О понуждении к устранению нарушений пожарного законодательства, об образовании



Дело № 2-3299/11

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(ДД.ММ.ГГГГ) Коминтерновский районный суд <адрес>

в составе:

председательствующей судьи Степановой Е.Е.,

при секретаре Кудиновой Е.И.,

с участием прокурора Рукасова А.В.,

представителя ответчика (Госорган3)

(Госорган3) Хрячковой А.И.,

представителя (Госорган1) <адрес>

Мальцевой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к (Госорган3), (Госорган1) <адрес>, (Госорган2) <адрес> о понуждении к устранению нарушений пожарного законодательства,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор <адрес> в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к (Госорган3), (Госорган1) <адрес>, (Госорган2) <адрес> о понуждении к устранению нарушений пожарного законодательства, законодательства об образовании, антитеррористического законодательства. Истец просит обязать (Госорган3) устранить нарушения требований Закона РФ (№) от (ДД.ММ.ГГГГ) «Об образовании», Федерального закона «О пожарной безопасности» от (ДД.ММ.ГГГГ) ФЗ (№) в полном объеме; в случае отсутствия денежных средств необходимых для устранения нарушений законодательства о пожарной безопасности у (Госорган3) и (Госорган1) <адрес>, обязать (Госорган2) <адрес> выделить (Госорган3) и (Госорган1) <адрес> денежные средства для установки ограждения сада. В обоснование исковых требований истец указал, что в ходе проведенной прокуратурой района проверки с привлечением специалистов государственного пожарного надзора <адрес> в (Госорган3) были выявлены нарушения норм пожарной, а также антитеррористической безопасности, а именно: не предусмотрена передача сигнала сработки установок пожарной автоматики по радиотелекоммуникационной связи на центральный узел связи (НПБ 110-03 п.12), здание детского сада не обеспечено прямой телефонной связью с ближайшим подразделением пожарной охраны (ППБ 01-03 п.39), в помещениях детского сада отсутствует аварийное и эвакуационное освещение (ВСН 59-88 п.2.2, 2.3; СНиП 23-05-95 п.7.60, 7.62), не предусмотрено автоматическое включение эвакуационного освещения при отключении рабочего электропитания (ППБ 01-03 п.61), в пристройке к столовой и зданиях сараев отсутствует система автоматической пожарной сигнализации (НПБ 104-03), двери прачечной, кладовой для хранения белья выполнены с пределом огнестойкости менее 0,6 часа (СНиП 2.08.02.89* п.1.82), отсутствуют устройства для самозакрывания и уплотнения в притворах на дверях лестничных клеток (СНиП 21-01-97* п.6.18), для отделки потолка эвакуационных выходов из групповых ячеек допущено применение материалов, не соответствующих требованиям пожарной безопасности (ППБ 01-03 п.53; СНиП 21.01.97* п.6.25*). Несоблюдение санитарно-эпидемиологических норм, непринятие мер по антитеррористической защищенности детского сада угрожает жизни и здоровью детей, преподавателей и других работников учреждения, а также иных лиц, посещающих дошкольное образовательное учреждение. Однако до настоящего времени вышеуказанные нарушения законодательства (Госорган3) не устранены, в связи с чем прокурор района был вынужден обратиться с иском в суд (л.д.5-8).

В судебных заседаниях истец неоднократно уточнял исковые требования в порядке ст.39 ГПК РФ (л.д.25-28). Прокурор <адрес> просит:

- обязать (Госорган3) устранить следующие нарушения пожарной безопасности: обеспечить передачу сигнала от сработки установок пожарной автоматики по радиотелекоммуникационной связи на центральный узел связи; обеспечить детский сад прямой телефонной связью с ближайшим подразделением пожарной охраны; установить аварийное и эвакуационное освещение в помещениях детского сада; установить в прачечной, кладовой завхоза двери с пределом огнестойкости не менее 0,6 часа; установить устройства для самозакрывания и уплотнения в притворах на дверях лестничных клеток; произвести отделку потолка эвакуационных выходов из групповых ячеек материалами, соответствующими требованиям пожарной безопасности;

- в случае отсутствия денежных средств, необходимых для устранения нарушений законодательства о пожарной безопасности у (Госорган3), обязать (Госорган1) <адрес> и (Госорган2) <адрес> выделить (Госорган3) денежные средства, необходимые для устранения нарушений пожарной безопасности (л.д.46-49).

В судебном заседании прокурор <адрес> Рукасов А.В. исковые требования поддержал, просил удовлетворить в полном объеме.

Представитель (Госорган3) Хрячкова А.И., заведующая детским садом, полагается на усмотрение суда. В связи с отсутствием у детского сада денежных средств, необходимых для приведения пожарных систем в соответствие с законом, просит предоставить два месяца для устранения нарушений пожарного законодательства.

Представитель (Госорган1) <адрес> Мальцева Е.А., действующая на основании доверенности (№) от (ДД.ММ.ГГГГ) (л.д.41), возражает против удовлетворения исковых требований. В обоснование своей позиции пояснила, что бюджетный план на год составляет (Госорган2) <адрес>. В связи с тем, что бюджет на (ДД.ММ.ГГГГ) год уже составлен и утвержден, выделение и расходование денежных средств на цели, не оговоренные в нем, будет расценено как их нецелевое использование.

Ответчик (Госорган2) <адрес> извещен судом о времени и месте судебного разбирательства (л.д.45). Представитель в судебное заседание не явился, о причинах неявки суд не извещен.

В соответствии с п.4 ст.167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в отсутствие ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, если он не сообщил суду об уважительных причинах неявки и не просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Суд, заслушав прокурора, представителей ответчиков (Госорган3) и (Госорган1) <адрес>, изучив письменные доказательства по делу, считает, что требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что(ДД.ММ.ГГГГ) старшим инспектором отдела надзорной деятельности <адрес> (ФИО1) совместно с помощниками прокурора <адрес> была проведена проверка соблюдения законодательства о пожарной безопасности в дошкольных образовательных учреждениях (№).

Согласно результатов проведенной проверки было установлено, что (Госорган3) нарушены ряд норм и правил, предусмотренных НПБ, ППБ, СНиП и ВСН, а именно:

- в здании детского сада не предусмотрена передача сигнала от сработки установок пожарной автоматики по радиотелекоммуникационной связи на центральный узел связи (НПБ 110-03 п. 12);

- здание детского сада не обеспечено прямой телефонной связью с ближайшим подразделением пожарной охраны (ППБ 01-03 п. 39);

- в помещениях детского сада отсутствует аварийное и эвакуационное освещение (ВСН 59-88 п.2.2, 2.3; СНиП 23-05-95 п.7.60, 7.62);

- не предусмотрено автоматическое включение эвакуационного освещения при отключении рабочего электропитания (ППБ 01-03 п. 61);

- двери прачечной, кладовой завхоза выполнены с пределом огнестойкости менее 0,6 часа (СНиП 2.08.02.89* п. 1.82);

- отсутствуют устройства для самозакрывания и уплотнения в притворах на дверях лестничных клеток (СНиП 21-01-97* п. 6.18);

- для отделки потолка эвакуационных выходов из групповых ячеек допущено применение материалов, не соответствующих требованиям пожарной безопасности (ППБ 01-03 п.53; СНиП 21.01.97* п.6.25*) (л.д.13-14).

В соответствии со ст. 1 Федерального Закона «О пожарной безопасности» от (ДД.ММ.ГГГГ) ФЗ (№) пожарная безопасность определяется, как состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров;

требования пожарной безопасности определяются как специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.

Согласно ст. 3 Федерального Закона от (ДД.ММ.ГГГГ) ФЗ (№) основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу ст. 20 Федерального Закона от (ДД.ММ.ГГГГ) ФЗ (№) к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требование пожарной безопасности.

В соответствии с п. 1 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (утвержденные приказом МЧС России от (ДД.ММ.ГГГГ) (№)) правила устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее - организации), их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства (далее - граждане) в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.

Согласно требований ст. 2 Федерального Закона РФ от (ДД.ММ.ГГГГ) (№)- ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на принципах обеспечения и защиты основных прав и свобод человека и гражданина, социально-экономических, правовых и иных мер противодействия терроризму, приоритета мер предупреждения терроризма.

В соответствии с п. 13 «Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации» (утв. Президентом РФ (ДД.ММ.ГГГГ)), предупреждение (профилактика) терроризма осуществляется, в частности, путем принятия мер технического характера направленных на обеспечение антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств.

Министерством образования и науки РФ (ДД.ММ.ГГГГ) утверждены Методические рекомендации по участию в создании единой системы обеспечения безопасности образовательных учреждений Российской Федерации, которые были разработаны во исполнение протокола заседания Национального антитеррористического комитета от (ДД.ММ.ГГГГ) (№), а также соответствующих предложений Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федерального агентства по образованию, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки.

Согласно ст. 32 Закона РФ «Об образовании» от (ДД.ММ.ГГГГ) (№) образовательное учреждение несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся.

Статьей 31 Закона «Об образовании» установлено, что к компетенции органов местного самоуправления в области образования отнесено обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.

Согласно Устава (Госорган3), утвержденного Постановлением главы городского округа <адрес> от (ДД.ММ.ГГГГ) (№), учредителем данного учреждения является (Госорган1) <адрес> (подп. 1.5 п.1 Устава, л.д.11 об.).

Собственником имущества детского сада, в соответствии с п. 4 ст. 68, п. 7 ст. 77 Устава городского округа город <адрес>, принятого Постановлением <адрес> городской Думы (№)-I от (ДД.ММ.ГГГГ), является (Госорган5) <адрес> в лице (Госорган1) <адрес>. Муниципальный долг полностью и без условий обеспечивается всем имуществом городского округа <адрес>.

Согласно сообщения руководителя – главного бухгалтера (Госорган4) <адрес>» С.Г. Тулениновой, в (ДД.ММ.ГГГГ) году бюджетные ассигнования по статье «Прочие расходы» на обеспечение прямой телефонной связью с ближайшим подразделением пожарной охраны, на АПС в пристройке к столовой и зданиях сараев, на передачу сигнала от сработки установок пожарной автоматики по радиотелекоммуникационной связи на центральный узел связи по (Госорган3) не предусмотрены.

В проекте бюджета городского округа город <адрес> на (ДД.ММ.ГГГГ) год по (Госорган3) расходы на выполнение требований по пожарной безопасности предусмотрены (л.д.29).

Устранить нарушения норм и требований пожарной безопасности, выявленных в ходе проведенной отделом надзорной деятельности <адрес> совместно с прокуратурой района проверки, (Госорган3) не представляется возможным.

В соответствии с п.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Невыполнение (Госорган3) на протяжении длительного времени требований ФЗ «О пожарной безопасности», ставит под угрозу жизнь и здоровье детей, преподавателей и других работников учреждения, а также иных лиц, посещающих дошкольное образовательное учреждение.

Исковые требования прокурора <адрес> <адрес> в этой части основаны на законе и подлежат удовлетворению в полном объеме.

Также подлежат удовлетворению и требования прокурора района об обязании (Госорган1) <адрес> и (Госорган2) <адрес> выделить (Госорган3) денежные средства, необходимые для устранения нарушений пожарной безопасности.

В соответствии со ст. 29 Закона РФ от (ДД.ММ.ГГГГ)2 года (№) «Об образовании» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования относятся:

3) установление порядка создания, реорганизации, ликвидации и финансового обеспечения образовательных учреждений субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящим Законом.

Финансовое обеспечение деятельности дошкольного образовательного учреждения осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 52 Постановления Правительства РФ от (ДД.ММ.ГГГГ) N 666 "Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении").

С учетом положений абз. 2 п. 1 ст. 399 ГК РФ применительно к субсидиарной ответственности собственников учреждений закон выдвигает дополнительное условие – недостаточность находящихся в их распоряжении денежных средств. При этом в роли собственника – учредителя здесь выступают соответствующие публично-правовые образования в целом - Российская Федерация, ее субъекты, муниципальные образования (п. 1 ст. 214 и п. 1 ст. 215 ГК РФ). От имени публично-правовых образований в гражданском обороте выступают их органы в рамках имеющейся у них компетенции (п.п. 1и 2 ст. 125, п. 3 ст. 214, п. 2 ст. 215 ГК РФ). Имуществом, предназначенным для удовлетворения претензий кредиторов публично-правовых образований, является нераспределенное между государственными и муниципальными юридическими лицами имущество, составляющее казну соответствующего публично-правового образования (абз. 1 п. 1 ст. 126, абз. 2 п. 4 ст. 214, абз. 2 п. 3 ст. 215 ГК РФ).

В силу п. 4 ст. 68 Устава городского округа город <адрес>, утвержденного Постановлением <адрес> городской Думы от (ДД.ММ.ГГГГ) N 150-I, органы местного самоуправления от имени городского округа субсидиарно отвечают по обязательствам муниципальных учреждений и обеспечивают их исполнение в порядке, установленном федеральным законом.

В соответствии с п. 1.1 Положения о (Госорган2) <адрес>, утвержденного решением <адрес> городской Думы N 239-II от (ДД.ММ.ГГГГ), (Госорган2) <адрес> является уполномоченным органом (Госорган1) <адрес> по управлению средствами бюджета городского округа <адрес>, осуществляющим функции по составлению и исполнению бюджета городского округа.

Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования (п. 3 ст. 215 ГК РФ).

Таким образом, обязанность по выделению (Госорган3) денежных средств, необходимых для устранения нарушений пожарной безопасности следует возложить на (Госорган1) <адрес> и (Госорган2) <адрес>.

Учитывая тот факт, что выделение денежных средств на цели, не предусмотренные бюджетным планом на (ДД.ММ.ГГГГ) год требует определенного количества времени, а также объем работ, которые необходимо провести, суд считает возможным обязать (Госорган3) устранить нарушения пожарной безопасности в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-199 ГПК РФ, - суд

РЕШИЛ:

Обязать (Госорган3) устранить следующие нарушения пожарной безопасности: обеспечить передачу сигнала от сработки установок пожарной автоматики по радиотелекоммуникационной связи на центральный узел связи; обеспечить детский сад прямой телефонной связью с ближайшим подразделением пожарной охраны; установить аварийное и эвакуационное освещение в помещениях детского сада; установить в прачечной, кладовой завхоза двери с пределом огнестойкости не менее 0,6 часа; установить устройства для самозакрывания и уплотнения в притворах на дверях лестничных клеток; произвести отделку потолка эвакуационных выходов из групповых ячеек материалами, соответствующими требованиям пожарной безопасности в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В случае отсутствия денежных средств, необходимых для устранения нарушений законодательства о пожарной безопасности у (Госорган3), обязать (Госорган1) <адрес> и (Госорган2) <адрес> выделить (Госорган3) денежные средства, необходимые для устранения нарушений пожарной безопасности.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение 10-тидневный срок со дня вынесения его в окончательной форме.

Председательствующая: