о предоставлении жилого помещения



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(ДД.ММ.ГГГГ) Коминтерновский районный суд <адрес>

В составе:

Председательствующей судьи Степановой Е.Е.,

При секретаре Кудиновой Е.И.,

С участием истицы Лопатиной О.Б. и ее представителя Родионова А.В.,

Представителя ответчика- (Госорган2) <адрес> Львовой И.В.,

Третьего лица Милькиной Н.Б.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лопатиной О. Б. к (Госорган2) <адрес> о предоставлении жилого помещения для переселения из жилья, непригодного для проживания, -

УСТАНОВИЛ:

Лопатина О.Б., обратилась в суд с иском к (Госорган2) <адрес>, (Наименование1) <адрес>», просила:

- обязать (Госорган2) <адрес> предоставить в порядке отселения из аварийного жилого помещения Лопатиной О. Б. на семью из четырех человек отдельное благоустроенное помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям в черте <адрес>, состоящее из 4-х комнат, общей площадью - не менее 69, 2 кв.м., жилой – не менее 53,0 кв.м.;

- обязать (Наименование1) <адрес>» заключить с Лопатиной О. Б. договор социального найма на предоставленное жилое помещение.

В обоснование исковых требований истица указала, что на основании договора найма с Ответчиком 2 она, ее несовершеннолетняя дочь (ФИО3), (ДД.ММ.ГГГГ) года рождения, сестра Милькина Н. Б. с несовершеннолетней дочерью (ФИО5), (ДД.ММ.ГГГГ) года рождения, проживают в <адрес>. Квартира находится в аварийном состоянии и непригодна для проживания. В квартире отсутствует горячее водоснабжение, отопление, течет потолок, замыкает проводка, стены и потолки в трещинах, создается угроза жизни и здоровью истцов. Ответчик не предпринимают никаких мер к переселению жильцов ( л.д. 7-14).

В процессе судебного разбирательства истица отказалась от исковых требований к (Наименование1) <адрес>», отказ от части исковых требований принят судом, производство по делу к указанному ответчику прекращено ( л.д. ).

В судебном заседании истица Лопатина О.Б. и ее представитель Родионов А.В., допущенный для участия в деле на основании заявления истицы ( л.д. 55, 64), поддержали исковые требования.

Представитель ответчика (Госорган2) <адрес> Львова И.В., действующая на основании доверенности (№) от (ДД.ММ.ГГГГ) ( л.д. 54), возражает против удовлетворения исковых требований. Представитель указала, что жилое помещение, в котором проживает истица с семьей, в установленном порядке не было признано непригодным для проживания, истицей не представлено решение межведомственной комиссии. У истицы возникли права на жилое помещение с (ДД.ММ.ГГГГ) года, а после указанной даты квартира не признавалась непригодной для проживания.

Третье лицо Милькина Н.Б. просит удовлетворить исковые требования истца.

Суд, заслушав истицу и ее представителя, представителя ответчика Львову И.В., третье лицо Милькину Н.Б., изучив заключение эксперта, письменные доказательства по делу, считает, что требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что жилой многоквартирный <адрес> находится в муниципальной собственности, и передан в управление ОАО (Наименование2). По состоянию на (ДД.ММ.ГГГГ) из 13 квартир жилого дома открыто 5 лицевых счетов.

Постановлением исполкома Воронежского горсовета депутатов трудящихся и президиума облсовпрофа от (ДД.ММ.ГГГГ) (№) <адрес> был призван аварийным.

Согласно решения исполкома горсовета от (ДД.ММ.ГГГГ) (№)\(ДД.ММ.ГГГГ) год дом был включен в план мероприятий по созданию маневренного жилого фонда местных Советов <адрес> для капитального ремонта жилых домов в (ДД.ММ.ГГГГ)-(ДД.ММ.ГГГГ) годах. В (ДД.ММ.ГГГГ) году жильцы дома были выселены, однако дом снесен не был. Указанные обстоятельства подтверждаются ответом (Госорган1) <адрес> от (ДД.ММ.ГГГГ) № у-1172 ( л.д. 36), содержанием акта межведомственной комиссии, созданной при (Госорган1) <адрес> от (ДД.ММ.ГГГГ) ( л.д. 77-79).

Решением Коминтерновского районного суда <адрес> от (ДД.ММ.ГГГГ) признан состоявшимся договор найма жилого помещения между (ФИО1) и (Наименование1) ( в последующем (Наименование1)) на <адрес>.

Признано за (Фамилия1) О. Б. и ее несовершеннолетней дочерью (ФИО3), (ДД.ММ.ГГГГ) года рождения, а так же (Фамилия1) Н. Б., (ФИО2) право на жилую площадь в <адрес>.

(ДД.ММ.ГГГГ) между (Фамилия1) О.Б., и (Наименование1) <адрес>» был заключен бессрочный договор социального найма (№), что подтверждается копией договора ( л.д. 29-34).

Членами семьи нанимателя (Фамилия1) О.Б. были указаны (ФИО3), (ДД.ММ.ГГГГ) года рождения ( дочь нанимателя); (Фамилия1) Н. Б. ( сестра нанимателя), (ФИО5), (ДД.ММ.ГГГГ) года рождения ( л.д. 33).

(Фамилия1) Н. Б. (ДД.ММ.ГГГГ) зарегистрировала брак с (ФИО6), изменила фамилию на «Милькина», что подтверждается копией свидетельства о регистрации брака ( л.д. 22).

(Фамилия1) О. Б. (ДД.ММ.ГГГГ) зарегистрировала брак с (ФИО4) изменила фамилию на «Лопатина», что подтверждается копией свидетельства о заключении брака ( л.д. 18).

Согласно чч.1,2 статьи 15 ЖК Российской Федерации объектами жилищных прав являются жилые помещения.

Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан ( отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требования законодательства).

Жилое помещение, занимаемое семьей истицы, не пригодно для проживания, что подтверждается совокупностью письменных доказательств.

В обращении ОАО (Наименование2) <адрес> от (ДД.ММ.ГГГГ) (№) в адрес (Госорган2) <адрес> указано, что <адрес> находится в аварийном состоянии. Для его восстановления и подготовки вышеуказанного жилого дома к отопительному сезону (ДД.ММ.ГГГГ)-(ДД.ММ.ГГГГ) гг. требуется капитальный ремонт, но ОАО (Наименование2) не располагает такими средствами. Просят в кратчайшие сроки рассмотреть возможность проведения капитального ремонта либо расселения людей ( л.д. 35).

(ДД.ММ.ГГГГ) районной межведомственной комиссией, созданной при (Госорган1) <адрес>, было обследовано состояние многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>. Было установлено, что в результате длительной эксплуатации и несвоевременного проведения капитальных и текущих ремонтов дом находится в аварийном состоянии и постоянно подвержен разрушению. По степени износа при осмотре на месте можно сделать вывод, что техническое состояние несущих конструкций неудовлетворительное.

Отмостка дома частично разрушена. На цоколе и стенах в отдельных местах наблюдается разрушение штукатурного слоя, осыпание окрасочного слоя. На главном фасаде по штукатурному слою - трещина слева с шириной раскрытия до 1 мм. На торцевом фасаде 2-ого подъезда – трещина на всю длину дома с шириной раскрытия до 3 мм. Металлическое покрытие на выступающих частях дома проржавело, имеет повреждения. На асбестоцементных листах кровли – трещины, сколы, частично отсутствует конек, имеются протечки. Кирпичная кладка и штукатурка дымовентиляционных каналов частично разрушена. На лестничных клетках подъездов отопление не функционирует; в оконных проемах отсутствуют вторые внутренние переплеты; на стенах и потолках- волосяные трещины, частично разрушен штукатурный и окрасочный слой на стенах; в бетонном полу 1-ого этажа лестничных клеток- выбоины, частичное разрушение бетона; отсутствует наружная дверь 1-ого подъезда.

Трубопровод систем водоснабжения и водоотведения – коррозирован, имеет сильную степень износа. Дом находится в пожароопасном состоянии. Места соединения жил проводов выполнены на скрутках. Ввод электрокабеля в жилое здание и электропроводка в жилых помещениях не соответствует правилам ПУЭ.

Санитарно-техническое состояние помещений жилых квартир, лестничных маршей жилого дома неудовлетворительное и не соответствует ст. 23 Закона РФ « О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от (ДД.ММ.ГГГГ) № 52-ФЗ, и п. 9 СанПин 2.1.2.1002.-00 «Санитарно-эпидемиологические требования к жилым зданиям и помещениям».

Заключение: комиссия считает, что жилой многоквартирный дом <адрес> следует признать не отвечающим санитарно-техническим норама, проведение капитального ремонта считать нецелесообразным, на период визуального осмотра следует отнести к категории ветхого, малоценного жилого фонда ( л.д. 77-79).

Выводы комиссии нашли подтверждение в ходе экспертного исследования.

Согласно заключения эксперта от (№) от (ДД.ММ.ГГГГ) квартира <адрес> не соответствует требованиям, которым должно отвечать жилое помещение согласно п. II Постановления Правительства РФ от (ДД.ММ.ГГГГ) (№) «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» ( с изменениями от (ДД.ММ.ГГГГ)) и подпадает под критерии отнесения жилых помещений к категории непригодных для проживания.

К указанным выводам эксперт пришел на основании следующего:

- жилое помещение – квартира (№) жилого дома <адрес> находится в аварийном техническом состоянии, из-за угрозы обрушения конструкции перекрытия ( покрытия), которые должны быть обеспечены охранными устройствами, предупреждающими их обрушение;

- помещения квартиры (№) не защищены от проникновения дождевой и талой воды, от воздействия влаги на конструкции ( о чем свидетельствуют следы протечек и замачивание конструкций), от возможных бытовых утечек из инженерной системы ( канализация находится в аварийном состоянии) и может привести к ухудшению технического состояния конструкций, инженерных систем и их аварий;

- в квартире (№) отсутствует газоснабжение, что противоречит требованиям, которым должно отвечать жилое помещение;

- в квартире (№) отсутствует горячее водоснабжение;

- в квартире (№) площадь кухни 6 кв.м., не соответствует минимальной 8 кв.м.;

- в квартире (№) отсутствует ванная комната ( или душевая), что противоречит требованиям, которым должно отвечать жилое помещение.

Оснований сомневаться в выводах эксперта нет оснований. Заключение дано квалифицированным специалистом, имеющим высшее образование по специальности «Промышленное и гражданское строительство», квалификацию инженер-строитель, экспертную квалификацию по специальности 16.1 «Исследование строительных объектов и территорий, функционально связанных с ними, в том числе с целью оценки», стаж экспертной работы с (ДД.ММ.ГГГГ) года.

Заключение дано на основании исследования объекта. Выводы обоснованы, мотивированы, результаты осмотра подкреплены фотографиями.

Таким образом, истица представила доказательства, подтверждающие факт, что занимаемая ей и ее семьей квартира не пригодна для проживания.

Доводы представителя ответчика, что единственным допустимым доказательством непригодности жилого помещения для проживания, является решение городской межведомственной комиссии, не может служить основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.

Действительно, согласно части 4 ст. 15 ЖК Российской Федерации жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

(в ред. Федерального закона от (ДД.ММ.ГГГГ) N 160-ФЗ)

Признание помещений пригодными ( непригодными) для проживания граждан, осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещений и дома установленным требованиям, согласно п. I Постановления Правительства РФ от (ДД.ММ.ГГГГ) (№) «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и реконструкции».

Однако обязанность создать такую комиссию, провести обследование квартиры истицы на предмет пригодности для проживания ( либо жилого дома в целом), лежала на ответчике.

Согласно п. 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от (ДД.ММ.ГГГГ) (№) ( в ред. Постановления Правительства РФ от (ДД.ММ.ГГГГ) (№)) ( далее Положение):

Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.

В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, в необходимых случаях органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций.

Комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции ( п. 42 Положения).

(в ред. Постановления Правительства РФ от (ДД.ММ.ГГГГ) N 494)

Комиссия рассматривает поступившее заявление или заключение органа, уполномоченного на проведение государственного контроля и надзора, в течение 30 дней с даты регистрации и принимает решение (в виде заключения), указанное в пункте 47 настоящего Положения, либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения.

В ходе работы комиссия вправе назначить дополнительные обследования и испытания, результаты которых приобщаются к документам, ранее представленным на рассмотрение комиссии ( п. 46 Положения).

По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений:

о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;

о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки;

о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания;

о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;

о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от (ДД.ММ.ГГГГ) N 494)

Решение принимается большинством голосов членов комиссии и оформляется в виде заключения. Если число голосов "за" и "против" при принятии решения равно, решающим является голос председателя комиссии. В случае несогласия с принятым решением члены комиссии вправе выразить свое особое мнение в письменной форме и приложить его к заключению ( п. 47 Положения).

По окончании работы комиссия составляет в 3 экземплярах заключение о признании помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания по форме согласно приложению N 1 ( п. 48 Положения).

В случае признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу договоры найма и аренды жилых помещений расторгаются в соответствии с законодательством.

Договоры на жилые помещения, признанные непригодными для проживания, могут быть расторгнуты по требованию любой из сторон договора в судебном порядке в соответствии с законодательством ( п. 50 Положения).

Заявитель (ДД.ММ.ГГГГ) обратилась в установленном порядке к главе городского округа <адрес> с заявлением о признании занимаемого ею жилого помещения по договору социального найма непригодным для проживания. Приложила требуемые документы, однако в установленные сроки решения по ее заявлению принято не было. Факт обращения с заявлением подтверждается копией заявления ( л.д. 40-41).

В сроки, установленные пунктом 46 Положения, решения не было принято. В ответе на ее обращение от (ДД.ММ.ГГГГ) (№) на заявителя возложена обязанность, представить заключение специализированной проектно-изыскательской организации, проводящей обследование этого дома. Требование от нанимателей жилых помещений проведений дополнительных исследований, требующих привлечение специализированных организаций, противоречит части 2 п. 46 Положения. При необходимости комиссия вправе назначить дополнительные обследования, если сочтет необходимым.

Поскольку органы муниципальной власти пренебрегают своими обязанностями по обеспечению населения благоустроенным жильем, Лопатина О.Б. вынуждена была обратиться в суд за защитой своих конституционных прав на жилище, поскольку занимаемая ее семьей квартира фактически не пригодна для проживании.

Согласно статьи 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Таким образом, право истицы на переселение ее с семьей из жилья, непригодного для проживания, подлежит защите путем понуждения органа муниципальной власти предоставить другое жилое помещение.

Согласно статьи 87 Жилищного кодекса Российской Федерации, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма ( ст. 87 ЖК РФ).

Предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.

Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире (части 1 и 2 статьи 89 ЖК РФ).

В судебном заседании установлено, что в настоящее время Лопатина О.Б. с семьей занимает отдельную квартиру, состоящую из 4-х жилых комнат, общей площадью 69,2 кв.м., в том числе жилой 53,0 кв.м.. Указанный факт подтверждается копией справки БТИ ( л.д. 43), экспликацией квартиры ( л.д. 44), копией акта о завершении перепланировки квартиры (№) в жилом доме <адрес> ( л.д. 42).

Суд считает, что жилое помещение, которое следует предоставить для переселения должно располагаться в черте <адрес>, отвечать санитарным и техническим требованиям, состоять не менее, чем из 4-х комнат, общая площадь его должна быть не менее 69,2 кв.м., жилая не менее 53, 0 кв.м.

Согласно разъяснениям, данным в п. 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от (ДД.ММ.ГГГГ) N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" по делам о выселении граждан в другое благоустроенное жилое помещение по основаниям, предусмотренным ст. ст. 86 - 88 Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть в связи с невозможностью использования жилого помещения по назначению, суду следует проверять, не будут ли ухудшены жилищные условия граждан, выселяемых в предоставляемое жилое помещение.

Реальное обеспечение прав и свобод граждан правосудием (статья 18 Конституции Российской Федерации) предполагает обязанность судов при применении положений статьи 89 ЖК Российской Федерации, которая лишь в самом общем виде определяет критерии, которым должны отвечать вновь предоставляемые жилые помещения, исследовать и оценивать все потребительские свойства жилых помещений, предлагаемых для переселения граждан, и учитывать все обстоятельства, свидетельствующие о равнозначности или неравнозначности предоставляемого конкретным лицам определенного жилого помещения.

Согласно части 5 статьи 15 ЖК Российской Федерации общая площадь жилого помещения состоит из суммы площадей всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас. Иными словами, общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади, являющейся жилой, и площади определенных вспомогательных помещений.

Таким образом, поскольку жилищные условия граждан, переселяемых из жилых домов, подлежащих сносу, не могут быть ухудшены, и именно размером жилой площади помещения определяются, в первую очередь, его потребительские свойства, постольку предоставление гражданам в порядке статьи 89 ЖК Российской Федерации равнозначных по общей площади жилых помещений не предполагает предоставление квартиры, размер жилой площади которой менее ранее занимаемого.

Нельзя согласиться, что требование о сохранении того же количества комнат относится только к случаям предоставления жилого помещения в коммунальной квартире.

В силу статьи 19 (часть 1) Конституции Российской Федерации все равны перед законом и судом.

Закрепленный в указанной норме принцип равноправия означает одинаковый подход при решении вопроса о правах, предоставляемых гражданам отраслевым и, в частности, жилищным законодательством.

В этой связи ограничительное толкование положений статьи 89 ЖК Российской Федерации, позволяющее, ухудшать жилищные условия нанимателей, переселяемых из отдельных квартир, по сравнению с нанимателями, переселяемыми из коммунальных квартир, является нарушением обязанности обеспечивать в судебной практике конституционное истолкование подлежащих применению норм и ведет к фундаментальному нарушению прав граждан.

Жилое помещение следует предоставить на состав семьи четыре человека: истица- Лопатина О. Б., ее несовершеннолетняя дочь (ФИО3), (ДД.ММ.ГГГГ) года рождения, сестра – Милькина Н. Б., племянница- (ФИО5), (ДД.ММ.ГГГГ) года рождения.

Руководствуясь ст. ст. 12, 56, 194-199 ГПК РФ, - суд

РЕШИЛ:

Обязать (Госорган2) <адрес> предоставить Лопатиной О. Б. на состав семьи четыре человека: она - Лопатина О. Б., ее несовершеннолетняя дочь- (ФИО3), (ДД.ММ.ГГГГ) года рождения, сестра- Милькина Н. Б., племянница – (ФИО5), (ДД.ММ.ГГГГ) года рождения для переселения из непригодной для проживания квартиры, расположенной по адресу: <адрес> другое благоустровенное жилое помещение в черте города <адрес>, отвечающее санитарным и техническим требованиям, состоящее не менее чем из 4-х комнат, общей площадью не менее 69,2 кв.м., в том числе жилой не менее 53,0 кв.м..

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в 10 дневный срок со дня вынесения его в окончательной форме.

Председательствующая: