Дело №
Поступило в суд ДД.ММ.ГГГГ
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Федеральный суд общей юрисдикции <адрес> в составе:
Председательствующего судьи ФЕОФАНОВОЙ В.Ю.
При секретаре КАЛИНИНОЙ Е.В.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мерщиевой ФИО5 к территориальному Управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по <адрес> о признании права собственности,
У С Т А Н О В И Л:
Мерщиева И.В. обратилась в районный суд с исковым заявлением к территориальному Управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по <адрес> о признании права собственности на земельный участок площадью 2000 кв.м. для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного на землях населенных пунктов, с местоположением по <адрес> в <адрес>.
По утверждению истца, ДД.ММ.ГГГГ умер ее отец, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. После его смерти осталось наследственное имущество - земельный участок площадью 2000 кв.м., с разрешенным использованием для ведения личного подсобного хозяйства, расположенный на землях населенных пунктов с местоположением по <адрес> <адрес>.
Указанный земельный участок был предоставлен бесплатно в собственность ФИО1 в соответствии с Законом РФ «О земельной реформе», на основании выписки из решения № администрации <адрес> сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и свидетельства о праве собственности на землю от ДД.ММ.ГГГГ
В связи с перерегистрацией адресов земельных участков и иных объектов недвижимости на территории муниципального образования <адрес> сельсовета, на основании постановления № главы администрации <адрес> сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанному земельному участку по <адрес> присвоен новый номер - <адрес> в <адрес>.
Согласно справке администрации <адрес> сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, постоянно проживал и состоял на регистрационном учете по адресу: <адрес> в <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ, то есть по день смерти.
Действительно, в ДД.ММ.ГГГГ г. ФИО1 по простой письменной сделке был приобретен в собственность одноэтажный бревенчатый жилой дом, общей площадью 28,6 кв.м., в том числе жилой площадью 18,0 кв.м., состоящий из комнаты и кухни. На указанный момент времени он состоял в фактических брачных отношениях с матерью истца. До ДД.ММ.ГГГГ г. родители истца совместно с ней проживали в указанном доме, вели общее совместное хозяйство. Однако, в <адрес>. фактические брачные отношения между родителями истца были прекращены, и ее мать, собрав все свои вещи, переехала совместно с истцом в другой жилой дом, расположенный на этой же улице села. У Мерщиевой И.В. с отцом были хорошие отношения, и она проживала периодически у отца, периодически у матери. Обучаясь в старших классах школы, истец переехала в жилой дом своего отца на постоянное место жительства. В ДД.ММ.ГГГГ г., при достижении совершеннолетия, истец была зарегистрирована в жилом доме по <адрес> в <адрес>.
Последние годы своей жизни ФИО1 злоупотреблял спиртными напитками, нигде не работал. Техническое состояние жилого дома пришло в аварийное состояние. При проведении в ДД.ММ.ГГГГ г. федеральной дороги через <адрес>, и осуществлении насыпи и твердого грунта для устойчивости дорожного полотна, изменилось направление и увеличилась сила потока паводковой воды. В результате таяния снега каждую весну жилой дом ФИО1 затопляло, причем вода достигала высоты окон дома, что несомненно влекло разрушение бревенчатого жилого дома. В частности, паводковыми водами постепенно был размыт фундамент дома, по причине стояния воды в течение нескольких дней постепенно сгнили нижние бревенчатые балки дома, провалился пол, входная дверь покосилась, в ДД.ММ.ГГГГ г. от сырости посыпалась штукатурка в жилом помещении, дом накренился на бок, поэтому, чтобы не обрушился потолок, в доме отцом истца были установлены балки. Проживание в доме стало опасным для жизни и здоровья, жилое помещение стало непригодным для проживания в нем.
Каких-либо документов, подтверждающих право собственности на жилой дом, не имеется. Поэтому, в связи с невозможностью проживания в доме в связи с техническим состоянием и отсутствием правоустанавливающих документов, приобретение истцом права наследования на жилой дом она считает нецелесообразным.
В соответствии со справкой отдела архивной службы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, в документах исполкома <адрес> совета народных депутатов, <адрес> сельского совета за ДД.ММ.ГГГГ г.г. сведений о проведении правовой регистрации домовладения по адресу <адрес>
Сохранение постройки создает угрозу жизни и здоровью граждан, ее необходимо снести.
Мерщиева И.В. является единственной дочерью и, соответственно, наследницей имущества после смерти ФИО1 В зарегистрированном браке он не состоял.
Для приобретения наследства наследник должен его принять. В соответствии со ст. 1153 ГК РФ принятие наследства осуществляется одним из двух предусмотренных законом способов: путем подачи заявления о принятии наследства в нотариальную контору по месту открытия наследства либо фактического вступления во владение наследственным имуществом.
После смерти отца истец не обращалась с заявлением к нотариусу о принятии наследства. Вместе с тем, фактически приняла наследство.
Под фактическим вступлением во владение наследственным имуществом, подтверждающим принятие наследства следует иметь виду любые действия наследника по управлению, распоряжению, пользованию этим имуществом, в том числе и частью наследства, поддержанию его в надлежащем состоянии и так далее.
С ДД.ММ.ГГГГ г. по настоящее время Мерщиева И.В. проживает совместно с мужем в его доме в <адрес>. Однако после смерти своего отца, весной ДД.ММ.ГГГГ. истец навела порядок в доме, выбросив его старые вещи - комод, кровать, кухонный шкаф и т.п., а также сожгла его личные вещи, предметы одежды. Какого-либо ценного имущества в доме не было. Во время отсутствия в селе Мерщиева И.В. поручает осуществлять присмотр за домом соседям. В летний период времени истцом обрабатывался приусадебный земельный участок (скашивалась трава), осенью – уборка сухой травы.
Таким образом, истец осуществляет фактические действия, свидетельствующие об управлении, пользовании и распоряжении наследственным имуществом.
В соответствии с п.2 ст. 1153 ГК РФ признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом либо принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц.
Вместе с тем, выдача свидетельства о праве на наследство по закону является невозможным, поскольку установление факта принятия наследства осуществляется в судебном порядке. Кроме того, в правоустанавливающих документах на земельный участок допущена ошибка в написании фамилии отца истца - «ФИО7 когда как необходимо писать ФИО1». При получении документов на земельный участок отец истца не обратил особого внимания на допущенную ошибку в написании фамилии, предполагая, что при предъявлении паспорта личности все сомнения в принадлежности земельного участка будут устранены.
Истец полагает, что в документах на земельный участок - выписке из решения № администрации <адрес> сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и свидетельстве о праве собственности на землю от ДД.ММ.ГГГГ допущена техническая ошибка в написании фамилии ее отца, что связано с особенностью ее произношения. Согласно свидетельства о ее рождении, свидетельства о смерти отца, данных домовой книги, справки администрации <адрес> сельсовета и других документах, фамилия отца истца, и, соответственно, истца - ФИО1 и ФИО1.
Земельный участок по <адрес> в <адрес> предоставлен бесплатно в собственность ФИО1 во исполнение Закона РФ «О земельной реформе», согласно данным похозяйственных книг <адрес> сельсовета. Другой человек с данными ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, не проживал по <адрес> в <адрес>.
Право собственности ФИО1, возникшее у него при жизни, на земельный участок площадью 2000 кв.м., по <адрес> в <адрес> <адрес> подтверждается выпиской из государственного кадастра недвижимости, выданной ДД.ММ.ГГГГ ФГУ «Земельная кадастровая палата» по <адрес>.
В сложившейся ситуации истец вынуждена обратиться в суд с иском о признании за собой права собственности на имущество, оставшееся после смерти ФИО1
В соответствии со ст. 1152 ГК РФ принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит регистрации.
Спора о наследстве нет. Имущество в собственность государства не перешло.
Право собственности на жилой дом и земельный участок по <адрес> в <адрес> ни за кем не зарегистрировано в Управлении Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии по <адрес>.
Истец полагает, что на основании вышеуказанных обстоятельств, может приобрести право собственности на наследственное имущество, и удовлетворение настоящих исковых требований не противоречит требованиям закона, не нарушает права и интересы третьих лиц, а также позволит ей осуществить наследственные права.
Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> в судебное заседание не явился, представил заявление, в котором просит рассмотреть дело в его отсутствие. Против удовлетворения исковых требований не возражают.
Заслушав истца, исследовав письменные материалы дела, допросив свидетелей ФИО2 ФИО3, суд приходит к выводу о законности и обоснованности заявленных требований.
Свидетель ФИО2 в судебном заседании пояснил, что семью ФИО5 знает длительное время. Ее отец ФИО1 умер в ДД.ММ.ГГГГ г., после его смерти Мерщиева И.В. приняла наследство. Она присматривает за домом, скашивает траву на земельном участке, забрала из дома вещи отца. Дом для проживания не пригоден.
Свидетель ФИО3 в судебном заседании дал аналогичные показания.
Заявленные исковые требования подтверждаются также письменными материалами дела: справкой отдела архивной службы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 7, 22); выпиской из решения № администрации <адрес> сельсовета <адрес> <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 8); свидетельством о праве собственности на землю (л.д. 9-10); уведомлением Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> (л.д. 11-12); свидетельством о рождении Мерщиевой И.В. (л.д. 13); свидетельством о смерти ФИО4 (л.д. 14); копией домовой книги (л.д. 15-16); копией паспорта истца (л.д. 17); кадастровым паспортом земельного участка (л.д. 18); выпиской из похозяйственной книги (л.д. 19); справкой администрации <адрес> сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 20); постановлением № главы администрации <адрес> сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 21); сообщением нотариуса нотариального округа <адрес> (л.д. 24).
В судебном заседании установлено, что отцу истца на праве собственности принадлежал земельный участок площадью 2000 кв.м. для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного на землях населенных пунктов, с местоположением по <адрес> в <адрес>. Мерщиева И.В. фактически приняла наследство после смерти отца как единственный наследник по закону 1 очереди. Однако, оформить свое право собственности во внесудебном порядке истец не может, поскольку в правоустанавливающих документах на спорный земельный участок фамилия наследодателя искажена, указана как ФИО7 ФИО6.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 209, 1142,1152,1153 ГК РФ, ст. 196-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать за Мерщиевой ФИО5 право собственности на земельный участок площадью 2000 кв.м. для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного на землях населенных пунктов, с местоположением по <адрес> в <адрес>.
Решение может быть обжаловано в <адрес> областной суд в течение 10 дней после его вынесения.
Судья: В.Ю. Феофанова