Дело № 2-333/12
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(ДД.ММ.ГГГГ) Коминтерновский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Натаровой Т.И.,
при секретаре Бабкиной С.А.,
с участием представителя истца по доверенности Овчинниковой С.А.,
ответчика Шастун Л.В.,
представителя третьего лица (Госорган3) по <адрес> по доверенности Криворуковой О.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску (Госорган2) по <адрес> к Фонду инвалидов, получивших увечья в военных конфликтах и потерявших работоспособность в связи с экологическими последствиями (Наименование1), Шастун Л. В. о ликвидации и возложении обязанности по ликвидации,
УСТАНОВИЛ:
(Госорган2) по <адрес> обратилось в суд с иском к Фонду инвалидов, получивших увечья в военных конфликтах и потерявших работоспособность в связи с экологическими последствиями (Наименование1), Шастун Л. В., Шастун В. Т. о ликвидации и возложении обязанности по его ликвидации (л.д.3-6).
Указало, что Фонд неоднократно не исполнял возложенные на него Законом №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» обязанности представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства за (ДД.ММ.ГГГГ)-(ДД.ММ.ГГГГ), что является основанием для обращения в суд с настоящим иском.
В судебном заседании представитель (Госорган2) по <адрес> по доверенности Овчинникова С.А. от исковых требований к Шастун В.Т. отказалась в связи с его смертью. В остальной части требования поддержала в полном объеме.
Определением суда производство по делу в отношении Шастун В. Т. прекращено (л.д.57)
Ответчик Шастун Л.В. возражал против удовлетворения требований. Пояснил, что не был осведомлен о необходимости представления сведений в Министерство юстиции, поэтому документы своевременно не были направлены. В настоящее время вся необходимая информация представлена в Управление по форме, установленной законом, погашена задолженность по налогам.
Представитель (Госорган3) по <адрес> по доверенности Криворукова О.Ю. возражала против удовлетворения требования. Пояснила, что юридическое лицо имеет задолженность по уплате в бюджет налогов и пени, поэтому до ее погашения вопрос о ликвидации преждевременен.
Суд, заслушав стороны, исследовав письменные доказательства по делу, считает, что в удовлетворении заявленных исковых требований следует отказать по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что (ДД.ММ.ГГГГ) Регистрационной палатой Администрации <адрес> зарегистрирован Фонд инвалидов, получивших увечья в военных конфликтах и потерявших работоспособность в связи с экологическими последствиями (Наименование1).
(ДД.ММ.ГГГГ) (Госорган1) по <адрес> внесены в ЕГРЮЛ сведения о Фонде инвалидов, получивших увечья в военных конфликтах и потерявших работоспособность в связи с экологическими последствиями (Наименование1) созданном до (ДД.ММ.ГГГГ), присвоен основной государственный регистрационный номер (№) (л.д.7, 11-13).
Форма некоммерческой организации: фонд. Место нахождения: <адрес>. Учредители фонда: Шастун В. Т. и Шастун Л. В., проживающие по адресу: <адрес>
В соответствии с ч. 1 ст. 18 ФЗ « О некоммерческих организациях» от (ДД.ММ.ГГГГ) № 7-ФЗ Некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены ГК РФ, настоящим федеральным законом и другими ФЗ.
Согласно ч. 2 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано:
- по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано,
- по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции РФ, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Требование о ликвидации юридического лица по основаниям, указанным в ч. 2 настоящей статьи, может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом ( ч. 3 ст. 61 ГК РФ).
Основанием заявленных требований по настоящему делу является неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок обязательных отчетов, установленных ФЗ «О некоммерческих организациях» в орган, уполномоченный принимать решение о регистрации некоммерческих организаций.
Согласно Указу Президента РФ от (ДД.ММ.ГГГГ) (№) функции в сфере государственной регистрации некоммерческих организаций переданы в Министерство Юстиции РФ.
(Госорган2) по <адрес> является таким уполномоченным органом в субъекте – <адрес> на основании Положения об Управлении, утвержденного приказом МЮ РФ от (ДД.ММ.ГГГГ) (№).
В соответствии п.3 ст.32 ФЗ от (ДД.ММ.ГГГГ) N 7-ФЗ (ред. от (ДД.ММ.ГГГГ)) «О некоммерческих организациях» некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства. Формы и сроки представления указанных документов определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
ФЗ от (ДД.ММ.ГГГГ) (№) ФЗ « О внесении изменений в ФЗ « О некоммерческих организациях», вступившим в законную силу с (ДД.ММ.ГГГГ), названный ФЗ дополнен п. 3.1., согласно которого некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от международных или иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, в случае, если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до трех миллионов рублей, представляют в уполномоченный орган или его территориальный орган заявление, подтверждающее их соответствие настоящему пункту, и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности в сроки, которые определяются уполномоченным органом.
Постановлением Правительства РФ от (ДД.ММ.ГГГГ) N 212 (ред. от (ДД.ММ.ГГГГ)) «О мерах по реализации отдельных положений Федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций» п.2 установлено, что некоммерческая организация, если иной порядок не установлен федеральными законами об отдельных видах некоммерческих организаций, представляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный принимать решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений (далее - уполномоченный орган), или его территориальный орган, к компетенции которого отнесено принятие решения о государственной регистрации этой организации, документы, содержащие отчет о ее деятельности, сведения о персональном составе ее руководящих органов, а также документы, содержащие сведения о расходовании денежных средств и использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.
Таким образом, в связи с внесением изменений в ФЗ № 7-ФЗ от (ДД.ММ.ГГГГ) ФЗ № 170 ФЗ с (ДД.ММ.ГГГГ) перечень некоммерческих организаций, которые должны предоставлять в МЮ вышеуказанную информацию, был изменен.
Изменились формы и порядок предоставления отчетности некоммерческими организациями в зависимости от состава учредителей, полученных некоммерческой организацией имущества и денежных средств и источника их поступления.
Установлено, что перечисленную информацию не обязаны предоставлять некоммерческие организации при соблюдении следующих условий:
- учредителями (участниками, членами) таких некоммерческих организаций не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства,
- такие организации не имели в течение года поступлений имущества и денежных средств от международных или иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства,
- поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до 3 миллионов рублей.
Некоммерческие организации, которые удовлетворяют всем перечисленным условиям, вместо представления информации, предусмотренной п. 3 ст. 32 ФЗ № 7, представляют в уполномоченный орган или его территориальный орган:
- заявление, подтверждающее их соответствие перечисленным условиям,
- информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности.
Таким образом, для некоммерческих организаций, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и ( или) организации либо лица без гражданства, а также не имевших в течение года поступлений имущества и денежных средств от международных или иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, в случае, если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили менее 3 миллионов рублей, устанавливается упрощенный порядок предоставления отчетности – в форме заявления.
При этом, указанным законом особо установлено, что сроки предоставления такой информации определяются уполномоченным органом. До настоящего времени правового акта, определяющего сроки предоставления указанной информации, не имеется.
Изложенное подтверждается Приказом Министерства юстиции РФ от (ДД.ММ.ГГГГ) № 72 « Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций», которым утверждены формы отчетов о деятельности некоммерческой организации, персональном составе ее руководящих органов, а также о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества.
Истец ссылается на то, что в адрес ответчика истцом направлялось (ДД.ММ.ГГГГ) предупреждение о нарушении последним требований содержащихся, как в п. 3 ст.32, так и п. 3.1 введенного в действие с (ДД.ММ.ГГГГ) ФЗ № 7ФЗ за период с (ДД.ММ.ГГГГ) по (ДД.ММ.ГГГГ)., и устранении таких нарушений в срок 1 месяц со дня получения указанного предупреждения (л.д.15).
Однако, доказательств получения ответчиками такого предупреждения суду не представлено, конверт возвращен почтовой организацией с отметкой «Истек срок хранения» (л.д.16).
Ликвидация некоммерческой организации является одним из видов ответственности юридических лиц за допущенные нарушения, порядок и основания применения которой предусмотрены ст. 32 ФЗ от (ДД.ММ.ГГГГ) (№) « О некоммерческих организациях», ст. 61 ГК РФ.
В соответствии п.10 ст.32 ФЗ от (ДД.ММ.ГГГГ) N 7-ФЗ (ред. от (ДД.ММ.ГГГГ)) «О некоммерческих организациях» неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.
Основания для ликвидации некоммерческой организации, как юридического лица, установлены ст. 61 ГК РФ, о чем указано выше.
В Постановлении Конституционного Суда РФ от (ДД.ММ.ГГГГ) № 14-П указано, что отсутствие в п. 2 ст. 61 ГК РФ конкретного перечня положений, нарушение которых может привести к ликвидации юридического лица, то есть его прекращению без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства, не означает, что данная санкция может применяться по одному лишь формальному основанию – в связи с неоднократностью нарушений обязательных для юридических лиц правовых актов. Исходя из общеправовых принципов юридической ответственности (в том числе наличия вины) и установленных ст. 55 ч. 3 Конституции РФ критериев ограничения прав и свобод, соблюдение которых обязательно не только для законодателя, но и для правоприменителя, оспариваемая норма предполагает, что неоднократные нарушения закона в совокупности должны быть столь существенными, чтобы позволить суду с учетом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных юридическим лицом нарушений и вызванных им последствий, - принять решение о ликвидации юридического лица в качестве меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц.
Таким образом, исходя из конституционно – правового смысла указанных норм юридическое лицо, нельзя ликвидировать лишь по формальному признаку неоднократности нарушений требований закона даже при условии их доказанности.
Характер допущенных юридическим лицом нарушений, а также вызванные ими последствия должны быть настолько существенными и неустранимыми, чтобы восстановление законности было возможно только путем его ликвидации. Ликвидация юридического лица как мера реагирования на нарушения действующего законодательства должна применяться в соответствии с общеправовыми принципами юридической ответственности и быть соразмерной допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным ими последствиям.
Из содержания ст. 32 ФЗ (№) следует, что неоднократное непредставление такой информации само по себе не является основанием для ликвидации некоммерческой организации, а порождает право регистрирующего органа на обращение в суд с заявлением о ликвидации такой организации.
По смыслу закона, регулирующего ликвидацию юридического лица по заявлению регистрирующего органа ввиду непредставления им в регистрирующий орган необходимых сведений возможно вследствие фактического прекращения деятельности юридического лица либо противоправного уклонения его органов и должностных лиц от выполнения этой обязанности.
Фондом действительно своевременно не были представлены ежегодные сведения, предусмотренные ФЗ от (ДД.ММ.ГГГГ) N 7-ФЗ (ред. от (ДД.ММ.ГГГГ)) "О некоммерческих организациях". Однако, в соответствии со ст.32 ФЗ указанного закона неоднократное непредставление такой информации в установленный срок само по себе не является основанием для ликвидации некоммерческой организации, а порождает право уполномоченного органа на обращение в суд с заявлением о ликвидации юридического лица. В ходе судебного разбирательства нарушения ответчиком были устранены. В подтверждение изложенного в материалы дела представлены копии заявлений в адрес истца (л.д.29-34,43-44). Представитель истца данные обстоятельства подтвердил.
Кроме того, имеющая задолженность ответчика по налогам за (ДД.ММ.ГГГГ) в размере 276 руб. 70 коп. погашена им, что подтверждается выпиской по лицевому счету, копиями платежных поручений (л.д.54-56).
В своих возражениях, ответчик Шастун Л.В., объясняя причину непредставления сведений в регистрирующий орган, ссылается на свою неосведомленность о форме и сроках предоставления таких сведений истцу, на неполучение от регистрирующего органа каких – либо предупреждений или требований об устранении нарушений закона в этой части, что свидетельствует об отсутствии умысла у ответчика противодействовать регистрирующему органу в исполнении последним своей контрольной функции.
Из материалов дела следует, что истцом в адрес ответчика (ДД.ММ.ГГГГ) по факту выявленных нарушений п. 3 и п. 3.1 ст. 32 ФЗ № 7 было направлено письменное предупреждение о необходимости устранения нарушения требований указанных норм закона за периоды: (ДД.ММ.ГГГГ) год, (ДД.ММ.ГГГГ) год, (ДД.ММ.ГГГГ), (ДД.ММ.ГГГГ) год, (ДД.ММ.ГГГГ), При этом, доказательств того, что данное предупреждение было направлено в адрес ответчика, им получено или имеется отказ в его получении, суду не представлено. Также суду не представлено доказательств, что такие предупреждения выносились и направлялись ответчику в периоды с (ДД.ММ.ГГГГ) по (ДД.ММ.ГГГГ), им получались и не исполнялись.
В соответствии с п. 5 п.п. 5 ст. 32 ФЗ № 7 в отношении некоммерческой организации уполномоченный орган и его должностные лица в порядке, установленном законодательством РФ, имеют право в случае выявления нарушения законодательства РФ или совершения некоммерческой организацией действий, противоречащих целям, предусмотренным ее учредительными документами, вынести ей письменное предупреждение с указанием допущенного нарушения и срока его устранения, составляющего не менее месяца. Предупреждение, вынесенное некоммерческой организации, может быть обжаловано в вышестоящий орган или в суд.
Неполучение ответчиком предупреждения за ранние периоды, в которых выявлены нарушения, не позволили ответчику своевременно устранить допущенные им нарушения закона в части предоставления сведений в регистрирующий орган. Неполучение ответчиком предупреждения от (ДД.ММ.ГГГГ) лишило последнего права на обжалование данного предупреждения или своевременного устранения отмеченных в нем нарушений закона.
Как следует из Устава некоммерческой организации, выписки из ЕГРЮЛ, и представленных ответчиком документов, она является действующей, с момента создания и по настоящее время ее место нахождения, руководящий орган, не изменились, судебные извещения получались по месту регистрации юридического лица.
На основе исследованных в ходе судебного разбирательства доказательств, и принимая во внимание, что возможность устранения допущенных нарушений не утрачена, суд приходит к выводу, что имевшие место в деятельности ответчика нарушения действующего законодательства, по своему характеру и их последствиям не могут являться достаточным основанием для ликвидации данной некоммерческой организации.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 197- 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении иска (Госорган2) по <адрес> к Фонду инвалидов, получивших увечья в военных конфликтах и потерявших работоспособность в связи с экологическими последствиями (Наименование1), Шастун Л. В. о ликвидации и возложении обязанности по ликвидации - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд в месячный срок со дня его вынесения.
Судья: Т.И. Натарова