Дело №
Поступило в суд ДД.ММ.ГГГГ
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Федеральный суд общей юрисдикции <адрес> в составе:
Председательствующего судьи НИКУЛИНОЙ О.В.
При секретаре ДИСЕНОВОЙ Б.Н.
Представителя истца ПЛИСЕЦКОЙ О.В., предоставившей удостоверение № и ордер № от ДД.ММ.ГГГГ Коллегии адвокатов <адрес>
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лаптевой ФИО6 к территориальному Управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по <адрес> о признании права собственности,
У С Т А Н О В И Л:
Лаптева А.С. обратилась в районный суд к территориальному Управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по <адрес> с иском о признании права собственности на одноэтажный жилой дом, обшей площадью 27,8 кв.м., в том числе жилой площадью 14,4 кв.м., и земельный участок площадью 3000 кв.м. для ведения личного подсобного хозяйства, расположенный на землях населенных пунктов, с местоположением объектов по <адрес>.
По утверждению истца, ДД.ММ.ГГГГ умерла ее мать, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. После ее смерти осталось наследственное имущество - жилой дом и земельный участок по <адрес> <адрес>, а также право на денежный вклад в банке.
При своей жизни ФИО1 распорядилась принадлежащим имуществом, составив ДД.ММ.ГГГГ завещание, в котором все свое имущество завещала Лаптевой А.С. Указанное завещание было удостоверено исполнительным комитетом <адрес>. Вместе с тем, нотариусом завещание ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ не принято во внимание, как не соответствующее порядку его удостоверения (муниципальное образование не является государственным органом, уполномоченным законом правом на указанный период времени, осуществлять нотариальные действия). Поэтому наследование имущества после смерти ФИО1 осуществлялось истцом по закону.
В установленный законом срок после открытия наследства Лаптева А.С. обратилась к нотариусу с заявлением о принятии наследства после смерти ФИО1
ДД.ММ.ГГГГ г. нотариусом <адрес> нотариального округа истцу выданосвидетельство о праве на наследство по закону, реестр №, на право требованиявозврата денежных сумм ( вкладов).
Однако, на основании ст. 72 Основ законодательства РФ о нотариате, ст. 1112 ГК РФ, свидетельство о праве на наследство на жилой дом и земельный участок по <адрес> не может быть выдано, поскольку Лаптевой А.С. не представлены документы, подтверждающие в полном объеме право собственности наследодателя на имущество.
Поэтому в сложившейся ситуации истец вынуждена обратиться в суд с иском о включении в наследственную массу после смерти ФИО1 жилого дома и земельного участка по <адрес>, и признании права собственности на объекты недвижимости за собой по праву наследования.
В судебном заседании истец Лаптева А.С., ее представитель поддержали заявленные требования в полном объеме, просили их удовлетворить.
Представитель территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по <адрес> в судебное заседание не явился, извещен своевременно, причину неявки не сообщил.
Заслушав истца Лаптеву А.С., представителя истца Плисецкую О.В. поддержавших заявленные требования в полном объеме, свидетелей, изучив предоставленные доводы и письменные материалы дела, суд находит требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Так свидетель ФИО2 в судебном заседании пояснила, что знает истца, знала и ее мать ФИО1, поскольку проживала с ней по соседству. В ДД.ММ.ГГГГ г. ФИО1 купила дом у родственника свидетеля, ФИО3, и проживала там до момента своей смерти. Дом был ухожен, регулярно проводился ремонт, земельный участок обрабатывался. После смерти ФИО1 единственной наследницей является Лаптева А.С. Она осуществляет уход за домом и земельным участком.
Свидетель ФИО4 в судебном заседании дала аналогичные показания. Кроме того, пояснила, что <адрес> – не село, а деревня.
Обоснованность требований подтверждается также письменными материалами дела: копией паспорта истца (л.д. 7); свидетельством о смерти ФИО1 (л.д. 8); справкой администрации <адрес> сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 9); выпиской из домовой книги (л.д. 10); свидетельством о рождении ФИО6 (л.д. 11); свидетельством о браке между ФИО5 и ФИО6 (л.д. 12); копией завещания ФИО1 (л.д. 13); свидетельством о праве на наследство по закону (л.д. 14); решением № исполнительного комитета <адрес> Совета народных депутатов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 15); постановлением № администрации <адрес> сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 16); информацией о наличии, местонахождении, составе, техническом состоянии, оценке и принадлежности недвижимого имущества (л.д.17); планом объекта (л.д. 18-20); решением № администрации <адрес> сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 21-22); свидетельством о праве собственности на землю (л.д. 23); архивной справкой (л.д. 24); постановлением № администрации <адрес> сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 25); уведомлением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> (л.д. 26-27); техническим паспортом на жилой дом (л.д. 28-29); кадастровым паспортом земельного участка (л.д. 30).
В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита права может быть осуществлена путем его признания.
Устанволено, что в 1975 г. ФИО1 по договору купли-продажи в простой письменной форме в д. <адрес> был приобретен жилой дом в собственность для собственного проживания в нем.
В целях учета принадлежности земельных участков, полезной площади строений и начисления налоговых и страховых платежей, исполнительный комитет <адрес> Совета народных депутатов обязал бюро технической инвентаризации зарегистрировать домовладения на правах личной собственности граждан, согласно похозяйственных книг и жилых домов.
Решением № исполнительного комитета <адрес> Совета народных депутатов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, БТИ <адрес> обязано зарегистрировать за ФИО1 право собственности на жилой дом по <адрес>.
Согласно постановлению № администрации <адрес> сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ жилому дому по <адрес> присвоен новый номер дома - <адрес>.
Вместе с тем, ФИО1 при жизни в БТИ <адрес> не было получено регистрационное удостоверение на указанный выше жилой дом. Она добросовестно заблуждалась в необязательности получения ею данного документа, поскольку считала себя собственницей жилого дома на основании решения № <адрес> РИК от ДД.ММ.ГГГГ Однако, ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 БТИ <адрес> выдан технический паспорт на жилой дом, с указанием принадлежности последней на праве собственности данного объекта. Неполучение ФИО1 регистрационного учета также связано с ее неграмотностью и престарелым возрастом.
При своей жизни ФИО1 проводила ремонт в доме, постоянно проживала в жилом помещении. Считая себя собственницей жилого дома, ФИО1 на случай своей смерти сделала распоряжение принадлежащим имуществом, о чем составила ДД.ММ.ГГГГ завещание, в том числе на жилой дом по <адрес> в д. <адрес>.
На основании справки администрации <адрес> сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 постоянно проживала и состояла на регистрационном учете с ДД.ММ.ГГГГ (данные похозяйственной книги за более ранний период не сохранились) по ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>. По данному адресу больше никто не зарегистрирован и не проживает.
Проведение государственной регистрации права собственности за ФИО1 на жилой дом в настоящее время по причине прекращения ее правоспособности является невозможным.
Таким образом, после смерти ФИО1 в состав наследственной массы может быть включен жилой дом по <адрес> <адрес>
Как собственнице жилого дома, ФИО1 на основании решения № администрации <адрес> сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, в собственность для приусадебного участка предоставлен земельный участок площадью 0,30 га по <адрес>
Однако в свидетельстве о праве собственности на землю от ДД.ММ.ГГГГ допущены ошибки в написании фамилии матери истца - ФИО7, неправильно сделана ссылка на номер и дату правоустанавливающего документа на земельный участок (решение администрации сельского совета № от ДД.ММ.ГГГГ, а также неверно указано административная единица населенного пункта - <адрес>.
Указанные ошибочные данные в части внесены в сведения государственного кадастра недвижимости.
Так, на основании Кадастрового паспорта земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ на праве индивидуальной собственности за ФИО1 зарегистрировано право собственности на земельный участок площадью 3000 кв.м. с разрешенным использованием для ведения личного подсобного хозяйства, с местоположением: <адрес>.
На основании справки отдела архивной службы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, в свидетельстве о праве собственности на землю ФИО1 по <адрес> сельсовету <адрес> <адрес>) вместо действительного номера постановления № и даты издания данного постановления ДД.ММ.ГГГГ, указан регистрационный номер и дата выдачи свидетельства ФИО1 (№ от ДД.ММ.ГГГГ).
Согласно постановлению № администрации <адрес> сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ земельному участку по <адрес> в д. <адрес> присвоен новый номер дома - <адрес>.
В соответствии с п.4 ст. 16 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» если иное не установлено Федеральным законом, никто не вправе требовать иначе как на основании решения суда, в том числе в связи с совершением сделки, от собственника поставленного на учет объекта недвижимости или от иного лица осуществления учета изменений данного объекта недвижимости.
Согласно п. 5 ст. 20 ФЗ с заявлением об учете адреса правообладателя объекта недвижимости вправе обратиться собственник такого объекта недвижимости.
Внесение изменений в свидетельство о праве собственности на землю, а также государственный кадастр недвижимости является невозможным в связи со смертью его правообладателя - ФИО1
Суд находит, что при жизни ФИО1 указанный земельный участок принадлежал ей на праве собственности и наличие вышеуказанных ошибок носит технический характер.
В соответствии с подп. 5 п. 1 ст.1 Земельного кодекса РФ одним из основных принципов земельного законодательства является единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельным участком объекты следуют судьбе земельных участков.
Таким образом, после смерти ФИО1 в состав наследственной массы может быть включен земельный участок по <адрес> в д. <адрес>
Земельный участок и жилой дом в собственность государства не перешли. Спора о наследстве нет.
Право собственности на жилой дом и земельный участок в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ни за кем не зарегистрировано.
В соответствии со ст. 1152 ГК РФ принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит регистрации.
С момента смерти ФИО1 истец осуществляет надзор и уход за жилым домом и земельным участком по вышеуказанному адресу, таким образом, вступила в фактическое владение и управление наследственным имуществом.
На основании вышеуказанных норм и обстоятельств Лаптева А.С. может приобрести право собственности на наследственное имущество, и удовлетворение настоящих исковых требований не противоречит требованиям закона, не нарушает права и интересы третьих лиц, а также позволит ей осуществить наследственные права.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать за Лаптевой ФИО6 право собственности на одноэтажный жилой дом, обшей площадью 27,8 кв.м., в том числе жилой площадью 14,4 кв.м., и земельный участок площадью 3000 кв.м. для ведения личного подсобного хозяйства, расположенный на землях населенных пунктов, с местоположением объектов по <адрес> в д. <адрес>.
Решение может быть обжаловано в <адрес> суд в течение 10 дней после его вынесения.
Судья: О.В. Никулина