О признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации



РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(ДД.ММ.ГГГГ) Коминтерновский районный суд <адрес>

в составе:

председательствующей судьи Степановой Е.Е.,

при секретаре Кудиновой Е.И.,

с участием представителя истицы Когтевой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кириковой Р. Б. к ОАО (Наименование1) о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, -

УСТАНОВИЛ:

Кирикова Р.Б. обратилась в суд с иском к ОАО (Наименование1). Истица просит признать за ней право собственности на жилое помещение (№), общей площадью 12,4 кв.м., в <адрес> в порядке приватизации. Истица указала, что с (ДД.ММ.ГГГГ) года она является нанимателем спорного жилого помещения. Здание было построено как общежитие, и принадлежало государственному предприятию (Наименование1) Решением Комитета по управлению государственным имуществом <адрес> от (ДД.ММ.ГГГГ) (№) утвержден план приватизации государственного предприятия (Наименование1) посредством преобразования в Открытое акционерное общество (Наименование1) с включением в уставной капитал данного общества общежития по <адрес>. Право собственности на здание за ответчиком было зарегистрировано. Полагает, что вправе получить в собственность занимаемую комнату в общежитии в порядке приватизации, поскольку сделка по приватизации общежития является ничтожной. Она проживает в жилом помещении на условиях договора социального найма. На основании закона имеет право на приватизацию (л.д. 4-9).

По инициативе суда для участия в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, были привлечены (Госорган3) <адрес>, (Госорган1) по <адрес> и (Госорган2) по <адрес> (л.д. 69,70).

В судебном заседании представитель истицы Когтева А.В., действующая на основании доверенности от (ДД.ММ.ГГГГ) (л.д.19) поддержала заявленные исковые требования.

Истица извещена о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явилась, просит рассмотреть дело в ее отсутствие (л.д.89).

Ответчик ОАО (Наименование1) извещен о времени и месте судебного разбирательства, что подтверждается почтовым уведомлением (л.д. 84). Представитель в судебное заседание не явился.

Третьи лица – (Госорган3) <адрес>, (Госорган1) по <адрес> и (Госорган2) по <адрес>, извещены о времени и месте судебного разбирательства, что подтверждается почтовыми уведомлениями и телефонограммой (л.д.86-88). Представители в судебное заседание не явились, возражения по существу заявленных требований не представили, ходатайства об отложения судебного разбирательства не заявили.

Третьи лица – Руденко Л.А., Троянов Д.А. извещены о времени и месте судебного разбирательства (л.д.83,85), в судебное заседание не явились, о причинах неявки суд не уведомили.

Суд, заслушав представителя истицы, показания свидетеля, изучив представленные по делу письменные доказательства, считает, что требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Право граждан на жилище закреплено в Конституции РФ (статья 40).

Конституционное право граждан на жилище относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, исключения случаев произвольного лишения граждан жилища (статьи 25, 40 Конституции Российской Федерации).

Законом РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» предусмотрено право граждан на бесплатную передачу в их собственность занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.

В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Как установлено в судебном заседании в связи с работой в структурном подразделении треста (Наименование1) в (ДД.ММ.ГГГГ) году Кириковой Р.Б. была предоставлена комната в общежитии по адресу: <адрес> В (ДД.ММ.ГГГГ) году у истицы родилась дочь, Руденко Л. А., в (ДД.ММ.ГГГГ) году – сын, Троянов Д. А., которые с соблюдением требований о регистрации места жительства, были вселены в общежитие. Указанные факты подтверждаются выпиской из домовой книги, справкой (№) от (ДД.ММ.ГГГГ), выданной ОАО (Наименование1) (л.д.24,25).

В установленном законом порядке Кирикова Р.Б. обратилась с заявлением в (Госорган3) город <адрес> о приватизации комнаты в общежитии. Однако в оформлении передачи комнаты в общежитии ей было отказано в связи с тем, что общежитие по адресу: <адрес> в реестре муниципальной собственности не значится, в муниципальную собственность не передавалось. Указанные факты подтверждаются ответом заместителя директора департамента – руководителя управления от (ДД.ММ.ГГГГ) (№) (л.д.68).

Руденко Л.А. и Троянов Д.А. от своего права на приватизацию комнаты в собственность отказались (л.д.28,29).

Право собственности на общежитие по адресу: <адрес>, а, площадью 4105,2 кв.м. зарегистрировано в (Госорган2) по <адрес> за ОАО (Наименование1) о чем (ДД.ММ.ГГГГ) сделана запись о регистрации в ЕГРПН. Документами – основаниями для регистрации права собственности ОАО (Наименование1) в (ДД.ММ.ГГГГ) году, как указано в свидетельстве о государственной регистрации права, являются план приватизации, утвержденный решением Комитета по управлению государственным имуществом <адрес> (№) от 21.12. 1992 года (л.д.21).

Решением Комитета по управлению государственным имуществом <адрес> от (ДД.ММ.ГГГГ) (№) на основании предложения трудового коллектива треста (Наименование1), зафиксированного протоколом общего собрания от (ДД.ММ.ГГГГ) о приватизации государственного имущества, создана комиссия по приватизации, разработавшая План приватизации специализированного строительно-монтажного треста (Наименование1), утвержденный в дальнейшем решением Комитета. Общежитие, расположенное по адресу: <адрес> на 360 мест, (ДД.ММ.ГГГГ) года постройки вошло в указанный план приватизации, учтено в акте оценки стоимости зданий и сооружений треста по состоянию на (ДД.ММ.ГГГГ) (л.д.43,44; 47,49).

Решением Комитета по управлению государственным имуществом <адрес> от (ДД.ММ.ГГГГ) (№) в соответствии с «Государственной программой приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ в (ДД.ММ.ГГГГ) году», Указами Президента РФ от (ДД.ММ.ГГГГ) (№) и от (ДД.ММ.ГГГГ) (№), государственное предприятие трест (Наименование1) преобразовано в АООТ (Наименование1) согласно утвержденному плану приватизации. Утвержден так же Устав. На основании статьи 34 Закона РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» от (ДД.ММ.ГГГГ) зарегистрировано АООТ (Наименование1) на базе треста (Наименование1) (л.д.45,46).

Приватизация государственных и муниципальных предприятий - приобретение гражданами, акционерными обществами (товариществами) у государства и местных Советов народных депутатов в частную собственность предприятий, цехов, производств, участков, иных подразделений этих предприятий, выделяемых в самостоятельные предприятия; оборудований, зданий, сооружений, лицензий, патентов и других материальных и нематериальных активов предприятий (действующих и ликвидированных по решению органов, правомочных принимать такие решения от имени собственника); долей (паев, акций) государства и местных Советов народных депутатов в капитале акционерных обществ (товариществ); принадлежащих приватизируемым предприятиям долей (паев, акций) в капитале иных акционерных обществ (товариществ), а также совместных предприятий, коммерческих банков, ассоциаций, концернов, союзов и других объединений предприятий (ст. 1 Закона РФ от (ДД.ММ.ГГГГ) (№) (ред. от (ДД.ММ.ГГГГ)) «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации»).

В соответствии с п.5 ст. 2 Закона от (ДД.ММ.ГГГГ) (№) «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации» (в ред. Закона РФ от (ДД.ММ.ГГГГ) (№)) приватизация земельного и жилищного фондов, а также социально - культурных учреждений, объектов культурного и природного наследия регулируется иными законодательными актами Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации.

Согласно п. 5 Положения о коммерциализации государственных предприятий с одновременным преобразованием в акционерные общества открытого типа, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от (ДД.ММ.ГГГГ) (№) «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества», акционерному обществу передаются объекты социально - культурного, коммунально - бытового назначения и иные объекты, для которых действующим законодательством Российской Федерации предусмотрено ограничение или установлен особый режим приватизации, порядок дальнейшего использования которых определяется планом приватизации. Пообъектный состав имущества, передаваемою акционерному обществу, утверждается комитетом. Стоимость указанных объектов не включается в уставный капитал акционерного общества.

Статьей 18 Закона РСФСР от (ДД.ММ.ГГГГ) (№) «О приватизации жилищного фонда в РСФСР» предусмотрено: жилищный фонд, закрепленный за предприятиями на праве полною хозяйственного ведения либо переданный учреждениям в оперативное управление, в случае приватизации этих предприятий, учреждений подлежит приватизации совместно с ними на условиях, установленных законодательством, либо передаче соответствующему Совету народных депутатов, на территории которого находится.

В дальнейшем Федеральным законом от (ДД.ММ.ГГГГ) (№) «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О приватизации жилищного фонда в РСФСР» в статью 18 названного Закона внесены изменения, в соответствии с которыми при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление приемников этих предприятий, учреждений (если определены) либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе и прав на приватизацию жилья.

В силу ст. 9 Закона РФ от (ДД.ММ.ГГГГ) (№) «Об основах федеральной жилищной политики» при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), должен быть передан в полное хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены), иных юридических лиц либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилья.

По Указу Президента РФ от (ДД.ММ.ГГГГ) (№) «Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий» объекты жилищного фонда не могли быть включены в состав приватизируемого имущества.

План приватизации (Наименование1) был утвержден в период действия Указа Президента РФ (№) «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества», Закона Российской Федерации от (ДД.ММ.ГГГГ) (№) «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации», по которому приватизация жилищного фонда подлежала урегулированию иными законодательными актами, и Закона РСФСР от (ДД.ММ.ГГГГ) (№) «О приватизации жилищного фонда в РСФСР», предусматривающего, что жилищный фонд, закрепленный за предприятиями на праве хозяйственного ведения, мог быть приватизирован только на условиях, установленных законодательством.

В первом разделе Плана приватизации (Наименование1) в соответствии с указанными нормами закреплено, что здания и сооружения непроизводственного назначения включены в перечень объектов, не подлежащих приватизации, а также на предложения по использованию акционерным обществом объектов социально-бытового, социально-культурного назначения и других объектов, не подлежащих приватизации: жилые дома, включая незаконченные строительством, передать акционерному обществу с дальнейшей приватизацией эксплуатируемых жилых домов по действующему законодательству, а незаконченные для их достройки и также для последующей приватизации; детские ясли-сады и другие объекты социально-культурного и социально-бытового назначении, включая незаконченные строительством, передать по договору акционерному обществу до принятия законодательных актов, регулирующих их приватизацию. Однако в нарушение норм закона и положений Плана приватизации общежитие по адресу: <адрес>, было включено в состав имущества предприятия, подлежащего приватизации.

В силу статьи 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.

Поскольку общежитие, расположенное по адресу: <адрес>, как объект коммунально-бытового назначения и жилищного фонда, в силу закона - приложения 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от (ДД.ММ.ГГГГ) (№) «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов <адрес> и <адрес> и муниципальную собственность» являлось муниципальной собственностью, и на день преобразования государственного предприятия в акционерное общество приватизация объектов жилищного фонда в составе имущества государственного предприятия и условия такой приватизации не были предусмотрены законодательством, сделка в части приватизации общежития в составе имущества государственного предприятия (Наименование1) является ничтожной. Законодательством не была предусмотрена приватизация общежития, отнесенного законом к муниципальной собственности, о чем должно было быть известно юридическим лицам из законодательных актов, изданных по этому вопросу. Помещениями спорного общежития фактически владели и владеют граждане, проживающие в нем. Неправомерное включение в состав приватизируемого имущества государственного и муниципального предприятия в нарушение действующего законодательства общежития не должно влиять на жилищные права граждан, вселившихся и проживавших в данных жилых помещениях до приватизации, и в том числе и на право бесплатной передачи жилья в собственность граждан на основании статьи 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».

В соответствии с абзацем 1 пункта 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от (ДД.ММ.ГГГГ) (№) «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» переход государственных и муниципальных предприятий в иную форму собственности либо их ликвидация не влияют на жилищные права граждан, в том числе и на право бесплатной приватизации жилья.

Как видно из материалов дела, Кирикова Р.Б. занимает комнату (№) в доме <адрес> с (ДД.ММ.ГГГГ) года, то есть вселилась она в общежитие до приобретения ответчиком права собственности на него, зарегистрирована там по месту жительства и проживает постоянно. Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела: копией паспорта, выпиской из домовой книги (л.д.10,24), а также показаниями свидетеля (ФИО2), которая пояснила, что истица вселилась и проживает в общежитии с (ДД.ММ.ГГГГ) года. Комнат была ей предоставлена в связи с работой в тресте (Наименование1) Совместно с ней в общежитии проживают: муж, (ФИО1), сын и дочь.

Занимаемая Кириковой Р.Б. комната (№) на 5этаже в Лит. А является изолированным жилым помещением общей площадью 12,4 кв.м., что подтверждается справкой БТИ (л.д. 22).

Из пояснений представителя истицы следует, что комната Кириковой Р.Б. предоставлялась в связи с осуществлением трудовых отношений в тресте (Наименование1), ордер не сохранился. Длительность проживания истцы с (ДД.ММ.ГГГГ) года в комнате показывает, что она вселялась в нее, как в государственную собственность, поскольку в эти годы частной собственности на жилые помещения в общежитиях не было.

В силу ст. 47 ЖК РСФСР на основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда исполнительный комитет районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Советов народных депутатов выдает гражданину ордер, который является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение. Форма ордера устанавливается Советом Министров РСФСР.

В Примерном положении об общежитиях, утвержденном Постановлением Совета министров РСФСР от (ДД.ММ.ГГГГ) (№), указано, что жилая площадь в общежитии предоставляется рабочим, служащим, студентам, учащимся, а также другим гражданам по совместному решению администрации, профсоюзного комитета и комитета комсомола объединения, предприятия, учреждения, организации или учебного заведения, в ведении которого находится общежитие. На основании принятого решения администрацией выдается ордер на занятие по найму жилой площади в общежитии по установленной форме (Приложение). При вселении в общежитие ордер сдается администрации общежития. Самовольное переселение из одного помещения в другое запрещается.

Действующий Жилищный Кодекс РФ также не допускает возможность включения общежитий в частный жилищный фонд. Как указано в статье 19 ЖК РФ специализированный жилищный фонд - совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан в предоставляемых по правилам раздела IV настоящего Кодекса жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов.

Согласно статье 7 Федерального Закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.

Поскольку проживание в жилом помещении носит постоянный характер, следует признать, что истица с членами семьи занимает жилое помещение на условиях договора социального найма.

Одним из условий договора социального найма является право нанимателя на осуществление прав, перечисленных в статье 67 ЖК РФ, а также прав, предусмотренных другими федеральными законами, то есть, в том числе, права на приватизацию, предусмотренные ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации». Лица, проживавшие в общежитии до перехода общежития в собственность общества и имевшие в силу этого право на приватизацию, сохраняют такое же право и впоследствии.

Поскольку указанными выше нормами, подлежащими применению в системной взаимосвязи со статьей 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», которая предусматривает право каждого гражданина, занимающего жилое помещение в государственном и муниципальном жилищном фонде на приватизацию указанных помещений, не допускалось включение объектов жилищного фонда, к которому относятся и общежития, в состав приватизируемого имущества государственных и муниципальных предприятий, такие объекты подлежали передаче в муниципальную собственность, то при приватизации в (ДД.ММ.ГГГГ) году имущественного комплекса треста (Наименование1) общежитие, в котором проживает истица, было включено в перечень приватизируемых объектов неправомерно. Включение жилого дома в состав приватизируемого имущества государственного предприятия в нарушение действующего законодательства не должно влиять на жилищные права граждан, вселившихся и проживавших в данных жилых помещениях до приватизации и после, к категории которых и относится Кирикова Р.Б., в том числе и на ее право бесплатной передачи жилья в собственность.

Согласно представленной справки Кирикова Р.Б. не принимала участие в приватизации жилых помещений на территории <адрес> (л.д.20). Руденко Л.А. и Троянов Д.А. отказались от участия в приватизации в пользу истицы.

При таких обстоятельствах исковые требования Кириковой Р.Б. подлежат удовлетворению, комната подлежит передаче в собственность истицы в порядке приватизации в соответствии с ее волеизъявлением.

В соответствии со ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

Истицей при подаче искового заявления была уплачена госпошлина в размере 200 рублей (л.д.3).

Указанную сумму следует взыскать с ОАО (Наименование1)в пользу Кириковой Р.Б.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 56, 194-199 ГПК РФ, - суд

РЕШИЛ:

Признать за Кириковой Р. Б. право собственности на жилое помещение комнату (№) общей площадью 12,4 кв.м. в доме <адрес>

Погасить запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество в части государственной регистрации права собственности открытого акционерного общества (Наименование1) на объект: здание по адресу: <адрес>, номер на поэтажном плане жилого помещения (№)

Взыскать с ОАО (Наименование1) в пользу Кириковой Р. Б. 200 рублей государственной пошлины.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в 10-тидневный срок со дня вынесения его в окончательной форме.

Председательствующая: