ.ГГГГ).- (ДД.ММ.ГГГГ). были направлены им в Управление. В подтверждение изложенного в материалы дела представлены копии указанных документов и Акты приема – передачи документов от (ДД.ММ.ГГГГ) (л.д.63-72). Представитель истца данные обстоятельства подтвердил. При таких обстоятельствах оснований для ликвидации (ФИО3) суд не усматривает. Как следует из ч.1 ст.18 ФЗ от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 22.07.2010) "О некоммерческих организациях" некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами. Согласно абзацу 2 пункту 2 статьи 61 Гражданского кодекса РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной законом, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом деятельности, противоречащей его уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом. В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от (ДД.ММ.ГГГГ) N 14-П по делу о проверке конституционности положений статей 61 и 99 Гражданского кодекса Российской Федерации указано, что отсутствие в пункте 2 статьи 61 Гражданского кодекса РФ конкретного перечня положений, нарушение которых может привести к ликвидации юридического лица, т.е. его прекращению без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства, не означает, что данная санкция может применяться по одному лишь формальному основанию - в связи с неоднократностью нарушений обязательных для юридических лиц правовых актов. Исходя из общеправовых принципов юридической ответственности (в том числе наличия вины) и установленных статьей 55 Конституции Российской Федерации критериев ограничения прав и свобод, соблюдение которых обязательно не только для законодателя, но и для правоприменителя, оспариваемая норма предполагает, что неоднократные нарушения закона в совокупности должны быть столь существенными, чтобы позволить суду - с учетом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных юридическим лицом нарушений и вызванных им последствий, - принять решение о ликвидации юридического лица в качестве меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц. Оснований для удовлетворения требований суд не усматривает. По своему характеру нарушения, на которые истец ссылается в обоснование заявленных требований, не являются неустранимыми, и столь существенными, чтобы позволить суду принять решение об удовлетворении иска. НОУ действительно своевременно не были представлены ежегодные сведения, предусмотренные ФЗ от (ДД.ММ.ГГГГ) N 7-ФЗ (ред. от (ДД.ММ.ГГГГ)) "О некоммерческих организациях". Однако в соответствии со ст.32 ФЗ от (ДД.ММ.ГГГГ) N 7-ФЗ (ред. от (ДД.ММ.ГГГГ)) "О некоммерческих организациях" неоднократное непредставление такой информации в установленный срок само по себе не является основанием для ликвидации некоммерческой организации, а порождает право уполномоченного органа на обращение в суд с заявлением о ликвидации юридического лица. В ходе судебного разбирательства нарушения ответчиком были устранены. На основании изложенного выше в удовлетворении исковых требований следует отказать. Руководствуясь ст. ст. 56, 194-198 ГПК РФ, суд Р е ш и л: В удовлетворении иска (ФИО2) к (ФИО3) о ликвидации отказать. Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в 10-дневный срок. Судья Г.В.Маркина