о признании квартиры чердачным нежилым помещением индивидуального жилого дома и исключении её из реестра муниципальной собственности



РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(ДД.ММ.ГГГГ) Коминтерновский районный суд <адрес>

В составе:

Председательствующей судьи Степановой Е.Е.,

При секретаре Кудиновой Е.И.,

С участием представителя истцов Аникина В.Г.,

Представителя (Госорган3) <адрес> Львовой И.В.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Аникина Е. В., Аникиной В. В. к (Госорган3) <адрес> о признании помещения чердачным и исключении него из реестра муниципальной собственности как жилого объекта, -

УСТАНОВИЛ:

Аникины Е. В. и В. В. обратились в суд с иском к (Госорган2) <адрес>, просили:

- признать квартиру (№) расположенную в индивидуальном жилом доме <адрес>, площадью 32,7 кв.м. чердачным ( нежилым) помещением индивидуального жилого дома <адрес>;

- исключить квартиру (№) жилого дома <адрес> из реестра за (№) от (ДД.ММ.ГГГГ).

В обоснование исковых требований истцы указали, что им принадлежит на праве собственности квартира <адрес>, по 1\2 доли каждому. Индивидуальный жилой дом фактически состоит из двух квартир. Кроме того, в доме есть чердачное неотапливаемое помещение площадью 32, 7 кв.м., не имеющее отдельного входа, не имеющее санитарно-технического оборудования, системы отопления, канализации, вентиляции, газоснабжения, электроснабжения. Помещение было ошибочно включено ответчиком в реестр муниципальной собственности как жилой объект – квартира (№) жилого дома <адрес>. Правовой режим чердачного помещения нарушает права истцов, как собственников, на пользование общим имуществом двухквартирного жилого дома ( л.д. 7-8).

В ходе судебного разбирательства истцы уточняли исковые требования, судом произведена замена ответчика (Госорган2) <адрес> на (Госорган3) <адрес> ( л.д. 41, 45-46, 54-55).

Истцы извещены о времени и месте судебного разбирательства ( л.д. 130, 137- 141), просят рассмотреть дело в их отсутствие ( л.д. 143, 144).

Представитель истцов Аникин В.Г., действующий на основании доверенностей от (ДД.ММ.ГГГГ) ( л.д. 67, 68), поддержал исковые требования.

Представитель ответчика Львова И.В., действующая на основании доверенности от (ДД.ММ.ГГГГ) (№) ( л.д. 145), возражает против удовлетворения исковых требований.

Суд, заслушав представителя истцов, представителя ответчика, изучив письменные доказательства по делу, заключение эксперта, считает, что требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Квартира как объект права собственности, статья 289 ГК РФ:

Собственнику квартиры в многоквартирном доме наряду с принадлежащим ему помещением, занимаемым под квартиру, принадлежит также доля в праве собственности на общее имущество дома (статья 290)

Согласно ст. 290 ГК РФ:

1. Собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.

2. Собственник квартиры не вправе отчуждать свою долю в праве собственности на общее имущество жилого дома, а также совершать иные действия, влекущие передачу этой доли отдельно от права собственности на квартиру.

В судебном заседании установлено, что на основании договора купли-продажи от (ДД.ММ.ГГГГ) истцам принадлежит на праве собственности однокомнатная квартира (№) в доме <адрес>, что подтверждается копией договора ( л.д. 11-14), копией передаточного акта ( л.д. 15), копией свидетельства о регистрации права собственности ( л.д. 9-10).

Согласно технического паспорта дом <адрес> был построен в (ДД.ММ.ГГГГ) году и находился на балансе государственного предприятия (Наименование2) ( л.д. 16-23). После приватизации предприятия в (ДД.ММ.ГГГГ) году дом был передан в муниципальную собственность ( л.д. 80-84).

При первичной инвентаризации в (ДД.ММ.ГГГГ) году дом числился как трехквартирный. Третья квартира размещалась в чердачном помещении, имела общую площадь 30, 7 кв.м., жилая площадь 13.7 кв.м.. В (ДД.ММ.ГГГГ) года к площади квартиры была присоединена площадь коридора на первом этаже, площадь увеличена до 31. 4 кв.м.. По данным технической инвентаризации за (ДД.ММ.ГГГГ) год площадь квартиры (№) была объединена с квартирой (№), расположенной на первом этаже. Площадь квартиры (№) составляла 51,9 кв.м., жилой 39, 5 кв.м.. По данным технической инвентаризации за (ДД.ММ.ГГГГ) год квартира (№) вновь стала отдельной квартирой, общей площадью 32, 7 кв.м.. ( л.д. 90).

При передаче жилого дома в ведение (Наименование1) жилой дом числился как двухквартирный, что подтверждается копией акта приема-передачи.

В (ДД.ММ.ГГГГ) года был составлен технический паспорт (Госорган1), где было указано, что в чердачном помещении находится квартира (№) ( л.д. 16-23), и на основании данных технической инвентаризации право на квартиру <адрес> было зарегистрировано за муниципальным образованием –городской округ <адрес>, что подтверждается выпиской из реестра муниципальной собственности.

Однако на момент передачи жилого дома по адресу: <адрес>, на момент регистрации права, квартира (№), как объект

собственности не существовала

Из акта проверки состояния жилого помещения (№) от (ДД.ММ.ГГГГ), следует, что квартира (№) расположена над квартирами (№) и (№), захламлена мусором, используется как складское нежилое помещение ( л.д. 24).

На указанное помещение никогда не открывался отдельный лицевой счет, не имеется сведений о зарегистрированным в нем лицах, что подтверждается справкой (Госорган4) ( л.д. 29). Эти же обстоятельства подтверждаются данными выписки из домовой книги за (ДД.ММ.ГГГГ), (ДД.ММ.ГГГГ) годы ( л.д. 76, 87).

По делу была проведена строительно-техническая экспертиза. Согласно заключения эксперта (№) от (ДД.ММ.ГГГГ) осмотром установлено, что жилой дом по указанному выше адресу двухквартирный одноэтажный деревянный каркасно-щитовой конструкции построен более 50 лет тому назад. Кровля дома двускатная черепичная. Несущие деревянные конструкции жилого дома в разных местах поражены гнилью, наружная отделка полностью нарушена ( практически отсутствует), столярные изделия ( окна, двери) деформированы и поражены гнилью в разных местах в разной степени. В чердачном пространстве ( на чердаке), имеются два помещения, расположенные одно за другим. Вход в указанные помещения осуществляется по лестнице из квартиры истца. На момент осмотра помещения не эксплуатируются по причинам:

- отсутствует отопление;

- полное нарушение внутренней отделки;

- поражение гнилью древесных конструкций ( стены, потолки, полы, два окна, расположенные в торцах чердака);

- отсутствие теплоизоляции стенок и потолков;

- отсутствие электроснабжения.

Указанные помещения не являются отдельной квартирой, так как в соответствии со СНИП 31-01-2003 п. 5.3 в этих помещениях отсутствуют жилые помещения ( комнаты) и подсобные: кухня ( или кухня-ниша), передняя, ванная комната ( или душевая), уборная ( или совмещенный санузел), кладовая ( или хозяйственный встроенный шкаф).

Согласно п. 5.1 СНиП 31-01-2003 помещения квартир, указанных в п.5.3, должны быть оборудованы: кухня- мойкой или раковиной, а так же плитой для приготовления пищи; ванной комнатой- ванной ( или душем) и умывальником ; уборной – унитазом со смывным бочком; совмещенный санузел- ванной ( или душем), умывальником и унитазом.

В вышеуказанных помещениях отсутствуют все системы инженерного обеспечения, а именно : водопровод, канализация, отопление, электроснабжение.

Согласно постановления Правительства РФ от (ДД.ММ.ГГГГ) (№), в том случае, если жилые помещения являются отдельной ( изолированной самостоятельной ) квартирой, то в таком случае эта квартира должна иметь самостоятельный от других квартир вход.

Осмотром эксперта установлено, что размещенные в чердачном пространстве жилого дома помещения не имеют самостоятельного входа, вход осуществляется через квартиру истцов.

Согласно заключения эксперта помещения, расположенные в чердачном пространстве дома <адрес> не являются отдельной изолированной квартирой.

Помещения, расположенные в чердачном пространстве дома <адрес> являются мансардными и не отвечают требованиям строительных норм и правил, предъявляемых к жилым помещениям, то есть по существу это чердачные помещения ( л.д. 119-125).

У суда нет оснований сомневаться в выводах эксперта. Заключение мотивировано, логично, основано на осмотре объекта исследования, основано на нормативных актах. Результаты осмотра подтверждаются фотографиями объекта. Эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. Эксперт имеет специальное высшее образование, стаж экспертной работы с (ДД.ММ.ГГГГ) года.

Согласно ст. 15 ЖК РФ объектами жилищных прав являются жилые помещения.

Квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении ( часть 3 ст. 16 ЖК РФ).

В ходе судебного разбирательства установлен факт, что на момент передачи жилого дома <адрес> в муниципальную собственность, на момент включения спорного имущества в реестр муниципальной собственности квартира (№) в доме <адрес>, как самостоятельный объект собственности ( жилищных прав), не существовал.

Право собственности могло быть передано ответчику и зарегистрировано только на реально существующий объект. Регистрация права собственности на несуществующий объект является недействительной.

Действиями ответчика нарушаются права истцов. Поскольку муниципальное образование зарегистрировано как участник собственности на часть дома <адрес>, оно имеет право на передачу в собственность части земельного участка, отведенного под жилой дом. Доля истца в этом случае уменьшается. Истцы пояснили, что крыша жилого дома и чердачные конструкции находятся в аварийном состоянии, ответчик не ремонтирует эти конструкции, истцы тоже не имеют законного права осуществлять капитальный ремонт имущества, право собственности на которое зарегистрировано на другим лицом. В случае исключения сведений из реестра о квартире (№) как объекте муниципальной собственности, чердачное помещения и его конструкции становятся местами общего пользования многоквартирного жилого дома, собственники вправе принять решение о его капитальном ремонте и сборе средств.

При таких обстоятельства, исковые требования подлежат удовлетворению полностью.

Руководствуясь ст. ст. 12, 56, 194-199 ГПК РФ, - суд

РЕШИЛ:

Признать квартиру (№), расположенную в индивидуальном жилом доме <адрес>, площадью 32,7 кв.м. чердачным ( нежилым помещением) индивидуального жилого дома <адрес>.

Исключить квартиру (№) жилого дома <адрес> из реестра муниципальной собственности как жилой объект, аннулировав запись в реестре за (№) от (ДД.ММ.ГГГГ).

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в 10 дневный срок со дня вынесения его в окончательной форме.

Председательствующая: