Дело № 2-314/12
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
(ДД.ММ.ГГГГ) Коминтерновский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Ятленко В.В.,
при секретаре Репниковой Р.А.,
с участием представителя (Госорган6) <адрес> Димитренко Ю.В., представителя ответчика адвоката Черных Ю.М., представителя (Госорган7) Сажневой М.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению управы <адрес> городского округа <адрес> к Артемову В. И. о сносе самовольного сооружения,
УСТАНОВИЛ:
(Госорган6) <адрес> обратилась в суд с иском к Артемову В. И. о сносе самовольного сооружения – металлического павильона размерами 4,0 x5,0 м с остановочным навесом с территории земельного участка по <адрес> в установленном законом порядке, истец просил суд в случае неисполнения решения суда ответчиком в течении 10 дней с момента вступления его в законную силу, наделить (Госорган6) <адрес> правами по сносу самовольно установленного металлического павильона, размерами 4,0 x5,0 м с остановочным навесом с территории земельного участка по <адрес>, ссылаясь на следующие обстоятельства.
(ДД.ММ.ГГГГ) (Госорган5) <адрес> Артемову В.И. был выдан ордер на установку металлического павильона, размещенного по адресу: <адрес> Размеры металлического павильона 4,0 x 5,0 м. с остановочным навесом, площадь земельного участка составляет 44 кв.м..
Как указывает истец, (ДД.ММ.ГГГГ) истек срок действия ордера, (ДД.ММ.ГГГГ) в адрес ответчика (Госорган5) было направлено предписание (№) о необходимости в течение 15-ти дней демонтировать киоск. (ДД.ММ.ГГГГ) Артемову В.И. повторно было направлено предписание, которое не исполнено.
(ДД.ММ.ГГГГ) во исполнение решения <адрес> городской Думы (№) от (ДД.ММ.ГГГГ) «Об утверждении Положения о порядке установки и эксплуатации павильонов, киосков и выносного холодильного оборудования на территории городского округа <адрес>» (ст. 2, п. 2.7), городской межведомственной комиссией по установке и эксплуатации павильонов, киосков и выносного холодильного оборудования на территории городского округа <адрес> (протокол (№) от (ДД.ММ.ГГГГ)) управления главного архитектора администрации городского округа <адрес> было решено аннулировать разрешительную документацию у Артемова В.И. и произвести демонтаж павильона в связи с допущенными нарушениями - отсутствие действующей разрешительной документации.
(ДД.ММ.ГГГГ) управлением главного архитектора администрации городского округа <адрес> был издан приказ (№) о признании ордера (№)п от (ДД.ММ.ГГГГ), выданного Артемову В. И. на установку торгового павильона, расположенного по адресу: <адрес>, утратившим силу.
(ДД.ММ.ГГГГ) приказом (№) заместителя главы администрации - директора (Госорган3) <адрес> отменено разрешение на установку торгового павильона.
Основанием для заявленных требований является то обстоятельство, что Артемов В.И. самовольно занимает земельный участок под торговый павильон, не имеет документов о предоставлении права пользования земельным участком, чем нарушается земельное законодательство, а торговый павильон подлежит удалению с данного земельного участка.
<адрес>, обращаясь в суд, действует в интересах неопределенного круга лиц, нарушение прав которых заключается в том, что вследствие самовольной установки торгового павильона нарушаются права граждан на благоприятные условия жизни, создаются условия, препятствующие доступу к инженерным коммуникациям: кабелям электроэнергии и связи, трубопроводам и канализации, что в случае аварии на инженерных сооружениях при условии нахождения на них самовольных объектов значительных по весу и размерам может привести к тяжким последствиям, кроме того, неправомерно занимается земельный участок, который граждане вправе использовать по своему усмотрению, в том числе для прогулок, что послужило основанием для обращения в суд.
Определением Коминтерновского районного суда от (ДД.ММ.ГГГГ) к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, было привлечено (Госорган4) в <адрес> (л.д.46-47).
Определением Коминтерновского районного суда от (ДД.ММ.ГГГГ) к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено (Госорган7) (л.д.57-58).
В судебном заседании представитель истца – (Госорган6) <адрес> – Димитренко Ю.В. исковые требования поддержал, просил их удовлетворить.
Представитель ответчика адвокат Черных Ю.М. возражал относительно удовлетворения требований, считал, что права неопределенного круга лиц нарушатся именно при сносе торгового павильона.
Представитель третьего лица (Госорган7) - Сажнева М.А., возражала против удовлетворения заявленных требований, представив письменный отзыв на иск, согласно которому спорный объект дорожного сервиса находится в полосе отвода федеральной автомобильной дороги (Наименование2) от <адрес>, <адрес>, <адрес> до <адрес> на км 11+850 справа. Право собственности на полосу отвода зарегистрировано за РФ. Ответчику предоставлен частный сервитут на земельный участок. Компетенцией по сносу спорного объекта истец не наделен.
Ответчик Артемов В.И. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного слушания дела извещался надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие с участием его представителя.
Третье лицо – (Госорган2) <адрес> в судебное заседание представителя не обеспечил, о времени и месте судебного слушания дела извещался надлежащим образом, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Третье лицо - (Госорган1) <адрес> в судебное заседание представителя не направила, о времени и месте судебного слушания дела извещалась надлежащим образом, о причинах неявки представителя не сообщила.
Третье лицо - (Госорган4) в <адрес> в судебное заседание представителя не направило, о времени и месте судебного слушания дела извещалось надлежащим образом, о причинах неявки представителя не сообщило.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав участников процесса, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Порядок установки и эксплуатации киосков и павильонов на территории городского округа <адрес> регулируется Положением о порядке установки и эксплуатации павильонов, киосков и выносного холодильного оборудования на территории городского округа <адрес>, утвержденным Решением Воронежской городской Думы от (ДД.ММ.ГГГГ) (№)-II.
В соответствии с п. 3.1.Положения, павильоны, киоски устанавливаются на основании следующих разрешительных документов: ордера на установку павильонов, киосков; договора на установку павильонов, киосков и выносного холодильного оборудования; приказа директора департамента градостроительства и земельных отношений, разрешающего эксплуатацию павильонов, киосков и выносного холодильного оборудования.
Как установлено в ходе судебного разбирательства и не оспаривалось сторонами,
ответчик Артемов В.И. с (ДД.ММ.ГГГГ) зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, что подтверждается выпиской из ЕГРИП (л.д.119-121).
(ДД.ММ.ГГГГ) управлением главного архитектора администрации городского округа <адрес> Артемову В.И. был выдан ордер на установку металлического павильона, размещенного по адресу: <адрес>. Размеры металлического павильона 4,0 x 5,0 м. с остановочным навесом, площадь земельного участка составляет 44 кв.м. (л.д.10-11).
(ДД.ММ.ГГГГ) истек срок действия ордера.
(ДД.ММ.ГГГГ) в адрес ответчика управлением главного архитектора было направлено предписание (№) о необходимости в течение 15-ти дней демонтировать киоск (л.д.12). (ДД.ММ.ГГГГ) Артемову В.И. повторно было направлено предписание (л.д.13-14), которое им не исполнено.
(ДД.ММ.ГГГГ) во исполнение решения <адрес> городской Думы (№) от (ДД.ММ.ГГГГ) «Об утверждении Положения о порядке установки и эксплуатации павильонов, киосков и выносного холодильного оборудования на территории городского округа <адрес>» (ст. 2, п. 2.7), городской межведомственной комиссией по установке и эксплуатации павильонов, киосков и выносного холодильного оборудования на территории городского округа <адрес> (протокол (№) от (ДД.ММ.ГГГГ)) (Госорган5) <адрес> было решено аннулировать разрешительную документацию у Артемова В.И. и произвести демонтаж павильона в связи с допущенными нарушениями - отсутствие действующей разрешительной документации (л.д.15-17).
(ДД.ММ.ГГГГ) (Госорган5) округа <адрес> был издан приказ (№) о признании ордера (№)п от (ДД.ММ.ГГГГ), выданного Артемову В. И. на установку торгового павильона, расположенного по адресу<адрес>, утратившим силу (л.д.19).
(ДД.ММ.ГГГГ) приказом (№) заместителя главы администрации - директора (Госорган3) <адрес> отменено разрешение на установку вышеуказанного торгового павильона (л.д.20).
Обращаясь в суд с иском, (Госорган6) <адрес>, действует в интересах неопределенного круга лиц. Основанием заявленных требований истца является тот факт, что торговый павильон в настоящее время эксплуатируется без разрешительной документации, чем нарушаются права неопределенного круга лиц, с чем суд не может согласиться по следующим основаниям.
Постановлением Главы администрации <адрес> от (ДД.ММ.ГГГГ) (№) в соответствии с Законом РСФСР «О земельной реформе» земельный участок площадью 135,34 га, фактически занимаемый полосой отвода дороги в черте города предоставлен в бессрочное пользование государственному предприятию <адрес>. (ДД.ММ.ГГГГ) Комитетом по земельным ресурсам <адрес> выдано свидетельство на право бессрочного (постоянного) пользования землей (л.д.38-42).
Разрешенное использование – полоса отвода автодороги (Наименование2) (л.д.124).
Собственником спорного земельного участка является Российская Федерация, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности от (ДД.ММ.ГГГГ) (л.д.36)
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от (ДД.ММ.ГГГГ) земельный участок общей площадью 62431 кв.м. по адресу: <адрес>, восточная часть кадастрового квартала (№), на котором расположен спорный торговый павильон, находится на праве постоянного (бессрочного) пользования у (Госорган7) (л.д.37).
Согласно ст.3 Федерального закона №257-ФЗ от (ДД.ММ.ГГГГ) «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» полоса отвода федеральной автомобильной дороги является составной частью автомобильной дороги. В соответствии с Правилами установления и использования полос отвода федеральных автомобильных дорог, утвержденными Постановлением Правительства РФ от (ДД.ММ.ГГГГ) (№) «О порядке установления и использования полос отвода федеральных автомобильных дорог» полоса отвода является совокупностью земельных участков, предоставленных в установленном порядке для размещения конструктивных элементов и инженерных сооружений, защитных и декоративных лесонасаждений и устройств, других объектов, имеющих специальное назначение по обслуживанию указанной дороги и являющихся ее неотъемлемой технологической частью.
Как установлено судом, спорный объект дорожного сервиса находится в полосе отвода федеральной автомобильной дороги (Наименование2) от <адрес> на км 11+850 справа.
Земельный участок, занятый полосой отвода, предоставляется на праве постоянного (бессрочного) пользования учреждениям, подведомственным (Наименование1) (Федеральному дорожному агентству).
Постановлением Главы администрации <адрес> (№) от (ДД.ММ.ГГГГ) земельный участок, фактически занимаемый полосой отвода федеральной автомобильной дороги <адрес>, предоставлен в бессрочное пользование (Госорган8).
Артемов В.И. обратился в (Госорган8) для получения частного сервитута на земельный участок в полосе отвода автомобильной дороги федерального значения.
Согласно соглашению (№) от (ДД.ММ.ГГГГ) заключенному между (Госорган7) ((Госорган8)), с одной стороны (Владелец) и ИП Артемовым В.И. с другой стороны (Пользователь), Владелец предоставляет, а Пользователь принимает земельный участок полосы отвода федеральной автомобильной дороги общего пользования (далее Участок) площадью 44 кв.м., расположенный по адресу: на км 11+852 (право) автомобильной дороги Подъезд от автомобильной дороги (Наименование2) - от <адрес>, выделенный из единого землепользования категории земли населенных пунктов, отведенных под полосу отвода автомагистрали (Наименование2) от <адрес>, кадастровый номер (№), расположенный по адресу: <адрес> в границах, указанных в плане участка, прилагаемом к настоящему Соглашению и являющимся его неотъемлемой частью, площадь которого составляет 62431 кв. м. Участок предоставляется для размещения торгового павильона, совмещенного с остановочным павильоном (Технические условия от (ДД.ММ.ГГГГ) (№)) (л.д.73-80).
В соответствии с п. (ДД.ММ.ГГГГ) Постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в Положение о Федеральном дорожном агентстве и Положение о Министерстве транспорта Российской Федерации», п.1 Постановления Правительства Российской Федерации от (ДД.ММ.ГГГГ) (№) «Об утверждении Положения о Федеральном дорожном агентстве», установлено, что Федеральное дорожное агентство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, в полномочия которого входит предоставление гражданам или юридическим лицам земельных участков в границах полосы отвода автомобильной дороги федерального значения для размещения объектов дорожного сервиса.
В силу п. 4 ст. 25 Федерального закона от (ДД.ММ.ГГГГ) N 257-ФЗ (ред. от (ДД.ММ.ГГГГ)) "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги, предназначенные для размещения объектов дорожного сервиса, для установки и эксплуатации рекламных конструкций, могут предоставляться гражданам или юридическим лицам для размещения таких объектов. В отношении земельных участков в границах полосы отвода автомобильной дороги, предназначенных для размещения объектов дорожного сервиса, для установки и эксплуатации рекламных конструкций, допускается установление частных сервитутов в порядке, установленном гражданским законодательством и земельным законодательством, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей. Земельные участки для размещения объектов дорожного сервиса, установки и эксплуатации рекламных конструкций в границах полосы отвода автомобильной дороги федерального значения предоставляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, или Государственной компанией "Российские автомобильные дороги" в случае, если автомобильные дороги переданы ей в доверительное управление.
В соответствии с ч.4.1 ст. 25 Федерального закона от (ДД.ММ.ГГГГ) N 257-ФЗ допускается использование гражданами или юридическими лицами земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог (за исключением частных автомобильных дорог) в целях строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов дорожного сервиса, их эксплуатации, установки и эксплуатации рекламных конструкций на условиях частного сервитута. Полномочия собственника земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог (за исключением частных автомобильных дорог) при заключении соглашений об установлении частных сервитутов осуществляют владельцы автомобильных дорог. Соглашения об установлении частных сервитутов в отношении земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог в целях строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов дорожного сервиса, их эксплуатации, установки и эксплуатации рекламных конструкций заключаются по согласованию с органом государственной власти или органом местного самоуправления, уполномоченными на предоставление данных земельных участков владельцам автомобильных дорог. При этом прекращение права постоянного (бессрочного) пользования данными земельными участками не требуется.
Ст. 269 ГК РФ предусматривает, что лицо, которому земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование, осуществляет владение и пользование этим участком в пределах, установленных законом, иными правовыми актами и актом о предоставлении участка в пользование.
Лицо, которому земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование, вправе, если иное не предусмотрено законом, самостоятельно использовать участок в целях, для которых он предоставлен, включая возведение для этих целей на участке зданий, сооружений и другого недвижимого имущества. Здания, сооружения, иное недвижимое имущество, созданные этим лицом для себя, являются его собственностью.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о правомерности установления сервитута в отношении земельного участка в границах полосы отвода автомобильной дороги, согласно соглашению (№) от (ДД.ММ.ГГГГ) об установлении сервитута, заключенному между (Госорган8) и ИП Артемовым В.И..
Таким образом, ответчик имеет право пользования спорным земельным участком. В связи с чем, суд находит несостоятельными доводы истца о неправомерном использовании земельного участка ответчиком и нарушении тем самым прав неопределенного круга лиц.
Ссылку истца на те обстоятельства, что вследствие самовольной установки торгового павильона нарушаются права граждан на благоприятные условия жизни, создаются условия, препятствующие доступу к инженерным коммуникациям: кабелям электроэнергии и связи, трубопроводам и канализации, что в случае аварии на инженерных сооружениях при условии нахождения на них самовольных объектов значительных по весу и размерам может привести к тяжким последствиям, суд считает необоснованными, доказательств того, что спорное сооружение представляет собой угрозу прав, свобод и законных интересов граждан в материалах дела не имеется.
В соответствии с п. 5, 7, 15, 17, 25 - 26 ч. 1 ст. 16 Федерального закона РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа; создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания; создание условий для организации досуга и обеспечения жителей городского округа услугами организаций культуры; организация благоустройства и озеленения территории городского округа, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа; утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городского округа, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах городского округа для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель городского округа.
Анализ приведенных норм позволяет сделать вывод, что вопросы благоустройства и организации дорожного движения на территории муниципального образования отнесены к компетенции органов местного самоуправления в отношении автомобильных дорог местного значения.
Согласно п. 3 ст. 14 Постановления <адрес> городской Думы от (ДД.ММ.ГГГГ) N 150-I (ред. от (ДД.ММ.ГГГГ)) "Об Уставе городского округа город <адрес>" к компетенции городского округа <адрес> относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа.
Управа района городского округа является территориальным исполнительно-распорядительным органом администрации городского округа и осуществляет свою деятельность в соответствии с положением, утверждаемым постановлением администрации городского округа согласно ст. 49 Постановления <адрес> городской Думы от (ДД.ММ.ГГГГ) N 150-I.
Согласно п. (ДД.ММ.ГГГГ). Постановления (Госорган1) <адрес> от (ДД.ММ.ГГГГ) N 348 (ред. от (ДД.ММ.ГГГГ)) "Об утверждении Положения об управе <адрес> городского округа <адрес>" на основании представленного управлением главного архитектора департамента градостроительства и архитектуры администрации городского округа <адрес> комплекта документов осуществляет принудительный демонтаж нестационарных торговых объектов; готовит и направляет в суд материалы о принудительном демонтаже нестационарных торговых объектов.
Из анализа указанных выше правовых норм следует, что управа района наделена полномочиями на обращение в суд с требованиями о принудительном демонтаже торговых объектов, расположенных на земельных участках находящихся в муниципальной собственности, а поскольку спорный объект расположен в полосе отвода земельного участка, находящегося в федеральной собственности, управа района не вправе обращаться в суд с подобными требованиями, т.е. в данном случае иск заявлен ненадлежащим истцом.
При указанных обстоятельствах исковые требования (Госорган6) <адрес> к Артемову В. И. удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении искового заявления (Госорган6) <адрес> к Артемову В. И. о сносе самовольного сооружения – отказать.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующая судья подпись В.В.Ятленко
Решение суда в окончательной форме
изготовлено (ДД.ММ.ГГГГ)
Копия верна
Судья:
Секретарь: