Дело № 2-1987/11 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ДД.ММ.ГГГГ) Коминтерновский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Иващенко В.В., при секретаре Алимпиевой Д.Э., с участием истца Леликова М.П., представителя истца Подтележниковой Г.М., действующей по доверенности, представителя истца Бердникова Г.В., допущенного в порядке п.3 ст. 53 ГПК РФ, представителя ответчика (Госорган1) – Диденко С.И. действующего по доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Леликова <данные изъяты> к (Госорган1) о признании Постановления (№) от (ДД.ММ.ГГГГ) (Госорган1) о снятии с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий незаконным и признании его состоящим на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях инвалидов и участников Великой Отечественной войны, удостоверение серии ВВ (№) от (ДД.ММ.ГГГГ) с (ДД.ММ.ГГГГ), у с т а н о в и л : Леликов <данные изъяты> обратился в суд с иском к (Госорган1) о признании Постановления (№) от (ДД.ММ.ГГГГ) (Госорган1) о снятии с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий недействительным, о признании снятия с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий неправомерным и обязании ответчика (Госорган1) восстановить Леликова <данные изъяты> в очереди на получение жилья с даты первоначального принятия на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Указав, что он является ветераном-участником Великой Отечественной войны, ему установлена бессрочная инвалидность второй группы по зрению. В (ДД.ММ.ГГГГ) года он обратился в отдел учета и распределения жилья (Госорган1) с заявлением о постановке на учет в связи с нуждаемостью в жилплощади, приложив пакет документов. (ДД.ММ.ГГГГ) постановлением руководителя (Госорган1) (№) он был поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях как ветеран и инвалид Великой Отечественной войны. (ДД.ММ.ГГГГ) постановлением руководителя управы района (№), он был снят с учета в качестве нуждающегося в жилых помещениях как ветеран и инвалид ВОВ в связи с выявленных в представленных документах сведений, не являющихся основанием для принятия на учет. Вышеуказанное постановление управы <адрес> (№) от (ДД.ММ.ГГГГ) отменено. Просил признать снятие его с учета нуждающихся в жилых помещениях инвалидов Великой Отечественной войны неправомерным. Признать постановление (№) от (ДД.ММ.ГГГГ) (Госорган1) о снятии Леликова М.П. с учета нуждающихся в жилых помещениях инвалидов Великой Отечественной войны неправомерными. Обязать ответчика восстановить его в очереди на получение жилья с даты первоначального принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях инвалидов Великой Отечественной войны (л.д. 3-5). Решением Коминтерновского районного суда от (ДД.ММ.ГГГГ), суд оказал в удовлетворении требований. Определением судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от (ДД.ММ.ГГГГ), решение от (ДД.ММ.ГГГГ) отменено и направлено на новое рассмотрение. Представитель истца Подтележникова Г.М. в судебном заседании исковые требования уточнила, просит признать Постановление (№) от (ДД.ММ.ГГГГ) (Госорган1) о снятии с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий незаконным и признании его состоящим на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях инвалидов и участников Великой Отечественной войны, удостоверение серии (№) от (ДД.ММ.ГГГГ) с (ДД.ММ.ГГГГ). Представитель (Госорган1) действующий на основании доверенности Диденко С.И. против иска возражал, считает оспариваемое постановление законным и обоснованным. Выслушав мнение сторон, изучив представленные по делу доказательства, суд приходит к следующему. Установлено, подтверждается материалами дела, что истец является ветераном Великой Отечественной войны (л.д. 7) Истец проживает в квартире <адрес>, на основании договора найма жилого помещения, по которому наймодатель предоставляет истцу угол в комнате площадью 12,8 кв.м. ( л.д. 13). Указанная квартира принадлежит (ФИО4) В квартире также проживают (ФИО3), (ФИО1), (ФИО2) (л.д. 17) В (ДД.ММ.ГГГГ) года истец обратился в отдел учета и распределения жилья управы <адрес> городского округа <адрес> с заявлением о постановке на учет в связи с нуждаемостью в жилплощади, приложив пакет документов. (ДД.ММ.ГГГГ) постановлением руководителя <адрес> (№) истец был поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях как ветеран и инвалид Великой Отечественной войны (л.д. 15). (ДД.ММ.ГГГГ) постановлением руководителя управы района (№), истец был снят с учета в качестве нуждающегося в жилых помещениях как ветеран и инвалид ВОВ в связи с выявленных в представленных документах сведений, не являющихся основанием для принятия на учет (л.д. 14). Вышеуказанное постановление (Госорган1) (№) от (ДД.ММ.ГГГГ) отменено. Истец, ссылается на то обстоятельство, что он не обеспечен жильем по нормам, предусмотренным ФЗ « О ветеранах». Одной из мер социальной поддержки инвалидов войны согласно ст. 14 ФЗ « О ветеранах» (далее ФЗ (№)) является обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов ВОВ, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до (ДД.ММ.ГГГГ), которое осуществляется в соответствие с положениями ст. 23.2 названного Закона. Как следует из положений ст. 23.2 ФЗ (№) Российская Федерация передала органам государственной власти субъектов РФ полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно- коммунальных услуг, установленных ст. ст. 14-19, 21 настоящего Закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со ст. ст. 14, 16 и 21 настоящего Закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до (ДД.ММ.ГГГГ), и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со ст. ст. 14, 15, 17-19 и 21 настоящего Закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в п. 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального Фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. Объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов РФ определяется по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки, общей площади жилья 36 кв.м. и средней рыночной стоимости 1 кв.м. общей площади жилья по субъекту РФ, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным правительством РФ для такой категории граждан, как инвалиды ВОВ (п. 3 п.п. 3 ст. 23.2 ФЗ (№)) По письменным заявлениям, указанных в п.п. 2 п. 3 ст. 23.2 ФЗ (№), граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 36 кв.м. и средней рыночной стоимости 1 кв.м. общей площади жилья по субъекту РФ, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ. В силу п. 6 названной статьи форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта РФ. Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, указанным в п.п.2 п. 3 настоящей статьи гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, устанавливается законодательством субъектов РФ. Право инвалида ВОВ, нуждающегося в улучшении жилищных условий на получение безвозмездной субсидии на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета предусмотрено <адрес> (№) от (ДД.ММ.ГГГГ) в редакции на (ДД.ММ.ГГГГ)) « О предоставлении безвозмездной субсидии на приобретение жилого помещения ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей – инвалидов, нуждающимся в улучшении жилищных условий». Статьей <адрес> от (ДД.ММ.ГГГГ) (№) « О предоставлении жилых помещений жилищного фонда <адрес> по договорам социального найма» (в редакции на (ДД.ММ.ГГГГ)) предусмотрено право такой категории граждан, как истец на получение жилого помещения жилищного фонда <адрес> по договору социального найма, в порядке, предусмотренном Жилищным Кодексом РФ и изданными на его основе иными нормативными правовыми актами субъекта РФ. В качестве необходимого условия предоставления жилого помещения по договору социального найма требуется признание такого гражданина в установленном законом порядке нуждающимся в улучшении жилищных условий. Статьей 3 названного Закона установлены норма предоставления и учетная норма площади жилого помещения. Учетная норма площади жилого помещения на 1 человека в <адрес> составляет 11 кв.м. общей площади жилого помещения. Норма предоставления площади жилого помещения при предоставлении жилых помещений жилищного фонда <адрес> по договорам социального найма категориям граждан, указанных в ст. 1 настоящего <адрес> устанавливается в следующих размерах: - одиноко проживающим гражданам – не менее 33 кв.м. общей площади, - семьям, состоящим из 2-х человек – не менее 42 кв.м. общей площади, - семьям, состоящим из трех и более человек – не менее 18 кв.м. общей площади на одного члена семьи. При определении общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, учитывается площадь жилых помещений, занимаемых гражданином и (или) членами его семьи по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности. Принятие на учет граждан, указанных в ст. 1 Закона ВО (№), в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется уполномоченным исполнительным органом государственной власти <адрес> на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган, за исключением граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до (ДД.ММ.ГГГГ), имеющих право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со ст. ст. 14-19, 21 ФЗ « О ветеранах» и ст. 17 ФЗ « О социальной защите инвалидов в РФ», которые принимаются на учет на основании сведений, представляемых уполномоченным органом по предоставлению меры социальной поддержки в виде предоставления безвозмездной субсидии на приобретение жилого помещения отдельным категориям граждан в соответствии с <адрес> « О предоставлении безвозмездной субсидии на приобретение жилого помещения ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей – инвалидов, нуждающимся в улучшении жилищных условий, поставленным на учет до (ДД.ММ.ГГГГ)», исходя из времени постановки на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в органах местного самоуправления ( ст. 4 Закона ВО 93-ОЗ) Приказом (Госорган2) от (ДД.ММ.ГГГГ) (№)/ОД (в редакции на (ДД.ММ.ГГГГ)) утверждено Положение о порядке предоставления жилых помещений из государственного жилищного фонда <адрес> на основании договора социального найма ветеранам ВОВ 1941-1945 г.г., имеющим право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с Указом Президента РФ от (ДД.ММ.ГГГГ) (№) « Об обеспечении жильем ветеранов ВОВ 1941-1945 г.г.» Указанным Приказом также было предусмотрено альтернативное обеспечение жильем ветеранов ВОВ либо за счет средств федерального бюджета путем выплаты субсидий на улучшение жилищных условий, либо в иной форме - получение жилья по договору социального найма. Согласно п. 5 утвержденного указанным Приказом Положения общая площадь жилого помещения, предоставляемого ветерану на основании договора социального найма, должна составлять не менее 33 кв.м. (социальная норма предоставления жилья на 1 человека) и не более 36 кв.м. Граждане из числа ветеранов ВОВ, состоящие в едином списке, предоставляют в департамент заявление о выборе формы предоставления меры социальной поддержки на улучшение жилищных условий. Для получения жилья в порядке, предусмотренном жилищным законодательством, следует руководствоваться нормами ЖК РФ В целях реализации права граждан на получение муниципального жилья по договорам социального найма в соответствии со ст. 49 ЖК РФ, ст. <адрес> от (ДД.ММ.ГГГГ) (№) « О порядке признания граждан малоимущими в целях предоставления им жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма в <адрес>» <адрес> городской Думой было принято решение (ДД.ММ.ГГГГ) (№) о наделении (Госорган1) полномочиями по принятию решений о признании граждан малоимущими в целях предоставления им жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма по месту жительства граждан. Исчерпывающий перечень оснований для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий установлен ст. 51 ЖК РФ. Быть признанными нуждающимися в улучшении жилищных условий могут указанные в ст. 49 ЖК РФ категории граждан: малоимущие, иные определенные федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ категории граждан. Таким образом, ветераны ВОВ подлежат обеспечению жильем, как иные категории граждан, определенные ФЗ от (ДД.ММ.ГГГГ) № 5-ФЗ « О ветеранах». В соответствии со ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: - не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения, - являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на 1 члена семьи менее учетной нормы. Помимо изложенных выше оснований, обязательным условием признания гражданина нуждающимся в жилом помещении должны быть отнесение его к категории малоимущих граждан или принадлежность к определенной федеральным законом или законом субъекта РФ категории (к таким категориям в частности, относятся и ветераны и инвалиды ВОВ). В статье 50 ЖК РФ дается понятие нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения. Нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов. Федеральными законами, указами Президента РФ, законами субъектов РФ, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма указанным в ч. 3 ст. 49 настоящего Кодекса категориям граждан, данным категориям граждан могут быть установлены иные нормы предоставления. Учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом. Решением Воронежской городской Думы от (ДД.ММ.ГГГГ) (№) « об учетной норме и норме предоставления площади жилого помещения», учетная норма площади жилого помещения составляет 11 кв.м. общей площади жилого помещения на 1 человека. В таком же размере установлена и учетная норма по <адрес> (Закон ВО (№)), о чем указывалось выше. Истец зарегистрирован и проживает в квартире <адрес> в которой зарегистрированы (ФИО3), (ФИО1), (ФИО2) В соответствии со ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае: 1) подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета; 2) утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма; 3) их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения <адрес>; 4) получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения; 5) предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома; 6) выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет. 2. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке. Граждане снимаются с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, при выявлении в представленных ими документах не соответствующих действительности сведений, послуживших основанием для принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о принятии на учет. В данном пункте вышеуказанной статьи предусмотрены два самостоятельных основания для снятия с учета. Во-первых, снятие с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, производится в случае, если основанием для принятия на учет послужили не соответствующие действительности сведения, содержащиеся в представленных гражданами в орган, осуществляющий учет, документах. Имеются в виду не всякие сведения, а лишь такие, которые касаются существенных обстоятельств и были определяющими при принятии решения о постановке на такой учет, например, относительно численности членов семьи, размера и пригодности для проживания занимаемого жилого помещения, состояния здоровья граждан, получаемых доходов и т.п. При этом не имеет значения, явились ли неправильные сведения результатом ошибки или намеренного действия, есть ли в этом вина заявителя. Правоприменительная практика свидетельствует о том, что граждане снимаются по такому основанию с учета только в том случае, если будет установлено, что действительно отсутствует состав всех необходимых условий для признания их права состоять на учете (к примеру, в представленных органу, осуществляющему учет, документах сведения об общей площади занимаемого жилого помещения не соответствуют действительной площади такого помещения, но это несоответствие не приводит к утрате какого-либо основания, по которому соответствующий гражданин был принят на учет). Во-вторых, основанием для снятия с учета является случай, когда при отсутствии необходимых для этого оснований и условий гражданин был принят на учет вследствие неправомерных действий должностного лица (которое, например, неправильно оценило фактические обстоятельства при рассмотрении его заявления о постановке на учет). Постановлением руководителя (Госорган1) (№) от (ДД.ММ.ГГГГ) истец был снят с учета в качестве нуждающегося в жилых помещениях как ветеран и инвалид Великой отечественной войны в связи с выявлением в представленных документах сведений, не являющихся основанием для принятия на учет в соответствии с положением ФЗ «О ветеранах» от (ДД.ММ.ГГГГ) № 5-ФЗ. В вышеуказанном постановлении не указаны основания снятия Леликова М.П. с учета. Представитель (Госорган1) ссылается, как на основание снятия с регистрационного учета на п. 6 ст. 56 ЖК РФ, однако не представил доказательств о наличии сведений не являющихся основанием для принятия на Леликова М.П. на учет, также не предоставил доказательств о наличии в предоставленных Леликовым М.П. документах при принятии на учет, сведений, не соответствующих действительности. Таким образом, в оспариваемом постановлении не содержится основание и обязательная ссылка, послужившие причиной снятия с учета. Перечень, предусмотренный ст. 56 ЖК РФ, является закрытым, поэтому снятие граждан с учета по иным основаниям не допустимо Как указал Пленум Верховного Суда РФ в своем постановлении от (ДД.ММ.ГГГГ) (№), правильное определение вида судопроизводства (исковое или по делам, возникающим из публичных правоотношений), в котором подлежат защите права и свободы гражданина, несогласного с решением органа местного самоуправления, зависит от характера правоотношений, из которых вытекает требование лица, обратившегося за судебной защитой, а не от избранной им формы обращения в суд (подача заявления в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, или подача искового заявления). Исходя из требований, изложенных в заявлении, они содержат не только доводы, касающиеся оспаривания решения органа местного самоуправления, но и исковые требования о предоставлении жилого помещения, поэтому все требования полностью охватываются исковым производством и подлежат рассмотрению в данном виде судопроизводства. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 56, 67, 194, 198, 258 ГПК РФ, 51,52,56 ЖК РФ, суд, Р е ш и л : Признать Постановление (Госорган1) (№) от (ДД.ММ.ГГГГ) о снятии Леликова <данные изъяты> с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны и отмене постановления (Госорган1) (№) от (ДД.ММ.ГГГГ) незаконным. Признать Леликова <данные изъяты>, (ДД.ММ.ГГГГ) года рождения, уроженца <адрес> состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях ветеранов, инвалидов и участников Великой Отечественной войны, относящегося к категории инвалидов и участников Великой Отечественной войны, удостоверение серии (№) от (ДД.ММ.ГГГГ), с (ДД.ММ.ГГГГ) согласно Постановлению (Госорган1) от (ДД.ММ.ГГГГ)(№). Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение 10 дней со дня принятия его судом в окончательной форме через Коминтерновский районный суд <адрес>. Судья Иващенко В.В. Решение в окончательной форме изготовлено (ДД.ММ.ГГГГ)